EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Главное, чему научил нас «Эйдос» – все цели достижимы...»
Разумова А. Г., зам. директора, г. Курган
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеУчастие в ДЭО

Участие в дистанционных эвристических олимпиадах: цели и результаты.

Разумова Алла Григорьевна, заместитель директора МОУ «Гимназия №57» г. Кургана.

Когда в декабре 2004 года один из учеников протянул мне листовку с расписанием олимпиад Центра «Эйдос» со словами: «Я наткнулся в Интернете на эту информацию и подумал, Вам это будет интересно», – я и предположить не могла, что случайный результат блужданий по просторам Всемирной Сети перерастет в такое длительное сотрудничество.

Вначале было просто интересно. Первая же олимпиада – по мировой художественной культуре – принесла и первые успехи. Весть о том, что на Всероссийском уровне мы выступили более чем замечательно, получив 2 призовых места и несколько лауреатских званий, окрылила многих. Но за первыми успехами пришли и первые разочарования. Наши дети, да и мы сами привыкли к олимпиадам совершенно определенного типа. Их главный принцип: знаешь – напишешь. В этих олимпиадах не оценивается креативная способность участника находить выход из нестандартной ситуации, когда ни ты, ни твой учитель заранее не знают правильного ответа на поставленный вопрос. Когда правильным может быть разное мнение. Другими словами, в тех олимпиадах, по которым оценивают работу школы и дают льготы выпускникам при поступлении в ВУЗы, отсутствует эвристическая составляющая.

И вот в такой ситуации на первый план выходит вопрос: а зачем, собственно, участвовать в олимпиаде, которая не дает видимых преимуществ при поступлении в ВУЗы? Да еще после ответов на вопросы писать какую-то рефлексию? Причем в противники дистанционных олимпиад попали не только дети и родители, но, что было для меня самым неожиданным, и учителя. Помню одно из совещаний, своеобразный мини-педсовет, на котором анализировали сложившуюся ситуацию. Какие же аргументы приводили учителя-оппоненты?

Во-первых, какую цель ставит перед собой школа? Естественно, дать знания, выучить, подготовить к поступлению в высшее учебное заведение. А дистанционные эвристические олимпиады впрямую, по мнению оппонентов, не отвечают этой цели.

Во-вторых, по каким показателям оценивают работу школы? По участию и количеству призовых мест в традиционных олимпиадах – городских, областных, всероссийских.

В-третьих, победители и призеры областных олимпиад, например, имеют льготы при поступлении в Курганский государственный университет на соответствующую специальность.

В-четвертых, проведение дистанционных олимпиад в школе, особенно в один и тот же день недели, существенно нарушает порядок учебного процесса. Некоторые учителя считают, что дети с удовольствием участвуют в таком мероприятии, чтобы не посещать традиционные уроки.

Таким образом, традиционная система обучения не могла позволить просто так появиться чему-то совершенно новому, не укладывающемуся в ее жесткие рамки.

Основная трудность, которую отмечают большинство учащихся, это большая напряженная работа ума, когда требуется подключить все ресурсы организма – интеллектуальные, физические, моральные. Не каждый, даже если очень хочет, способен выдержать такое напряжение, особенно когда не встречаешь поддержки взрослых.

В сложившейся ситуации потребовалось переопределить цели участия в дистанционных олимпиадах. Итак, для чего это все нужно? На кого, в первую очередь, следует ориентироваться при формировании команды участников?

И ребенок, и его родители должны принять возможность и необходимость другого, отличного от официального, пути личностного развития и совершенствования. И это не высокие слова. Когда я пришла в начальное звено, откликнулся только один класс, точнее один учитель – Котова Галина Сергеевна, классный руководитель 1-А класса, зав. кафедрой начальных классов. Просто неравнодушный человек. Ее первоклассники стали той базовой экспериментальной площадкой, которая вот уже второй год является передовым флангом нашего гимназического эвристического движения.

Безусловно, в начальной школе ничего невозможно сделать без помощи родителей. В описываемом классе из 25 человек за один учебный год в 6 дистанционных олимпиадах (литература, русский язык, психология, математика, история, профильная) приняло участие 19 учащихся, обычно по 9-10 одновременно. Сразу же наметились свои фавориты. Как по отдельным дисциплинам, так и «многоборцы». Их успехи вдохновляли и продолжают воодушевлять остальных. Я достаточно часто общаюсь с детьми из этого класса и их родителями. Постоянно отслеживаю мотивацию учащихся до и после каждого нового участия в дистанционной олимпиаде. Ребята пишут рефлексию. И не только для «Эйдоса», но и для себя. Ведут свой творческий рефлексивный дневник. Это необязательное задание. Но с каждым опытом желание вести такой дневник только укрепляется. Самое главное – это поддерживают родители.

Итак, что мы спрашиваем у детей? Для чего, с какой целью Вы участвуете в олимпиаде? Не только потому, что интересно или ожидается приз. Теперь встречаются и такие мнения – «развивается ум», «узнаю много нового», «узнаю, как искать знания», «после олимпиады найду и прочитаю больше про те вопросы, что будут», «это мне поможет в учебе»…

Как готовились к олимпиаде? «Много читаю», «ходила в библиотеку», «мне купили компьютерный диск, и я его весь просмотрел, решал из него задачи», «никак, хочу посмотреть, на что способен без подготовки»…

С каким настроением Вы пришли на олимпиаду? Чего ожидаете? «С хорошим», «с отличным», «с ожидающим», «немного страшно», «весело, знаю, что вопросы будут веселыми и нескучными», «жду интересных вопросов», «думаю, что будут вопросы для раздумья», «хочу, чтобы опять можно было придумывать правило»…

После сдачи задания можно еще день поразмышлять и написать одну из рефлексий, предлагаемых Центром «Эйдос». Но дети не часто пользуются возможностью отложить рефлексивные размышления. Как правило, вместе с заданием они сдают и эти заметки. Они записывают свои рефлексии также в личный творческий дневник. Дополнительно предлагаются и такие вопросы: что полезного для себя Вы узнали во время ответа на задания олимпиады? Как Вы будете это использовать? На сегодняшний день в классе есть небольшая группа из трех человек, которые не пропускают ни одной олимпиады. Именно они задают тон. И именно они пришли осенью в научное общество гимназистов с желанием попробовать свои силы в исследовательской деятельности. Из каждой олимпиады они стараются вынести не просто новые знания, но способы действия. На сегодняшний день эти дети умеют искать информацию в различных источниках, сравнивать факты, выявлять в них сходство и различия, делать первоначальные выводы.

Да, пока сами дети еще не всегда могут сформулировать цель дальнейшей деятельности. Но даже на таком уровне четко прослеживается их стремление к творчеству.

Если проследить динамику достижений учащихся нынешнего 2-А класса, то можно заметить, что у большинства результат последующего участия лучше, чем предыдущий. Во всяком случае, не хуже. А наша тройка лидеров занимает стабильные позиции в первом или втором десятке.

А что же родители, как они оценивают работу своих детей? Конечно, не все безоговорочно поддерживают стремление ребят участвовать в дистанционных олимпиадах. Однажды я наблюдала потрясающий эпизод: ребенок сообщил отцу о желании участвовать в олимпиаде по психологии. Лейтмотивом звучали слова: «Папочка, будь моим спонсором! У всех есть, а почему у меня нет?» Вот такой просьбе родители не смогли отказать. В целом многие из них к концу прошлого учебного года высказывали стойкое положительное мнение о значимости и пользе таких олимпиад. Одна мама не очень успешной пока девочки сказала, что на семейном совете было принято решение об участии дочки во всех олимпиадах по ее желанию, так как ребенок стал с бoльшим интересом ходить в школу.

Следующим важным шагом было включение в процесс учителей начальных классов. Постепенно они стали также поддерживать своих учащихся, желающих попробовать силы в эвристических олимпиадах. На заседаниях кафедры начальных классов обсуждались олимпиадные вопросы. Коллеги самостоятельно пытались определить алгоритм создания эвристического вопроса. И, в конечном счете, пришли к осознанию необходимости пройти дистанционные курсы повышения квалификации в Центре «Эйдос». 6 человек из 9 поставили цель: понять суть оргдеятельностной, эвристической методики. В результате все участники курса в своей работе стали пытаться применять эвристические задания, способствовать творческому развитию своих детей.

А Надежда Анатольевна Попова после знакомства с «Эйдосом» решила принять участие в конкурсе «Дистанционный учитель года – 2006». В итоге – 7 место и звание лауреата. На протяжении всего конкурса она не просто преодолевала препятствие за препятствием. Как написала сама Надежда Анатольевна в заключительной статье, «…те цели и задачи, которые я ставила в начале конкурса, – это крупица того, что я получила, узнала, пропустила через себя», «…необходимо перестроить свой мозговой центр от простого восприятия к творческому поиску. Теперь необходимо изменить методы и приемы в обучении, перенацелить себя, создать на каждом уроке атмосферу творчества и поиска в решении различных задач». Не обойдены вниманием и эйдосовские олимпиады: «…При помощи дистанционных олимпиад выявляются сильные стороны личности, раскрываются творческие способности учащихся, и задача учителя – в дальнейшем продолжать развивать эти способности». Надо сказать, что и ученики третьего класса Н.А.Поповой все более уверенно чувствуют себя во время олимпиад, и результаты это подтверждают – двое лауреатов за полгода.

Итак, что же, все так благостно? К сожалению, нет. Конечно, успехи начальной школы налицо. Но как быть с дистанционным равнодушием и даже нигилизмом в среднем и старшем звене? Дети, их родители и учителя хотят немедленных результатов, причем – хороших. При этом цели остаются прежними – нам не нужно творчество, которое не поможет при поступлении в ВУЗ. Да, трудно, порой очень трудно ломать уже сложившиеся стереотипы. Но и здесь есть, пусть небольшие, подвижки.

Складывается дружная команда гуманитариев, которая шаг за шагом продвигается все дальше по эвристическим путям. Это очень разные дети, каждый со своими целями. Не все имеют поддержку в семье. Так, одна моя ученица в рефлексии олимпиады по МХК написала: «Возможно, эта будет моей последней всероссийской эвристической олимпиадой. Вообще. Потому что моим родителям-физикам-инженерам не доказать, что искусство – это точно такой же предмет, изучаемый в школе, как и их физика…» Но это очень душевные люди. И каждая новая олимпиада только обогащает их новым духовным запасом, поднимая на более высокий уровень развития мышления и чувствования. Вот уже и до философии дошли. Появились желающие не просто попробовать свои силы. Замаячила новая цель – попытаться ответить на самые главные «жизненные» вопросы. Просто так, для себя самого.

Теперь пора и мне, как заместителю директора по инновационной деятельности и работе с одаренными детьми, выйти на новый уровень целеполагания. Пришло время подведения промежуточных итогов. Итак, что же мы имеем в активе?

Первое. Стихийный этап участия в олимпиадах завершен. Теперь практически все участники делают это осознанно, ставя перед собой цель развития своих способностей.

Второе. Постоянные эйдосовцы совершенствуют свои творческие навыки. Для них эвристические задания являются признаком не только дистанционной олимпиады, но и самого процесса обучения в школе.

Третье. Большинство участников дистанционных олимпиад занимаются исследовательской деятельностью в рамках научного общества гимназистов.

Главная проблема – изменение ценностных приоритетов у старшеклассников, вовлечение их в эвристическое движение, особенно тех, кто склонен к негуманитарным школьным дисциплинам.

Каким видится выход из данной ситуации? Разрабатываем программу введения в учебный процесс эвристических методов обучения на всех ступенях. Так что 2 года нашей истории подготовили почву для еще более тесного и плодотворного сотрудничества с Центром дистанционного образования «Эйдос». Главное, чему научил нас «Эйдос» – все цели достижимы, когда творчески подходишь к их реализации!

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Разумова А. Г. Участие в дистанционных эвристических олимпиадах: цели и результаты. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-12.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта