EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«...образование наиболее эффективно в деятельности»
Галанов А. Б., зав.кафедрой, ЦДО "Эйдос"
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеОпыт реализации целей


Опыт реализации целей профильного обучения в форме дистанционных проектов.

Галанов Александр Борисович, канд. пед. наук, проректор по научной работе Башкирского института развития образования, зав. кафедрой информатики ЦДО Эйдос.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система включает следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные. Наборы базовых, профильных и элективных курсов составят индивидуальную траекторию старшеклассника.

Многие ученые отмечают такие особенности телекоммуникационных технологий обучения, как многофункциональность, оперативность, продуктивность, насыщенность, возможность быстрой и эффективной творческой самореализации учащихся, наличие для них персональной образовательной траектории. Компьютерные телекоммуникации – это средство обучения, в то же время это особая форма общения.

Ученики, участвуя в различных олимпиадах, конкурсах и проектах, быстрее определяются с выбором профиля для дальнейшего обучения. Образовательные проекты в сети Интернет для школьников средствами компьютерных телекоммуникаций позволяют ученикам выбирать учебный предмет по интересу, потребности. Участвуя в дистанционных мероприятиях, выстраивается индивидуальная траектория обучения.

Важными мотивами участия в телекоммуникационных образовательных проектах являются: возможность самореализации, оценка собственных сил (обычно объявляется полный рейтинг результатов участников), познакомиться с новыми формами организации учебной деятельности и т.д.

Планомерный и целенаправленный процесс дистанционного образования средствами компьютерных телекоммуникаций осуществляет Центр ДО «Эйдос» (http://eidos.ru). Сегодня у школьников наблюдается повышенный интерес к информационным технологиям, в частности к Интернет-технологиям. Посещая различные сайты в Интернете, большинство школьников имеет смутные представления о том, каким образом они создаются, что необходимо знать, прежде чем начать создание собственного сайта.

Часто на различных педагогических мероприятиях и в литературе дистанционное обучение отождествляется с самообразованием. Мы пытаемся организовать именно процесс обучения. Нами предпринята попытка осуществить процесс освоения и применения школьниками веб-мастерства средствами телекоммуникаций целенаправленно и организованно. Мы понимаем, что дистанционное обучение связано с высокой самоорганизацией учебной деятельности школьников и, тем не менее, в нашей модели реализуется процесс обучения со всеми соответствующими характеристиками.

Считается, что образование наиболее эффективно в деятельности. Нами организована учебная деятельность учащихся по созданию образовательных продуктов в сети Интернет – сайтов. Учебная деятельность организуется путем специального построения учебного материала и особой организации познавательной деятельности.

Опираясь на теорию учебной деятельности, в качестве основного метода нами выбран метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Работая над проектом, участники осуществляют коммуникации с очными партнерами по проекту (учащиеся), руководителем проекта (учитель или старшеклассник), удаленными территориально участниками проекта (ученики и учителя). Если проект конкурсный, что имеет высокую степень мотивации учащихся работы над проектом, то добавляются субъекты коммуникативного взаимодействия – организаторы конкурса, координаторы и др. Таким образом, ученик вырабатывает в себе умения общаться со сверстниками, коллегами, руководителями. В результате учебной деятельности, организованной по методу проектов, моделируется профессиональная среда коммуникации. Учащиеся приобретают опыт профессионального общения.

По своей сути метод проектов – межпредметная образовательная среда. Организация учебной деятельности телекоммуникационных проектов предусматривает исследовательскую деятельность учащихся. А.В. Хуторской1 отмечает: «Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации». У школьников формируются качества исследователя: трудолюбие, аналитический подход к проблеме, аккуратность, самооценка результатов на каждом этапе проектной деятельности, целеполагание и др.

В качестве примера реализация метода проектов средствами компьютерных телекоммуникаций в системе профильного обучения рассмотрим конкурс-проект «Моя веб-страница» (http://eidos.ru/project/all/web/index.htm).

Впервые Центром дистанционного образования Эйдос конкурс-проект «Моя веб-страница» проводился в 2000 году. В проекте участвовало более 50 школьников из городов и поселков России и Украины: Москвы, Санкт-Петербурга, Симферополя, Керчи, Ялты, Алдана, Перми, Майкопа и др. За это время происходило совершенствование технологии организации и проведения конкурса-проекта «Моя веб-страница» ЦДО Эйдос. На сегодняшний день этот процесс находится в стадии экспериментальной проверки.

Очередной конкурс-проект «Моя веб-страница» состоялся 29 ноября - 15 декабря 2006 года. Цель конкурса-проекта: cоздание каждым участником проекта свою персональную веб-страницу, в которой сочетаются индивидуальное содержание, графическое оформление и интерактивность для посетителей.

Задачи конкурса-проекта:
•  Научиться создавать веб-страницы, в которых:
-  отражены личные цели и особенности автора,
-  посетителям предоставляется возможность интерактивности (гостевые книги, конкурсы автора и т.п.);
•  Усовершенствовать навыки владения графическими и html-редакторами, инструментарием для создания веб-страниц;
•  Научиться вести тематические дискуссии на веб-форуме.

Оценка творческих работ происходила по следующим критериям (http://eidos.ru/project/all/web/2005/index.htm):
•  Нестандартность идей, выраженных участником в своих веб-страницах.
•  Увлекательность содержания веб-странцы. Количество и качество интерактивных элементов.
•  Оригинальность графических и иных мультимедийных средств, использованных в веб-странице.
•  Технические параметры (время загрузки страницы, средства навигация, скрипты и др.)
•  Активность и продуктивность участия в телеконференции и чате.

Работа над проектом является педагогически значимой, т.е. учащиеся приобретают знания по компьютерному дизайну, HTML, java script, роботам-поисковикам, браузерам, электронной почты и др.; строят отношения со всеми участниками проекта очными и удаленными; овладевают необходимыми способами мышления; анализируют существующие хостинги с целью размещения собственных продуктов и др.

Проект ориентирован на раскрытие идеи сайта, ориентируется на предполагаемых посетителей, определяет наиболее оптимальное размещение на удобном для автора и постелей хостинге и др.

Результат телекоммуникационного проекта – сайт имеет реальных потребителей. В качестве потенциальных посетителей ресурса можно рассматривать, например, учеников, которым необходим материал по курсу Алгебра (сайт победителя конкурса-проектов 2005 в старшей возрастной группе - 8-11 классы Кудряшовой Нины из Бийского лицея http://robotron.biysk.net/kudr/cgi-bin/pl.pl?action=0 ).

Цели проекта сужены до решаемых задач: осмысление идеи, подбор информационного и учебного материала; разработка сайта; размещение в сети Интернет и др.

Опыт организации проектного метода работы показывает, что формирование коммуникативной компетенции происходит в следующих видах деятельности: обсуждение темы проекта, определение цели и задач, во время учебных действий над проектом, защита проекта и др.

Веб-мастерство требует знание основ дизайна. Приобщение к художественным ценностям дает в нашем случае высокий воспитательный показатель не только в эстетическом качестве, но и развивает креативные свойства личности, способствует активному приобщению к созиданию, к общечеловеческим ценностям.

Наиболее эффективной формой организации конкурса-проекта в общеобразовательных учреждениях служит элективный курс. Нами апробировалась данная форма организации конкурса-проекта в течение 2003 – 2006 гг. на базе гимназии №111 г. Уфы.

Учитель организует группу учащихся 10 – 11 классов для участия в конкурсе-проекте. Главная цель учителя – организовать учебную деятельность старшеклассников. В этом случае учителю приходится выполнять функции координатора (тьютора).

Работа над проектом потребовала привлечения больших волевых, эмоциональных, интеллектуальных ресурсов учащегося, которые в дальнейшем, надеемся, преобразуются в качества: целеполагания, трудолюбия, умения самовыражения и т.д.

Результатами работы над проектом стали образовательные продукты учащихся. Образовательные продукты можно разделить на:
•  внутренние. К внутренним продуктам отнесем: коммуникативные, креативные и когнитивные свойства, приобретаемые личностью – учеником.
•  внешние. К внешним – реальные образовательные продукты (сайт, рисунки, тексты и т.д.).

Оценка результатов. Оценка результатов участников конкурса-проекта осуществлялась не только компетентным жюри, но и самими участниками. На заключительном этапе конкурса-проекта «Моя веб-страница» участники проанализировали собственную деятельность. Приведем несколько фрагментов рефлексий, которые отражают разнообразные решаемые задачи участниками конкурса-проекта.

Бодунова Анна, 10 «Г» класс, гимназия № 111, г . Уфа.
Мир идей у каждого человека разнообразен и индивидуален. В течение жизни мы обогащаем и пополняем наш мир идей. Идеи приходят к человеку каждый день, а то и каждый час. Ключ в мир идей храниться в каждом из нас, надо лишь найти его. Талантливые люди давно открыли дверцу в мир идей, а другие ищут его, ведь каждый из нас талантлив по-своему. Само создание сайта привело меня к новым идеям. Простых идей не достаточно для победы, нужны гениальные идеи, которые спрятаны глубоко в нас. Находясь в своем мире идей, я чувствовала некое замешательство, ведь идей у меня было много и выбрать одну из них очень трудно. Мне нравились все мои идеи, каждая из них хороша по-своему. Но в жизни приходиться выбирать! И я сделала свой выбор и сейчас не разочарована в своем выборе.
Я бы представила свой мир идей символом бесконечности, ведь, мне кажется, что мой мир идей не исчерпаем. В нем будут появляться все новые и новые идеи.

Павлунина Ангелина, 10 «Г» класс, гимназия № 111, г . Уфа.
Во время работы с проектом я испытала много эмоций и ощущений, поскольку он длился не один день, а почти полторы недели. Мое настроение завесило от новых идей, удач и проблем. Так как я еще новичок и неопытная по созданию сайтов проблем было не избежать. Особенно они связанны с нехваткой времени из-за учебы. Много времени уходило на поиск материала, так как мне хотелось найти наиболее интересную информацию, чтобы пользователем моего сайта был доступен полный изложенный материал. Иначе для чего я создаю этот проект, если он никому не будет интересен и полезен.
Самая интересная работа для меня была общение в телеконференции и разработка дизайна. Потому мне нравится общаться с людьми, фантазировать и моделировать, тем более, если тебя никто не ограничивает ни в объеме, ни в оформлении. Тогда ты должна выложить все свои способности и максимум проявить себя.
Я считаю, что если человек берется за какое-то дело, то он должен сделать его достойно, выполнив все возможные требования, что бы ему ни стоило. Ведь потом он сам будет радоваться за проделанную работу.
Когда я делала этот проект, я проверяла свои знания и получала новые, в связи с этим я расширила знания по языку гипертекстовой разметки (HTML), а из информации помещенной в мой проект дополнительно узнала о Rokе. И Вы тоже получите много полезной информации, если зайдете на мой сайт.

Протасов Константин, 10 класс Ильинской средней школы №26, пос. Ильинский Раменского р-на Московской области.
Сначала, когда я только начинал выполнение работы, очень хотелось сделать что-то оригинальное, такое, чего ещё никто не делал. Очень хотелось поскорее увидеть работы других участников, и сравнить со своей. Очень интересно было создавать дизайн своего сайта, потому что его постоянно приходилось переделывать, находя недочёты. В общем сайт было интересно делать, да вот только немного не хватило времени, чтобы воплотить в нём все свои мысли и идеи.
Когда я увидел работы других участников конкурса, меня точно озарило прозрение. Делая сайт, я составлял его из отдельных элементов (текста, картинок, ссылок и др.).
Бывали случаи, когда изменение местоположения картинок, или элементов навигации позволяло достичь гораздо большей красоты и удобства навигации на странице.
Выполняя задания, я руководствовался своим собственным опытом, но иногда, для того, чтобы быть уверенным в правильности моей информации, я пользовался другими источниками.
Создавая дизайн своего сайта, я старался сделать его не пёстрым и не вызывающим, не мозолящим глаза и побуждающим к работе. Я понимал, что если дизайн будет выглядеть неприятно, то каждый из посетителей не зайдёт на мой сайт больше одного раза.

Конкурс-проектов «Моя веб-страница» позволяют учителю:
•  построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося;
•  повысить мотивацию учащихся к освоению информационных и коммуникационных технологий;
•  повысить познавательную активность учащихся;
•  создать условия для самостоятельной организации учения (оргдеятельностный подход);
•  дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
•  активизировать творческую деятельность учеников;
•  организовать систематическую рефлексию учащимися;
•  отследить динамику развития учащихся;
•  учесть уровень начальной подготовки практически каждого учащегося;
•  вносить своевременные коррективы по ходу учебного процесса;

Конкурсы-проектов «Моя веб-страница», проводимые ЦДО Эйдос позволяют:
•  раскрыть творческий потенциал учеников;
•  самореализоваться ученикам и учителю в интересной для них предметной области школьного курса;
•  выяснить интересы учащихся средствами компьютерных телекоммуникаций в последующем профильном обучении;
•  повыси ть образовательную компетенцию учеников и компетенции учителей в новых информационных и телекоммуникационных технологиях, оценить их эффективность для обеспечения образовательной деятельности;
•  оценить качество и количество образовательной продукции субъектов образовательной деятельности;
•  выявить противоречия, возникающие в связи с усилением образовательной деятельности средствами компьютерных телекоммуникаций в учебном процессе, отыскать пути решения обнаруженных проблем;
•  организовать учебную деятельность школьников средствами компьютерных телекоммуникаций;
•  по разработанным методическим рекомендациям ЦДО Эйдос организовать профильный элективный курс по веб-мастерству и др.

Конкурс-проектов «Моя веб-страница» средствами компьютерных телекоммуникаций в системе профильного обучения в настоящее время позволяет школе реализовать способ уменьшения нагрузки учащихся без ущерба качества обучения; обеспечить высокий уровень дополнительной подготовки; осуществить профессиональную ориентацию учащихся; улучшить условия мотивации обучения; усилить самостоятельные виды учебной деятельности и др.

Литература
1 Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Галанов А. Б. Опыт реализации целей профильного обучения в форме дистанционных проектов.
 // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-3.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта