EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
« Смысл – сущность, ядро, лишившись которого, образование перестанет быть самим собой.»
Липчанская М. А., Казахстан
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследованияСмысл образования


Что я понимаю под смыслом образования

Липчанская Мария Анатольевна, педагог кафедры естествознания ЦДО «Эйдос»

Смысл – сущность, ядро, лишившись которого, образование перестанет быть самим собой. Есть такое выражение – «потерять смысл», это значит – потерять первооснову, «развалиться на части».

Для меня смысл образования – это выращивание личности, появление (формирование) у ребенка личностных качеств, делающих человека Человеком.

Изменения, которые, на мой взгляд, составляют смысл образования, можно выразить такими антонимами:
инфантильность - зрелость
беспомощность - самодостаточность
и т.д.

Могут ли смыслы быть разными?

Они и есть разные, учитывая то, что каждый человек видит мир немного (как минимум!) по-своему.

Могут ли смыслы быть противоположными?

Да. Например: одна моя коллега, преподающая на юридическом факультете, рассказала, что некоторые их студенты поступают на юридические специальности для того, чтобы научиться ловчее и «профессиональнее» обходить законы.

Пример со студентами-юристами – это, конечно, крайний случай, но все же я считаю, что когда участники одного и того же процесса совершенно по-разному видят его смысл, рано ил поздно сложится ситуация, похожая на описанную Крыловым в басне «Лебедь, рак и щука». Басня эта, как Вы помните, заканчивается словами «А воз и ныне там».

Зачем необходимо определять смысл?

Чтобы можно было трезво оценивать обстановку, в которой разворачивается процесс образования, на предмет ее соответствия заявленным смыслам.

Что я понимаю под целями в образовании?

Традиционно, цель – это предполагаемый (ожидаемый) результат процесса обучения. Желательно – выраженный в ясной, корректной, однозначно понимаемой, диагностичной форме.

Какие цели образования я ставлю?

Пользуясь старой советской терминологией, я ставлю триединые цели, т.е. цели, ориентированные на приращения в личностной, интеллектуальной и информационной сферах.

Какие факторы мешают достижению целей?

 источник помех  сущность помехи  способы решения
я
неспособность предусмотреть все факторы, препятствующие достижению цели, на стадии разработки курса (занятия, задания)
Готовность вносить в материалы конструктивные изменения на любой стадии педагогического процесса; отказ рассматривать разработанные материалы как нечто совершенное и законченное
неспособность учесть ВСЕ индивидуальные особенности ВСЕХ учащихся (имеются в виду особенности, влияющие на результат обучения)

1. Настрой на постоянное расширение спектра используемых способов представления информации, примеров, инструкций к заданиям, способов контроля.

2. Выделение группы единых требований, предъявляемых ко всем учащимся, знакомство с ними учащихся в начале работы.
учащиеся

Лень/боязнь проявить инициативу (я считаю, что, начиная с определенного возраста, лень и боязнь – это одного поля ягоды)

Уделение специального внимания данной проблеме, обсуждение ее с учащимися перед началом работы, использование специальных приемов повышения мотивации в процессе работы.
Ориентация на более утилитарные цели, чем те, к которым планирую привести я (эта проблема актуальна при изучении фундаментальных естественных наук (точнее, отдельных разделов и тем) и «некоммерческих» гуманитарных (литература, история)

1. При изложении материала приведение примеров, демонстрирующих важность изучаемого материала для решения определенных проблем.

2. Акцентирование внимания учащихся на значимости качеств (личностных, интеллектуальных), которые они могут развить (приобрести) в процессе изучения материала.

3. Уделение специального внимания организации практической деятельности учащихся. Подбор заданий, позволяющих:
а) получить удовольствие от работы (раз уж его не доставляет изучение теории);
б) увидеть произошедшие в себе изменения.

Неспособность самостоятельно диагностировать возникающие затруднения; неразвитость рефлексивных качеств у учащихся

Поэтапное формирование рефлексивных качеств в процессе преподавания. Этапы можно выделить такие:
1. Рефлексивный подход к анализу деятельности, демонстрируемый учителем на личном примере.
2. Короткие задания и вопросы рефлексивного типа, включаемые в основную работу.
3. Рефлексия как завершающая стадия каждого этапа работы.

«Начальство» (в широком смысле этого слова)

Ориентация на ценности, не являющиеся личностно значимыми для непосредственно взаимодействующих субъектов учебного процесса – господствующую идеологию, программы политических лидеров и т.п.

1. Компромисс. Попытка адаптировать материал к «политике партии и правительства» без снижения его качества.

2. Демонстрация (в корректной форме) альтернативных «спущенным сверху» точек зрения.

«Система» (безличные источники проблем)

Подмена ценностей: вместо «компетентность» - «успеваемость», вместо «признания» - «рейтинг» и т.п.

1. Вкладывание сил в достижение поставленных целей законными способами (повышение успеваемости за счет углубления знаний и т.п.)

2. Уход из системы в близкие сферы, где нет такого давления.

 

Как я определяю достижение поставленных целей?

Разрабатываю итоговые задания по модулям и очень подробные критерии оценки. При проверке работ виден уровень группы и каждого студента. Это – наиболее объективный способ.

Помимо этого, в процессе работы отмечаю, проявляют ли студенты качества, которые я пытаюсь у них развить.

--

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Липчанская М. А. Что я понимаю под смыслом образования.
 // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-9.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования " >>

  вверх
вверх

карта сайта