EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра.»
Сенека
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеОпыт дистанционного обучения

«Ученики росли на глазах!»
Мой опыт дистанционного обучения

Аношина Оксана Георгиевна, учитель биологии МОУ СОШ № 27, г. Балаково, Саратовская область.

Как сделать так, чтобы много лет спустя после окончания школы восторженное «спасибо» из уст выпускников разных лет было по-прежнему искренним? Чтобы эти уже взрослые и вполне состоявшиеся люди понимали, как много значит в их жизни такая школа?! Школа, в которой их учили не только постигать основы наук, но и учили быть успешными во всём. Школа, в которую хотелось бы привести своих детей.

Эти и многие другие вопросы не давали покоя мне долгое время.

Учительство у меня в крови. Я из династии учителей. Моя мама и старшая сестра всю жизнь преподавали в начальной школе. Педагогические темы мы обсуждаем всей семьёй. Но я учитель 21 века, поэтому часто возникают споры.

Я люблю свою профессию. Моё сердце открыто для любви к тем, кому несу свои знания, кого учу быть настоящими людьми, творческими личностями.

Без чего не может быть учителя–профессионала? Пожалуй, без творчества, являющегося обязательным условием успешной работы педагога. Творчество ведет меня вперед, не дает успокоиться, остановиться, разочароваться. Не все бывает гладко, не все получается. Но я не боюсь проигрывать, ошибаться. Вот когда убеждаешься в справедливости мудрого изречения: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Зато успехи окрыляют, дарят радость свободного творческого полета.

Меня волнует и содержание образования, методы и приемы работы, новые технологии и их внедрение в учебно-воспитательный процесс школы. Есть огромное желание научиться работать по-настоящему. Поэтому активно включаюсь в дистанционные проекты, конкурсы, осваиваю новые информационные технологии. И решила принять участие в конкурсе "Дистанционный учитель года".

Об уникальности педагогических методик Центра «Эйдос» слышала давно, тут нет побежденных! Философия Центра «Эйдос», которая лежит в основе всех его дистанционных мероприятий, – это творческое самовыражение каждого участника, самораскрытие креативного потенциала, заложенного Богом и природой в любом человеке.

Получая задания конкурса, заново открывала профессию.

Попробовать рецепты педагогической «кухни», полезно и приятно. А увлекательная сетевая деятельность? Задания эвристической олимпиады составляла, обложившись пособиями, учебниками. Пишу задания, не имеющие однозначных «правильных» ответов и результат, который получает школьник в ходе их выполнения, является личностно-креативным, поскольку выступает своеобразным продуктом его творческого самовыражения. Утром читаю ученикам, корректирую, прошу придумать творческое название. Т.е, учусь вместе с ними.

Факультативное задание «Баннер эвристической олимпиады» выполняла, вооружившись программами для обработки графических изображений. Вспомнила всё типы форматов, размеры и объёмы изображений. На занятии экологического кружка «Фламинго» ребята предложили много интересных идей - они легли в основу работ.

Мне пришлось фантазировать, мечтать и это приводит к поразительным результатам: происходят личностные изменения, помогающие становиться лучше, первенствовать в дальнейшей жизни. Я испытывала радость от открытия в себе нового, благодарность за возможность посмотреть на привычные понятия, предметы и проблемы под эвристическим углом. Процесс творчества, поиск новых интересных решений захватывает настолько, что не хочется останавливаться, совершенствуясь в разных областях знаний, преуспевая в своем интеллектуальном развитии.

Зарегистрировавшись в форумах ЦДО «Эйдос», я попала в сообщество педагогов из разных уголков страны, преподавателей разных дисциплин, сотрудников ЦДО «Эйдос», людей с большим творческим потенциалом, способных работать на форуме даже ночью! Особенно продуктивно удалось пообщаться по теме: «Внедрение проектов в учебный процесс». Было интересно заглянуть на форум для учащихся. Удалось организовать небольшую дискуссию по теме: «Психологические трудности дистанционного обучения». Очень понравились смайлики (внизу страницы) форума.

Самым трудным было – нажать на кнопку «всё прочитано, выход». Когда только "вошла во вкус", а на часах – уже глубокий вечер.

Познакомилась с программой Научной школы Андрея Викторовича Хуторского, хотя его работы уже читала на страницах Интернет. Много нового узнала на форуме «Научной школы», темы и проблемы, обсуждаемые на форуме очень актуальны!

Просмотрев, презентации дистанционных курсов ЦДО «Эйдос» и внимательно изучив задание 5, начала работать над своим курсом и его презентацией. С участниками было всё понятно. Но как презентовать курс, чтобы его выбрали дети? Элективные курсы по предпрофилю в школе составлять было легче.

Создавать свой веб-ресурс было очень интересно. Хотелось бы, чтобы сайт выступал средством повышения эффективности в педагогической деятельности. Сделать его занимательным, дискуссионным, немного озорным. При помощи сайта хочу организовать деятельность моих учеников в открытом информационном пространстве, и поэтому старалась сделать его интересным для внешних посетителей, которых привлекает не столько графические, сколько познавательные и интерактивные достоинства моего сайта. Сайт может стать полезным инструментов для более качественного и эффективного решения традиционных внутренних задач моего класса: организации дискуссий и родительских собраний, проведения конкурсов, информационной поддержки обучения.

После конкурса планирую выложить на сайте виртуальный школьный портфель, в котором будет необходимая информация к урокам, конференциям, экзаменам. Также творческие работы ребят: рисунки, сочинения – миниатюры, буклеты. На страничке для родителей: план работы с классом, темы родительских собраний, достижения учеников, возможность задать вопрос учителю. Считаю, что сфера образовательной деятельности накладывает специфические требования к конструированию сайта и педагогическая составляющая является в данном случае главной.

Разместив свой сайт в сети, чувствуешь, как захватывает дух от своих удач, от бесценного опыта, которому набираешься, выполняя задания конкурса "Дистанционный учитель года". Он необычен и полезен для любого педагога, желающего использовать телекоммуникации в своей работе.

Самое неожиданное впечатление оставили курсы, где ты – ведущий или локальный координатор!

Получаю письмо: «Поздравляю Вас с выходом в финал! Ваш дистанционный курс допущен к проведению, сроки определены». Тут на миг показалось, что земля уходит из-под ног. Мой курс допущен и проведение с 20-24 ноября! Снова и снова пересматриваю материалы учебных модулей, задания.

Как здорово, что опытный наставник даёт профессиональные комментарии к программе и содержанию профиль курса. 5 дней пролетели, как один миг. Дистанционные ученики из г. Зеленогорска выполнили все задания курса, продуктивно пообщались на форуме. С каким нетерпением я ждала писем из Зеленогорска, как там мои курсанты? И вот итоговая рефлексия: «Было очень интересно познакомиться со способами проведения исследования, и способами фиксирования результатов. Дистанционные занятия помогают узнать и научиться новым способам обучения и общения». Читая сообщения детей на страницах форума, никак не ожидала таких результатов: «Не подозревала, что на мучениях животных зарабатываются такие огромные деньги – одна меховая промышленность чего стоит! Эту проблему мы активно обсуждали на уроках биологии и обществознания, между сверстниками».

Одновременно с проведением своего курса зарегистрировала первую группу учащихся школы на курс: 42330 «Компьютерная презентация по законам дизайна». Теперь легко представить моих удалённых учащихся за работой. Дни занятий были очень интересными, практическое занятие по созданию компьютерной презентации – очень увлекло ребят. Вместо 2-х часового занятия, многие продолжили работу и дома. Была произведена замена тем участниками, которым, как они объяснили, не хотелось повторяться. Выяснилось, что выбор пал на темы для уроков английского языка, где они себя чувствуют как рыбы в воде! Выбор дизайна презентации вызвал споры, хотелось на всех слайдах показать максимум. На помощь приходили полезные ссылки с сайта ведущего. Как отмечают участники курса, весь материал под рукой. Работа с графическими изображениями потребовала знаний и навыков применения сканера. Ребята справились, т. к. многие с этим видом работы знакомы. Особый эмоциональный подъём произошёл при вставке звука в презентацию. Рефлексия замечательная, практикумы позволяют увидеть результат своей деятельности. Я - локальный координатор училась вместе с детьми, ощущения поразительные! Читая анализ работ, проведённых ведущим курса Беспалько Наркас Талгатовной, участники с нетерпением ждали, что напишут об их работах. Ведь многим предстоит демонстрировать презентацию на уроке английского языка. А как они рекламировали свои презентации одноклассникам, которым предстоит пройти курс «Экология в бутылке», показывали сайт ведущего курс, свои работы, форум. Я такими своих учеников не видела никогда – они росли на глазах!

Участникам второго курса «Экология в бутылке» предстояли не менее интересные задания: создать модель экосистемы, составить список компонентов экосистемы, зафиксировать исходные параметры экосистемы в лабораторном журнале, пообщаться на форуме.

Процесс создания экосистемы в пластиковой бутылке очень увлёк учащихся, необходимость подбора обитателей сначала шокировала ребят, потом начали появляться идеи. Многие отправились в магазин «Природа» и приобрели обитателей аквариума. Другие участники курсов провели обзор комнатных растений в кабинетах школы, с целью подобрать самые неприхотливые в уходе. Работа била ключом. Описывая природные условия, участники курсов запланировали поместить свою экосистему в теплицу, создав благоприятные условия для роста растений.

Экосистемы помещены в теплицу, таблицы заполнены. Ребята отправились в кабинет информатики для работы на форуме. Этот вид коммуникационного общения позволил ведущему курса и участникам поближе узнать друг друга. Обсуждения изменений для экосистем вызвали бурную реакцию участников. Предложения посыпались одно за другим. Очень интересно наблюдать за реакцией участников, когда их сообщение появляется на форуме. Подошли к концу серии дистанционных профиль-курсов. Смотришь на учеников уже ни как на класс, микрогруппу, а как на целое, состоящее их отдельных индивидуальностей, каждая из которых по-своему особенна. С радостью думаешь, что твои внутренние побуждения и поиски лучших путей решения образовательных задач, формирование ключевых компетенций перекликаются с основными идеями Центра «Эйдос».

Из конкурсных заданий больше всего мне понравилось создавать web-ресурс, использовать который планирую и в дальнейшем.

Обогащение своего педагогического опыта – есть такое приобретением, которое увеличивалось, росло, в ходе конкурса. Как быстро реагировать на изменение ситуации, предвидеть результат относительно знаний участников курса? Где и когда лучше используя сетевые формы общения – это качества, которые удалось выявить в ходе участия в конкурсе. Достигнуть этого мне помогла та атмосфера и среда, созданная организаторами, кураторами и ведущим курса.

Трудность, с которой сталкиваешься – катастрофическая нехватка астрономического времени. Интереснейшие задания, обсуждение на форуме, статьи электронного журнала «Эйдос», от которых нельзя оторваться. Всё это совершенствует собственную деятельность. На конкурсе учишься чувствовать направленность суждений, анализировать и делать правильные выводы из контекста рассуждения.

После окончания конкурса, планирую продолжать работу по дистанционному образованию своих коллег, учащихся. Являясь руководителем городского методического объединения учителей экологии планирую провести развёрнутую презентацию Центра дистанционного образования «Эйдос» и Научной школы А.В.Хуторского. Хотелось бы участвовать в таких конкурсах и дальше, продолжая разработку и организацию дистанционных курсов.

Спасибо вам, коллеги, организаторы, кураторы и ведущий замечательного конкурса "Дистанционный учитель года"! Здоровья, счастья и талантливых учеников!

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Аношина О. Г. «Ученики росли на глазах!». Мой опыт дистанционного обучения. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 1 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта