EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
« Дистанционные эвристические олимпиады выявляют скрытые возможности и таланты учащихся...»
Андрианова Г. А., канд. пед. наук, г. Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеСистема ДЭО

 


Система дистанционных эвристических олимпиад как инновационный образовательный процесс

Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии содержания образования ИСМО РАО

Тезисы доклада на научно-практическом семинаре "Технологии творческого обучения", 16-22 июля 2006 года, п. Ольгинка Краснодарского края

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта "Педагогические основы творческой самореализации учащихся общеобразовательных школ в системе дистанционных эвристических олимпиад", проект № 06-06-00243а

С повсеместным внедрением информационных технологий на разных уровнях жизни пользователи компьютеров от общения в чате, поиска информации в сети Интернет, освоения компьютерных игр, все чаще приходят к пониманию того, что телекоммуникации и компьютерные средства становятся в настоящее время эффективным средством обучения, самореализации, повышения образовательного уровня. Компьютерные технологии, внедряемые в педагогический процесс, вносят в него многочисленные элементы инноваций. Дистанционное обучение, формы которого реализуются на базах школ, вузов и Центров, постепенно начинает приобретать форму инновационного образовательного процесса.

Под инновационным образовательным процессом мы понимаем процесс, посредством которого происходит качественно новое изменение в системе (ее элементах). Данный процесс включает в себя деятельность по созданию, освоению и распространению нововведений.

Одной из основных целей современного образования является изменение личных качеств учащегося, эффективное и качественное развитие и реализация его внутреннего творческого потенциала.

Каким же образом можно достичь заданной цели в дистанционном образовании? В настоящее время в сети Интернет существуют разнообразные формы организации творческой деятельности учащихся. Среди них распространены творческие конкурсы, научно-исследовательские проекты, мастер-классы, олимпиады и др. Если данные формы построены на основе традиционного очного обучения, то наибольшее внимание в таких проектах уделяется нахождению правильного, заранее известного ответа на сложную задачу или проблему. Поэтому такие проекты в большей степени ориентированы на поиск готовой информации в сети, а не на собственную творческую деятельность учащихся.

Научная школа А.В.Хуторского в Центре дистанционного образования "Эйдос" (www.eidos.ru) на протяжении многих лет разрабатывает и апробирует направление творческого обучения массового школьника в системе дистанционных эвристических олимпиад. У проводимых олимпиад две особенности - они эвристические и дистанционные. Эвристичность означает то, что от участников требуется не просто правильное решение сложных задач, а получение собственного результата - образовательного продукта, например, создание собственной задачи на основе выявленных самим учащимся принципов. Именно уникальность и качество созданного участником продукта оценивается жюри по разработанным критериям. Дистанционный характер олимпиад заключается в удалённости участников и организаторов олимпиады друг от друга. Учащиеся школ, лицеев, гимназий одновременно соревнуются в творчестве с помощью сети Интернет, находясь при этом в разных городах и странах.

Дистанционные эвристические олимпиады выявляют скрытые возможности и таланты учащихся как по определенному учебному предмету, так и в межпредметных областях, помогают решать проблемы творческой реализации личности посредством компьютерных технологий, позволяют современному школьнику ощущать себя развивающимся гражданином мирового информационного пространства.

Участвуя в дистанционных творческих олимпиадах, школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования, так как выполняя открытые эвристические задания, они решают реальные научные проблемы, выдвигают собственные версии и гипотезы причин тех или иных явлений в предметных областях, создают творческую продукцию, актуальную для их жизни в современном информационном обществе.

Количественный рост учащихся и педагогов, систематически принимающих участие в дистанционных эвристических олимпиадах, а также качественное изменение создаваемой ими творческой продукции, свидетельствует о востребованности предлагаемой системы дистанционных эвристических олимпиад для массового школьного обучения.

Для многих педагогов и родителей дети открываются с новых сторон, особенно те из них, кого не отбирают в школе на участие в элитных районных и городских конкурсах. Именно этим учащимся участие в дистанционных эвристических олимпиадах всероссийского уровня помогает обрести веру в себя, свои возможности, раскрыть свой креативный потенциал.

За десять лет на базе ЦДО "Эйдос" было проведено более ста дистанционных эвристических олимпиад, в которых приняли участие десятки тысяч школьников. Система дистанционных предметных олимпиад с научно-обоснованной и организационно-деятельностной структурой дает практически любому школьнику, в каком бы городе или поселке он не находился, возможность раскрыть свои творческие способности, отслеживать развитие приобретаемых умений как относительно самого себя и своих творческих достижений, так и по отношению к работам учащихся разных регионов.

Таким образом, можно считать, что дистанционные эвристические олимпиады представляют собой инновационный образовательный процесс, основой которого являются дидактические основы эвристического обучения, разработанные и реализованные А.В.Хуторским [2].

Согласно изложенному Н.Р.Юсуфбековой (1994) принципу управления инновационными процессами необходима сознательная деятельность по переходу от одного состояния системы образования к другому. Для создания, реализации и обеспечения целостной системы дистанционного эвристического обучения необходимо поставить следующие научные проблемы:
а) определить место и роль дистанционных эвристических олимпиад в системе дистанционного эвристического обучения;
б) разработать и обосновать дидактическую систему дистанционных эвристических олимпиад;
в) сформулировать принципы внедрения дистанционных эвристических олимпиад как инновационного процесса в традиционную систему обучения;
г) разработать систему индикаторов для выявления эффективности и результативности внедрения дистанционных эвристических олимпиад;
д) расширить и достроить модель: очный учащийся – дистанционный педагог по отношению к следующим этапам инновационного механизма: создание самого новшества; освоение новшества, его внедрение и распространение.

Каким образом происходит внедрение системы дистанционных эвристических олимпиад в очное обучение, массовую школу; каков механизм распространения данного новшества; какие принципы эвристического обучения действуют в традиционной методике обучения; как осуществлять мониторинг изменения творческого потенциала и личных качеств учащихся – на эти и другие проблемные вопросы необходимо ответить, проведя всестороннее научное исследование, предметом которого станет рассмотрение дидактической системы дистанционных эвристических олимпиад как инновационного процесса.

Литература:
1. Андрианова Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады как средство раскрытия творческих способностей школьников: анализ экспериментальных данных. // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г. Москва / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: ИСМО РАО, 2004. - С. 49-56.
2. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А.В.Хуторской. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 с.
4. Юсуфбекова Н.Р. Проблемы и перспективы развития теории инновационных процессов // Единое образовательное пространство стран СНГ и Ближнего Зарубежья. – М., 1994. С.31-44.

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Андрианова Г.А. Система дистанционных эвристических олимпиад как инновационный образовательный процесс // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 23 июля. http://www.eidos.ru/journal/2006/0723-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта