EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Что я должна еще сделать для того, чтобы достичь успеха?»
Николаева В. А., сотрудник ЦДО "Эйдос"
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеОпыт рефлексивного осмысления

От дистанционного ученика до учителя: опыт рефлексивного осмысления целей педагогической деятельности.

Николаева Вера Александровна, сотрудник кафедры информатики ЦДО "Эйдос", победитель Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года 2000".

В образовании я работаю давно, в этом году исполнилось 25 лет с того момента, как я впервые вошла в аудиторию к моим учащимся. Тогда я работала в техникуме, и о сети Интернет никто даже не мечтал. Прошли годы, были придуманы компьютеры, создана Сеть, затем появился сервис WWW. А информационные и телекоммуникационные технологии начали бурно развиваться.

Так как по натуре я человек активный и постоянно ищущий новое, я поставила себе цель – освоить работу на персональном компьютере. Признаюсь, поначалу моя цель казалась мне недостижимой: в институте предмет основы вычислительной техники нам давали узко, было много теории и совсем мало практики. Но это и понятно, так как из нас готовили специалистов в области электромеханики, и никто не мог предположить, насколько в дальнейшем всем нам потребуется знание персональных компьютеров. Да и о персональных компьютерах-то тогда никто и не задумывался. Об этом можно было мечтать, лишь читая произведения писателей-фантастов.

Итак, я начала претворять поставленную цель в жизнь. Сколько раз во время обучения информационным технологиям, в самом начале работы на персональном компьютере отчаяние овладевало мною! Сколько раз я говорила себе и своим родным: "Никогда в жизни я этого не пойму!" Сколько раз я чувствовала себя несмышленым малышом, которого родители настойчиво и твердо учат тому, чего он не может постичь! Каждый раз все эти непонятные термины: "винчестер", "буфер обмена", "броузер" … вызывали тоску и беспокойство в моей душе. А, услышав слова "по умолчанию", я просто теряла сознание! Сейчас мне думать об этом смешно и странно. Но тогда … тогда эти переживания очень волновали меня и мешали мне.

Я часто задавала себе вопросы: почему это так трудно? А как же другие люди, ведь они-то во всем разобрались? Что я должна еще сделать для того, чтобы достичь успеха? Ведь даже медведя можно научить ездить на велосипеде, так чего же не хватает мне?!

Так в моей сумочке появился диктофон, который я ставила на стол на лекциях и практических занятиях, записывая объяснения преподавателя. Так в моей сумочке начала жить тетрадь, в которой я писала конспекты занятий. Так у меня появился набор гибких дисков, на которые я копировала упражнения, выполняемые мною на практических занятиях. Скоро пришла решимость на полтора часа раньше начинать уроки в техникуме, чтобы три раза в неделю после работы бежать в институт на другой конец Москвы. А уж постоянные занятия на компьютере под руководством мудрого диктофона, из динамиков которого раздавались голоса моих любимых преподавателей, стало моим главным делом в выходные дни.

Поначалу ничего не получалось. Но как выяснилось, я человек целеустремленный, и уж если что решила – выполню обязательно, несмотря ни на какие трудности. Так, усердно занимаясь на курсах, повторяя дома то, что мы проделывали на занятиях в аудитории, переводя диктофонные записи слов и действий преподавателя в свою тетрадь в виде подробных конспектов, я шла к достижению поставленной цели.

Было трудно? Еще как! Рядом со мной лежала стопка учебников, к которым мне постоянно приходилось обращаться. В комнате периодически возникал племянник, который помогал разобраться в особо трудных случаях. А главная удача – на другом конце телефонного провода всегда был доступен мой ученик, Дмитрий Румянцев, мой компьютерный гуру. Именно он помогал мне разобраться с командами меню и диалоговыми окнами. Именно он объяснял трудности программ Microsoft Excel и Microsoft Access. Именно он постоянно успокаивал меня словами: "Ничего, ничего!" И постепенно я поверила в себя.

Примерно через четыре месяца упорных занятий и душевных мук от того, что не все и не всегда получается, вдруг как будто передо мной поднялся занавес, как в театре, и я начала видеть, понимать и чувствовать то, что творится на сцене. То есть, я начала видеть, понимать и чувствовать то, что происходит по моей команде на экране монитора компьютера и внутри самого компьютера. Ура, я сделала это! Я наконец разобралась в этих непроходимых джунглях, я нашла верную дорогу, я теперь все могу! Возникли чувства торжества, радости и даже гордости за свои успехи.

Работа на компьютере так увлекла меня, что я решила изменить направление своей деятельности. Так из педагога, ведущего предметы радиотехнического цикла, я стала педагогом информатики и информационных технологий.

В новом учебном заведении, Центре образования "Юниор", куда я пришла работать, мне предложили возглавить цикловую комиссию "Телекоммуникационные технологии". Мне все время нравилось пробовать что-то новое, экспериментировать, творить, поэтому я с радостью согласилась. И продолжала обучение, все свои силы теперь направив на овладение премудростями сетевой работы.

Через год мне предложили проводить курсы повышения квалификации. А еще через год – проводить занятия на курсах дистанционно. Так я стала дистанционным педагогом. Я продолжаю быть им вот уже восемь лет.

В 2000 году судьба привела меня на конкурс "Дистанционный учитель года". Я попала туда случайно. Это был длинный дистанционный марафон протяженностью более двух с половиной месяцев. Там было все – и напряженная работа, и вдохновенное творчество, и дистанционные уроки, где я выступала со своими учениками локальным координатором других педагогов и сама была дистанционным учителем. Там были длинные вечера, плавно переходящие в бессонные ночи. Там были переживания, когда что-то не получалось. Там была радость от покорения очередных высот в профессии. Там была и гордость от победы в финале конкурса над умными и талантливыми коллегами-конкурсантами. На конкурсе я впервые встретилась с Хуторским Андреем Викторовичем, моим дистанционным учителем, который привел меня в мир эвристических методик и оргдеятельностных технологий обучения.

Приобретя опыт дистанционной работы на конкурсе "Дистанционный учитель года", пройдя эту уникальную школу педагогического мастерства, я по-новому взглянула на процесс дистанционного обучения, цели моей работы стали меняться. Да, как и раньше главной целью для меня остается донести мои знания и умения в области информационных технологий до учеников и других участников дистанционных курсов – учителей и людей других специальностей, научить качественно, добиться устойчивых навыков в работе на компьютере. Но после конкурса эти цели постоянно расширяются и дополняются. Мне уже мало того, чтобы люди по завершении обучения на моем курсе увереннее владели компьютером, этой цели мне удавалось достичь всегда. За счет чего? Тут много причин:
•  детальная проработка теоретической и практической частей заданий (коллеги утверждают, что я отличный методист. Думаю, что они недалеки от истины);
•  создание доброжелательной атмосферы на курсе, в результате чего участники чувствуют себя уверенно, у них буквально "вырастают крылья" и хочется работать еще и еще успешнее (так утверждают сами участники. Одна из них, Паршакова Нина Юрьевна, после окончания курса пожелала мне "и дальше оставаться светлым и доброжелательным человеком");
•  индивидуальный подход к каждому участнику (ведь, дистанционное преподавание всегда предполагает именно индивидуальный подход). Я всегда отвечаю каждому участнику. Я анализирую каждую работу. И стараюсь никогда не допускать критики. Моя формулировка в том случае, если работа по какому-то параметру оказывается неудачной, звучит так: "Что в этой работе мы могли бы улучшить:…" И участникам это нравится. Они получают вектор в совершенствовании своих работ, и в то же я им своих указаний ни в коей мере не навязываю.

Итак, в последнее время цели мои при ведении дистанционных курсов постоянно дополняются. Мне хочется добиться большего, ибо я понимаю, что мы живем в век бурно развивающихся информационных технологий и наше общество очень быстро становится информационным обществом.

Сначала я поставила себе целью привить учащимся навыки телекоммуникационной деятельности, распределенной во времени. Так на моих занятиях впервые появились технологии веб-форумов. Чтобы активизировать работу учащихся на форумах, сначала я сама задавала им вопросы, на которые они мне отвечали. А потом решила давать задания учащимся для выступления на форумах. Теперь они формулируют свои вопросы и отвечают на вопросы своих коллег по курсу. Надо признать, что такая форма сетевой работы большинством участников курсов оценивается очень высоко. Благодаря тому, что есть возможность и время на обдумывание вопроса и ответа на вопрос коллеги, участникам курсов удается формулировать более глубокие и проблемные вопросы по темам курса, находить более оригинальные и интересные ответы. Таким образом, поскольку страницы форумов могут видеть все участники образовательного процесса, эффективность занятий возрастает.

После включения в работу на курсе возможностей работы на веб-форумах я решила попробовать другую технологию телекоммуникационной деятельности в дистанционном образовании – чат-конференции. Такое занятие проводится в отдельной чат-комнате, доступ в которую открыт только для слушателей курса, по паролю. Чтобы обсуждение было предметным и целенаправленным, участникам курса предлагается заранее к нему подготовиться. Как правило, чат-конференции посвящаются обсуждению работ, созданных на курсе. Участники курса заблаговременно готовят свои вопросы к авторам работ, а в чат-конференции происходит защита работ в виде ответов на вопросы коллег. И эта технология обучения на дистанционном курсе способствует повышению эффективности образовательного процесса. Участники с большим удовольствием беседуют друг с другом и дистанционным педагогом на расстоянии. Благодаря новой форме занятий интерес к предмету изучения на курсе возрастает.

Я постоянно работаю над улучшением и расширением содержательной части дистанционных курсов. Я готовлю новые курсы по другим темам. В последние два года я сформулировала для себя еще одну важную цель. Осознание важности ее достижения пришло ко мне еще во время моего участия в конкурсе "Дистанционный учитель года", только тогда я никак не могла понять, каким образом я могу ее достичь. Цель очень важная – развитие творческой самореализации участников курсов. И наконец, руководствуясь оргдеятельностной методикой, разработанной для дистанционного обучения доктором пед. наук, профессором, членом-корреспондентом РАО Хуторским А.В., мне удалось сформулировать задания на курсе так, что выполняя их у участников курсов развиваются творческие способности и, как результат, происходит дальнейшее развитие их личностей. Задания предлагаются такие, чтобы на них не существовало готового варианта ответа. И участники курса с удовольствием начинают творить. Процесс творчества у каждого из них превращается в готовый продукт и у всех эти продукты – разные, как разные и личности участников.

С самого начала проведения дистанционных курсов я чувствовала необходимость обучения в сотрудничестве. Я поставила себе цель добиться этого. Для чего задала себе вопрос: как это можно реализовать в дистанционном обучении? При сжатых сроках проведения дистанционных курсов в ЦДО "Эйдос" путь один – постоянно показывать всем участникам курсов работы каждого. Особенно успешно это удается при проведении курсов по сайтостроению. Тогда веб-сайты участники курса присылают по e - mail мне, и я размещаю их на специально созданном для этого эккаунте на одном из бесплатных серверов в сети Интернет по протоколу ftp, то есть очень быстро. Благодаря проведению курсов, недавно я с успехом самостоятельно настроила доступ к аккаунту по протоколу ftp. Это было очередной моей победой в профессии, покорением очередной вершины в информационных технологиях.

В том случае, если я веду занятия по одному из курсов темы "Цифровая фотография" (всего таких курсов в настоящий момент я разработала три), участники создают веб-страницы со своими работами по шаблону, разработанному мной, и сами размещают их на бесплатном сервере в индивидуальных папках. Общая страница курса создается мною таким образом, что с определенного символа на ней сразу начинают работать гиперссылки на страницу каждого из участников. То есть, цифровые фотографии каждого участника на курсе доступны не только ему или дистанционному педагогу (то есть, мне), но и каждому его коллеге по курсу. При таком подходе всем участникам удается фиксировать сильные стороны каждой работы и предлагать свои пути для ее улучшения.

В дистанционном образовании между педагогом и учащимся всегда стоит посредник. Это – Сеть. И от качественной работы Сети, от своевременной доставки выполненной учащимся работы – педагогу, от бесперебойности в доставки писем по электронной почте в большой степени зависит успех проводимых занятий. Участники курса всегда должны быть уверены, что их работы получены педагогом. Так, в последние годы я поняла необходимость ведения электронного журнала занятий в Сети. И я начала его создавать на каждом курсе и размещать на бесплатном, всем доступном сервере. Этот журнал представляет собой страницу с таблицей, где я обозначаю присланные задания. Такой журнал я обновляю каждый день, отмечая полученные работы и специальными значками выделяя те из них, которые заслуживают отличной оценки. В таком своеобразном "зеркале" в Сети участники курса всегда видят результаты своей деятельности на курсе. Электронный сетевой журнал служит и дополнительной мощной мотивацией их работы. Это признают и сами участники. Если в начале обучения они с интересом всматриваются в эту страницу (не забыла ли я отметить их работу?), то уже к концу с жадностью сравнивают свои успехи и успехи своих коллег. Особенно хорошо получается тогда, когда отличные оценки я ставлю графическими миниатюрами. Это приятно оживляет страницу. И все стремятся получить как можно больше розочек или фотокамер (этими миниатюрами я обозначаю отлично выполненные фотографии на курсе "Цифровая фотография"). Я не стремлюсь специально поставить как можно больше симпатичных миниатюр за работы, но это получается именно так потому, что участники очень стараются их получить сами.

Что же будет дальше? В каком направлении мне направить вектор совершенствования моей дистанционной работы, вектор эффективности и лучшей результативности занятий в дальнейшем?

Сильной стороной работы ЦДО "Эйдос" я считаю практику последнего года, когда педагоги начали вести не только собственные дистанционные курсы, но и курсы, разработанные коллегами, то есть другими авторами. Я тоже имею такой опыт. В результате я вижу путь совершенствования своих курсов: надо их наполнить большим теоретическим материалом. Причем, этот материал должен быть созвучен теме и предмету курса, и в то же время расширять его рамки еще больше.

Учитывая возрастающую с каждым годом потребность россиян в дистанционном обучении, я ставлю перед собой цель увеличить количество одновременно обучаемых участников на одном курсе. Для этого надо будет мне самой научиться работать быстрее, каким-то образом автоматизировать процесс проверки работ. Пока я не знаю, как добиться достижения этой цели. Но жизнь не стоит на месте, появляются новые идеи, новые мысли. Уверена, что и этой цели мне удастся достичь!

А теперь давайте рассмотрим, как в результате обучения на дистанционном курсе меняются цели самих участников курса. Проследим изменение целей на конкретных примерах, на рефлексивных высказываниях участников по итогам курсов.

Нечаева Ольга Ивановна, учитель:
Моей целью было получить опыт работы в Сети, все что узнаю — всему буду рада. Не ожидала, что все будет так здорово! Возможность общения в Сети со своими коллегами, возможность просмотра работ других участников, все это очень повлияло на мои работы. Я довольна своими результатами. Улучшила свои навыки работы с Photoshop , приобрела опыт создания Web -страниц. Честно говоря, очень хочется продолжить работу в Сети. Перефразируя слова песни можно сказать: «я так хочу, чтобы курсы не кончались, чтобы Сеть за мною мчалась, и чат гудел». Благодаря курсам, я полюбила Photoshop! Можно сказать, что начала его «чувствовать», хотя это такая глыба… И еще неожиданно то, что всегда радуешься, когда заканчиваешь какое-либо дело, но сейчас этого чувства нет, не хочется ставить точку, хотя курс уже подошел к концу.

Тарасова Елена Ювеналиевна, преподаватель:
Цели:
- повысить свою квалификацию;
- начать создавать свой сайт;
- преодолеть психологический барьер перед новыми технологиями.
Результаты:
- освоены новые профессиональные технологии работы;
- создан собственный учебный сайт;
- возникла личностная мотивация самообучения.
Я – первый преподаватель в колледже, который сделал свой учебный сайт. Легче стало общаться со студентами, которые используют ресурсы Интернет. Появились планы создания новых мультимедийных образовательных продуктов, виртуальных проектов, использования Интернет-телефонии, благодаря знаниям о новых технологиях.

Юрченко Галина Ивановна, преподаватель:
Когда я получила первое задание, у меня было состояние близкое к шоку! Писать рефлексию, выступать на форуме. Еще и дочка подлила масла в огонь: «Что, мамочка, давно сочинений не писала?»
А со словом «сочинения» у меня связаны не очень приятные воспоминания еще с детства. Сочинения в школе, вступительные экзамены в институт. А я чистый технарь, математика, физика – пожалуйста, а сочинение – это с трудом. Мне даже до сих пор кошмарные сны иногда снятся, что мне надо писать сочинение. Вам, наверное, это трудно понять. Я читала Вашу страничку «Мой Лондон», по которой видно, что у Вас помимо всех прочих способностей (педагогических, методических, по ИТ) есть еще и литературный дар.
А сетевой журнал курса? Мне казалось, что одна из особенностей дистанционного образования – это безоценочная система. Даже если работа выполнена не очень удачно, то видишь ее только ты и твой дистанционный педагог. А тут все выставляется на всеобщее обозрение.
Только благодаря Вашему терпению, поддержке, доброжелательным отзывам на мои работы, тактичным замечаниям я, стала получать большое удовольствие от общения с Вами, от общения с коллегами на форуме, от всего курса в целом. Вы не поверите, что, отправив очередное выполненное задание, я как маленький нетерпеливый ребенок, все время заглядывала в почтовый ящик, есть ли ответ. И на страничку нашего курса – есть ли плюсик. И сетевой журнал оказался очень сильной мотивацией.
Ваши письма, Вера Александровна. О них я хочу сказать несколько слов. Вы все время были на связи с нами, и мы были уверены в том, что получим ответ на каждый вопрос, доброе слово по каждой работе, подбадривание на каждые неуверенно сказанные слова.
Итак, каковы же мои успехи:
•  Я получила конкретные практические навыки по созданию web-страниц, по размещению их в Сети.
•  Я освоила новые формы коммуникаций. Впервые поучаствовала в форуме и в чат-конференции.
•  Появилась вера в свои силы, новые идеи, ощущение того, что я могу больше, чем себе представляла.

И в заключение, о будущем. Сейчас мы еще только можем догадываться, какие новые формы в недалеком будущем приобретет дистанционное образование в нашей стране. При все возрастающих скоростях передачи информации в Сети, при увеличении пропускной способности каналов связи, в скором времени вполне возможно широкое внедрение звука и видео в дистанционное обучение. Да, сейчас отдельные элементы мультимедийного обучения уже внедряются, но массовым этот процесс пока назвать нельзя. Как я могу достичь таких целей? Надо постоянно повышать свою квалификацию, освоить мультимедийные программы. Купить веб-камеру и научиться с ней работать. Но это все – из области технологии проведения дистанционных курсов. Что же касается новых методик для дистанционного образования, которые послужат целям дальнейшего увеличения эффективности работы, я уверена, что они обязательно появятся. Только какими они будут, чем в лучшую сторону будут отличаться от существующих ныне, мне пока сказать трудно.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Николаева В. А. От дистанционного ученика до учителя: опыт рефлексивного осмысления целей педагогической деятельности. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-8.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта