EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«...слоган «Открой в себе лучшее!» я восприняла для себя, как призыв использовать представившуюся возможность по максимуму.»
Матвейчук Н. Н., педагог-психолог, г. Зеленогорск
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеРефлексия дистанционного психолога

Рефлексия дистанционного психолога

Матвейчук Наталья Никандровна, педагог-психолог МОУ "Школа-интернат №168", г.Зеленогорск Красноярского края, призер 9-го конкурса «Дистанционный учитель года-2007.

Заканчивается конкурс… Грустно. Лезут в голову какие-то банальности, типа: неужели, действительно, заканчивается? Неужели все?! Не нужно спешить к компьютеру, можно начинать по вечерам готовить ужин для изголодавшейся семьи, заниматься домашними делами…Конечно, завершение должно быть у любого дела. Но здесь это завершение своеобразное: словно в стену уткнулся. А ведь набирал темп, подхлестывал себя, заставлял себя идти, бежать, стискивать зубы…Надо, надо, надо!.. А теперь все. Сядь у стеночки, подумай, зачем бежал, зачем преодолевал. Ведь не просто для того, чтобы бежать… Ну, да, конечно… Картинки прошедших полутора месяцев, как слайды, сменяют друг друга… Вот здесь была радость: точно вижу и помню. Здесь было трудно и обидно. А вот здесь была бесконечная усталость, но … все равно что-то делал… Не было, пожалуй, ни разу, чтобы никак не было. Все это было понято и прочувствовано много позже. А сначала…

Эвристическая олимпиада! Мне, психологу, составить эвристические вопросы для олимпиады по русскому языку! Сначала - страшно, по мере делания - кураж: а мне слабо? Везде книги, программы, напоминалки, обрывки мыслей на бумаге. А дальше - Радость от Творения! По-другому-то и не назвать происходящий процесс. С мыслью об эвристичности заданий просто жила. Могла ночью, проснувшись, включить лампу, записать возникшую мысль и опять уснуть… Увлекло необыкновенно. Абсолютно выветрился, не успев и сформироваться, дух соперничества. Была такая светлая радость! И, несмотря на то, что мое имя в рейтинге выполнивших задание было не в первых рядах, гордость за выполненную работу была велика! Поэтому в дальнейшем к своей собственной деятельности отношение стало как к партнерской: держись, не сдавайся, молодец, с кем не бывает… Ирония, насмешка, радость, отчаяние, торжество – вот те самые яркие чувства, которые появлялись у меня в процессе деятельности, и которые иногда приходилось моделировать сознательно в работе с самой собой.

«Телеконференция. Что происходит? Гонка на выживание. Мимо мчатся роскошные Мерседесы, Ролс-Ройсы..Я стою на обочине и глотаю пыль… Остановитесь!!! Я хочу с вами… Нет, жизнь проходит мимо…Где же ожидаемые контакты? Коллеги! Может быть..? Нет, пролетели… А, может…? Опять нет…Да протяните кто-нибудь руку!.... Отчаяние. Броситься, что ли под колеса проходящему… Стой!!! Никогда не сдавайся! Отыскиваю в дорожной пыли отброшенный кем-то за ненадобностью велосипед и – вперед, потихонечку!! Рядом с коллегами и за коллегами! Все-таки учитель и психолог – это несколько разная ментальность. Учитель – первопроходец в обучении. А психолог? Уроки психологии в школах редкость. Что такое «дистанционное образование» в понимании и видении психолога? По крупицам собираю информацию, которая могла бы натолкнуть меня на видение собственного места в ДО. Возможно, нужен конкурс «Психолог года» с соответствующей направленностью? Создание дистанционной психологической службы по предложению Насыровой Т.Я. – один из возможных вариантов деятельности. Пожалуй, надо подумать в эту сторону. Дистанционные олимпиады с удаленными участниками – интересно, здесь тоже возможность для новой деятельности».

Трудно поверить в то, что это записано мной совсем недавно, менее полутора месяцев назад. В моем сегодняшнем дне есть четкое знание о возможностях дистанционного образования, более того, есть знание моей роли в ДО. Уже прожита роль локального координатора 20-ти студентов на олимпиаде по психологии в Сибирском Федеральном Университете. Налаживаются интерактивные связи со студентами – заочниками в ситуации невозможности очных консультаций. Для этого после моих пламенных речей перед руководством университета активизирована деятельность по созданию нашего сайта. Оформлены подписки на рассылки, выбраны для участия новые олимпиады, обещано участие в дистанционных курсах. И это всё там, где полтора месяца назад была целина?! И, в первую очередь, в моем сознании!

Спасибо вам, организаторы конкурса, за умение собрать в одном месте заинтересованных людей. Именно от них (низкий поклон вам, коллеги!) в рамках телеконференции, пока еще просто учась понимать каждого участника и отличать его стиль мышления от других, я получила тот заряд, который и позволил начать разбираться в происходящем вокруг: начиная с терминологии, заканчивая принятием дистанционного образования как целостности.

Анализируя природу своих тревожных переживаний, поняла, что, осталось внутри меня нечто, что я сама называю «Что скажет княгиня, Марь Алексевна?» Оказывается, есть для меня ситуации, где я боюсь попасть впросак. А, честно говоря, думала, что подобные переживания - уже не мой удел. И я могу позволять себе ошибаться. Оказалось, не совсем так. Пришлось проводить с собой соответствующую работу. Чуть забегая вперед, хочу сказать: каким родным и близким стал для меня Форум моего курса! Кусочек жизни многих людей, квинтэссенция их мыслей, суждений… Людей, ставших мне очень близкими на те ярчайшие 5 дней!

Факультативное задание: изготовление баннера. Увлекло, однако, без помощи обойтись не смогла. Спасибо студентам, нашли программу, показали основы. Даже и не подозревала, что это доступно и для меня. Казалось, что подобные вещи могут делать только профессионалы-компьютерщики. Боже мой, интересно-то как! Как только начинаешь понимать, что у тебя что-то получается, процесс просто затягивает в себя.

Время, время! Хоть немного раздвинь свои границы! Как же все успеть? Как, я еще на дистанции? Что же открывается в человеке, когда нужно увеличивать скорость движения? Пресловутое второе дыхание? Не только. "Каждому бывает достаточно силы, чтобы сделать то, в чем он убежден." (В. Гете). Убежденность в том, что я могу, - движущая сила моей деятельности. И за возможность еще раз убедиться в этом, нужно было прожить этот Конкурс!

Подготовка дистанционного курса. Уже в первых рассылках была информация о том, что придется проводить свои дистанционные занятия. Но я восприняла это по принципу «будет день, будет пища». День пришел, и принес кучу вопросов. Вот здесь мне стало ясно, что говорить о дистанционных курсах в режиме телеконференции - одно, а реально готовить курс - несколько иное занятие. Активизировала, думаю, максимум своих умений. Выделила для себя ряд критериев, по которым оценивала потенциальное качество своего курса. Доступность изложения: понять должен каждый, кто придет. Качество изложения: все должно быть интересно и немного захватывающе – а дальше что? Интеракция: курсант должен чувствовать заинтересованного в нем и его деятельности ведущего. Поскольку хотелось сделать семинар тренинговой направленности, встала задача отслеживания курсантами их собственных результатов. Значит, помимо рефлексии индивидуальной, обязательное знакомство каждого курсанта с выполненными заданиями всех. А отсюда и качество моих комментариев: курсант может сам увидеть плюсы-минусы в создании собственного продукта при грамотно выстроенных восклицаниях ведущего. Опираясь на самостоятельность курсантов в видении их собственного качества, я, похоже, мало положительных эмоций направляла в сторону тех участников, активность которых была достойна уважения. А им очень хотелось поощрения, особенно участникам-студентам! Правда, на форуме, в рамках живого общения, ситуация сама по себе стала более эмоциональной. Участники с легкостью вступали в диалоги, чем радовали меня невероятно. Я старалась «держать паузу», предоставляя им возможность, обсуждать проблемы более друг с другом, чем с руководителем. Как мне казалось, я должна вступать в разговор там, где без меня уже не обойтись. Просматривая стенограмму форума, получила для себя подтверждение, что в этом направлении я приняла правильное решение. Мы, правда, были немного непоследовательны в обсуждении проблем. Это, думаю, происходило отчасти оттого, что хотелось «объять необъятное». То есть помимо заданий, которые были предложены для обсуждения на форуме, курсанты хотели успеть проговорить и решить проблемы, волнующие их сегодня как родителей: настоящих и потенциальных. А ведь еще можно было и в «двойках» поработать. На качестве общения курсантов это могло позитивно отразиться! Более глубокое знакомство друг с другом, расширение круга обсуждаемых проблем, качество решения проблем – возможные результаты. Но работу в «двойках» (или в «тройках») можно планировать при большем количестве времени. Вывод однозначен: для такого курса можно увеличивать время совместной деятельности дней до 7-8. Наблюдение: учителя в таком курсе более шаблонно мыслят, нежели люди неучительских профессий. Учительские стереотипы проявляются в модальностях долженствования. Отойти от стереотипа «ты должен» учителю очень трудно! И очень трудно учителю говорить о собственных переживаниях. А ведь без осознания собственных эмоциональных реакций и понимания их природы качественное общение выстроить непросто! Моя особая гордость и радость: двое моих детей стали участниками курса, чем необыкновенно порадовали меня. С трепетом читала выполненные ими задания. После окончания курса сын позвонил из Барнаула, где работал на выборах, и сказал: «Мама, я тобой горжусь». Не перестаю удивляться и радоваться возможностям ДО!

После проведения курса в моем поиске собственного места в ДО, как мне видится, все встало на свои места. Дистанционные курсы – это возможность для развития, в числе различных компетентностей, личностного роста. Тренинговые дистанционные технологии могут быть полезны всем, и в большей мере людям с ограниченными возможностями в общении. А дистанционный тренинг для них – это не просто возможность общаться, это возможность общаться, развиваясь. Тренируя свои навыки, развивая умения и компетентности, человек повышает свою самооценку, что, думается, немаловажно, для людей с ограниченными возможностями. Оказывается, дистанционно можно решать и такие проблемы.

Перечитываю написанное и со смешанной гаммой чувств обнаруживаю, что нет ни слова про веб-ресурс. Заработало вытеснение, охраняя мою психику… Иногда у себя в компьютере открываю то, что для меня было веб-ресурсом, недоумевая, почему на сайте ГУО это праздничное творение не открылось. Вспоминаю свои лихорадочные попытки отправить ресурс по почте организаторам, чтобы убедить всех, что он есть. В сжатом виде 10 МгБ… Почта трещит по швам от такого объема. Самое грустное моё научение. В январе иду на курсы, пройдя которые, уверена, что смогу создавать ресурсы сама. А в той, уже далекой ситуации, сумела успокоить себя и рассказать всем про свое почетное 27-е место! (Кстати, все только поддержали меня тогда, зная, видимо, что теперь я обязательно научусь это делать). Это и явилось для меня самым неожиданным в конкурсе: я не смогла выполнить задание. «Синдром отличницы» претерпел серьезные изменения. Вывод для себя: я имею право чего-то не уметь. Однако, чтобы это принять, пришлось серьезно поработать с собой…

Подводя итоги, хочется «пробежаться» по предложенным вами вопросам, коллеги. Возможно, что выше я не сказала чего-то важного, в первую очередь, для себя.

•  От Конкурса я ожидала встряски, которая поможет выбрать дальнейшее направление деятельности. В какой-то момент (год назад) поняла, что в профессиональной деятельности хожу по кругу. Начала просматривать материалы конкурсов, грантов, освоила проектную деятельность. На счастье попала на страничку ЦДО «Эйдос». Интуитивно поняла, что это – мое. Привлекла коллег. По завершению Конкурса знаю, чем наполняю свою деятельность сегодня.

•  Мне понятны и близки все те «киты», на которых базируется деятельность ЦДО. Для меня развитие личности ребенка (да, собственно, и взрослого, а в первую очередь, свое собственное развитие) всегда было в личных и профессиональных целях. А развивать эвристично – это, я бы сказала, естественно. Возможность быть услышанным – сильный мотив для развития. Эвристичность дает такую возможность. Поэтому слоган «Открой в себе лучшее!» я восприняла для себя, как призыв использовать представившуюся возможность по максимуму. Г.А. Цукерман считает, что современное образование есть «ответы на незаданные вопросы». Учитель в традиционной школе чаще видит в ученике объект обучения, нежели субъект. Отсюда и низкий интерес к собственному развитию (у ученика. И у учителя, кстати, тоже. А зачем?), низкая мотивация ученика (учитель порой заинтересован в хорошей учебе учащегося больше, нежели сам ученик). В любом направлении своей деятельности, с любой категорией образовывающих себя стараюсь, чтобы собеседник занимал позицию субъекта, анализируя и корректируя свои действия. Рефлексию, как возможность увидеть личностное приращение, «сухой остаток», всегда ставлю во главу угла в любой деятельности. Продукт деятельности обязательно должен быть (иначе, зачем деятельность затевалась?) Мне близко гуманистическое направление психологии с ключевыми понятиями К. Роджерса и А. Маслоу, связанными с человеком, возможностями его развития.

•  Собственное приращение… Новая компетентность, связанная с проведением дистанционного курса…? Да, нет... что-то гораздо масштабнее, и все нюансы описаны выше. А в двух словах это будет звучать пафосно: я - педагог новой структуры, дистанционной. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. И низкий поклон вам, коллеги ЦДО, за это!

•  На этапе какой-то рефлексии я говорила, что большее влияние на мое личностное движение оказали «неответы» коллег. Именно они заставляли меня «остаться на плаву» во что бы то ни стало. И найти ответ самостоятельно. А вообще с удовольствием впитывала все деловые суждения и обсуждения в телеконференции и на форуме, так как собственный потенциал в сфере дистанционного образования был нулевой. Добавлю, что это было не так давно! Моему удивлению нет предела…

•  Проблемные стороны ДО… На мой взгляд, это стереотипы педагогов. ДО предлагает (не открыто, но без этого не будет никаких олимпиад и курсов) педагогу начать изменения с себя. Провести инвентаризацию целей и задач собственной деятельности. И если там, среди прочих задач, действительно, найдется «развитие личности ребенка», а не «имитация кипучей деятельности» в этом направлении, тогда полный порядок! Такой учитель потянется ко всему, что будет работать на реализацию его задач. Однако такого учителя надо вырастить. Значит, начинать надо и с семьи. С родителей. Вот такая связь.

•  Образование как платная услуга и образование как глубинная человеческая сущность – понимание данного противоречия. Да нет ЗДЕСЬ противоречия. Есть потребность у человека в образовании (глубинная человеческая сущность), есть люди, которые могут помочь эту потребность удовлетворить (образовательная платная услуга). Они затрачивают свой труд, вкладывают свои знания в реализацию потребности конкретного человека, что и должно быть оплачено. Удовлетворяя потребность в еде, мы же не сомневаемся, что должны заплатить за обед! Противоречие в другом: труд Учителя один из самых низкооплачиваемых в стране, с одной стороны, и один из самых уважаемых (недавно попалась выборка какого-то опроса), с другой. Вот это противоречие так противоречие! И именно поэтому, чтобы повысить мою финансовую составляющую в ЦДО «Эйдос», мне и здесь надо будет крутиться как белке в колесе, потому что оплата, допустим, за координаторство в олимпиаде мифическая, если ты не проводишь несколько олимпиад кряду. Я говорю это с горечью. Потому что педагоги – они и в «Эйдосе» педагоги. А поднимать оплату за курсы и олимпиады, значит, становиться только коммерческой организацией и обирать себе подобных. Вот и выходит, что на первом месте для такой работы должна быть у педагога личная мотивация. Надеюсь, что когда-то положение изменится. А пока будем работать и иногда продавать свои образовательные услуги тем, кто в них нуждается. И не считать это противоречием!

•  Структура конкурса, его содержание, оформление поражают отлаженностью, выверенностью, четкостью. Все работает на цель. На первый взгляд. Потом начинаешь понимать, что только при таких условиях возможна результативность. Подтягиваешься сам, стараешься соответствовать. Продолжение начатых на конкурсе процессов – это качество и направление моей дальнейшей, вернее, уже сегодняшней деятельности. Новизна, соответствующая действительности, востребованная, наполненная личностным смыслом и смыслами окружающих – это важнейшее приобретение. Особенно тогда, когда ты готов к этой новизне! Новый виток, новый толчок.

Возможно, некоторые моменты имеет смысл просто совершенствовать. Например, общение сотрудников и конкурсантов можно доводить до блеска, чтобы, как и все остальное на конкурсе, оно тоже было обучающим только в плюс.

Финал. Итог. Замкнулся круг.
И мы совсем другими стали…
Проходит все. Сегодня, друг,
Закончим то, что начинали…
Финал. Итог. Какие чувства
Недавно пережить пришлось!
А нынче радостно и грустно…
И что-то даже удалось.
Я точно знаю: интересы
Сроднили в этом деле нас.
Учителю жить стоит честно,
Ведь Дети учатся у нас.
Материал души так тонок:
Порвешь – не сможешь вновь зашить.
…Себя ты сделай. А ребенок
Сумеет это оценить.
Сегодня повторяю снова:
Хоть мы всегда в кипучке дел,
Спасибо всем, кто не с другого –
С Себя потребовать сумел!..

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Матвейчук Н. Н. Рефлексия дистанционного психолога. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 1 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-3.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта