EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«... особую роль играет процесс трансформации информации в знание.»
Одинец К. А., зав. кафедрой ЦДО "Эйдос"
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеПовышение квалификации

Дистанционные курсы повышения квалификации ЦДО «Эйдос» как возможность самообразования учителя.

Одинец Карина Аскеровна, зав. кафедры обществознания ЦДО "Эйдос".

Современная социокультурная ситуация требует от учителя постоянного совершенствования педагогической культуры. Одним из показателей педагогической культуры учителя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Особенно актуальной проблема самообразования стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. «Это и есть самообразование, становящееся таким образом доминантным видом деятельности…» (Зборовский Г.Е.) Самообразовательная активность является показателем степени творческой самореализации личности, способности ее самостоятельно выстраивать жизненные стратегии. Качества, необходимые для самообразования, являются частью образовательного процесса по оргдеятельностной технологии. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.

В рамках курсов повышения квалификации, проводимых Центром дистанционного образования «Эйдос» (http://eidos.ru/courses/index.htm), учитель может в полной мере удовлетворить свою потребность в самообразовании, значительно расширить свой профессиональный кругозор. Опираясь на свой опыт проведения дистанционных курсов для педагогов, выделю среди их участников несколько категорий учителей-курсантов и мотивов, побуждающих их проходить обучение.

Группа «прагматиков» , использующая дистанционную форму обучения как возможность получать образование, повышать квалификацию, «не выходя из дома», которая отражает зависимость человека от постоянно меняющихся условий и принуждающая его «соответствовать моменту». Такая модель характеризуется прагматическим подходом – «приобретаю знания, потому что это необходимо в современных условиях», «необходимо овладеть данной методикой, чтобы не чувствовать свою отсталость», «чтобы получить высшую квалификационную категорию». Эта категория участников дистанционных курсов ориентируется на эталонные, фиксированные знания, рационально выстраивает процесс самообразования. Целевые установки данной группы ориентированы на получение новых знаний в виде готовых образцов, комментариев ведущего, обмена опытом, что участники дистанционных курсов отражают в своих целях-ожиданиях:
•  «получение дополнительной информации в рамках повышения квалификации»;
•  «получить систематизированные знания, практические рекомендации по конструированию интегрированных уроков»;
•  «хочется получить информацию о возможных проблемах, над которыми можно работать в течение года»;
•  «хочу получить теоретические знания и практические рекомендации по проведению интегрированных уроков»;
•  «познакомиться с опытом по данной проблеме у других коллег»;
•  «участие в данном курсе является ступенькой повышения профессионального мастерства как учителя, целью участия вижу в получении разработок интегрированных уроков по своему предмету»;
•  «от курса жду конкретных решений по поводу проведения интегрированных уроков - имеются ли темы интегрированных уроков по музыке и литературе, истории и литературе в 5-9 классах?»;
•  «совершенно уверена в полезности той информации, которую получу, пройдя данные курсы»;
•  «самая главная цель любого преподавателя, максимально повысить уровень успеваемости на своих предметах, вызвать интерес у учащихся к урокам и к той информации, которую мы готовим для своих учеников». Эта часть участников дистанционных курсов ориентирована на получение (потребление) готовых знаний.

Творческие учителя приходят на курсы в поиске ответов на вопросы, которые перед ними ставит меняющаяся жизнь, и в поиске новых смыслов в происходящей ситуации. К преимуществам этой модели относят свободу выбора, творческий подход; удовлетворение приносит не столько результат, сколько сам процесс обучения. Представители этой группы ставят перед собой цель самостоятельного освоения приобретаемых знаний, их творческого переосмысления и репрезентацию себя в поликультурном диалоге. В целях, зафиксированных в начале прохождения курса, отражено ожидание активного деятельностного обучения:
•  «определить общие принципы работы над художественным текстом (как произведений литературы, живописи, так и музыкальных сочинений); раскрыть приемы выявления авторского замысла; научиться включать в работу над произведениями личностный потенциал, мотивацию (и организовывать это "включение" у студентов)»;
•  «выработать систему в проведении интегрированных уроков; используя межпредметные связи, объединить предметы в единое целое, что позволит повысить эффективность образовательного процесса, создаст предпосылки для формирования представлений о научной картине мира»;
•  «новый уровень заданий, занятий, интересные идеи для их последующего воплощения (ибо желание и потребность действительно имеется, и у коллег тоже). Потребность – в смысле интереса-любопытства исследователей, экспериментаторов»;
•  «на практике почувствовать, в чем заключаются особенности проведения эвристического урока»;
•  «овладеть приемами составления эвристических заданий. Результаты участия моих учеников меня не удовлетворили, поэтому я решила овладеть методикой эвристического обучения»;
•  «задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Хотелось бы овладеть методикой эвристического урока, научиться составлять эвристические задания, разработать серию уроков по своему предмету»;
•  «курс для меня – это попытка остановиться и все переосмыслить, перезагрузиться»;
•  «думаю, потому что чувствую в себе нереализованность творческого потенциала, желание познавать новое и, безусловно, востребованное учащимися, слегка прикоснуться к дистанционному обучению, а также чувствую в себе потенциал для такой деятельности. Цели: расширить рамки видения урока; изучить новые формы дистанционных заданий; разработать свой эвристический урок; познакомиться с методикой его проведения»;
•  «повышение уровня профессиональной компетентности».

В зависимости от первоначальной установки на прохождение курса выстраивается программа обучения «курсанта»: прагматически направленный учитель перенастраивает свою цель на самостоятельную работу по присвоению знания, а творчески ориентированный – конкретизирует итоговый образовательный продукт. Этот процесс происходит на этапе целеполагания в начале каждого курса. Изменение и конкретизация целей строится посредством диалога, в процессе которого идет сопоставление и сравнение собственной цели с целями других участников и ведущего курса, но окончательный выбор образа конечного продукта осуществляется самим участником. В коммуникативном пространстве дистанционного курса помимо освоения новых знаний по выбранной тематике учитель приобретает бесценный опыт согласования целей в процессе обучения. В рефлексии одной из участниц дистанционного курса зафиксирован момент открытия для себя важности точной постановки цели: на очередном этапе «заболело целеполагание (вернее, оно и раньше оказывается болело, но я не знала, поэтому было легче)», в начале обучения «хотела получить новый какой-то абстрактный уровень заданий.… Да плюс к ним какие-то абстрактные идеи… сразу видна проблема в целеполагании – я даже сама не могу сказать, что хочу от себя, а уж про детей-то что говорить?». Фиксация точной цели необходима, ибо без нее невозможно оценить степень творческого приращения: «приращение оказалось гораздо больше и весомее, а самое главное, оно очень дорого, ведь достигнуто собственным трудом». Подобное самопроектирование можно экстраполировать на самообразовательный процесс – чем точнее и конкретнее цель собственного профессионального роста, тем определеннее направление и перспектива этого роста.

На каком этапе восхождения в профессиональной сфере возникает потребность в расширении рамок образовательного пространства и выходе за пределы традиционного повышения квалификации? Анализ контингента участников показывает, что большинство «курсантов» - учителя со стажем от 5 – 7 лет и выше. Именно этот период отмечается как время творческого переосмысления накопленного багажа, самоанализа и осознания несовершенства имеющихся профессиональных навыков. Как правило, после пяти лет работы учителя обязаны проходить базовые курсы повышения квалификации, что предусмотрено нормативными документами, которыми руководствуется администрация учебного заведения, отправляя учителя учебу. Как учителя относятся к таким курсам общеизвестно. В рефлексиях участников часто сравниваются дистанционные курсы по оргдеятельностной технологии, на которых они обучаются в ЦДО «Эйдос», и курсы в институтах повышения квалификации: «большое спасибо, что Ваши курсы не похожи на курсы, которые проводит ГИУУ. Конечно, это сложнее, но есть результат, который, в итоге, ты можешь оценить сам. Я достаточно много прошла курсов повышения квалификации, но Ваши превзошли все мои ожидания. Мы сами были в роли ученика на эвристическом уроке. Мы постоянно вели внутренний диалог, создавали свой образовательный продукт».

Среди мотивов, определяющих выбор учителем дистанционного курса, можно выделить стремление следовать за учеником, быть рядом в процессе его учебной деятельности. Несоответствие приобретенного опыта стремительно меняющимся условиям в образовании подвигают учителя искать новые пути совершенствования педмастерства. Так в числе участников дистанционных курсов оказываются учителя с уже сложившимися представлениями о сущности обучения, но открытые к постижению нового. «Дети жаждут новизны, собственного деятельного участия в познании», - пишет учитель с солидным стажем. И для него поиск ученика становится стимулом изменения собственной системы преподавания: «Превращение учителя в координатора собственной образовательной деятельности ученика на основе сотрудничества. Надеюсь получить практические рекомендации по реализации этой цели». Другая участница пишет: «Принадлежу к поколению, у которого такая форма обучения вызывает определенные трудности чисто технического плана – хочу приобрести опыт» Основной мотив получения нового знания связан с достижениями учеников в дистанционных эвристических олимпиадах: «Учащиеся заранее интересуются сроками проведения олимпиад, им очень нравится такая форма занятий. Принимая участие в курсе, я тоже хочу окунуться в ту же атмосферу, куда попадают мои ученики. Уверена, что участие в этом курсе поможет мне повысить качество проведения уроков и поможет развитию творческих способностей моих учеников».

Помимо приобретения навыков четкого формулирования цели участники дистанционных курсов учатся глубоко и скрупулезно анализировать свои достижения, сопоставляя с ожиданиями, промежуточными целями. В рефлексиях часто звучит несоответствие ожиданий полученным результатам:
•  «считаю для себя возможность уйти от стереотипов обыденных уроков Главный результат – большое желание продолжать учиться. Ожидания и достижения не совпали, т.к. ждешь, как дети, готовой подсказки, разработки, помощи. А их-то и не оказалось. Тем приятнее достижения»;
•  «Умение видеть проблемы, анализировать, ставить цели, находить способы их достижения»;
•  «меня заставили думать, а не вполуха слушать лектора, как это бывает обычно. Хотя я уже знакома с методами работы ЭЙДОСа по детским олимпиадам, но ожидания мои были иного рода: я ждала работы «по образцу», а меня заставили творить самостоятельно. Непривычно. По этой причине результаты и ожидания не совпали»;
•  «Я научилась смотреть на процесс обучения с позиции ученика, определять цели (правда, надо еще много работать, чтобы они были четкими и правильными) и содержание обучения»;
•  «Мне нравится стиль центра «Эйдос»: не критика, а продуктивный анализ, доброжелательные комментарии с обозначением путей «выхода» из кризиса, поиск в каждой работе рационального зерна в первую очередь, побуждение человека к активной самостоятельной деятельности. Если бы все учителя относились так к своим ученикам, то у нас не было бы двоечников!»

Таким образом, большинство участников дистанционных курсов отмечают высокую эффективность обучения по оргдеятельностной технологии с использованием телекоммуникаций, удовлетворяющего запросам современного учителя, стремящегося реализовать свой познавательный интерес и получить качественное образование. Время не стоит на месте, и учитель, готовый мобильно реагировать на происходящие изменения в обществе, чутко отзывающийся на запросы сегодняшнего ученика, способный быстро учиться, владеющий современными технологиями, творчески осваивающий информацию и стремящийся подарить детям к радость открытий, всегда будет идти в ногу со своим временем.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Одинец К. А. Дистанционные курсы повышения квалификации ЦДО «Эйдос» как возможность самообразования учителя. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-9.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта