EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Образование - бесценно, оно - вне калькуляции. Важно именно будущее...»
Кулешова Г.М., директор Школы менеджеров
Интернет-журнал «Эйдос»Модернизация образованияНовая философия образования

 


Инновация как новая философия образования

Кулешова Галина Михайловна, директор Школы менеджеров Негосударственного учреждения дополнительного образования г. Нефтекамска Республики Башкортостан

Одна из главных проблем образования - повышение качества функционирования любой образовательной системы и гарантированность этого качества - тесным образом связана с инновациями. Мы находимся на волне всеобщего интереса к этой главной проблеме. Так в этом году в г. Новосибирске состоялась VI Международная научно-методическая конференция "Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы", организованная Министерством образования и науки РФ. Однако по-прежнему, говоря о качестве образования, многие неоднозначно подходят к определению этого понятия. Понятнее говорить о качестве знаний - сложнее - о качестве образования.

Одной из главных проблем, на наш взгляд, является проблема сопротивления переменам. Она заключается в многочисленных барьерах на пути к улучшениям. Эти барьеры, существующие в образовательных системах, заключаются в:

  • Нежелании меняться
  • Страхе перед неудачей
  • Страхе перед неизвестным: "Что будет со мной после изменений?"

С другой стороны в образовании есть ещё одно явление- тотальное внедрение нового. Не случайно одно из "модных" слов в педагогических кругах- "инновация". Как сделать, чтобы все участники образовательного процесса стали частью осознанных перемен и принадлежали им? Как вместо страха или самоуверенности поселить вызов в образовательной организации? Ведь вызов побуждает нас к самосовершенствованию, к учебе? Замечено, что люди не сопротивляются переменам, они сопротивляются тому, чтобы ИХ меняли.

Попробуем с филологической точки зрения выделить самое главное в понятии "инновация". Главными и определяющими в нем являются сущности: "изменение", "обновление", "развитие", "совершенствование", "обогащение".Все эти слова обозначают процессы, деятельность. Поэтому нельзя представить инновации, во-первых, без "сути", без "начала",без того, что или кто обновляется, во-вторых, каким средством пользуются для изменений (новшеством), в-третьих, без самого процесса реализации. Для меня принципиально важно мнение В.С. Лазарева, на которое ссылается А.В. Хуторской в своей книге "Педагогическая инноватика": "Если новшество-это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация)- это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным". Еще один очень важный, на мой взгляд, аспект- инновации должны быть целесообразны, то есть они должны быть не "модными", а нести заряд эффективности, то есть "после" должно быть лучше, качественнее, чем "до". И, наконец, инновациями занимаются люди, которые могут или начинают по-новому "думать и делать", для которых нет этапов: "по-старинке" и "по -новому". Эти люди всегда имеют инновационный заряд внутри, являются творцами.

Осмелюсь высказать свои суждения по поводу обозначенной проблемы, способов решения поставленной задачи, основных результатов и выводов, опираясь на свой менеджерский опыт (курсовой сертификат в области менеджмента Открытого университета Великобритании), и на материалы экспериментальной работы своей школы.

Говоря о проблемах инноваций и управления качеством, нельзя не вспомнить об "отце японского экономического чуда" Эдвардсе Деминге, новые методы управления предложенные которым позволяют в полной мере и наиболее эффективным образом использовать интеллектуальные возможности каждого человека, формируют исключительно благоприятную среду для творческого поиска, новаций, непрерывного совершенствования .Можно ли сравнивать "революцию качества" в экономике и в образовании? Как считает сам Деминг, это вполне возможно. Ведь и там и там в центре изменений- проблема очеловечивания или гуманизации, и там и там - сотрудничество.

Проанализируем содержание некоторых принципов менеджмента качества с точки зрения инноватики. Они- приверженность постоянному совершенствованию в области качества. Одним из главных принципов можно считать постоянство цели. Для школ, колледжей и университетов эту цель можно представить как получение удовольствия от учебы, внутренняя мотивация, познавательный интерес. Согласитесь, что во многих учебных заведениях цели выглядят как сиюминутные, временные и сменяющие одна другую. Учебное заведение нацеливается на один учебный год и приоритеты выбирает различные (на первый взгляд, инновационные): кто совершенствует средства обучения, кто "внедряет" профильность, кто изучает новые методы и технологии- и мало кто говорит об ученике. Вернее, он всегда остается как бы "в уме", как само собой разумеющееся, но такое далекое образовательное обстоятельство. Личностная ориентация образования, компетентностный подход и использование средств телекоммуникаций могут стать педагогической инновацией, потому что индивидуализация с использованием технологии индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), например, не просто учитывает каждого отдельного ученика, она реально предоставляет разумную и требовательную свободу, а вместе с возможностью свободного выбора-и познавательную радость. Эта новая философия- философия постоянного улучшения качества, философия долговременная. Суть этой философии- в преобразовании культуры образовательного учреждения, в её гуманной личностной направленности.

Еще один принцип- это введение в практику подготовки и обучения персонала на рабочем месте. Для того чтобы соответствовать новой философии, нацеленной на постоянное совершенствование качества, необходимо понимать, что для преобразования культуры важнее будет не обучение персонала с целью научения его навыкам, нужным для работы, не обмен опытом, не пополнение методической копилки, а скорее, образование, то есть направленность на развитие, рост, расширение возможностей образовательной деятельности, на самодвижение. Как можно поощрять стремление к образованию и учредить энергичную программу самосовершенствования всех? Сошлюсь на опыт и возможности такой целенаправленной, продуманной и эффективной работы "на рабочем месте".В моей практике было продуктивное дистанционное обучение в Школе бизнеса Открытого Университета Великобритании и в Центре дистанционного образования" Эйдос"(www.eidos.ru), руководимом доктором педагогических наук А.В. Хуторским .На помощь менеджерам образования могут прийти уникальные возможности компьютерных телекоммуникаций. В разнообразных дистанционных формах обучения "Эйдоса" я и мои ученики принимаем участие с 2002 года. Главное достоинство этого образования- в концентрации знаний и усилий, осмысленности обучения, мощной обратной связи, достигнутых результатах.

Мы с достоинством можем сказать, что в течение 2002-2005 г.г. нами собираются и обобщаются материалы полномасштабной работы, проводимой совместно с Центром дистанционного образования "Эйдос". Ученики школы приняли участие в 23-х дистанционных эвристических олимпиадах (http://www.eidos.ru/olymp), 9 профиль-классах (http://www.eidos.ru/project/profil), в международном проекте и 2-х "Эйдос-классах" с защитой творческих работ в режиме реального времени. Всего в дистанционных мероприятиях приняло участие более 200-т школьников. 9 преподавателей приняли участие в 12 дистанционных курсах для преподавателей, 3-х августовских дистанционных педагогических конференциях, 2-х дистанционных методологических семинарах по темам, связанным с личностно ориентированным профильным обучением, индивидуальной образовательной траекторией и методикой дистанционного обучения. Эта целенаправленная работа коллектива создает новую образовательную культуру, нацеленную на качество. А главный критерий качества- прежде всего интерес и потребность в самореализации взрослых и детей. Именно они заставляют наших учеников приходить сюда с удовольствием после занятий в основной школе, да еще "за деньги".

Таким образом, у нашей организации появился задел для проведения эксперимента. Ведь мы считаем, что "именно эксперимент является средством (способом, механизмом, технологией) разработки и освоения новшеств, лежащих в основе каждого из путей обновления (т.е. развития) школы" (М.М. Поташник).Можно сказать, что мы нарабатываем опыт в проектировании и реализации нововведений на разных уровнях педагогической реальности. Определив тему: "Система организации индивидуальной образовательной траектории учащихся профильной школы с помощью средств компьютерных телекоммуникаций", мы сформулировали цели эксперимента (предполагаемые результаты на текущий или предстоящий учебный год).Учитывая специфику образовательного учреждения дополнительного образования и запросы общеобразовательных школ по сопровождению профильного обучения и подготовке к нему, мы поставили следующие цели эксперимента: разработать и описать систему реализации индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) учеников профильной школы, основанную на взаимодействии очных и дистанционных форм обучения и экспериментально обосновать её эффективность.

Цель предполагает следующий набор задач:

  • изучить варианты влияния дистанционных мероприятий на образовательное целеполагание ученика;
  • обосновать и описать типологию индивидуализации учеников профильной школы;
  • выявить и описать основные характеристики ИОТ учащихся профильной школы;
  • определить совокупность характерных особенностей дистанционных форм обучения с использованием средств КТК;
  • определить критерии оценки развития личностных качеств школьников;
  • создать, провести и проанализировать очный и дистанционный курс "Менеджер своего образования: технология индивидуального профильного обучения";
  • создать технологию педагогического сопровождения ИОТ ученика профильной школы;
  • создать, провести и проанализировать дистанционный курс "Технология педагогического сопровождения индивидуальной образовательной траектории ученика профильной школы";
  • исследовать эффективность средств компьютерных телекоммуникаций при проектировании и реализации ИОТ ученика.

Гипотеза эксперимента заключается в том, что если педагоги-экспериментаторы совместно с учениками, используя компетентностный подход и технологию индивидуальной образовательной траектории ученика профильной школы, зададут "векторы образовательного движения", а потом "структурируют содержание профильного образования", то могут сгладиться существующие противоречия между общими (объективными) требованиями к образованию и их индивидуальным (субъективным) выполнением. Это позволит оптимально сочетать социальный и личностный заказ на образование. Проектирование и реализация индивидуального профильного обучения будет осуществляться посредством технологии, которая предоставляет, наряду с очными формами, возможности использования дистанционных форм обучения. Специфика и дидактические свойства средств телекоммуникаций могут усилить индивидуализацию обучения.

Система организации (проектирование) ИОТ может начинаться с определения субъектами образования целей - выбора ключевых компетенций, которые могут исполнять роль интегрированного и целостного стандарта и поддаются измерению. Таким образом, средствами такого стандарта может быть "осуществлена личностная ориентация образования, его деятельностно-практическая и культурологическая составляющая" при сохранении "фундаментальности и универсальности".

Реализация же ИОТ или формирование компетенций может происходить средствами содержания образования, которое в (определенным образом) созданной образовательной среде может охватить все четыре его элемента:

  • опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме её результатов-знаний;
  • опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу;
  • опыт творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
  • опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций" (Краевский В.В.)

Это произойдет, если в ходе эксперимента будут использованы определенные средства (методы и технологии) и организационные формы.

Выделив приоритетные направления деятельности учреждения в рамках эксперимента, мы обозначили этапы этой работы, определили ожидаемые проблемы и трудности исследования и критерии эффективности результатов эксперимента.

Таким образом, мы можем говорить о важных сущностных составляющих инноваций, которые нами были не просто осознаны, продуманы ,но и реализуются: смысл ,цель, план, деятельность. Все эти составляющие можно наложить на классический цикл менеджмента: планирование -организация- мотивация-контроль.

Одно из препятствий в использовании систем менеджмента качества образовательной организации называется: "Мы установили контроль качества". Применяя эту формулу к теме нашей конференции, мы можем обозначить это препятствие как: "Мы внедрили инновации". Проранжированные, натренированные, оцененные и включенные "в свою ячейку" ученики или знают или не знают- третьего не дано, как не дано и познавательного интереса для непрерывного образования в течение всей жизни, столь актуального для специалиста 21 века. "Можно установить какую-нибудь единицу оборудования, но нельзя внедрить знания! Тренировка ради навыков ограничена, она заканчивается, когда показатели достигнут некоторого стабильного состояния. Напротив, образование предназначено для роста и этому нет конца. Тот, кто концентрируется на тренировке- это "практичный человек", еще определяемый иногда как повторяющий беды своих предков! Образование- бесценно, оно- вне калькуляции. Важно именно будущее, отнюдь не прошлое, и образование жизненно важно для улучшения этого будущего"1. Образование начинается рано, со дня рождения, как естественные действия. Множество семилетних детей испытывают радость, когда они начинают ходить в школу. Какая же доля из них продолжает испытывать "радость в учебе" спустя десять лет?

Этот вопрос и ответ на него, нам кажется, должен быть осмыслен каждым педагогом и менеджером для того, чтобы начать двигаться в сторону понимания новой философии-философии качества образования.


1 Г.Р.Нив. Пространство доктора Деминга. В 2-х книгах. Книга 2/Пер с англ.канд.техн.наук Ю.П. Адлера и канд. Техн.наук В.Л. Шпера.-М.:РИА «Стандарты и качество»,2003,с.86.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Гулешова Г.М. Инновация как новая философия образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-20.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

  вверх
вверх

карта сайта