EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Комплексная проба направлена на самоопределение учащегося...»
Татарников А.Н., Корнеева Т.Б., ОЦ "Школьный университет"
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеРазвитие проф. компетенций...

 


Развитие профессиональных компетенций старшеклассников в условиях прохождения виртуальной допрофессиональной пробы (на примере профессии "Администратор локальной сети")

Татарников Алексей Николаевич, сотрудник методического отдела Образовательного центра "Школьный университет" Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники

Корнеева Татьяна Борисовна, зам.директора по методической работе ОЦ "Школьный университет"

Подготовка молодежи к жизни и труду была и остается одной из важнейших общественных задач. Кризисные явления в экономике, выражающиеся в высоком уровне безработицы, требуют поиска на всех уровнях различных подходов к решению проблем профессионального самоопределения молодежи.

Ошибка в выборе профессии иногда чревата для человека серьезными социальными последствиями, которые проявляются в невозможности реализации молодыми людьми своих способностей и осуществления призвания. Задача всех социальных институтов нашего общества - обеспечить гарантированную государственную помощь каждому человеку в том, чтобы он правильно выбрал профессию, а значит - сделал правильный выбор своей судьбы.

Особое место в профессиональном самоопределении подрастающего поколения должно принадлежать школе. Сейчас в условиях введения профильного обучения в старших классах, возникает необходимость формирования у подростков и старшеклассников адекватных представлений о профессиональной деятельности в рамках выбранного профиля и собственной готовности к ней.

При организации классов информационно-технологического профиля следует познакомить учащихся с профессиями и специальностями, которые относятся к этому профилю. Это можно сделать с помощью виртуальных допрофессиональных проб. Под виртуальной допрофессиональной пробой понимается испытание (в форме игры), моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид. Продолжительность каждой профессиональной пробы составляет 2-6 часов в зависимости от ее сложности.

Рассмотрим методику прохождения учащимися виртуальной допрофессиональной пробы на примере профессии "Администратор локальной компьютерной сети".

Современные локальные вычислительные сети являются сложными аппаратно-программными системами, которые используются сотнями и даже тысячами пользователей. Организация эффективного использования сетевых ресурсов, поддержание работоспособности сети, ее развитие и совершенствование - ответственная, трудоемкая и сложная задача. Решается она созданием службы администрирования сети, во главе которой стоит администратор сети.

Задачи комплексной пробы состоят в:

  1. ознакомлении учащихся с профессиональной сферой сетевого администратора;
  2. создании условий для качественного выполнения пробы;
  3. моделировании основных принципов профессиональной деятельности в данной предметной области.

Комплексная проба включает в себя три этапа:

  1. подготовительный (обучающий), в котором учащиеся получают некоторую информацию об администрировании локальных вычислительных сетей;
  2. практический этап включает проигрывание определенных смоделированных ситуаций и выполнение практических заданий;
  3. подведение итогов и рекомендации на будущее.

Комплексная проба направлена на самоопределение учащегося, на формирование адекватного восприятия профессии "администратор сети". Поскольку предоставление администраторских полномочий учащимся при работе в реальной сети чревато различными последствиями, задания были подобраны таким образом, чтобы для их выполнения не требовалось особых прав.

Профессионально-важными качествами администратора сети являются:

  • дисциплинированность;
  • аккуратность;
  • хорошая память;
  • способность к самоорганизации;
  • аналитическое мышление;
  • исполнительность.

Сетевое администрирование распространяется на пять основных областей, с которыми должен быть хорошо знаком администратор сети:

  • управление пользователями - создание и поддержка учетных записей пользователей, управление доступом пользователей к ресурсам;
  • управление ресурсами - установка и поддержка сетевых ресурсов;
  • управление конфигурацией - планирование конфигурации сети, ее расширение, а также ведение необходимой документации;
  • управление производительностью - мониторинг и контроль основных операций для поддержания и улучшения производительности системы;
  • поддержка - предупреждение, выявление и решение проблем сети.

Учитывая области сетевого управления, можно построить примерную пирамиду обязанностей сетевого администратора:

  1. Решение сетевых проблем.
  2. Обучение и консультация пользователей.
  3. Модернизация и замена компонентов сети.
  4. Модернизация программного обеспечения и установка нового.
  5. Управление пользовательскими учетными записями.
  6. Конфигурирование и обслуживание пользовательских (клиентских) настольных систем.
  7. Анализ производительности, обеспечение защиты сети.
  8. Обслуживание аппаратных и программных средств сервера и сети.
  9. Планирование действий в аварийных ситуациях.
  10. Резервное копирование и восстановление данных.
  11. Планирование расширения сети.

В соответствии с пирамидой обязанностей сетевого администратора профессиональная проба может быть разделена на три уровня сложности.

1 уровень (с участием преподавателя)

Технологический компонент: Знакомство с сетевыми ресурсами и способоми доступа к ним.

Ситуативный компонент: Создание виртуальных учетных записей для различных групп пользователей с указанием прав доступа к различным сетевым ресурсам.

Функциональный компонент: Разработка документации по работе с сетевым ресурсом.

2 уровень (под наблюдением преподавателя)

Технологический компонент: При выполнении этого задания учащиеся должны познакомиться с основными аспектами политики учетных записей:

  • максимальный и минимальный сроки действия паролей (пароль никогда не истекает, или разрешается немедленное изменение пароля);
  • минимальная длина пароля в символах;
  • уникальность пароля (число новых паролей, которые необходимо ввести, прежде чем использовать старый);
  • блокировка учетных данных (определяет максимально допустимое число попыток регистрации под данным именем);
  • интервал времени в минутах, по истечении которого сбрасывается счетчик числа попыток регистрации;
  • длительность блокировки в минутах, после которой учетные записи автоматически разблокируются.

Ситуативный компонент: Моделируется некоторая сетевая проблема и учащиеся находят способы ее решения.

Функциональный компонент: Знакомство с различным сетевым оборудованием, его характеристиками на примере сети класса (школы).

3 уровень (самостоятельно)

Цель: спроектировать локальную сеть.

Технологический компонент: Сформулировать аппаратные требования к рабочим станциям, серверу и принтеру.

Ситуативный компонент: Просмотреть прайсы компьютерных фирм и выбрать оптимальную фирму-поставщика оборудования.

Функциональный компонент: Нарисовать схему сети и подготовить сметную стоимость расходов на оборудование и базовое программное обеспечение.

Общее подведение итогов и рекомендации на будущее

Для обработки результаты комплексной пробы целесообразно свести в следующую таблицу:

Компонент

Этап

Профессионально-важные качества

Максимальное количество баллов

Балл

Технологический

I этап

Умение работать с оснасткой «Сетевое окружение», знание основных принципов организации работы в сети

5

 

II этап

Знание команды NET , умение анализировать выдаваемую ей информацию

10

 

III этап

Знание основных характеристик аппаратного обеспечения, умение применять полученные знания на практике

15

 

Ситуативный

I этап

Умение анализировать поставленную задачу

10

 

II этап

Умение анализировать поставленную задачу

15

 

III этап

Умение анализировать поставленную задачу и находить информацию для ее решения

20

 

Функциональный

I этап

Умение документировать свои действия

15

 

II этап

Знания сетевой архитектуры, умение применить их на практике

20

 

III этап

Умение планировать свои действия

25

 

Итого

135

 

Выполнение этой профессиональной пробы позволит учащемуся определить наличие профессионально-важных качеств для администратора локальной сети, а также утвердить или изменить свой профессиональный выбор.

Для развития профессиональных компетенций старшеклассников, обучающихся в различных профильных классах с целью их дальнейшего профессионального самоопределения, следует выполнить несколько допрофессиональных проб. В частности, для учащихся информационно-технологического профиля можно рекомендовать дополнительно пробы по следующим профессиям и специальностям:

  • системный программист;
  • системотехник;
  • веб-дизайнер;
  • оператор ПК;
  • разработчик баз данных и информационных систем и т. д.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Татарников А.Н., Корнеева Т.Б., Развитие профессиональных компетенций старшеклассников в условиях прохождения виртуальной допрофессиональной пробы (на примере профессии "Администратор локальной сети") // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-17.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта