EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Учащимся предоставлялось право выбора: чему учиться и для чего.»
Белова Ж. В., г. Нефтекамск
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследованияКому и зачем необходимо образование


Кому и зачем необходимо образование.

Белова Жанна Владимировна, исп. директор, психолог НУ ДО «Школа менеджеров» г. Нефтекамск

Кому и зачем необходимо образование? Я думаю, что этот вопрос волновал ученые умы с давних времен, актуален он и сейчас. Ценность образования за последние десятки лет претерпела значительные изменения.

Когда мы обращаемся к школьникам с вопросом: для чего вы учитесь, получаем неоднозначные, а порой и неадекватные ответы:
•  «так нужно»
•  «чтобы поступить в институт»
•  «многие школьные предметы вообще не нужны» и т.д.

Многие педагоги, пришедшие не по призванию в учебное заведение, пропагандируют навязывание школьных предметов, уходя и уводя учеников от прямой сути, назначения образовательной деятельности.

Я считаю, что прежде чем заниматься целеполаганием учащихся, нужно настроить на нужную волну педагогов!!! Ведь процесс образования предполагает не зомбированный поток информации, который должны «заучить» школьники, а система адаптированного освоения действительности.

Огромная часть жизни ребенка проходит в школе. Здесь формируется сознание школьника. Значительную роль играет то, на что направлено образование. Цель учебного заведения, каждого педагога в частности – воспитать и развить цельную самодостаточную личность, а не замкнутого человечка с золотой медалью. В школе все должно быть направлено на освоение ЖИЗНЕННОГО пространства. А что получается на самом деле?

Существование школьной системы в том виде, какая она есть, противоположна жизненным принципам. Чаще всего освоение знаний порой в действительности оказывается жестким заучиванием правил и терминов. Ребенок, пришедший в школу, на протяжении 11 лет автоматически поглощает море информации, не вдаваясь в ее смысл. В школе одобряется то, насколько хорошо ученик зазубрил изучаемую тему, отступление от нормы, вольнодумие, трактуется как срыв урока. Давайте задумаемся: кого мы получим на выходе, это ли наша цель.

Почему ни у кого не возникнет вопрос: почему дети ненавидят школу, почему они ждут, не дождутся ее окончания?

Конечно, раньше, при монаршем правлении, затем, при коммунистическом, жизнь подчинялась строгим ограниченным правилам. Закончив школу, дети точно знали, что их ожидает в будущем. Сейчас же все резко и неожиданно в социальной, экономической и политической жизни поменялось. Все пытаются подстроиться и влиться в поток новой жизненной формации. Одна школьная система непоколебима!!! Добавляются не суть важные предметы, меняется форма одежды, даже вводится профильное обучение, которое, опять- таки четко нормированное.

И мы, в своем, небольшом учебном заведении (НУ ДО «Школа менеджеров») задались вопросом: что же нужно современным детям, каковы их цели, что необходимо для их достижения? Обобщу по порядку их ответы:
•  Что же нужно современным детям? Свобода выбора, самостоятельность, доверие.
•  Каковы их цели? Быть успешным, значимым, развитым человеком.
•  Что необходимо для достижения цели? Понимание проблем и запросов школьников со стороны взрослых, ненавязчивая помощь, условия для роста.

Для решения этих задач мы использовали экспериментальную программу «Менеджер своего образования» (автор – Кулешова Галина Михайловна, призёр Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года - 2003»).

Учащимся предоставлялось право выбора: чему учиться и для чего. В ходе освоения необходимых, затребованных ребенком и родителем знаний, ребята пробовали построить свой путь движения к цели. Конечно, для начала, была выбрана небольшая высота, но ученики САМОСТОЯТЕЛЬНО продумывали каждый свой шаг к успеху. Мы не давали указаний, что правильно или не правильно, весь опыт пропускался детьми через себя.

Не все давалось легко! Трудно было переломить себя, где-то природную лень, где-то глухость ума, потому что дети привыкли жить и действовать по формуле «так надо и так нельзя». В ходе образования учащиеся сами выбирали учебные предметы и уровень их освоения. Либо узнавать немного всего (база) или углубляться по одному направлению.

Что же получилось в конце курса? А то, что если в начале учебного года дети сухо и «тупо» излагали какой-либо материал и диалог с преподавателем строился очень односложно, то по окончанию учащиеся довольно свободно рефлексируют и защищают свои исследовательские проекты. Они научились думать и действовать креативно, не как все. А если так, то мы надеемся, что первый шаг к реализации своих целей, к своему успеху сделан.

Я не призываю изменить всю систему образования, потому что это утопия. Но если каждый педагог, прочитав эти строки, подумает как ученик, встанет на его место и проанализирует отношение детей к нему, к его учебному предмету и что-то изменит, тогда вопрос «кому и зачем необходимо образование?» отпадет сам собой.

--

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Белова Ж. В. Кому и зачем необходимо образование.
 // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-3.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

  вверх
вверх

карта сайта