EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Хуторской А.В., докт. пед. наук, г. Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследованияПрограмма Научной школы А.В.Хуторского


Программа Научной школы А.В.Хуторского

Содержание

I. О НАУЧНОЙ ШКОЛЕ

• Что собой представляет Научная школа А.В.Хуторского?
• Лидер Научной школы
• Участники Научной школы
• О сотрудничестве с Научной школой

II. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЙ

• Цели и задачи Научной школы
• Какие проблемы решает Научная школа?
• Основные понятия, учения, концепции, технологии Научной школы А.В.Хуторского
• Стартовые вопросы и темы исследований
• Формы деятельности Научной школы
• Ближайшие планы Научной школы

III. ХРОНИКА НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

• Очные научные конференции и семинары
• Дистанционные научные конференции
• Методологические семинары
• Научные исследования, проводимые на грантовой основе
• Изданные сборники научных трудов

===

I
. О НАУЧНОЙ ШКОЛЕ

Что собой представляет Научная школа А.В.Хуторского?

Прежде всего, это научное течение . В его основе - идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Основоположниками данной идеи выступают античные учёные, прежде всего, Сократ, педагоги-гуманисты Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, философы русского космизма Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский и др., современные учёные.

Целевые установки Научной школы: проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности.

Основные ориентиры деятельности Научной школы задаются заложенной в её основе парадигмой, а также программой исследований.

Научные дисциплины, в рамках которых рассматривается данная идея, это философия, педагогика, психология, дидактика, педагогическая инноватика, методология образования, методики обучения, а также другие научные и практические области.

Особенностью школы является её научно-практический характер. Фундаментальные вопросы рассматриваются в связи с прикладными и сиювременными вопросами. Всё, что обозначается в качестве научных идей и концепций тут же реализуется в той или иной мере. Инновации и эксперимент сопровождают теоретические исследования.

Школа не ограничена территориальными и временными рамками. Люди, которые принадлежат данной школе распределены во времени и пространстве. И это не мешает им быть вместе. Современные сетевые технологии позволяют преодолевать пространственную удаленность. Научная школа имеет сетевой, распределенный характер.

В зоне научного внимания находятся как очные, так и дистанционные формы образования, в том числе и нетрадиционные.

Школа связана с научными и образовательными учреждениями, такими, как Российская академия образования, Международная педагогическая академия, рядом вузов и общеобразовательных учреждений, работающих в русле концепции Научной школы или имеющими общие точки развития.

Лидер Научной школы

Лидером и координатором Научной школы является Андрей Викторович Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, действительный член Международной педагогической академии. Вот что он пишет о Научной школе:

Понятие «Научная школа А.В.Хуторского» я использую в нескольких смыслах:

1. Это школа, которой я принадлежу как учёный.
Свои научные взгляды и деятельности я позиционирую по отношению ко многим людям, наукам, учениям. Эта школа не ограничена территориально или во времени. Например, для меня в эту школу входит Сократ - основатель эвристического метода обучения, П.Флоренский - учёный-богослов, предложивший способ познания как общения с познаваемым, В.В.Краевский, чьи научные взгляды и позиции по методологии педагогики я разделяю. Эти и другие учёные могли бы удивиться своей принадлежности к одной школе. Но для меня это так.

2. Это школа, которую я прохожу.
Каждый человек учится всю жизнь, и я не исключение. Общее среднее, высшее образование, аспирантура, докторантура - этапы одной школы, которая никогда не заканчивается. Некоторые вехи обучения в этой школе я обозначаю на своём сайте в Хронике бытия.

3. Это моя школа для других.
Прежде всего, для тех, кто сам себя относит к этой школе. Таковыми я признаю не только своих аспирантов, коллег по работе, студентов, школьников. Но и всех, кто разделяет мои научные позиции, теоретические концепции, методологию научной и опытно-экспериментальной деятельности. В этом смысле Научная школа открыта для единомышленников.

Я отдаю себе отчёт, что "стою на плечах гигантов", тех ученых, которые заложили базис данного течения. Одной из главных задач Научной школы считаю консолидацию усилий современных учёных, методистов, педагогов, учителей-экспериментаторов вокруг идей человекосообразного образования, личностно-ориентированного обучения, творческого самореализации.

Беря на себя функции лидера научной школы, я не претендую на истину в последней инстанции, но предлагаю организационные и программные рамки, способные развивать данное научное течение.

Участники Научной школы

Единомышленники не те, кто думают одинаково, а те, кто думают об одном и том же.

Предшественниками создания и оформления Научной школы являются такие учёные и педагоги, как Сократ, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, П.Ф.Каптерев, П.А.Флоренский, В.В.Краевский, Ю.К.Кулюткин, В.Н.Пушкин, М.И.Махмутов, В.И.Журавлёв, Г.Я.Буш, Я.А.Пономарев, А.Н.Лук, Д.Пойа, Л.Н.Хуторская и др.

Сегодня в направлениях, выделенных Научной школой, активно работают учёные: А.В.Хуторской, Г.А.Андрианова, А.Д.Король и др. Исходным позициям Научной школы близки и созвучны исследования многих современных ученых: Ш.А.Амонашвили, В.И.Андреев, Е.В.Бондаревская, Н.М.Борытко, В.В.Гузеев, И.А.Зимняя, Н.Б.Крылова, А.М.Кушнир, А.А.Остапенко, В.Г.Рындак, В.В.Сериков, Н.Н.Халаджан и др.

Многие вузовские педагоги, учителя школ России и других стран опираются в своей работе на положения Научной школы. Их взаимодействие с Научной школой происходит путем участия в очных и дистанционных мероприятиях, которые проводит Научная школа, через книги и статьи, которые издаются А.В.Хуторским и его коллегами.

На основе концепции Научной школы А.В.Хуторского осуществляет деятельность Центр дистанционного образования «Эйдос» – один из лидеров отечественного Интернет-образования. Центр успешно работает с 1998 года, с ним сотрудничают сотни школ, десятки тысяч учащихся и педагогов.

Центр ведет научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную работу в области Интернет-поддержки дистанционного обучения школьников и профессионального развития педагогов. Его деятельность строится на основе человеко-сообразного образования, эвристического обучения, креативной оргдеятельностной технологии дистанционного обучения.

Сотрудники дистанционных кафедр Центра ведут опытно-экспериментальную сетевую работу с инициативными педагогами, экспериментальными школами, проводят дистанционные курсы, олимпиады, конференции, конкурсы.

При ЦДО «Эйдос» выпускается Интернет-журнал, несколько электронных рассылок (более 15 тыс. подписчиков). Имеется электронное издательство и магазин электронных изданий для педагогов. Центр проводит Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады (более 80 тыс. участников), дистанционные курсы для педагогов и школьников, Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года», Всероссийскую августовскую научно-педагогическую конференцию, выездные семинары.

О сотрудничестве с Научной школой

Статус и положение членов Научной школы определяется не учеными степенями и званиями, а реальным вкладом, который они делают в развитие школы.

Участником Научной школы является дипломированный специалист, который разделяет целевые установки Научной школы, придерживается в совей работе общих научных принципов этой школы, вносит вклад в её развитие.

Членам Научной школы предоставляется свобода выбора тем и проблем исследования в рамках концепции и программы школы.

Члены Научной школы ведут диссертационные исследования и/или опытно-экспериментальную деятельность, публикуют свои результаты в научных, научно-педагогических, учебно-методических изданиях, в Интернет-журнале «Эйдос», в других изданиях.

Научная школа приглашает к сотрудничеству учёных, учителей, методистов, администраторов образования, которые разделяют заявленные цели, принципы, направления деятельности.

Научная школа оказывает научно-образовательные, информационные и иные услуги, относящиеся к основным направлениям её деятельности. Аспирантам, вузовским педагогам, ученым предлагаются возможности совместных исследований, публикации работ в электронных и бумажных изданиях, отзывы на авторефераты диссертаций, рецензии на многографии, учебные пособия, методики.

Учителям и образовательным организациям предлагаются консультации, научное руководство, рецензии на программу эксперимента, совместная опытно-экспериментальная работа.

Научная школа рассмотрит возможность содания своих отделений, лабораторий, кафедр при образовательных и научных учреждениях, вузах, институтах повышения квалификации – в России и других странах.

Сайт А.В.Хуторского – http://khutorskoy.ru

Форумы Научной школы - http://khutorskoy.borda.ru


II. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЙ

Достижениями последних лет являются устойчивые педагогические тенденции – личностная ориентация образования; введение профильности, индивидуальных образовательных программ и траекторий учащихся; развитие и расширение эвристического обучения, главным образом в форме дистанционных эвристических олимпиад; продуктивная образовательная направленность школ - на создание учениками портфолио; использование Интернет-технологий и ресурсов для расширения миропонимания ученика и учителя, открытости и открываемости мира с помощью информационных телекоммуникаций.

Перечисленные тенденции вносят в педагогику и практику образования новые понятия, принципы, формы, методы обучения. Например, понятие «индивидуальная образовательная траектория» заставляет пересматривать подходы к отбору содержания образования, технологиям обучения.

Изменения в образовании, обусловленные его изменяющейся и изменяемой сущностью, а также сама жизнь являются источниками проблем, решение которых актуально для каждого человека – ученика и его родителя, педагога и ученого, управленца и политика.

Для учителей, которые в свое время изучали традиционную классическую педагогику, дидактику, методики, Научная школа станет путеводителем по новшествам, которые произошли в теории и методике обучения за последние годы. Эти новшества относятся к человекосообразному типу образования, которое ставит целью реализацию заложенного в учениках потенциала, формирование ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни и деятельности.

Цели и задачи Научной школы

Научная школа объединена не только тематическими и организационными рамками, но и общей системой взглядов, идей, традиций, относящихся к пониманию человека и его образования.

Цель Научной школы: проектирование и реализация человеко-сообразного типа образования, обеспечивающего личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности.

Основная задача Научной школы - создать образ новой современной школы, в которой происходит продуктивное эвристическое обучение, используются компьютерных технологии и Интернет.

Слоган Научной школы: «Открой в себе лучшее!»

Ключевые понятия и проблемы, по отношению к которым происходит постановка целей и задач Научной школы:
1. Человек, потенциал человека, образ человека, его миссия.
2. Мир, образ мира, по отношению к которому реализуется человек.
3. Реализация потенциала, миссии человека. Как это должно происходить, с помощью чего.
4. Смыслы и цели образования, направленные на реализацию человеческого потенциала. Природосообразные, культуросообразные образовательные модели и системы. Здоровьесберегающие технологии. Человекосообразные стандарты, деятельностные программы и учебники, уроки, направленные на развитие учеников средствами учебных предметов.
5. Научные основы образования, направленного на реализацию человеческого потенциала: педагогические, психологические, дидактические, методические концепции, теории, технологии, методики, приёмы, средства.

Человек – "чело веков", т.е. ум столетий. Человекосообразность – ключевой термин Научной школы. Существуют различные понимания вопроса «Что есть человек». Это не только предмет философии. В зависимости от понимания человека и его миссии устанавливается и реализуется та или иная система его образования, т.е. определяются педагогические, дидактические, методические ориентиры.

В нашем понимании у каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь. Существование иных систем координат и измерителей возможно (например, в виде общечеловеческих, религиозных или иных ориентиров), но каждому человеку предоставляется право на собственную систему координат, на индивидуальную траекторию движения по отношению к ней. К любым другим системам он может, а в ряде случаев должен относиться, согласовывать с ними свои принципы и действия, принимать их, например, осуществляя деятельность в рамках группы, коллектива, школы, вуза, региона, страны и т.п.

Какие проблемы решает Научная школа?

Прежде всего, реальные и актуальные для современного образования. Основная проблематика Научной школы определяется:
а) существующей реальностью, процессами в образовании и науке,
б) конкретными фактами, подтверждающими их реальность;
в) проблемами, необходимыми для решения с научной точки зрения.

Приведём примеры проблем, которые актуальны для Научной школы.

К.А.Одинец, зав. кафедрой обществознания ЦДО «Эйдос»:

Отставание официальной школы проявляется на уровне ведения урока. Учитель, разрабатывая план урока, не всегда видит конкретного ученика, которому адресуется материал, не выстраивает содержание урока, его основные ключевые моменты, исходя из конкретной ситуации, не видит необходимости и не умеет создать условия для формирования общих целей урока. Огромной проблемой является неумение ставить цели, совместно формулировать их с учеником. Отсутствие цели приводит не просто к непродуманному уроку, неконкретным результатам, самой страшной здесь является дезориентация ученика. Не понимая целей своего присутствия на уроке, ученик в лучшем случае защищается, т.е. ведет себя агрессивно, в худшем - пассивно наполняется информацией, которой не находит применения, в которой не видит смысла. Эта проблема должна решаться на уровне конкретного учителя (овладение навыками целеполагания, рефлексия деятельности и т.д.), на уровне администрации (четкое формулирование целей, прогнозирование результатов, оценка и мониторинг), департамента образования и т.д. Научная школа имеет методики и технологии решения данных проблем.

Отставание официальной школы в условиях информационного взрыва, когда учитель по-старинке транслирует информацию, а ученик обязан ее воспроизводить. Репродуктивный уровень не просто не соответствует духу времени, но и развращает ученика, делает его простым потребителем информации, лишает его возможности самостоятельного добывания и последующей обработки и интерпретации. Научная школа предоставляет возможность человеку самому быть творцом своего образования, учит его самостоятельно выстраивать собственную образовательную траекторию, выбирать темп и средства, формировать образ окончательного продукта и нести ответственность за полученный результат. Быть успешным в дальнейшем может стать только человек, способный самостоятельно планировать, определять жизненные цели и приоритеты, достигать поставленных целей и выстраивать собственную парадигму развития.

Многие школы объявляют себя инновационными, становятся экспериментальными площадками, но не имея подготовленных кадров, способных воспринимать новое, быть мобильными, эксперимент начинает вязнуть. Имею собственный опыт работы в учебном заведении, являющемся экспериментальной площадкой республики по Дальтон-технологии. Прекрасная идея в руках неподготовленных педагогов превратилась в страшное оружие против детей. Учителя используют Дальтон-час для довыполнения программы, этот лишний час оборачивается огромными энергозатратами, потерей времени и здоровья детей. Без подготовки квалифицированных кадров, не воспитав учителя, смотрящего в будущее, невозможно продвинуть даже мало-мальски здравую идею.

Научная школа и ЦДО «Эйдос» имеют необходимый арсенал средств для научно-методического обоснования, разработки и сопровождения экспериментальной деятельности школ. Это дистанционные курсы для педагогов, семинары и мастер-классы для студентов педагогических специальностей, разработка циклов курсов учебного и методического содержания. Для оформления отношений с экспериментальными площадками, отдельными учителями-экспериментаторами заключаются договора.


Основные понятия, учения, концепции, технологии Научной школы А.В.Хуторского

Инновационные понятия, введенные Научной школой:

•  Человекосообразное обучение
•  Эвристическое обучение
•  Продуктивное обучение
•  Образовательный продукт
•  Образовательная ситуация
•  Происходящий метод обучения
•  Фундаментальный образовательный объект
•  Культурно-исторический аналог
•  Индивидуальная образовательная траектория
•  Образовательное целеполагание
•  Образовательная рефлексия

Учения и концепции, разработанные Научной школой:

•  Концепция образования как образовывания человека
•  Дидактическая эвристика
•  Ситуативная педагогика
•  Педагогика русского космизма
•  Педагогическая инноватика (в контексте А.В.Хуторского)
•  Философия дистанционного образования с позиций русского космизма
•  Личностно-ориентированное дистанционное образование
•  Креативный компонент и метапредметное содержание образовательных стандартов
•  Компетентностный подход (проектирование и реализация ключевых и предметных компетенций)

Образовательные модели и технологии Научной школы:

•  Модель образования как вселения человека в мир (во Вселенную)
•  Технология инноваций в образовании
•  Школа свободного развития (авторская школа)
•  Студенческий педагогический клуб
•  Оргдеятельностный семинар как форма очного и дистанционного обучения
•  Эвристическое погружение - модель и технология очного обучения
•  Центр дистанционного образования (действующее распределенное сетевое учреждение)
•  Дистанционная эвристическая олимпиада
•  Дистанционный оргдеятельностный курс
•  Дистанционная научно-педагогическая августовская конференция
•  Школа-конкурс «Дистанционный учитель года»
•  Эйдос-классы (онлайн-защита учащимися творческих и исследовательских работ)
•  Веб-семинар
•  Чат-школа

Полученные результаты продолжают исследоваться и развиваться в ходе деятельности Научной школы.

Стартовые вопросы и темы исследований Научной школы

1. Кому и зачем необходимо образование?

• Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Их роль в определении смысла и целей образования. Понятия и принципы школы русского космизма.

• Роль субъектов образования в постановке целей. Зоны ответственности. Соотношение целей политиков, чиновников, управленцев, педагогов, учащихся, родителей. Смысл и цели образования в компетентностной парадигме. Факторы, способствующие и препятствующие целеобразованию.

• Все ли школы одинаковы? Альтернативные типы образования в современных условиях. Смысл и цели различных образовательных систем.

2. Как определять смыслы и проектировать цели образования?

• Типология целей в образовании. Специфика и закономерности целеполагания в образовании.

• Уровни образовательного целеполагания: государство, регион, школа, учебный предмет, урок.

• Изменения в целях образования: кому и зачем они необходимы? Проблемы проектирования модернизации образования. Роль различных институтов в обновлении образования. Общественный контроль за экспериментами в образовании.

• Отражение смыслов и целей образования в стандартах, учебниках, технологиях обучения, системе контроля (ЕГЭ и др.).

• Технология образовательного целеполагания на разных уровнях педагогической реальности:

• цели в учебном процессе,
• цели в учебном курсе,
• цели школы, гимназии, лицея
• цели в инновационной школе,
• цели системы обучения.

• Рефлексия как инструмент диагностики достижения и переопределения целей образования.

3. Дидактическая эвристика – теория и технология креативного обучения

• Личностная ориентация эвристического обучения. Продуктивная ориентация образования.

• Соотношение своего и «чужого» в процессе обучения. Культурно-исторические аналоги образовательной продукции учащихся.

• Ситуативное обучение – технология развития одарённости.

• Открытое задание в учебном процессе. Рождение знаний в обучении.

• Эвристические методы и формы обучения

• Что проверяется и оценивается в эвристическом обучении?

• Границы применимости эвристического обучения. Инновационные задачи внедрения и освоения эвристического обучения.

4. Дистанционное образование и его место в общем образовании

• Изменение смысла и целей общего образования в результате введения телекоммуникаций.

• Интеграция дистанционных эвристических олимпиад и очного учебного процесса: преимущества, проблемы, проекты.

• Дистанционные курсы – альтернатива или дополнение?

• Интернет-коммуникации учеников и педагогов: проблема постановки целей.

• Электронные учебные и учебно-методические пособия: перспективы развития и применения.

5. Планирование обучения. Опыт и технологии

• Образовательная программа школы: методика составления и корректировки.

• Планирование экспериментального учебного процесса.

• Постановка целей в учебном предмете.

• Обучение целеполаганию учеников и педагогов.

• Цели и задачи творческого урока.

 

Формы деятельности Научной школы

В Научной школе практикуются как индивидуальные формы организации НИР (аспирантура, докторантура, соискательство), так и коллективные (семинары, конференции, научные сборники, веб-форумы и др.).

В качестве форм деятельности научной школы основными являются следующие:

•  Проведение научных конференций, методологических семинаров.
•  Участие в проектах на основе грантов РФФИ, РГНФ и др.
•  Издание книг, монографий, сборников научных статей.
•  Выполнение и защита диссертаций.
•  Руководство экспериментальными исследованиями.

Педагогика Научной школы

Как и в обычной школе в Научной школе имеются свои цели, содержание, формы и методы работы, результаты, их оценка. Но научная школа в отличие от обычной школы занимается не столько образованием людей, сколько порождением самой науки. Ради этой цели ставится задача обучения членов школы научному творчеству. Обучение научному творчеству происходит одновременно с самим научным творчеством.

Привлечение и подготовка участников Научной школы - одна из её задач.

Формы ученичества в Научной школе различны:

•  участие в мероприятиях Научной школы: семинарах, конференциях, конкурсах,
•  публикация своих работ в изданиях Научной школы,
•  участие в форумах, электронных рассылках Научной школы.

Ближайшие планы Научной школы

Программа исследований Научной школы включает в себя деятельность как учёных, так и учителей-экспериментаторов, методистов, администраторов образовательных учреждений, т.е. имеет разные уровни и ракурсы:

•  философский
•  методологический,
•  проектировочный,
•  инновационный,
•  методический,
•  опытно-экспериментальный,
•  массовый.

Общие задачи на 2006-2007 учебный год

•  Ввести основные положения Программы Научной школы в содержание и структуру деятельности ЦДО «Эйдос», его сотрудников, локальных координаторов. Определить исследовательские и опытно-экспериментальные задачи дистанционной деятельности.
•  Конкретизировать приоритетные направления исследований, экспериментов и инноваций Научной школы применительно к общеобразовательной практике школ и учителей – сотрудничающих с ЦДО «Эйдос».
•  Организовать постоянно действующие семинары на базе форумов Научной школы - http://khutorskoy.borda.ru
•  Осуществить координацию текущих и будущих диссертационных исследований с Программой Научной школы.
•  Оформить взаимодействие Научной школы с экспериментальными площадками (школами, вузами и др.) и отдельными исследователями, учителями-экспериментаторами. Заключить договора на научное руководство, учебно-методические услуги, проведение курсов и др.
•  Составить программу очных (выездных) мероприятий Научной школы. Реализовать её на хозрасчетной основе.
•  Обсудить и уточнить основные направления Научной школы во время методологического семинара 19-31 сентября 2006 года, а также подвести итоги реализации намеченных планов в июне 2007 года.

Плановые инициативные задачи (в скобках указаны кураторы):

Концептуальные и организационные задачи. Эксперимент

•  Определить научно-педагогические предпосылки человекосообразного типа образования как основания для развития эвристического и смежных с ним типов обучения (Хуторской А.В.)
•  Разработать Концепцию Научной школы и опубликовать её на сайте, в СМИ (Хуторской А.В., зав. кафедрами).
•  Разработать программу создания кафедр Научной школы А.В.Хуторского в ВУЗах (М.Н. Рыскулова, О.А.Завьялова, Дьякова М.Б.).
•  Разработать положение о создании в школах экспериментальных классов для апробации творческих учебных процессов, организуемых в рамках Научной школы; создать на основе данного положения экспериментальные школы А.В.Хуторского (М.Н. Рыскулова, Кулешова Г.М.).
•  Составить информационную памятку-презентацию для учителей-экспериментаторов, работающих или желающих работать в направлении Научной школы с целью помощи в научном обосновании своего эксперимента, его апробации, оформления (К.А. Одинец).
•  Провести очный семинар Научной школы в Москве, 23 или 30 марта 2007 года (А.В.Хуторской, Андрианова Г.А.)
•  Провести в июле 2007 года выездной научно-практический семинар Научной школы – (А.В.Хуторской, Андрианова Г.А.)

Связь с вузами, школами, другими организациями

•  Оформить взаимодействие Научной школы с экспериментальными площадками (школы, вузы и др.), заключить договора на научное руководство или учебно-методические услуги или проведение курсов (Хуторской А.В., Жандармова И.В.).
•  Связаться с зарубежными англоязычными и русскоязычными образовательными и иными учреждениями для организации сотрудничества с позиций философии, психологии, педагогики Научной школы (Андрианова Г.А., Свитова Т.В.).
•  Разработать и начать реализацию систему занятий Центра со студентами по освоению методов работы дистанционного педагога (Завьялова О.А., Дьякова М.Б., Зуева Л.Н.).
•  Разработать новые дистанционные курсы и семинары по проблемам, заявленным Научной школой (Андрианова Г.А., кафедра педагогики).
•  Разработать программу по дистанционной переподготовке учителей математики в направлении Научной школы (Жандармова И.В.).

Проблемные задачи

•  Разработать технологию инновационного процесса по дистанционному внедрению эвристического обучения в практику общеобразовательных школ (Андрианова Г.А.).
•  Разработать механизм согласованного взаимодействия и преемственности целей, поставленных различными субъектами образовательного процесса на разных уровнях системы образования в направлении концепции Научной школы (Липчанская М.А.).
•  Разработать перечень качеств учащихся, формирование и развитие которых должно контролироваться учителем. Описать возможные уровни сформированности качеств и способов оценки этих уровней (Липчанская М.А.).
•  Разработать критерии оценивания творческой деятельности дистанционных учащихся (Андрианова Г.А.).
•  Спроектировать и реализовать диалоговый компонент содержания дистанционных курсов и эвристических олимпиад. Разработать и внедрить диалоговую технологию проектирования эвристических заданий (Король А.Д.).
•  Определить возможности интеграции новых информационных и педагогических технологий в направлении концепции Научной школы (Кулешова Г.М.).
•  Разработать и реализовать концепцию «Сайт как инструмент запуска творческих, развивающихся процессов» (Завьялова О.А.).

Научно-методические задачи

•  Разработать и провести 27 марта 2007 года Всероссийскую дистанционную педагогическую олимпиаду для студентов и педагогов (Король А.Д.)
•  Разработать структуру и содержание SMS-олимпиады в соответствии с принципами Научной школы, осуществить пробное испытание (Галанов А.Б.)
•  Разработать методические рекомендации для сотрудников Центра по обеспечению, контролю и оценке реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий во время участия в дистанционных олимпиадах и курсах ЦДО «Эйдос» (Кулешова Г.М.).
•  Разработать рекомендации по постановке учителями, школами целей образования (творческий компонент целей) в процессе личностного целеполагания ученика как субъекта собственного образования (Кулешова Г.М.)
•  Провести 3-9 мая 2007 года I-ю Всероссийскую дистанционную ученическую конференцию (Липчанская М.А.)

Ресурсные задачи. Конференции. Публикации

•  Разработать и реализовать оргдеятельностную структуру построения учебно-методических электронных изданий с опорой на концептуальные направления Научной школы (Завьялова О.А.)
•  Определить темы в рамках Научной школы и организовать форумы по данным темам. Подготовить на основе проводимых форумов материалы для сборника Научной школы (Хуторской А.В., Андрианова Г.А., зав. кафедрами).
•  Рассмотреть условия, возможности и концепцию создания учебников по основным школьным дисциплинам для эвристического типа обучения (Озеркова И.А., М.Н. Рыскулова).
•  Подготовить и опубликовать сборник научных трудов с Концепцией и статьями представителей Научной школы - к январю 2007 года (Хуторской, А.В., Андрианова Г.А.).

Вакантные темы

•  Разработать и апробировать структуру и технологию проведения очно-дистантных профильных курсов эвристической ориентации для школьников.
•  Разработать и реализовать типологию эвристических олимпиадных заданий.
•  Разработать направления интеграции методов эвристического обучения с общеобразовательным процессом.
•  Разработать и внедрить форму проведения дистанционных курсов в форме веб-форумов.
•  Разработка и реализация условий для формирования ключевых образовательных компетенций учащихся
•  Определить соотношение между целевым и рефлексивным компонентом заданий дистанционных олимпиад и курсов.
•  Организация сетевой образовательной среды, соответствующей концепции, стратегии и целям Центра дистанционного образования «Эйдос» с помощью сайта и других электронных ресурсов.

 

III. ХРОНИКА НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

Научные мероприятия, проведенные под руководством А.В.Хуторского:

Очные научные конференции и семинары

• "Технологии творческого обучения" - Выездной научно-практический семинар. п.Ольгинка Краснодарского края, 16-22 июля 2006 года

• "Личностно-ориентированное направление модернизации образования" - Очный семинар, г.Нижний Тагил, 10-12 января 2005 года. 270 участников

• "Человек и его изменение в телекоммуникационных системах" - Очная научная конференция. Под эгидой РФФИ. Москва, РАО, 21-23 июня 2004 г .

• "Проблемы модернизации очного и дистанционного образования". Владивосток, 12-13 августа 2003 года, 100 участников

• "Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования" - Очная научная конференция. Москва, РАО, 26 июня 2003 г .

• "Ученик в обновляющейся школе"- Очная научная конференция. Москва, РАО, 17 июня 2002 г .

• "Творчество в образовании" - Очный мастер-класс, г.Оренбург, 24 апреля 2002 г . 95 участников

• "Качество образования: новые подходы в условиях федерального эксперимента по введению единого государственного экзамена" - Республиканский педсовет, г.Алдан (Якутия), 3 -8 декабря 2001 года, 205 участников

• "Телекоммуникационные центры в школе" - Очный международный семинар, г.Гюмри, Армения, 29 ноября - 1 декабря 2000 года. 70 участников.

• "На пути к 12-летней школе" - Очная научная конференция. Москва, РАО, 25 мая 2000 г .

• "Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент" - Очная научная конференция. Москва, РАО, 3 июня 1999 г .

Дистанционные научные конференции

• VIII-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция на тему "Смысл и цели образования", 22 августа - 8 сентября 2006 г.

• VII-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция. Тема "Инновации в образовании", 25 августа - 10 сентября 2005 г.

• VI-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция. Тема "Телекоммуникации в образовании", 25 августа - 10 сентября 2004 г.

• V-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция. Тема "Профильное обучение в школе", 26 августа - 10 сентября 2003 г.

• IV-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция, 26 августа - 10 сентября 2002 г.

• III-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция, 23 августа - 10 сентября 2001 г.

• II-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция, 23 августа - 10 сентября 2001 г.

• I-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция, 24-31 августа 1999 г.

Методологические семинары

• "Технологии творческого обучения". Очный научно-практический семинар. Место проведения: Краснодарский край, п.Ольгинка, 16-22 июля 2006 г .

• "Ключевые и предметные компетенции в школьном образовании". Дистанционный методологический семинар. Ведущая: Г.М.Кулешева, 2-10 сентября 2005 г .

• "Дистанционные эвристические олимпиады в общеобразовательном процессе". Дистанционный методологический семинар. Ведущий - Г.А.Андрианова, канд. пед. наук, 25 августа - 10 сентября 2004 г .

• "Индивидуальная творческая траектория ученика с помощью телекоммуникаций". Дистанционный методологический семинар. Ведущий - Г.М.Кулешева, 25 августа - 10 сентября 2004 г .

• "Дистанционные профильные курсы в старшей школе". Дистанционный методологический семинар, 25 августа - 10 сентября 2004 г .

• "Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования в России: Проблемы учебника". Дистанционный методологический семинар. Ведущий: А.В.Хуторской, докт. пед. наук, 19-24 апреля 2004 г .

• "Современный учебник как средство самореализации ученика и учителя". Очный методологический семинар. (Стартовые сообщения: чл.-корр. РАО Бим И.Л., акад. РАО Боголюбов Л.Н., чл.-корр. РАО Виноградова Н.Ф. и др.), 8 апреля 2004 г .

• "Принцип природосообразности как методологическое основание проектирования систем и технологий обучения" (Стартовый доклад: Кушнир Алексей Михайлович, канд. психол. наук), 25 декабря 2001 г .

• "Ученический компонент" в школьном образовании" (Стартовые доклады: Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук; Бим Инесса Львовна, докт. пед. наук, проф., чл.-корр. РАО), 19 октября 2000 г .

• "Профильное и предпрофильное обучение в школе" (Стартовые доклады: Боголюбов Леонид Наумович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО; Орлов Владимир Алексеевич, канд. пед. наук, вед. науч. сотр.), 22 февраля 2001 г .

• "Личностно-ориентированный учебник" (Стартовые доклады: Красновский Эрнст Абрамович, канд. пед. наук; Оржековский Павел Александрович, докт. пед. наук), 7 декабря 2000 г .

Научные исследования, проводимые на грантовой основе

Научный руководитель: д.п.н. А.В.Хуторской

• Грант Президента РФ "Молодые доктора наук" на тему "Методологические основы интеграции новейших педагогических и информационных технологий" (2000).

• Методологические основы личностно-ориентированного направления модернизации Российской школы, грант РГНФ (2002-2004).

• Издание монографии "Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного образования", грант РГНФ, издание МГУ (2003).

• Создание элективных курсов для старшей профильной школы. Разработка курса "Технология создания сайтов", грант НФПК (2004).

• Цикл дистанционных методологических семинаров по ключевым проблемам российского образования "Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования в России", грант РГНФ (2004).

• Проведение Всероссийской научной конференции на тему "Человек и его изменение в телекоммуникационных системах: Междисциплинарные аспекты исследований", грант РФФИ (2004).

• Цикл дистанционных методологических семинаров по ключевым проблемам российского образования «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования", грант РГНФ (2005).

• "Педагогические основы творческой самореализации учащихся общеобразовательных школ в системе дистанционных эвристических олимпиад", грант РГНФ (2006-2007).

Изданные сборники научных трудов

Редактор, соредактор сборников: д.п.н. А.В.Хуторской

•  Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения // Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – 290 с.

•  Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г ., г.Москва / Под ред. А.В.Хуторского. — М.: ИСМО РАО, 2004. – 152 с.

•  Современный учебник: Проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования // Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского.- М.: ИСМО РАО, 2004. – 263 с.

•  Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2003. – 368 с.

•  Ученик в обновляющейся школе // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2002.

•  Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2001.- 336 с.

•  На пути к 12-летней школе // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2000. – 400 с.

•  На урок – в Интернет! Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года" // Сб. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000.— 299 с.

•  Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 1999. - 299 с.

•  12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования // Сб. науч. трудов / Под ред. В.С.Леднева, Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1999. – 266 с.

•  Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов // Сб. студенческих работ / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: Московский педагогический университет, 1999. – 84 с.

См. также научные труды А.В.Хуторского (более 300 работ) – http://eidos.ru/avh/books/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Программа Научной школы А.В.Хуторского.
 // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 28 октября. http://www.eidos.ru/journal/2006/1028.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

  вверх
вверх

карта сайта