EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Нами особо выделяется связь деятельностного направления процесса формирования ИОТ с новыми информационными технологиями.»
Кулешова Г. М., сотрудник ЦДО "Эйдос"
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеУсловия реализации ИОТ

Условия реализации индивидуальной образовательной траектории ученика в дистанционном обучении.

Кулешова Галина Михайловна, канд. пед. наук, сотрудник кафедры педагогики ЦДО «Эйдос».

Знакомясь с различными подходами к определению целей и смыслов образования и работая в рамках Научной школы А.В. Хуторского, мы поставили задачу выяснить, как педагогические и информационные технологии и их интеграция могут решить существующее в практике общеобразовательной школы противоречие между практическим осуществлением социального и личностного заказа на образование. Исходя из этого, мы осуществили выбор темы исследования, проблема которого заключается в выявлении организационно-педагогических условий, при которых возможно построение и реализация учащимися индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) в дистанционных формах обучения с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, связанных с необходимостью и возможностью индивидуализации и персонализации процесса обучения. Под ИОТ дистантного ученика мы понимаем интегрированный результат последовательно задаваемых целей, творчески реализованных в ходе личностной продуктивной и самоорганизуемой дистанционной деятельности, выстраиваемой в образовательной среде с помощью средств компьютерных телекоммуникаций и/или тьюторского сопровождения. Мы считаем, что интеграция информационных и педагогических технологий является одним из необходимых условий для реализации индивидуальной траектории.

Для нашего исследования наиболее приемлемыми и практически подкрепляемыми являются философские и педагогические ключевые понятия и организационные и программные рамки, связанные с реализацией потенциала человека, а также смыслы и цели образования, направленные на реализацию человеческого потенциала. В связи с ними просматривается тесная и прямая связь с понятием ИОТ (индивидуальной образовательной траекторией) ученика в личностно-ориентированном «выращивающем» обучении, которое по классическому и уникальному в своей специфике определению трактуется как «персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании» (А.В. Хуторской).

В данной статье мы пытаемся обосновать, как личностный и креативный, эвристический характер педагогических технологий сочетается с технологией телекоммуникаций на форуме при реализации ИОТ ученика в следующих дистанционных формах: дистанционных курсах, конференциях и кафедральных веб-семинарах, проводимых ЦДО «Эйдос», оставляя без внимания другие формы и средства.

Проведенный нами контент-анализ словарных статей понятия «интеграция» в Интернет-ресурсах позволяет выделить главное и определяющее наш интерес содержание этого понятия, выражающего состояние и процесс, а именно: состояние «связанности отдельных частей и функций», а также некой гармонии как результат процесса; и ведущий к этому состоянию процесс сближения, связи, объединения, взаимопроникновения и развития. Имея в виду гармоничное соединение «личного» и «общего» в образовании, мы можем сделать вывод о целесообразности и актуальности для нашего исследования такого вида интеграции. В данном случае под интеграцией педагогических и информационных технологий в дистанционном обучении мы будем понимать обусловленный целями индивидуализации процесс создания, сближения, взаимосвязи и использования педагогических Интернет-технологий для обеспечения реализации ИОТ дистантного ученика.

Понятие «индивидуальная образовательная траектория» - сложное общее понятие, пришедшее в педагогику из физики. Использование в педагогическом контексте физического термина имеет специфический и уточненный смысл, а также образный характер, однако не теряет сущностного деятельностного начала. Именно идея движения и его следа может являться «неким интеллектуальным замыслом» (Э. Кассирер) понятия образовательной траектории. Определение «индивидуальный» мы, ссылаясь на Н.В.Рыбалкину, связываем с «беспрецедентностью программности», которая всегда связана с «конкретным инноватором» собственной активной творческой образовательной деятельности ученика. В связи с нашей темой необходимо особо выделить современные аспекты обширного понятия «образование», а именно: образование должно способствовать целенаправленному прояснению в каждом человеке его Человеческого Образа; образование обеспечивает способность человека к самореализации; образование - индивидуальный труд, который при соответствующем направлении и организации становится для человека дорогой самодвижения к самосовершенствованию и проявлению разносторонних дарований. Добавим, что нам близко определение понятия «образование» в аспекте представления человека и его потенциала как «семени неизвестного растения», а именно: «Образование - это процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его образовывания»1, - в котором существенными признаками являются «процессуальность, продуктивность и внутренняя исходность образовательного процесса», тогда как бывшая традиционно основной внешняя составляющая начинает носить «характер среды, а также технологических рамок».

ИОТ может выстраиваться разными путями, в зависимости от целей субъектов образования. Именно поэтому индивидуальную образовательную траекторию определяют по-разному в зависимости от специфики задачи, которая решается с помощью данного определения. Нами особо выделяется связь деятельностного направления процесса формирования ИОТ с новыми информационными технологиями, которая видится в использовании компьютера для построения открытой системы образования. Компьютер предоставляет огромные возможности для создания новой индивидуальной технологии обучения, наиболее продуктивным и более индивидуальным принципом построения которой является самоуправление обучением, предоставляемое самому учащемуся.

В нашем подходе важен процесс, идущий от ученика, находящегося в активном творческом состоянии, при котором только и обнаруживаются способности. Запуск «самодвижения» - достойный результат любого образования, результат, когда сам ученик «ставит себя под вопрос или под задачу». Под образовательным «самодвижением» будем понимать изменение и развитие человека (жизнь в образовывании), «происходящие на основе внутренних побудительных сил, а не вызываемые воздействиями извне». Именно в направленности вектора «изнутри» будет отличие «самодвижения» в образовании от направленности «извне» (через устремления и деятельность других людей в отношении субъекта- «озабоченность интересом»).

В рамках нашего исследования нами была проведена серия педагогических экспериментов, которые касаются разработки и проведения дистанционных курсов, форумов, чатов, конференций и их организации с точки зрения влияния и значения на обеспечение условий для реализации индивидуальной образовательной траектории дистантного ученика. Наша статья построена как результат анализа и осмысления реального практического опыта в ЦДО «Эйдос» в 2003-2006г. Цели нашего педагогического эксперимента в дистанционной деятельности заключались в следующем: определить характеристики ИОТ, понять критерии ИОТ ученика в ДО, смоделировать педагогическую ситуацию, в которой бы создавались необходимые и достаточные условия для осуществления учеником его образовательной траектории, выделить проблемы, возникающие у ученика и учителя при реализации ИОТ, оценить специфику и возможности средств компьютерных телекоммуникаций в данной деятельности. Нами была выдвинута следующая гипотеза эксперимента: если мы выделим основные элементы (показатели) ИОТ, а также сопоставим реальную деятельность ученика в ДО с выделенными критериями, то можно будет моделировать педагогические условия при проектировании дистанционных мероприятий, при которых будет происходить реализация личностного потенциала ученика; полученные выводы можно будет использовать для разработки методических рекомендаций по обеспечению, контролю и оценке реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий во время участия в дистанционных олимпиадах и курсах ЦДО «Эйдос».

В данной статье мы останавливаемся лишь на некоторых аспектах эффективного соединения педагогических и информационных технологий с целью индивидуализации обучения. Мы проследим, насколько возможно задать в ДО импульс образовательного «самодвижения» и как при этом могут помочь средства компьютерных телекоммуникаций, каковы возможности средств КТК при реализации ИОТ ученика и как можно представить программность деятельности ученика в ДО.

Учитывая, что деятельность по осознанию, проектированию и реализации индивидуальной образовательной траектории ученика может быть признана как «неставшая, становящаяся» (Н.В. Рыбалкина), то есть творческая, в том её смысле, который охватывает становление личностного опыта, в том числе и опыта самоорганизации своего образования, мы выделяем в качестве основополагающих концептуальные положения эвристического обучения.

Выделив совокупность выявленных нами существенных свойств/признаков, отражаемых в сознании с помощью понятия «индивидуальная образовательная траектория» в условиях личностной парадигмы, а именно той её части, при которой наличествует чередование «вектора ориентированности образования» с доминированием направления «от личности», при котором происходит «её выращивание, развитие», мы останавливаемся на следующем: личность (или человек), имеющие потенциал, выражающийся в наличии скрытых способностей и личностных качеств, которые при своем множестве и разнообразии способны проявляться лишь будучи встроенными, по мнению В.Д. Шадрикова, в «единую структуру деятельности»2; импульс для запуска механизма «самодвижения» ученика и учителя; ориентиры как основа для определения в диагностике конкретных личностных качеств учащихся; образовательная среда; программа , сущность которой заключается в инновационной (творческой) индивидуальной образовательной деятельности, основные компоненты которой: смысл, цели, задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание образования, система контроля и оценки результатов; портфолио как сумма «образовательных продуктов» ученика и рефлексивное осмысление.

Для организации ИОТ ученика должен быть выделен ряд условий, как необходимых и достаточных ресурсов или влияющих факторов. Рассмотрим лишь некоторые так называемые «входы» - условия, необходимые для «запуска» ИОТ в ДО, обобщенно это следующие составляющие:
1. Субъектные (наличие и готовность всех субъектов обучения).
2. Ценностно-нормативные (смысл, мотивы, ответственность, ориентации субъектов обучения)
3. Целеполагание субъектов обучения.
4. Дидактические (формы, методы, контроль и оценка).
5. Технологические (технологии и средства).

На форуме Научной школы А.В. Хуторского нами была открыта тема «Необходимые условия для «запуска» ИОТ ученика в ДО», и все участники данного форума, в том числе участники VII Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года», приглашались к обсуждению. Мы задали вопрос: «Может ли эвристическое задание, придуманное вами на дистанционном курсе, стать основой для постановки личных образовательных целей? Как это можно проверить? Как оценить, что ученик сознательно ставит цели, реализует их и, осмыслив, ставит новые цели? Ведь в этом и состоит смысл деятельности?» В ходе обсуждения было обобщено, что в условия, необходимые для целеполагания ученика на дистанционном курсе, могут включаться не только эвристические задания (ЭЗ), но и рефлексия, организованная особым образом, а именно:
- включающая направленные на перспективу вопросы;
- дающая возможность обращаться к своим ощущениям и проблемам;
- создающая эмоциональный настрой, способствующий поддержанию и развитию интереса, а значит, и дальнейшей целенаправленной работе.

Особую трудность для педагогов, организующих целеполагание учеников на дистанционном курсе, вызвала проблема корректировки общих целей, не связанных с временными рамками курсов. Приведем фрагмент дискуссии:

Шмаков А. Л.
Kuleshova G пишет:   «Вот пришла визитка и там уже это встретилось, то есть общая и неконкретная цель. Вы что-то будете делать сразу же или будете ждать? Например, напишут изучить Flash. А срок курса 5 дней. Есть ли у вас какие-то возможности, чтобы ученик скорректировал цель. исходя из ситуации?»
«…Вот как скорректировать цели за 5-дневынй курс я не знаю. У меня курс длится 8 месяцев, а в процессе этого времени ученик изучит достаточно много и уже по ходу курса может выстраивать свои цели, к тому же, они могут у него изменяться в процессе изучения курса. Поэтому я не тороплю учеников с целями, хотя, может, я и не прав, но я пока тоже и сам учусь вести дистанционные курсы. Что же можно делать на краткосрочных курсах? Попробую сделать несколько предположений.
1) Возможно поставить цель поможет вопрос: "Почему ты выбрал данный курс?"
2) А может, и такой вопрос, спустя одно занятие: "Какие возникли трудности? Как ты их собираешься преодолеть?"
3) Или такой вопрос: "Ты уже изучил одну тему (модуль, урок) и имеешь некоторое представление о курсе. Просмотри внимательно план курса, какие темы будут изучаться далее. Определи, что конкретно ты хочешь получить для себя из данного курса, что конкретно научиться делать, что узнать нового (и т.п.)? какие темы, ты думаешь, вызовут наибольший интерес, и почему? Но из моих предположений получились одни вопросы для рефлексии. Значит, можно высказать ещё одно предположение: для постановки целей могут способствовать правильно подобранные вопросы рефлексии

Kuleshova G.
Шмаков А. Л. пишет:   «Вот как скорректировать цели за 5-дневный курс я не знаю».
«Алексей Леонидович!
Цель, как известно, предполагаемый результат. Измеримый во времени- пять дней. Поэтому Вам просто нужно умело ограничить более долговременные цели, которые будут заявлены.
Далее, используя разновидности личностных целей: предметных, оргдеятельностных, креативных и т.д. - задать вопросы, расширяя спектр заданных однообразно убогих целей. И формальных, кстати! Вывести на диалог о самореализации личностных качеств, то есть, что в течение пяти дней можно хотя бы проявить из личностно значимых для вашего предмета и темы курса качеств и способностей. То есть говорить не только о предметной стороне цели, а и обязательно личностной! Только тогда и будут условия для ИОТ. Кстати, даже в такой маленький срок можно заложить уже какой-то диапазон развития или совершенствования. И отследить. И в результатах работы на курсе каждого участника показать. Я в своих курсах опираюсь на компетентностный подход».

Шмаков А. Л.
«Большое спасибо! Это мне обязательно пригодится. Может, даже на трёхдневном курсе по данному конкурсу».

Рассмотрим, как, используя диалоговую, коммуникативную структуру содержания и технологию проведения дистанционного курса, можно добиться реализации ИОТ дистантного ученика. По итогам межкафедрального чат-обсуждения на веб-семинаре в ЦДО «Эйдос» на тему «Технология разработки содержания и формы эвристического задания» нами было выяснено, что общим и концептуальным подходом к проектированию дистанционных курсов может являться обобщенный алгоритм продуктивной деятельности, ведущей к «самодвижению»: смысл - цель- действие - рефлексия. Смыслом реализации диалоговой структуры дистанционных курсов является взаимодействие, или педагогическое сопровождение . Основой технологии может быть диалог, проводимый в разных формах и с помощью разных средств КТК. Смыслом этой деятельности - как один из вариантов - может быть изменение (переопределение) целей, количества и качества образовательного продукта самореализующейся личности. Нами была выявлена органическая связь творческой самореализации, диалога и ИОТ в силу индивидуальности внутреннего диалога, а также возможность использования в силу эффективности формирования творческой деятельности учащегося триадной вопросной последовательности («Что?», «Как?», «Почему?») и выделение на этой основе трех этапов деятельности на курсе с предложением типичных для каждого этапа эвристических заданий. Мы считаем, что при проектировании дистанционного курса, создающего условия для реализации ИОТ ученика возможна интеграция двух работающих алгоритмов: эвристического (свое видение и свой продукт; сравнение с тем, что сделано до тебя и что есть идеал; создание на этой эмоционально-знаниевой (диалоговой) платформе нового, личностного знания) и деятельностного: от смысла и цели - к рефлексии.

В данном алгоритме выделяются специфические возможности информационных технологий и средств компьютерных телекоммуникаций в таком важном элементе, как форум.

Остановимся на этом уникальном средстве для работы по прояснению смыслов и переопределению целей участников в рефлексии. В рамках VIII Всероссийской августовской научно-педагогической конференции «Смысл и цели образования» проводилось обсуждение на форуме темы «Рефлексия как инструмент диагностики достижения и переопределения целей образования», которая в дальнейшем была переформулирована как проблема в вопрос, «Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования?»

Проанализируем, каким образом выстраивалась работа на форуме, чтобы получился образовательный, организационный и рефлексивный продукт, то есть была осуществлена наша совместная деятельность по реализации ИОТ. Сошлемся на рефлексию «Организация продуктивной работы на форуме: анализ проблем» Доманского Е.В., ст. научного сотрудника лаборатории методологии ИСМО РАО. Данная работа осуществлялась с помощью следующих действий организатора форума:
«Организации собственной рефлексии по поводу происходящего на форуме, результатом которой стало понимание - какие действия необходимо осуществить для продуктивной работы на форуме». Эта деятельность проводилась в формах:
-побуждения участников организовать рефлексию осуществленной деятельности для постановки собственных целей по отношению к целям форума;
-введения норм деятельности, позволяющих участнику актуализировать педагогические смыслы происходящего на форуме с целью разработки приемов организации рефлексии;
-организации «понятийной работы для стягивания поля деятельности форума в рамках личностно-ориентированного подхода;
-выделения из числа участников тех, кто «мог продемонстрировать некоторые культурные нормы такой деятельности и предложения осуществить рефлексию происходящего на форуме, использовав ее как дидактическую ситуацию для собственной деятельности».

Деятельность участников форума можно проанализировать на примере нашей собственной рефлексивной деятельности. Остановимся на некоторых фрагментах нашей рефлексии: «Вникаю в способы рефлексивной работы, предложенные Е.В. Доманским:
•  Как надо рефлексировать (шаги). Выделяю для себя: осознание результата этапа деятельности; прояснение рамок обсуждения или деятельности (вопрос, тема); целеполагание (связь с результатом в обозначенных рамках); рефлексия по результату, процессу, проблемам (сравнение полученного с прогнозируемым).
•  Как надо реагировать на ситуацию, когда процесс затрудняется: изменение способа работы, изменение ситуации для размышлений (от ученика). Выделила рациональное зерно работы своей не только на форуме. А, кстати, цели –то я переопределила и запишу их сейчас в ином виде. Я шла от целей: поучаствовать и найти отклик своей темы в репликах; отработать навык работы в форуме; выявить методику организации рефлексии в дистанционной деятельности. Теперь я ставлю актуальные для себя цели:
•  Оформить собственные рефлексивные размышления в текст.
•  Выработать некоторые общие принципы и оформить их в текст

Основным выводом деятельности в форуме и одной из главных проблем, выделенных нами, является «проблема актуальности результатов для участников дискуссии».

Подчеркнем, что эффективность любого вида обучения на расстоянии (если это обучение, а не самообразование) будет зависеть от таких важных для нас составляющих, как эффективное интерактивное взаимодействие всех субъектов обучения (несмотря на то, что некоторые из них физически разделены расстоянием), эффективности обратной связи и важности рефлексии как средства самосознания и осознания своей образовательной деятельности. В условиях интеграции педагогических и информационных технологий форум все более признается как форма дистанционного обучения, несущая не только информационные функции. Мы рассматривали использование форума для интерактивного общения при рефлексивной деятельности, пронизывающей процесс реализации ИОТ.

Выясним еще одну возможность форума при организации коммуникаций, а именно для демонстрации умения активно слушать, как это ни парадоксально звучит, при педагогическом сопровождении индивидуальной продуктивной деятельности в ДО. Заметим, что решающим фактором эффективности общения, признано совершенствование слушания. В силу удаленности субъектов обучения в ДО и письменной фиксации сообщений собственно «слушание» принимает иную форму, при которой мы можем лишь строить процесс общения по аналогии к устному. Однако мы настойчиво заявляем о необходимости умелой организации общения на расстоянии, от которого зависит не столько информационная составляющая, сколько мотивирующая на образовательное «самодвижение» и постоянную рефлексивную деятельность, так необходимые при реализации ИОТ дистантного ученика. Поэтому, исходя из основных способов «активного слушания», таких как перефразирование и проверка восприятия, мы провели анализ работы на форуме ЦДО «Эйдос».

Мы проанализировали дискуссию на форуме ЦДО «Эйдос» на тему «Освоение телекоммуникаций», проведенную в августе 2006 г. Ю. В. Скрипкиной. Целью нашего анализа являлось наблюдение и обобщение действий дистанционного педагога по поддержанию импульса образовательного «самодвижения» у участников дистанционного курса повышения квалификации педагогов. Дистанционный педагог традиционно формулирует проблемный вопрос для начала обсуждения. Участники дискуссии в течение дня отправляют личное сообщение по обсуждаемой теме, используя уникальные возможности форума, такие как отсроченность, возможность возврата к зафиксированному в письменной форме речи ответу, а также отсутствие прерывания. Важным условием для усиления продуктивности форума с целью эффективности общения и диалогичности может стать включение способов активного слушания. Подытоживая обсуждение темы в течение дня, педагог демонстрирует внимание, задает вопросы и использует перефразирование.

Скрипкина Юлия 
Из Ваших ответов, Алла Григорьевна, получается, что проблему освоения технологий позволяет решить дружественно настроенный коллективный разум. А если человек - участник-одиночка? Или нет рядом таких "продвинутых" коллег?

В данном фрагменте продемонстрировано умение слушать, задавать вопросы, мыслить критически-слагаемые эффективного общения и успеха реализации ИОТ, так как в нем наличествует поддержание импульса, мотивация. Именно поэтому следует почти моментальный ответ участницы дискуссии.

Разумова А.Г., курсант 
Скрипкина Юлия пишет: «А если человек - участник-одиночка?»
«Кто хочет, тот всегда освоит. Это уже зависит от качеств характера. Но, как мне кажется, в одиночку пускаются в такое плавание как раз смелые и решительные люди».

Для дальнейшей работы необходимо обострение ситуации полемики и усиление рамок, позиции продуктивности, и поэтому ведущей используется критика с элементами иронии, с одновременным возвратом дискуссии к ожидаемому продукту, восприятием ситуации и отношением к происходящему.

Скрипкина Юлия
Разумова А.Г. пишет:   «Кто хочет, тот всегда освоит».
«Не очень гуманно. Мы же все-таки рассматриваем реальную ситуацию, в которой Вы, положим, являетесь дистанционным педагогом, а среди Ваших курсантов есть люди, не слишком хорошо владеющие технологиями. Я, признаться, ожидала увидеть, коллеги, от вас конкретные предложения, как эту проблему решить, или хотя бы частично облегчить жизнь дистанционному ученику. Отмахнуться от ученика - самое простое решение».

Опустим подробности данной дискуссии и остановимся на дальнейшей логике педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности, выстроенного с помощью форума.

Обобщая высказывания участниц, педагог стимулирует их работу и возвращает к конкретике, то есть подводит к прояснению планов, шагов, в нашем понимании, индивидуальной образовательной программе работы на форуме. Одновременно в данном отрывке мы можем заметить и поощрение действий, выражение своих впечатлений по поводу происходящей образовательной деятельности, что служит дополнительным мотивом, а также предложение задания на прояснение смыслов индивидуальной образовательной деятельности.

Дискуссия продолжается спустя несколько дней, при этом получен индивидуальный продукт №1 с ограничительной рамкой, передающей специфику и индивидуальную ситуацию в примере. Педагог продолжает мотивацию, предлагая примеры, которые можно назвать, возможно, культурно-историческими аналогами (КИА):

Скрипкина Юлия:
Городецкая Наталья, это все общие слова и декларации, хотя и хорошие. Я, признаться, ждала более конкретных предложений именно от дистанционного педагога. Например:
1) для каждого задания, требующего использования телекоммуникаций, разработать подробную инструкцию для участника…Странно, что о таких простых вещах, зависящих от каждого педагога, никто не подумал.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что педагогическое сопровождение ИОТ курсантов может вестись на форуме с использованием взаимодействия и гармоничного дополнения педагогических (эвристическое обучение), информационных (интерактивность) и управленческих технологий (приемы эффективного слушания) для индивидуализации дистанционного обучения.

Предметом нашего исследования является процесс реализации индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) ученика в ходе его дистанционной образовательной деятельности . Мы придерживаемся и экспериментально реализуем такой подход к системе дистанционного обучения, который предполагает следующие ориентиры: индивидуализацию, переходящую в персонализацию, интеграцию информационных и педагогических технологий и переход к открытому содержанию образования. Важными составляющими такого подхода выступают интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса, что мы и постарались показать в нашей статье.

Литаратура
1.Хуторской А.В. О соотношении личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования  / / Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 16 октября. http://www.eidos.ru/journal/2006/1016.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
2. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. -М. : Логос, 200, с. 37.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Кулешова Г. М. Условия реализации индивидуальной образовательной траектории ученика в дистанционном обучении. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-7.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта