EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Актуальным является взгляд на образование как на средство построения человеком своего образа...»
Иванова Е. О. , канд. пед. наук, г. Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследованияСоотношение подходов

Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим.

Иванова Е. О., кандидат педагогических наук, ст. науч.сотр. Института теории и истории педагогики РАО, г. Москва.

Сегодняшняя ситуация в обществе характеризуется изменением взглядов на цели и задачи школы. Полноценное образование все чаще рассматривается как необходимое условие достижения желаемого уровня жизни и один из важнейших факторов прогресса экономики и общества в целом. Образование «должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия»1. Актуальным является взгляд на образование как на средство построения человеком своего образа в соответствии с теми ценностными ориентирами, которые он себе выбрал из числа ему предложенных.

Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением этой потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность (возможность) реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Такое понимание заложено в определении этого понятия, данном лабораторией дидактики ИТИП РАО. То есть, компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. В данной статье мы понимаем компетентность как владение соответствующей компетенцией, т.е. совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков и отношений, связанных с предметом учения, позволяющих выполнять целенаправленные и результативные действия с ним. Аналогичную трактовку этих понятий можно найти в работах многих российских ученых, например А.Н. Дахина, А.В.Хуторского и других.

Востребованность такого взгляда на результат деятельности школы сегодня не подлежит сомнению, так как все большую обеспокоенность вызывает отчужденность приобретаемых в школе знаний от ученика, несформированность положительной мотивации к учению и, более широко, к приобретению новых знаний, деформированность ценностно-смысловых представлений о процессе и результате образования, индивидуальной позиции учащегося как субъекта познания.

Почему же провозглашенный во всех нормативных документах об образовании последних лет, востребованный обществом в целом и системой образования, как общественным институтом в частности, компетентностный подход с таким трудом пробивает себе дорогу? Причина на наш взгляд в том, что его внедрение требует серьезной перестройки почти всех элементов системы образования – от стандартов и содержания, до оценки уровня достижений и требований к выпускникам.

Одно из основных отличий компетентностного подхода от доминирующего в настоящее время знаниевого – в его нацеленности на рефлексивную оценку учащимися своих возможностей и «невозможностей», осознание границ своей компетентности и некомпетентности. Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления, в ходе которого и происходит становление личностной позиции учащегося, его отношения к предмету своей деятельности. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В связи с этим в рамках компетентностного подхода доминирующим является представление не просто о «наращивании объема» знаний, а о приобретении разностороннего опыта деятельности. Актуальность компетентностного подхода, его отличие от знаниево-ориентированного заключается в том, что:
•  образовательный результат «компетентность» в большей мере соответствует общей цели образования - подготовке гражданина, способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию;
•  в нем соединяются интеллектуальная, навыковая и эмоционально-ценностная составляющие образования, что отвечает нашим представлениям о содержании образования;
•  содержание образования, в том числе и стандарты, должны простраиваться по критерию результативности, которая, однако, выходит за границы ЗУНов;
•  «компетентность» выпускника, заложенная в образовательных стандартах неминуемо повлечет за собой существенное изменение не только в содержании образования, но и в способах его освоения, а значит в организации образовательного процесса в целом;
•  данный подход обладает ярко выраженной интегративностью, объединяя в единое целое соответствующие умения и знания, относящиеся к широким сферам деятельности, и личностные качества, обеспечивающие эффективное использование ЗУНов для достижения цели.

Обоснованные теоретически и используемые в практике уровни компетенций, отражающие динамику их формирования, основаны на элементах формируемой деятельности (коммуникативной, познавательной и т.д.). Вне зависимости от количества и степени детализации уровней, их взаимосвязь, в общих чертах, осуществляется следующим образом: репродуктивные операции без учета субъектного опыта (на нейтральном для ученика предметном материале) -> продуктивные действия (способы работы с информацией, зависимые от решаемой задачи и позиции ученика) -> деятельность по решению ситуации, связанная с мотивами ученика и его ценностными ориентациями. Как видно из данной схемы, компетентностный подход не отрицает традиционный, а дополняет его, включая как обязательный элемент субъектность ученика. То есть в идеальной модели компетентностного подхода результат образования принципиально зависит не только от предложенного извне содержания, но и от личностных особенностей ученика. Такой результат не может быть иным, чем вариативно-личностным.

Особую значимость в этих условиях приобретает интегрирование компетентностного с культурологическим подходом, так как в последнем изначально в структуру содержания образования включена эмоционально-ценностная составляющая. Можно сказать, что культурологический подход, основные идеи которого принадлежат М.Н. Скаткину, И.Я. Лернеру и В.В. Краевскому2 и который разрабатывается в лаборатории дидактики ИТИП РАО сегодня, с учетом современных социо-экономических условий, является предтечей востребованной в настоящее время модернизации образования. Представление о содержании как о педагогически адаптированном социальном опыте, а точнее человеческой культуре в аспекте социального опыта, которое обосновывается в культурологическом подходе, задает механизм формирования содержания и выстраивания учебного процесса, направленного на приобретение учеником опыта различных видов деятельности и отношений. А именно это и есть основная идея компетентностного подхода.

Тогда в чем различие этих подходов? Нам представляется, в тех целях, которые представлены как планируемые образовательные результаты. В культурологическом подходе – это приобщение к культуре, рассматриваемой через элементы социального опыта. В компетентностном походе – как уже говорилось – приобретение личностного опыта деятельности, содержание которого также черпается из опыта человечества. При этом освоение определенного аспекта содержания культуры осуществляется через призму индивидуальности и субъектности ученика.

Сторонники знаниевого подхода в течение многих лет упорно отрицали возможности культурологической концепции формирования содержания образования для совершенствования школы. Именно эмоционально-ценностные отношения, как элемент структуры содержания, вызывали наибольшее противодействие. Основным аргументом являлся (и сейчас является!) тезис о невозможности проверки их сформированности привычными средствами. Это же касается и внедрения в реальную практику компетентностного подхода. Здесь доминирующим является утверждение, что в школе всегда формировались знания, умения и навыки, поэтому ничего нового этот подход не несет, а проверить наличие готовности или осознанной способности невозможно. Но не только пятибалльная система оценки может применяться в школе! Есть и другие методы, позволяющие увидеть отношение школьников к объекту и процессу своей деятельности. А принципиальная для компетентностного подхода идея о неразрывном единстве, целостности личностных свойств, знаний и умений человека – это серьезный шаг на пути достижения нового качества образования. Востребованное сегодня образование – это процесс, который осуществляется в течение всей жизни. Задача школы как социального института – развитие самостоятельности, чувства ответственности, социальной и профессиональной мобильности, способности адаптироваться в изменяющемся мире, (в экономике, культуре и обществе в целом), а также формирование толерантности, осознанного и творческого участия в общественной жизни. В связи с этим крайне важно, чтобы в подходах к обучению учитывались такие аспекты, как культурное наследие, ценности и предшествующий опыт.

Несмотря на многочисленные возражения, переход к реализации компетентностного подхода не является чем-то революционным для школы. Уже сейчас существует возможность использовать его элементы , в частности, связанные с организацией самостоятельной познавательной работы учащихся, акцентом на поисковые методы обучения, на современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта, индивидуальных смыслов учащихся.

Формирование компетенций, рассматриваемых как единый и целостный новый образовательный результат, затрагивает не только содержание, но и организационные формы, методы и средства обучения, а также оценку достижений ученика. В этом проявляется один из основных принципов дидактики – единство процессуальной и содержательной сторон обучения.

Проведенные исследования позволили определить две группы дидактических условий отбора и конструирования содержания образования, а также эффективной работы с ним, обеспечивающие получение качественно нового образовательного результата. Эти условия задают сущностные черты процесса обучения, построенного в соответствии с основными идеями компетентностного подхода.

К первой группе условий, которая детерминирует характеристики содержания образования, относятся:
•  Опора на субъектный опыт учащихся при отборе заданий;
•  Использование открытых (с неопределенным заранее результатом) и закрытых (с заранее запланированным ответом) учебных заданий;
•  Использование практико-ориентированных ситуаций – как для постановки проблемы (введение в задание), так и для ее непосредственного решения;
•  Использование избыточной информации (в предельном случае образовательной среды) для выработки навыков работы в условиях неопределенности.

Вторая группа условий связана с процессуальной характеристикой образования. Они являются актуальными только при выполнении условий первой группы.
•  Преобладание самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
•  Использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях;
•  Возможность создания учениками собственного индивидуального образовательного продукта. Это может быть свой способ решения, свое видение проблемы и т.д. Он не обязательно будет оптимальным. Ученик должен иметь право на ошибку!;
•  Целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии учеников:
- познавательной – как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь бы решил проблему…,
- социальной – как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ…,
- психологической – как я себя чувствовал, понравилось мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему…;
•  Использование технологий, позволяющих организовать аутентичную, то есть субъектную оценку деятельности учеников;
•  Организация презентаций и защиты своих познавательных результатов, достижений.

Методы и технологии обучения, используемые в компетентностном подходе, должны соответствовать деятельностной части компетенций, то есть позволять приобрести опыт обращения со знаниями, их целесообразного применения. В результате повышается вероятность проявления и развития личностных черт, необходимых для эффективной деятельности в рамках той или иной компетентности. П реобладающими являются методы, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций. Необходимо сформировать совокупность аксиологических предпочтений, включающую когнитивный и эмоционально-ценностный аспект отношений субъектов друг к другу, к своей деятельности (в том числе познавательной), ответственность за свои поступки и многое другое.

В компетентностном подходе на одно из первых мест выходят личностные качества, позволяющие человеку быть успешными в обществе. С этой точки зрения преимуществами активных, а также групповых и коллективных методов обучения являются:
•  Развитие положительной самооценки, толерантности и эмпатии, понимания других людей и их потребностей;
•  Приоритетное внимание к развитию умений сотрудничества, а не конкуренции;
•  Обеспечение возможности для учащихся-членов группы и их учителей признавать и ценить умения других, тем самым, получая подтверждение чувства собственного достоинства;
•  Развитие умений слушания и коммуникации;
•  Поощрение новаторства и творчества.

Наибольшими возможностями для реализации выделенных дидактических условий, а, следовательно, для решения задач компетентностного подхода, как признают практически все исследователи, обладают: метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио и КСО. Рассмотрим возможности некоторых из них по формированию компетенций учащихся.

Как отмечают теоретики методологии проектной деятельности, «проектирование – это деятельность по преобразованию существующей действительности на основе собственного замысла»3. Проект рассматривается как специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. То есть метод проектов является технологией, которая позволяет во-первых создавать педагогические ситуации на различных основаниях (ситуация неопределенности, кооперации и т.п.) и на основе разного предметного содержания. Во-вторых, и это особенно важно в рамках данной статьи, и сам процесс деятельности, и полученный образовательный результат будет, несомненно, вариативно-личностным. Это объясняется тем, что ученик не только приобретает новые знания или способы деятельности, но и развивает свою систему ценностей, рефлексивно оценивает достижения, опираясь на собственные представления, на личностный опыт.

Другим часто используемым в компетентностном подходе методом обучения является ситуационный анализ. Он позволяет непосредственно осуществлять связь с практикой и опираться в процессе обучения на субъектный опыт учеников. В ходе работы школьники активно участвуют в анализе фактов и деталей самой ситуации, выборе стратегии, ее уточнении и защите, обсуждении ситуации и аргументации целесообразности своей позиции. Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт. Школьники совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою. При использовании ситуационного анализа ученики получают возможность проявить и углубить аналитические и оценочные навыки, применять на практике теоретический материал. Для становления компетенций этот метод важен потому, что позволяет увидеть многовариантность разрешения ситуации в жизни, и обосновать поиск рационального ответа. Метод может применяться для достижения различных дидактических целей. Анализ ситуации проводится в аспекте конкретного задания: найти проблему, решить ее, сформулировать вопрос, осуществить решение по предложенной схеме, выбрать из предложенных решений и т.п.

Особое место в совокупности процессуальных характеристик компетентностного подхода занимает оценка достижений учащихся. Адекватная оценка обеспечивает школьникам осознание своего уровня компетентности, позволяет соотнести индивидуальные возможности с требованиями школы, образовательного стандарта, рынка труда. А главное – приводит к пониманию «некомпетентности», создавая тем самым предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Осуществить такую оценку, а также разить рефлексию ученика как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития позволяет использование портфолио. Его уникальность в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты научился и как можно использовать приобретенные знания. Акцент делается на связи теории и практики.

Применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты. То есть использование этих методов позволяет в значительной мере реализовать сущностные черты компетентностного подхода, добиться результата, оптимального для каждого ученика.

Наибольший интерес представляет тот случай, когда для решения ситуации ученику недостает имеющихся знаний. Именно в этом случае актуальной становится осознанная школьником необходимость и возможность дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию. Но прежде чем это делать, ему предстоит понять свое затруднение, определить, какую именно информацию придется получать и, соответственно где, а также определить каким образом это возможно сделать. То есть предполагается следующая последовательность шагов при столкновении с неизвестным:
•  анализ ситуации имеющимися средствами, с использованием наличных знаний. Осознание знания, как средства решения ситуации. Определение возможных способов применения знаний и их осуществление;
•  рефлексия затруднения. Осознание «незнания» как необходимости приобретения нового «знания». Определение содержания «незнания» - какой именно информации недостает для решения конкретной ситуации;
•  получение (различными способами) новой информации с целью перевода «незнания» в «знание»;
•  использование нового знания для решения ситуации;
•  рефлексия вновь полученного знания, приобретение «знания» о «знании».

При более пристальном взгляде на эту последовательность действий становится ясным, что, являясь общей для всех учащихся, она, тем не менее, будет существенно зависеть от субъектного опыта каждого из них. Это объясняется тем, что наиболее значимые элементы этой последовательности «знание», «незнание», способы деятельности являются различными для каждого ученика.

Подводя итог, можно отметить, что как содержательная, так и процессуальная составляющие компетентностного подхода нацелены на достижение нового, целостного образовательного результата, который изначально предполагается как вариативно-личностный и отражает итог одновременно усвоения содержания образования и развития личности, овладевшей значимым для нее содержанием.

В этой связи, возможно, следует говорить о том, что учебный процесс должен обеспечивать вхождение каждого человека в культуру. Задается вектор движения к «обществу образования», состоящему из отдельных образованных личностей. На протяжении всей жизни человек может развивать имеющиеся у него компетентности и приобретать новые, обеспечивающего ему культурное (в широком смысле) развитие.

Литература.
1. Делор Ж. Образование: необходимая утопия // Педагогика. - 1998. - №5. – С. 7.
2. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. И.Я. Лернера ,В.В. Краевского - М., 1983.
3. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. – 1984. - № 10. - С. 92.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

  вверх
вверх

карта сайта