EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Возможна ли эффективная, результативная работа на курсе, ведущий которого не общается с участниками курса очно? »
Завьялова О. А.
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образрваниеМетоды дистанционного обучения


Методы дистанционного обучения педагогов

Завьялова Ольга Александровна, учитель ср. шк.№7, г. Шуя Ивановской обл.

В последнее десятилетие школьное образование превращается из одной из наиболее консервативных систем в динамично изменяющуюся. Изменяются стандарты, содержание, формы и методы обучения и контроля знаний. В этих условиях профессионализм учителя ставится в зависимость от возможности своевременного повышения своей педагогической квалификации. Решить проблему непрерывного обучения учителя могут дистанционные сетевые курсы. Два основных вопроса дидактики «Чему учить?» и «Как учить?» и здесь не теряют своей актуальности. Тематика дистанционных курсов напрямую зависит от потребностей школы, а применение новых сетевых технологий очевидно требует создания и новых методов обучения. В данной статье хотелось бы обратиться к методам дистанционного обучения педагогов, которые были разработаны и доказали свою эффективность в рамках деятельности Центра дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru).

Дистанционные курсы имеют ряд явных преимуществ перед очными: это и экономия времени и средств педагога, и возможность выбрать необходимую тематику курса, и даже руководителя. Но преимущества эти формальны. Какое же фактическое приращение может получить учитель, отдавший предпочтение дистанционному сетевому курсу? Возможна ли эффективная, результативная работа на курсе, ведущий которого не общается с участниками курса очно? Практика ЦДО «Эйдос» позволяет ответить на этот вопрос положительно. Исходя из моего опыта работы в качестве ведущей дистанционного курса для педагогов на тему «Как разработать творческие задания для уроков», мне хотелось бы проанализировать используемые методы дистанционного обучения с точки зрения их образовательной эффективности.

Дистанционный курс состоит из нескольких модулей, обычно – пяти-семи. Каждый участник в соответствии с расписанием получает по электронной почте комплект материалов по очередному модулю, включающий теоретическую часть и практическую, в виде серии заданий. Теоретическая часть содержит основные сведения, идеи, примеры, на которые могут опираться курсанты, выполняя свои задания. Данная часть модуля играет роль стартовой площадки для формирования собственных взглядов педагогов на проблемы, рассматриваемые на курсе, и не является исчерпывающей для решения заданий, предложенных в практической части. Модуль содержит ссылки на другие дополнительные материалы, в которых представлены данные вопросы, но главным источником знаний подразумевается опыт учителя, преломленный и осмысленный в контексте рассматриваемых на курсе принципов, критериев, идей и т. д. Итак, смысл теоретической части – дать опору, основу, базу для построения собственного видения решения проблемы участником курса. Разбудить творческие, креативные силы учителя – задача второй, практической части.

Задания, которые предлагаются курсантам не имеют однозначных ответов и решений, т.е. являются открытыми. И это эффективный способ сделать обучение личностным. Специфика таких заданий характеризуется следующим высказыванием одной из участниц моего курса: «Я впервые принимала участие в дистанционных курсах. Пройдя их до конца, я поняла, что эти курсы в корне отличаются от тех, которые нам предлагаются для повышения квалификации. Для меня главным явилось то, что все задания, предложенные вами, я пропустила «через себя». Здесь нет готовых ответов, их надо было искать самостоятельно. Я научилась по-новому мыслить, «творить» благодаря вашим заданиям. И думаю, что работать по-старому я не смогу, т.к. в голове имеется очень много идей по разработке «новых» творческих заданий».

Принципы эвристического обучения школьников – личностного целеполагания, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции и образовательной рефлексии нашли свое отражение в построении дистанционных курсов для взрослых. Действительно, в начале занятий учителя формулируют цели своего участия в курсе. И это не формальные цели, а прочувствованные и осознанные. В конце обучения – анализ достижения поставленных первоначально целей. Приведу пример такого анализа одной из участниц проводимого мною курса:

«Моя цель: хочу побуждать детей к творчеству, учить их творить и получать результат!
- Теперь есть не только хотение НО И УМЕНИЕ ЭТО ДЕЛАТЬ!
Хочу научиться разрабатывать творческие задания!
- По-моему научилась, но главное получила стимул к развитию!
Хочу, чтобы в нашей гимназии было больше учителей работающих по-новому, с «изюминкой», творчески, неординарно.
- То как работали коллеги, как обсуждали свои версии, наработки – думаю, что и эта цель достигнута» (Васютина Н. Ю., учитель математики МОУ гимназии №3, г.Иркутска).

В ходе обучения участники курса создают личностно-значимую образовательную продукцию – формулируют определения, создают классификации, придумывают задания, разрабатывают сценарии обучающих, творческих, проблемных ситуаций. Иногда задания несколько опережают теоретический материал, и размышления над ними становятся откровениями для самих курсантов, когда их самостоятельно выдвинутые идеи оказываются созвучны идеям авторов курса. Вот как эти чувства выразила Винник О. Н., учитель истории и обществознания МОУ гимназия № 3 г . Иркутск: «…спасибо, что не даёте впасть в спячку, спасибо, что подарили муки творчества и минуты гордости и самодовольства «А я ещё что-то могу!»

Рефлексивность обучения – один из основополагающих и трудно приживающихся принципов эвристического обучения. Между тем, способность осознанно учиться, фиксировать свои достижения, понимать причины неудач, пути их решения – один из показателей культуры мышления. Детям это дается легче, чем их педагогам. Но, тем не менее, систематическое выполнение рефлексии в конце работы по каждому модулю, привело большинство курсантов от формальных высказываний к развернутому многостороннему анализу своей деятельности в ходе обучения. Вот как оценила эту работу Дурных Виктория Викторовна, учитель физики, МОУ «СОШ № 11», г. Байкальск: « Работая над выполнением заданий, окунулась в совершенно другой мир. Все мои мысли были направлены на решение поставленной задачи. Не все получалось. Иногда, чтобы понять, что требуется от меня, приходилось по несколько раз перечитывать поставленный вопрос. Составляя задания, постоянно обращалась к учебным модулям и другим источникам. И, что самое интересное, оказалось после того, как отправила вам свой ответ, пересматривая его на следующий день, думала, что можно было сделать это задание по-другому. Пересматривая задания и свои ответы, думаешь, неужели это сделала сама? Я считаю это большой работой, необходимой в преподавательской деятельности».

Важной составляющей процесса обучения является открытая публикация выполненных участниками работ и рефлексий, которые рассылаются в конференции с комментариями ведущего. Т. к. задания открытые и двух одинаковых ответов на них быть не может, тем интереснее узнать, как одно и тоже задание выполнили твои сокурсники. Участники могут высказать свои мысли и мнения по поводу работ коллег, задать вопросы – индивидуально, для общего обсуждения или ведущему курса. Что это дает с точки зрения обучения? На мой взгляд, это не только знакомство с другой точкой зрения и творчеством коллег, что, несомненно, тоже очень полезно, но и возможность понять, что ты не одинок – в своих мыслях, сомнениях, трудностях и способах их преодоления. Это то, что объединяет людей живущих за тысячи километров друг от друга и позволяет включить в процесс обучения эмоции, чувства, откровенность. И этот феномен вряд ли возможен даже при очном обучении!

Еще один метод – участие в форуме по теме курса. На форум выносятся наиболее значимые и вызывающие наибольший интерес проблемы рассматриваемой темы. Умение вести обсуждение в режиме развернутой беседы, задавать вопросы и аргументировано отвечать на них – это те навыки дистанционного общения, которые становятся все более актуальны в связи с развитием и внедрением в образовательный процесс различных услуг компьютерных сетей. Практика ведения курса показала, что большинство педагогов испытывают трудности при такого рода общении. На мой взгляд, в их основе лежит боязнь задать «глупый» вопрос, дать «неправильный» ответ. Стереотипное представление о том, что учитель должен на все вопросы иметь «правильный» ответ мешает открытому ведению обсуждения новой для учителей проблемы. Отрадно, что ценность самостоятельности мышления была, хоть и не сразу, принята педагогами. Черноскова Ю. Ю., зам. директора по информационным технологиям, лицей-интернат СГТУ, г. Саратов. «Вообще, придумывать что-то свое, зная, что до тебя уже столько придумано, очень тяжело. Боишься что-нибудь "натворить". В процессе выполнения заданий я снова почувствовала себя ребенком, причем прошла все стадии - от младшего до старшего школьного возраста. Это приятно - снова вернуться в детство» . А вот будущие учителя с восторгом констатировали истинность восточной мудрости: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму» поэтому самостоятельная деятельность – лучший способ достижения поставленных целей!» (Прохорова А. А., студентка 4 курса ИГПУ, г. Иркутск).

Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное обучение педагогов несомненно является эффективной и достойной альтернативой очных курсов повышения квалификации, если оно построено на следующих методах:
•  модульной системы организации обучения, включающей теоретическую и практическую части, разработанных на принципах эвристического обучения;
•  открытости заданий, снимающей проблему «авторства» ответов;
•  открытости и доступности для обсуждения материалов, присылаемых курсантами, позволяющих внести эмоциональность и личностность в работу курса;
•  использования форума для организации полилога по значимым проблемам курса.

--

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Завьялова О. А. Методы дистанционного обучения педагогов.
 // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-6.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное обучение" >>

  вверх
вверх

карта сайта