EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«...возможности дистанционного обучения...позволяют...достигать личностно-значимых целей...»
Скрипкина Ю. В., педагог ЦДО "Эйдос"
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеТипология целей ДО

Типология целей дистанционного обучения глазами учеников.

Скрипкина Юлия Владимировна, педагог кафедры информатики ЦДО «Эйдос».

Дистанционное обучение доказало свое право на существование; о необходимости его повсеместного внедрения и поддержки красиво говорят на разных уровнях – от государственных федеральных программ до рядовых учителей на местах. Когда же речь идет о целях, которые можно достичь с помощью дистанционного образования, мнения расходятся.

Например, в ходе реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» к 2010 году, как сказано, «будет увеличен госзаказ на дистанционное образование, доля открытых форм обучения возрастет до 20-30 %%, каждое профессиональное учебное заведение должно будет опубликовать в Интернете свои учебные программы». Государство, казалось бы, заинтересовано в развитии дистанционного образования. Но с какой целью? Дистанционное образование, как сказано в документе, «особенно актуально для столь протяженной страны»1. Естественно, государство, в первую очередь, пытается таким образом решить свои проблемы, прежде всего – экономического характера. «Основные цели дистанционного образования - повысить уровень обучения на периферии до столичного, сделать обучение доступным для всех слоев населения, для каждого россиянина, включая жителей самых удаленных районов страны. Дистанционное обучение гораздо дешевле обычного и открывает большие возможности студентам», - так формулируются цели ДО в отчете о V Международной выставке «ИнфоКом-2005» в рамках программы «Электронная Россия»2.

На официальном уровне пока в основном речь идет о дистанционном образовании на базе ВУЗов, о повышении квалификации без отрыва от производства. Учебные заведения, предлагающие сегодня услуги дистанционного обучения, так видят цели своей деятельности: «Цель дистанционного образования - подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества» (Центр Дистанционного Обучения Белорусского Института правоведения)3.

О таких целях обычно говорят те, кто дистанционное обучение организует и осуществляет в качестве педагога. На основе материалов дистанционных курсов, проводимых Центром дистанционного образования «Эйдос», и работ участников этих курсов сделаем вывод о том, какие цели ставят перед собой дистанционные ученики – взрослые и школьники. Ниже приведены некоторые характерные высказывания, позволяющие судить о многообразии первоначальных целей тех, кто выбирает для себя дистанционный курс.

«Тема курса очень актуальна сейчас. Кроме того, на мой взгляд, этот курс поможет найти новых друзей и новый круг общения». (Гаврилова Юлия, учащаяся колледжа, г. Москва, участница курса «Интернет-этикет или что такое хорошие сетевые манеры») (пример 1)

«Опробовать дистанционные курсы обучения, получить новые знания и навыки». (Шутов Евгений, учащаяся колледжа, г. Москва, участница курса «Интернет-этикет или что такое хорошие сетевые манеры») (пример 2)

«Цели участия в курсе: познакомиться с методикой разработки дистанционных курсов; изучить опыт коллег; грамотно спланировать свой авторский дистанционный курс» (Городецкая Н.И., заведующая лабораторией ГОУ ДПО НИРО, г. Нижний Новгород, участница курса «Методика разработки дистанционных курсов» ) (пример 3)

«С одной стороны, цель - познакомится с дистанционной формой обучения, в связи с этим приобретение навыка участия в форуме, совершенствование навыка работы с электронной почтой. С другой - есть тригонометрические формулы, которые я запоминаю на короткий промежуток времени, хотелось бы запомнить их прочно. А также хотелось бы пообщаться с ребятами, возможно, завести новых друзей». (Корякова Екатерина, ученица 10 класса, г. Красноярск, участница курса «Готовимся к ЕГЭ по математике: ассоциативный прием запоминания тригонометрических формул») (пример 4)

«Чтобы не отставать от прогрессивного человечества, просто необходимо повышать свои потенциальные возможности самореализации. Этот курс выбран мной, как возможность личностного и профессионального роста, расширения границ своей будущей деятельности». (Смирнова Т.Н., учитель математики МОУ гимназии №19, г. Королев, участница курса «Веб-сайт: технические основы разработки и дизайн») (пример 5)

«У нас с другом давно была мечта сделать собственный сайт и размещать там такое множество вещей, которое хотели бы мы сами видеть в Интернете. Сначала я искал бесплатную информацию или уроки в надежде и воодушевлении сотворить сайт, который перевернет мир, но мои попытки были тщетны. И мама мне предложила дистанционные курсы «Эйдос»…Я согласился, и вот я с вами. Я ожидаю, научиться делать всё, чему меня научат. Пообщаться с интересными людьми в режиме чат-занятия». (Шупиков Даниил, ученик 8 класса, г. Сыктывкар, участник курса «Как создать веб-страницу и разместить ее в Интернете») (пример 6)

Особый интерес вызывают высказывания участников дистанционного курса «Методика разработки дистанционных курсов». Данный курс на протяжении уже многих лет пользуется стабильной популярностью. Однако мотивы и цели его участников, потенциальных дистанционных педагогов, различны.

«Цели участия в курсах: приобретение навыков собственных практических разработок дистанционных курсов повышения квалификации по конкретным темам». (Парфентьева Т.А., методист Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования) (пример 7)

«Как методист, я занимаюсь организацией очно-заочных курсов «Тесты учебных достижений». Есть необходимость узнать методику разработки дистанционных курсов (в целом) и для обучения учителей образовательных учреждений технологии создания тестов (в частности). Цели участия в курсе: получить чёткое представление об организации и проведении дистанционного обучения, попытаться создать курс дистанционного обучения для учителей, который бы мог использоваться Центром тестирования». (Левит Т.А., методист Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования) (пример 8)

«Цель участия - приобрести теоретические знания и практические навыки организации дистанционного обучения». (Валеева Н.И., заместитель декана естественно-географического факультета ИГПУ, город Иркутск) (пример 9)

«Цели участия в курсе - знакомство с методикой организации и работы дистанционных курсов. Создание модуля или дистанционного курса для студентов-заочников, обучающихся в бакалавриате по специальности «Естественнонаучное образование» по направлению «География»». (Малетина Е.А, доцент кафедры химии ИГПУ, город Иркутск) (пример 10)

«Попытаюсь разработать структуру одной из тем курса «Теория и методика обучения биологии» или курса «Общая генетика» для дистанционного обучения. Постараюсь понять преимущество дистанционного обучения, причины его широкой пропаганды, его возможностей при подготовке учителя» (Сосунова И.А., доцент кафедры биологии ИГПУ, город Иркутск) (пример 11)

Таки образом, участники дистанционных курсов выделяют для себя следующие цели обучения:
•  получение конкретной информации по интересующей теме (такой подход в некотором роде можно назвать «потребительским», ключевые слова в формулировке цели – познакомиться, узнать.) Примеры 2, 3, 6, 8, 9,10.
•  получение информации по актуальной, популярной теме, приобщение к модному направлению (как разновидность предыдущей цели, несколько отличается первоначальный мотив) Примеры 1, 11.
•  повышение личного профессионального уровня, самосовершенствование. Примеры 4, 5.
•  выполнение «некого» заказа, необходимость приобретения знаний и опыта для дальнейшей профессиональной деятельности (профессиональная цель, иногда диктуется «сверху», часто в этом случае влечет формальное отношение к деятельности на курсе). Пример 8.
•  получить конкретные практические навыки (научиться выполнять какие-либо действия по образцу, репродуктивная цель) Примеры 2, 4, 6, 7, 9
•  создать собственный образовательный продукт (творческая, продуктивная цель) Примеры 3, 8, 10,11
•  познакомиться с технологией дистанционного обучения. Примеры 2, 4, 11
•  получить навык компьютерных телекоммуникаций. Пример 4.
•  познакомиться с опытом коллег (нацеленность на обмен опытом в основном присутствует у педагогов). Пример 3.
•  получить удовольствие от общения с другими людьми (коммуникативная цель - в основном ставится школьниками) Примеры 1, 4, 6.

Вполне закономерно, что цели участников курса различаются и в зависимости от тематики курса, и в зависимости от возраста (очевидна направленность школьников на общение, а педагогов – на обмен опытом). Можно отметить, что выделенные типы цели частично совпадают с общей типологией целей, предложенной Г.М. Кулешовой4, несколько конкретизируя ее.

Итак, дистанционные ученики, выбирая дистанционное обучение, видят в нем, как правило, не только способ получения новой информации из удаленного источника, но и возможность учиться тому, что выходит за рамки общеобразовательной школы (института, стандартных методик); учиться по-новому, используя телекоммуникации, по особой технологии; общаться с коллегами и единомышленниками как с целью обмена опытом, так и на свободные темы; и, что немаловажно, видят способ реализовать себя, в деятельности освоить новое, создать свой творческий, личностно-значимый продукт.

С другой стороны, с помощью дистанционного обучения учитель может способствовать достижению целей, традиционных для образования. Например, совершенствовать навыки самостоятельной работы учащегося, учиться аргументировано излагать свою позицию в ходе чат-занятия. Учитель информатики может видеть цель в освоении конкретных программных продуктов или средств телекоммуникаций; учитель русского языка – в совершенствовании навыков письменной речи в ходе телеконференции, психолог – в нормализации психологического климата класса с помощью коммуникаций и т.п.

Взаимодействие между всеми субъектами в рамках дистанционного курса (педагогом, локальным координатором, участниками), согласно принятой в Центре «Эйдос» методике, построено на постоянном диалоге. Благодаря существующей обратной связи и системе эвристических заданий, многие курсанты, в начале обучения ставящие перед собой пассивные цели (получить информацию, познакомиться с опытом коллег и т.п.), пересматривают первоначальные цели, занимая более активную позицию. Можно отметить, что наибольшую пассивность часто проявляют опытные, заслуженные педагоги, ожидающие, что обучение пойдет по пути традиционных, широко известных в прошлом, заочных курсов, не предполагающих активного взаимодействия. Тем не менее, большинство из них готово скорректировать свои цели, поняв, какие широкие возможности они могут использовать.

Проводя же рефлексивный анализ своей деятельности на дистанционном курсе, большинство курсантов отмечают, что полученный результат превзошел их первоначальные ожидания. Так, участница дистанционного курса «База данных в помощь учителю-предметнику и классному руководителю», Н.Д. Заверюха, учитель информатики города Усинска, пишет: «принимая участие в работе курса, ожидала получить в основном теоретические знания о работе с базой данных и далее применить их для автоматизации отчетности в работе учителя предметника и классного руководителя. Но результат оказался более весомым. Я имею практически рабочий программный продукт, созданный мной за десять дней». Похожие чувства испытывает и Городецкая Н.И., заведующая лабораторией ГОУ ДПО Нижегородского института развития образования: «Ожидала получить богатый учебный материал, позволяющий достаточно подробно представить методику разработки дистанционного курса. Получила не только то, что ожидала, но и более того – реальную картину дистанционной учебной деятельности в сети, представленную во всех формах педагогической деятельности. Самым неожиданным в курсе оказалось то, что мы, слушатели данного курса, не имеющие опыта сетевой работы, были поставлены в условия моделирования своей будущей педагогической деятельности в качестве дистанционного учителя. Замечательно!»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности дистанционного обучения, построенного на основе оргдеятельностной методики дистанционного образования доктора пед. наук, академика А.В. Хуторского, позволяют дистанционным ученикам любого возраста и общественного статуса достигать личностно-значимых целей, спектр которых значительно шире, чем круг целей, обычно декларируемых в официальных источниках.

Ссылки
1. Цитаты приведены в соответствии с текстом на официальном сайте ФЦП «Электронная Россия» http://www.e-rus.ru/main.shtml
2. Полный адрес статьи http://ok.nnov.ru/news/print.php?id=1132594384
3. Цитата приведена в соответствии с текстом на сайте ЦДО БИП http://pomidorchi.agrotractors.ru/5/indexcdo.htm
4. «Проблемы целеполагания субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траектории ученика», Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-4.htm.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Скрипкина Ю. В. Типология целей дистанционного обучения глазами учеников. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-16.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта