EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«...один из главных результатов эвристических олимпиад - осознание смысла и целей собственного образования.»
Шерстова Е. В., зав. кафедрой
Интернет-журнал «Эйдос»Эвристическое обучениеЭвристические задания


Эвристические задания и их результат
(на примере дистанционной олимпиады по русскому языку 2005г.).

Шерстова Елена Владимировна, зав. кафедрой русского языка и литературы Центра дистанционного образования «Эйдос»

«Признаюсь, оригинальность вопросов порой приводила в ступор! Посидишь, осмыслишь с полчаса, и только потом на тебя снизойдет озарение. Вот тут и начинается настоящая тяжелая умственная работа, в полном смысле этого слова». - Яночкина Юлия, 11 «А» класс, шк №17, г. Ачинск с угл.изучением английского языка

Эвристические задания – вот то, что отличает дистанционные олимпиады «Эйдоса» от обычных школьных мероприятий и так привлекает участников.

Главная особенность открытых заданий - возможность для творческого подхода к решению поставленной проблемы. Если каждый из участников сможет найти свой путь решения задания (с учетом уровня своего развития), сделать свое маленькое открытие и с удовлетворением увидеть свой результат, то значит, задание можно считать по-настоящему эвристическим.

Задания олимпиады по русскому языку 2005 года были особо отмечены как участниками, так и локальными координаторами:
•  Задания были совсем не похожи на те, которые мне приходилось решать раньше. Ведь мне пришлось впервые быть дизайнером и представлять себя в роли пирата, и строить памятник знаниям, и сочинять, и изменять. Где-то нужно было подумать, а где – то просто фантазировать. Калачёва Арина, 5 «А» класс, гимназия № 62, г. Новокузнецк
•  Задания по Олимпиаде отличались нешаблонностью, нестандартностью. Для решения олимпиадных заданий необходимо было языковое чутье, интуиция, ориентация в мире современной информации. Все это способствует учебной мотивации учащихся. Радует, что предложенная оргкомитетом Олимпиада отличалась от всех, ранее проводившихся, именно содержательной стороной. Еремеева Л.В., преподаватель Школы начинающих литераторов, г. Оренбург

Попробуем проанализировать на примере трех возрастных групп - 1-2 класс, 6-7 классы, 10-11 классы, каких результатов добились участники эвристической олимпиады по русскому языку при решении предложенных открытых заданий.

На приведенной ниже первой диаграмме можно увидеть, какие баллы получили участники возрастной группы 1-2 классов при выполнении всех 5 заданий, а на второй диаграмме – распределение ответов по баллам в процентном соотношении в целом по олимпиаде.

По результатам проверки больше всего ярких и интересных, самых творческих ответов было в заданиях Совешник и Громаднющее. В рефлексиях участники определяли для себя первое задание как одно из самых интересных, а второе - как одно из самых трудных.

СОВЕШНИК. Вспомни героев истории про Винни–Пуха. Совешник – так назвала свой новый домик Сова, а как еще можно назвать ее дом? Придумай занимательные названия домикам для страуса, бегемота, черепахи, пеликана, кенгуру, павлина, суслика.

ГРОМАДНЮЩЕЕ. Представь, что сегодня на олимпиаде ты неожиданно превратился в Мальчика-с-пальчика или Дюймовочку. Оглядись вокруг. Опиши в форме сказки, что и кого ты видишь, используя для слов увеличительные суффиксы.

Оба этих задания одного типа – сочинение, только форма образовательного продукта разная: в первом случае сочинение новых слов, а во втором случае указан конкретный жанр – сказка. Оба задания способствуют развитию креативного мышления, направлены на расширение кругозора, развитие логики, пополнение словарного запаса участников путем образования новых слов. В обоих заданиях учтены возрастные особенности младших школьников. Но почему второе задание дало больше полных, оригинальных, самобытных, по-настоящему творческих ответов?

Во вступлении задания Совешник идет опора на сказку, любимую многими младшими школьниками, для решения задания предлагается участникам использовать эвристический метод придумывания, конкретно указан, какой образовательный продукт должен получиться - занимательные названия домикам для страуса и т.д . Казалось бы, учтены все структурные элементы открытого задания. Но наличие образца в задании: « Совешник – так назвала свой новый домик Сова » - провоцирует участников (особенно старших возрастных групп) на создание ответов по аналогии.

Вступление в задании Громаднющее – это введение в образовательную среду, вживание в образ коротышки. Для ребенка это игра, ему это близко и интересно. Затем следует приглашение: Оглядись вокруг. Что и как заметит ребенок – это зависит от него самого: насколько внимателен он в жизни, любопытен, интересуется миром, который его окружают. Оглядываясь, он должен помнить, что он маленький сказочный герой. Игра продолжается. Задание сформулировано конкретно: Опиши в форме сказки, что и кого ты видишь.

Образовательный продукт должен представлять собой сказку (с соблюдением особенностей жанра), где главный герой - сам ребенок, только в образе маленького сказочного героя. А подсказка используя для слов увеличительные суффиксы поможет наиболее ярко описать окружающий мир, почувствовать, что может ощущать малыш, находясь в мире гигантов. Это задание действительно оказалось трудным для участников, так как с понятием увеличительные суффиксы многие просто не сталкивались. Но прелесть открытых заданий не только в том, что на них нет заранее готового ответа, но и в том, что само задание позволяет открыть для себя новые знания и применить их.

«Сегодня я отвечал на вопросы олимпиады после посещения музея «Мир танков». Сами танки мне показались громаднейшими и тяжеленными, особенно немецкий танк «Маус» и мортира «Адам». Вот где я почувствовал себя Мальчиком-с-пальчик. Поэтому на второй вопрос отвечать было почти несложно, только суффиксы я еще не проходил. Но зато теперь я знаю суффиксы увеличительные». И это один из результатов участия в олимпиаде по русскому языку Гулина Сергея, 2 класс, МОУ Ульяновская СОШ Красногорского р-на Моск. области.

В диаграмме оценивания ответов 6-7 классов можно выделить два наиболее удачных задания, позволивших участникам реализовать свой творческий потенциал. Это такие задания, как Прозвище (1 задание) и Мой диктант (3 задание).

Четвертое задание Спряжение оказалось одним из самых сложных.

СПРЯЖЕНИЕ. У глаголов решать – решает, решить – решит , зная правило, легко можно определить спряжение, но при определении спряжения у глаголов лететь – летит, чтить – чтут, чтят возникают вопросы, к какому спряжению их отнести. А какие вопросы возникли у вас? Напишите свои вопросы о том, что вы не знаете о спряжении глаголов. Приведите примеры ответов на эти вопросы одного из ваших одноклассников и дайте свои ответы.

Это задание когнитивного типа, и при первом чтении кажется легким для выполнения: спряжение глаголов школьники научились определять еще в начальных классах. Но это кажущаяся легкость. Конкретное задание А какие вопросы возникли у вас? Напишите свои вопросы о том, что вы не знаете о спряжении глаголов выявило простое неумение школьников задавать вопросы, проводить исследование. И тут есть о чем задуматься учителям, и не только словесникам.

Правописание не и ни с разными частями речи – одна из нелегких орфографических тем в русском языке. Как правило, алгоритм правописания на уроках отрабатывается при выполнении готового упражнения. Задание Мой диктант предлагает другой способ освоения и закрепления данного правила.

Мой диктант. "Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Черт был небольшой обжора и, несмотря на изжогу и больную печенку, объедался крыжовником со сгущенным молоком…"

Перед вами отрывок из орфографического диктанта, направленного на проверку правописания гласных «о», «е» после шипящих и «ц» в разных частях речи. Предложите свой вариант текста диктанта на тему: «Правописание «не» и «ни» с разными частями речи».

Образное, эмоциональное вступление в этом задании по сути представляет собой образец варианта ответа, но данный образец не провоцирует участников на создание ответов по аналогии. Предложена образовательная среда, которая способствует созданию собственного образовательного продукта – орфографического диктанта на конкретное правило. И каким получится этот диктант, будет зависеть от желания сделать по-своему и творческих способностей каждого участника. Проблемы у школьников при выполнении этого задания были связаны с тем, что некоторые поняли задание совершенно буквально и сочиняли тексты про черта, еще одна группа детей при своем ответе использовала тексты диктантов из методических пособий, кто-то (и таких немало) при ответе ограничился 1-2 предложениями. Непонимание требований к выполнению задания, недопонимание самого задания, приученность действовать строго по образцу и просто неумение по-новому взглянуть и оценить привычные вещи влияют на снижение качества ответов на эвристические задания.

Одним из самых обсуждаемых участниками и их преподавателями было задание Прозвище, предложенное двум возрастным группам: 6-7 и 8-9 классов. Мнения разделились: одним понравилось, другие говорили о неэтичности этого задания.

ПРОЗВИЩЕ. «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света» (Н.В.Гоголь).
Вы, наверное, замечали, как метко порою прозвище характеризует кого-либо. И в этом нет ничего удивительного: ведь и даются они для того, чтобы подчеркнуть какую-то особо характерную черту, присущую человеку. Придумайте необидные прозвища вашим учителям, знакомым и объясните, почему вы так считаете.

Ожидаемый образовательный продукт указан уже в самом названии. Слова Н.В.Гоголя способствуют эмоциональному восприятию образовательной среды. Обращение к жизненному опыту участников позволяет связать языковые явления с реальной жизнью. Предложена четкая последовательность действий по его выполнению: придумать и объяснить, а также есть подсказка выполнения действия: они для того, чтобы подчеркнуть какую-то особо характерную черту, присущую человеку. Необычно то, что прозвище надо дать учителям, но в этом вся интрига, весь интерес – разглядеть за учителем человека, приблизиться к нему, больше узнать о нем и понять его. Чего так испугались учителя?

Необходимо отметить, что при выполнении этого задания участниками разных возрастных групп результаты неодинаковы.

Среди шестиклассников и семиклассников были такие, кто вообще отказался от выполнения этого задания, сработала привычка: прозвище – это плохо, были и такие, кто просто предложил список прозвищ без объяснений, а самобытных, ярких работ не так уж и много. А среди участников 8-9 классов качество выполнения этого задания было самым высоким среди других заданий этой возрастной группы. Стремление разобраться в поступках и характере человека свойственно школьникам более старшего возраста.

Рылова Анна, 9 "А" класс, МОУ Политехническая гимназия, г. Нижний Тагил пишет:
«Мне очень понравилось первое задание, где надо было придумать прозвища учителям, друзьям, знакомым. Это привело меня к новым идеям, потому что я задумалась о характерах, о поведении, о действиях этих людей. Я поняла для себя, что ко всем этим людям у меня разное отношение: одни мне симпатичны, других я не люблю, а некоторые мне просто безразличны. Во время этого осмысливания я чувствовала что-то необычное, это можно сравнить лишь с открытием чего-то нового, неизведанного. Чтобы придумать прозвище, я старалась исходить не только из личных отношений к этому человеку, но и, смотря как бы со стороны на него, от третьего лица, что позволяло по-новому узнать человека, иногда даже поменять мнение о нём в худшую или в лучшую сторону. Бывало так, что я делала вывод о том, что сама виновата в той или иной ситуации, и понимала, почему человек повёл себя именно так. Теперь я буду по-другому относиться к некоторым людям после этого анализа. Я благодарна создателям этой олимпиады за такие интересные и познавательные задания, которые позволяют расширить кругозор, а иногда разобраться в себе и своих чувствах к окружающим, понять свои ошибки».

Соответствие поднимаемой проблемы возрасту участников, ее актуальность и важность для подростка – одно из условий успешности открытого задания.

В этом отношении задания для 10-11 классов при рефлексии были особо отмечены участниками олимпиады:
•  В первом задании немало смекалки потребовалось для выполнения своего варианта инновации в названии вывески, логотипа, слогана. Меня это настолько увлекло, что незаметно пролетело более часа. Ко мне пришла идея организации подобной игры среди своих друзей, например в день своего рождения. Пусть гости позабавятся, может это станет нашей доброй традицией. А ещё мне пришла идея заниматься рекламой профессионально, ведь возможностей для творчества и фантазии в этой области безграничны. Левина Ирина 11кл, школа начинающих литераторов, г. Оренбург   
•  Очень интересно задание «Речь». Я всегда хотела проверить, как бы я поступила в определённой ситуации и вот проверила. Я никогда бы не подумала, что буду говорить бомжам - «Господа». Суворова Оксана, 10"Б" класс, школа №9, г.Нижнеудинск
•  Самым прикольным было исследование слова ТАК. У меня глаза на лоб полезли после того, как я увидел, сколько значений я подобрал. Вот уж не думал, что ТАКое вообще возможно, вот ТАК, ТАК!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Колокольников Владислав 10 Б класс гимназия № 1 г. Стерлитамак
•  Мне никогда в голову не приходило обсуждать проблему мата, но, увидев такое задание, я, действительно, задумался о количестве мата в повседневной жизни и о том, что это, действительно, важная и актуальная проблема нашего общества. Я задумался и о поведении людей, окружающих меня, да и о своём, в частности. Всего только одно задание из олимпиады помогло мне во многом разобраться. Я не говорю, конечно, что я кардинально изменился, но, по крайней мере, я начал задумываться о своих словах. Пеляк Сергей, 11-Б класс, МОУ Ульяновская СОШ Красногорского р-на Московской области
•  Приятно удивил тот факт, что пятое задание связано с Всемирной Глобальной Сетью, это значит, что мы все больше используем различные методы и способы выполнения заданий. Сейчас уже ночь, и усталость начинает медленно затягивать меня в сон. Хочу сказать, что олимпиада ещё никогда не была такой действительно интересной и «олимпиадной». Оконешников Николай, 11 Б класс, Гимназия №2, г. Нерюнгри

Однако несмотря на то, что задания не оставили участников равнодушными, тем не менее по-настоящему эвристических ответов совсем немного, что видно из предложенных ниже диаграмм.

На эффективность ответов участников эвристической олимпиады влияет не только качественно разработанное открытое задание, но и внимательность его прочтения (о чем уже было сказано выше), полное понимания условий задачи, и самое главное – это осознание того, что задание должно быть выполнено самостоятельно.

Анализ результативности ответов на эвристические вопросы в разных возрастных группах показывает, что чем младше участники, тем чаще встречается нестандартный подход в решении поставленной задачи, прослеживается личностное отношение к поднятой проблеме; чем старше участники, тем чаще они забывают, что главное при ответе на открытые задания – поиск своих путей решения, непохожих на существующие.

Взрыв эмоций, от положительных до отрицательных, среди участников 10-11 классов и локальных координаторов вызвало задание Мат.

И, несмотря на то, что высказать нужно было личную точку зрения, часто встречались типичные ответы, порой даже попадались статьи, скачанные из Интернета и выданные за собственное мнение. А задание было таким:
Проведите и вы филологический анализ, почему в произведениях художественной литературы (Пушкин, Афанасьев, Есенин, Барков и др.), фильмах («9 рота»), спектаклях, песнях некоторых групп («Ленинград», «Ногу свело») употребляются матные слова. Попытайтесь объяснить причины происхождение этого явления, почему, зачем, для чего оно существует. Почему тема употребления мата в речи является негласной, запретной. Ведь в той же анатомии и медицине есть пристойные аналоги, которые не вызывают такой сильной реакции. Выразите свое отношение к использованию мата в речи.

В чем причина шаблонности ответов? Дело в том, что часто в обычной школе пытаться объяснить причины происхождение того или иного явления, почему, зачем, для чего оно существует, не учат. Ведь существуют учебники, где все объяснено: что хорошо, что плохо, как надо… Выполняя условие этого задания, школьники использовали дополнительные источники, познакомились с объемной информацией: происхождение мата, значение и т.д., но творчески переработать полученные сведения, выдать собственный образовательный продукт на основе приобретенного смогли немногие.

Наиболее результативным в данной возрастной группе оказалось задание Речь.

РЕЧЬ. Известно, что Демосфен – знаменитый греческий оратор – всегда имел несколько вариантов начала речи. После его смерти осталось более пятидесяти неиспользованных заготовок. А Жорж Дантон – оратор времен Великой французской революции – всегда начинал свою речь одинаково: он врывался на трибуну Конвента, с ходу заявляя: «А я считаю!..»
Предложите нестандартное начало вашей речи для следующих ситуаций:
- в качестве ведущего ток-шоу, концерта звезд российской эстрады,
- перед учителями на педсовете вашей школы,
- перед пассажирами междугороднего автобуса,
- перед участниками дистанционных эвристических олимпиад,
- в качестве случайного гостя подвала, где обитают бомжи,
- в качестве пастуха стада овец,
- в качестве нового губернатора Чукотки,
- в качестве английской королевы.

Само задание было разработано после знакомства с новым учебным пособием для 9-11 классов (Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. Авт. Введенская Л.А. Пономарева А.М.). В параграфе 3.13 «Как начать текст?» ведется речь о значимости первой фразы в высказывании, предлагается информация о знаменитых ораторах, дается понятие о стереотипных и свободных зачинах, приводятся примеры. Задание после параграфа предлагает придумать стереотипное и нестандартное начало беседы с работодателем. В предложенном задании учебника уже есть элемент открытости, но для того чтобы открытое задание было по-настоящему эвристическим, необходимо соблюдение нескольких условий, которые отражены в задании Речь.

Это задание направлено на развитие коммуникативных способностей учащихся и обеспечивает формирование у школьников креативных качеств личности: вдохновленность, фантазия, раскованность мыслей и чувств, гибкость ума и т.д. Эвристический метод вживания в образ позволяет участникам увидеть себя, продумать свое поведение в разных жизненных ситуациях, а это доступно любому участнику, независимо от уровня его подготовленности и степени развития творческих и интеллектуальных способностей.

Во вступительной части задания предложена познавательная информация о знаменитых ораторах (по материалам учебника). Данная информация создает определенную образовательную среду, цель которой – обеспечить максимальные условия для создания участником олимпиады собственного образовательного продукта, в данном случае это нестандартное начало речи. Также участникам предоставлена возможность проявить свою индивидуальность в выборе способа решения задания, так как не заданы строгие жанровые рамки. В какой форме (будь то пространное вступление, или лирическое отступление, или емкая фраза и т.д.) должно быть представлено начало речи, решать должны сами участники, и они прекрасно справились с поставленной задачей.

Вот лишь несколько фрагментов ответов участников дистанционных эвристических олимпиад:
•  Ну что, мои маленькие Архимедики? По ваннам? Харченко Татьяна, 10 б класс, сош №2, г.Салехард
•  И да сбудется предначертанное! И да предстанет пред нами тот, чье сердце горит желанием победы, тот, чье имя прозвучит в сетях Интернета, как имя прошедшего этот тернистый путь эвристической олимпиады! И да прославит он город свой, школу свою, мать свою, отца своего (а также собаку, кошку и любимого хомяка)! Награда ждет героя! Короче говоря, желаем вам удачи! Хлыбова Катя, 11 класс, лицей N1, г.Ангарск
•  «Да здравствуют потомки великих Лобачевских и Менделеевых, Ломоносовых и Шолоховых! Они мечтали, чтобы потомки были умнее их и не боялись выражать своё мнение всеми возможными способами. Я не сомневаюсь, что вы оптимально используете время, данное вам на решение олимпиады. Действуйте, энергично. У вас столько же времени, сколько было у Эдисона, когда он изобрёл электрическую лампочку. В году – 525600 минут. Я уверен, что вы – не из тех, кто тратит большую часть этих минут впустую. Вы уже достигли своего успеха, так как вы уже на пути к нему. Поверьте, вы получите признание со стороны близких вам людей, и вы по-настоящему ощутите свою ценность.
Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Поэтому мы предлагаем вам соревнование,
Мы объявляем поход за новыми знаниями.
Пусть он дарит вам и смех, и удивление,
И хорошее настроение.
Докажите недоказуемое! Придумайте несуществующее! Познайте непознанное! Дерзайте!» Загидуллина Индира, 11"Г" класс, гимназия N1, г. Стерлитамак

Изюминкой задания является перечень воображаемых ситуаций. Данные ситуации нетипичны для повседневной жизни, вызывают улыбку при прочтении, разжигают любопытство и мотивацию к выполнению этого задания. И еще, что немаловажно, ответ на такое задание списать неоткуда, само условие задачи направлено на самостоятельное творчество.

Что считать результатом хорошо продуманных эвристических заданий? К внешним результатам можно отнести сами ответы на предложенные открытые задания, место в общем рейтинге, наличие свидетельств в портфолио об участии. Но гораздо важнее те внутренние изменения, которые происходят с участниками: это приобретение и освоение новых знаний, открытие в себе новых возможностей и способностей, самоутверждение и раскрепощение, осознание важности учения вообще и в частности изучения русского языка, понимание необходимости владения компьютерными программами, анализ своих взаимоотношений с другими людьми и т.д. Все это внутренние изменения отражены в рефлексиях участниках.

Десятиклассница Хажипова Анна, из г. Златоуста пишет: «В школах нас буквально "пичкают" шаблонами, готовыми формулами и правилами и совсем не учат придумывать, размышлять, изобретать… Именно задания, подобные эйдосовским, заставляют шевелиться наши мозги, обогащают наш духовный потенциал и пробуждают так необходимую в наше время жилку творчества…Мы, почувствовав громадную разницу между зубрежкой и творческим, опытным знанием, будем развивать эмоциональное познание, познание, основанное на интересе».

И, наверное, это один из главных результатов эвристических олимпиад - осознание смысла и целей собственного образования. И с каждым годом все больше школьников делает свой выбор в пользу активного, творческого, эвристического изучения и познания мира.

Литература
1.  Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – С.-Пб.: ПИТЕР, 2004. – 541 с.
2. Хуторской А.В. Структура эвристических способностей учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 21 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2005/0421.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
3. Андрианова Г.А. Открытые задания как компонент личностного содержания дистанционного обучения // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 16 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0416.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

--

Внимание!
Очередная - VIII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку состоится 19 октября 2006 года. Условия регистрации по адресу http://www.eidos.ru/olymp/russian/2006/index.htm

--

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Шерстова Е. В. Эвристические задания и их результат (на примере дистанционной олимпиады по русскому языку 2005г.).
 // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-7.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Эвристическое обучение" >>

  вверх
вверх

карта сайта