EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Сегодня информация становится такой же необходимостью, как материалы и энергия. »
Царев А. С., преподаватель, г. Минск
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеРазвитие новых институциональных форм


Развитие новых институциональных форм высшего образования на современном этапе

Царев Александр Сергеевич, преподаватель, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Минск

Вступление цивилизации в постиндустриальную, информационную эпоху привело к ещё одной необходимости, от которой зависит успешность развития высшего образования, – его компьютеризации.

Сегодня информация становится такой же необходимостью, как материалы и энергия. Информационные ресурсы не только определяют экономическую мощь страны, но и становятся национальным богатством. А активное внедрение технологий информатизации общества не могло не коснуться системы высшего образования. С внедрением новейших информационных технологий в высшее образование также связана оптимизация процесса вхождения высшей школы Республики Беларусь в мировое образовательное пространство. Сочетание традиционных форм обучения с формами, основанными на информационных технологиях, должны стать главной особенностью учебного процесса в высшей школе нашей страны.

В планировании развития и реформирования высшей школы информационные технологии становятся одним из важнейших приоритетов. Самым привлекательным моментом, на основании которого поступающие выбирают, в какой вуз поступать, является включённость информационных технологий в учебный процесс, которые помимо этого важное значение играют и в конкуренции вузов на рынке высшего образования.

Существует несколько оснований для вовлечения информационных технологий в учебный процесс высшей школы:
1) социальное – признание роли, которую играют технологии в обществе сегодня, необходимость для образования своевременно и достаточно точно, полно отражать интересы общества;
2) педагогическое – информационные технологии сопровождают процесс обучения, предоставление более современных и качественных материалов, повышение эффективности общения между преподавателем и студентом при индивидуальном подходе;
3) профессиональное – подготовка студентов к таким типам профессиональной деятельности, которые требуют навыков использования технологий.

Использование достижений современных информационных технологий в процессе обучения в высшей школе позволяет студентам использовать нетрадиционные источники информации, что развивает не только мышление, кругозор, но и повышает аналитические способности и эффективность самостоятельной работы. Поэтому одним из главнейших направлений информатизации современного общества является обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и использования информационных технологий.

Внедрение современных коммуникационных технологий, использование новых форм обучения, утверждающийся во всем мире переход к перманентному образованию – «образованию через всю жизнь» - привели к появлению новых институциональных форм высших учебных заведений.

Наряду с традиционной формой заочного обучения появляется дистанционная форма, под которой понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.

Характерными чертами дистанционного обучения являются:
•  гибкость - обучаемые в основном не посещают регулярные занятия, а учатся в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе;
•  модульность - каждый отдельный курс создаёт целостное представление об определённой предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым принципам;
•  экономическая эффективность - средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение обходится дешевле традиционных форм;
•  новая роль преподавателя - на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами, помощь в профессиональном самоопределении;
•  специализированный контроль качества - в качестве форм контроля используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы [1, С. 115].

Дистанционное обучение можно определить как синтетическую, интегральную форму обучения, базирующуюся на использовании традиционных и новых информационных технологий. Многие называют дистанционное обучение формой обучения XXI века.

Одной из классификаций наиболее распространенных моделей организации дистанционного обучения является следующая:
•  университет, осуществляющий только дистанционное обучение;
•  университет двойного и смешанного типов;
•  вечерние университетские курсы;
•  университетские консорциумы;
•  университеты, основанные на использовании новых технологий или виртуальные [2].

Университеты, осуществляющие только дистанционное обучение, были основаны в начале 70-х годов. Примером может служить открытый университет Соединённого Королевства Великобритании (основан в 1969 г .), и в настоящее время являющийся крупнейшим университетом такого типа в Европе. Многие эксперты считают, что дистанционные университеты являются уникальными учебными организациями. Они полностью регулируются на правительственном уровне и обеспечивают получение высшего образования за более низкую цену, чем очные. Главной задачей таких университетов является разработка высококачественных стимулирующих к самообразованию учебных материалов, и чем большее количество студентов обучается, чем дешевле обходится разработка методических пособий – тем дешевле стоит обучение одного студента.

Однако считается, что время мегауниверситетов дистанционного обучения истекает. Из-за своих крупных размеров им сложнее своевременно реагировать на изменения на образовательном рынке и выдерживать конкуренцию. До сих пор в данных учебных заведениях используются в основном печатные материалы. С середины 80-х годов процесс создания новых дистанционных университетов замедлился, и, скорее всего, каждой стране не нужно более одного такого университета.

Во Франции в 1993 г . был создан Национальный центр дистанционного обучения, имеющий более 3 000 курсов.

Известно, что крупнейшим вузом, ведущим дистанционное обучение в Германии, является Хагенский заочный университет. Он существует с 1974 г ., учреждён федеральной землей Северный Рейн-Вестфалия. В настоящее время насчитывает 6 факультетов: электротехники, социальных и гуманитарных наук, информатики, математики, права и экономики. Насчитывает более 55 000 обучающихся, из которых 7% - иностранцы. Основной контингент учащихся составляют люди, получающие образование без отрыва от производства (80 %), остальные 20% - инвалиды; матери, имеющие малолетних детей; заключенные; лица, находящиеся на срочной или альтернативной службе. Программа обучения может заканчиваться получением диплома или учёной степени «магистр наук». Весь процесс обучения осуществляется при помощи методических пособий, в том числе персональных технических инструментов.

Университеты двойного типа – наиболее распространённая организационная модель современного дистанционного вуза. Эта модель использовалась в СССР, теперь используется в странах СНГ, а также в основном в Австралии и Канаде.

В таких университетах обучаются как студенты-очники, так и заочники, к которым предъявляются одинаковые вступительные требования и используются одинаковые учебные программы.

В Канаде и Австралии - в обширных странах с малой плотностью населения - получение возможности дистанционного обучения является особенно актуальным. Однако в Австралии было принято решение отказаться от чисто дистанционных университетов, а оказание подобных услуг возложить на несколько очных университетов. В Канаде функционируют как исключительно дистанционные университеты, так и университеты двойного типа.

В бывшем СССР уже в 20-х годах существовали подразделения в традиционных вузах, осуществляющие наравне с очным и заочное обучение. До сих пор такие типы вузов наиболее распространены на территории постсоветского пространства.

Для Беларуси получение заочного образования является традиционным. Особенностью трансформационных процессов в нашей стране стало массовое заочное обучение. По данным отчёта Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в 2002/03 учебном году в 58 государственных вузах страны на дневном обучении насчитывалось 163 тыс. студентов, а на заочном - 107 тысяч. В 14 негосударственных вузах по дневной форме обучения занимались 17 тыс. человек, а на заочных отделениях их было 30 тыс. Если доля студентов-заочников в западных странах, приходящих на заочное обучение, не превышает 10-15% от общего количества студентов, то в странах СНГ и Балтии оно достигло 50 и более процентов. Сложно оспорить, что более качественные и систематические знания даёт очная форма обучения, но определённый круг лиц не в состоянии посещать каждый день университеты или другие учебные заведения. Часто причина предпочтения заочной формы кроется в меньшей оплате за обучение и в отсутствии обязательного распределения.

Возможность получения образования на основе современных информационных технологий вызывает всё больший интерес. Предпочтение дистанционным формам обучения отдают люди, получающие второе образование без отрыва от основной работы; специалисты, для которых профессиональный рост и карьера зависят от повышения образовательного уровня; а также люди, которые не могут обучаться в очных учебных заведениях из-за возрастных или физических ограничений.

В настоящее время в Республике Беларусь ряд вузов работает над организационными, методическими, техническими, программными проблемами развития дистанционного обучения. В 1999 г . были начаты исследования по дистанционному обучению в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, а в 2001 г . открыт центр дистанционного обучения БГУИР, ведутся исследования с целью создания научных и технических основ, учебно-методического и программного обеспечения государственной информационной обучающей системы Республики Беларусь.

С 1 сентября 2001 года в Академии управления при Президенте Республики Беларусь начали обучение студенты, занимающиеся дистанционно по специальности «Государственное управление и экономика».

В БГУ в работе ряда факультетов появилась дистанционная форма получения образования.

В Республиканском институте высшей школы БГУ создан Минский информационный центр дистанционного образования, представляющий Хагенский заочный университет.

Особенностью нашей страны является то, что методы дистанционного обучения чаще всего применяются в области точных наук и очень редко для гуманитарного образования. Но опыт зарубежных стран убеждает, что именно в области гуманитарного образования наиболее просто создать и использовать компьютерные программы.

Модель вечерних университетских курсов в основном распространена в Америке. Целью организации таких курсов было распространение информации, имеющей практическое значение. Для этого использовались местные университеты, которые открыли курсы для взрослых по разным предметам. Целью подобных курсов является не получение степени, а продолжение образования или расширение кругозора. В настоящее время решается вопрос о целесообразности засчитывать результаты вечерних курсов для получения академической степени.

Как известно, в Республике Беларусь широко используются вечерние курсы для подготовки абитуриентов.

За последнее десятилетие ведущее место в мире среди новых институциональных форм заняла модель университетского консорциума, когда несколько вузов внутри страны объединяют свои силы по созданию обучающих программ для дистанционного обучения. Обучение ведётся по собственным программам учебных заведений, но по общей для всех технологии, а программным и технологическим обеспечением занимаются кооперативно правительственные, университетские и коммерческие структуры. Существенным в этой модели является то, что ассоциации не присуждают степени и не выдают дипломы или сертификаты. Эти полномочия предоставлены членам ассоциации. Примерами таких консорциумов являются Национальный технологический университет в США, который объединяет 46 вузов, Калифорнийский виртуальный университет объединяет 95 вузов, Агентство по открытому обучению в Австралии, объединяющее 3 университета. Такие объединения работают в Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Италии и Германии.

Если во многих странах уже имеется опыт создания подобных систем, то в Беларуси подобная проблематика ещё только начинает ставиться как практическая задача, однако рассматривается как актуальная и перспективная.

В последнее время набирают силу понятия «открытое образование» и виртуальные университеты.

Университеты, которые называются «открытыми» или «виртуальными», представляют довольно разнородную группу. К ним относятся как самостоятельные, полностью аккредитованные университеты, так и заведения, представляющие собой просто Web -сайт с небольшой долей собственных методических и учебных пособий. Некоторые виртуальные университеты являются частными предприятиями, некоторые полностью финансируются правительством. Отличительной особенностью таких университетов является наличие собственных лицензий, учебных программ и курсов, а также отсутствие учебных корпусов, общежитий, актовых залов.

Первый в Европе виртуальный университет был создан в Шотландии в 1995 г . на средства Совета по финансированию высшего образования. Его задача заключалась в развитии новых технологий обучения через Интернет для студентов пяти вузов Западной Шотландии. Таким образом, виртуальный университет объединил академический и технологический потенциалы пяти крупнейших вузов.

Как известно, в настоящее время идёт активная работа по превращению Хагенского заочного университета в виртуальный университет. Учебный процесс будет строиться в форме службы в режиме on - line на мощных серверах. Каждый может записаться в университет, получить необходимую информацию, учебный материал и общаться с преподавателями и студентами посредством электронной сети. Этот вуз является пионером в области виртуальных экзаменов. На сегодняшний день здесь проведено уже около 100 экзаменов с помощью видеоконференций.

Студент виртуального университета имеет налаженную связь с тремя функциональными секторами:
•  сектором управления и презентации для получения информации и записи в вуз или в различные учебные мероприятия;
•  учебным сектором для получения учебных пособий и других материалов;
•  сектором коммуникации для общения с преподавателями и студентами по своей специальности.

Таким образом, студент-заочник имеет возможность связаться с учебным заведением не только по почте, но и в любое время получать доступ к необходимой информации и может рассчитывать на получение персонифицированной компетентной консультации специалиста, что, можно сказать, даже уменьшает виртуальность учебного процесса по сравнению с традиционным заочным обучением.

Следующий очевидный шаг – это выход за пределы государственных границ. Причем крупнейшей проблемой на пути к международному обучению, считают специалисты, является не только незнание языка, а вопрос взаимного признания результатов.

Таким образом, основное отличие между дистанционным и открытым образованием сводится к тому, что открытое образование доступно любому желающему без вступительных экзаменов, а дистанционное – с проведением классических вступительных испытаний. Общим же в этих формах является то, что обучение проходит на расстоянии от учебного заведения и главный упор делается на самостоятельное изучение предоставляемого материала.

Однако, несмотря на все положительные моменты и выгоды информационных технологий, существуют и достаточно серьёзные трудности развития данных технологий в системе высшего образования:
1) финансовая поддержка информационных технологий. Необходимость постоянного обновления оборудования, программное обеспечение, непредсказуемость долговременных затрат на оборудование и отсутствие внешнего финансирования ставят в тупик вузы. Однако информационные технологии должны стать областью инвестиций, а не капитальных затрат, и новыми источниками доходов;
2) отсутствие навыков (нехватка времени на подготовку, возраст и образование как факторы, слабая компьютерная грамотность преподавателей);
3) безопасность и законодательные аспекты. Переход к сетевым услугам и доступ к информации из любого места и в любое время усложняет проблему защиты данных вузов, остро встаёт вопрос о защите авторских прав.

Можно выделить три взаимосвязанных области применения информационных технологий в сфере высшего образования: в рамках аудиторных занятий, электронные библиотеки, Интернет.

Интернет-технологии в высшем образовании можно использовать на трёх уровнях:
1) поддержка процесса обучения лицом к лицу. Интернет является посредником, который предоставляет дополнительные учебные ресурсы и позволяет продолжить обсуждение каких-то проблем вне стен учебного заведения;
2) поддержка дистанционного обучения. Однако сегодня процесс развития дистанционного образования в Республике Беларусь сдерживается рядом причин: недостатком полноценного правового регулирования, отсутствием необходимого материально-технического обеспечения учреждений образования, отставанием в области развития телекоммуникационных сетей передачи данных.
3) онлайновое обучение. Все тексты и другие материалы для учебного процесса предоставляются в электронном виде, либо через Интернет, либо на CD - ROM дисках. Потоковое аудио и видео заменяют аудио- и видео-записи. Взаимодействие преподавателя и студента осуществляется через электронную почту, форумы и конференции. Однако это требует привлечение большой команды (преподаватели, программисты, редакторы, дизайнеры).

Новейшие информационные технологии позволяет вузам снижать стоимость обучения и затраты на образование, расширить доступ к образованию, увеличить количество курсов, разрабатывать специализированные программы, повышать доход от образования.

Литература
1. Бутырин Г.Н., Ефимов Н.Н., Нечаев В.Я. Дистанционное образование по оценкам экспертов // Материалы 4-ой конференции по дистанционному образованию. М. - С.114-117.
2. Гури-Розенблит С. Виртуальные университеты: существующие модели и направления развития [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.aha.ru/%7Emoscow 64/educational _ book

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Царев А. С. Развитие новых институциональных форм высшего образования на современном этапе.
 // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта