EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Ощущения, когда ведёшь урок на всю страну, просто великолепные. Такого нигде больше не испытать.»
Беспалько Н. Т., учитель, г. Инта
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеХроника ДУГа

Хроника скатывания снежного кома с горы

Беспалько Наргиз Талгатовна, учитель информатики, гимназия № 3, г. Инта, Республика Коми, призер 9-го конкурса «Дистанционный учитель года-2007».

Как всё началось? А началось это всё ещё в 2006 году. Тогда я впервые участвовала в дистанционном курсе и заразилась идеей дистанционного образования. А еще я участвовала в городском конкурсе «Учитель года – 2006», на котором обещали, что будут мастер-классы, обмен опытом, а на самом деле, но ни одного открытого урока и мастер-класса, кроме своего, не увидела, а по обмену опытом приходилось только мечтать, хотя я и стала там лауреатом.

Этим летом я наткнулась на конкурс «Дистанционный учитель года». Надо отдать должное организаторам: в Центре дистанционного образования «Эйдос» умеют делать рекламу. И я на эту рекламу поддалась. Первое, что я сделала – это приобрела электронные издания: «Методику и практику дистанционного обучения» (Сборник статей участников Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года»), «Технологию дистанционного конкурса» А.В.Хуторского. Прочитав эту литературу, я просто не смогла отказаться от участия в этом конкурсе, и ни разу не пожалела об этом.

Из объявления о конкурсе: «Дистанционный учитель года - это школа-конкурс. Его участники - школьные учителя, методисты, вузовские педагоги, не только соревнуются, но и осваивают современные педагогические интернет-технологии».

Действительно, это так. Я не столько ощущала себя в конкурсе, сколько осваивала новые педагогические интернет-технологии. Ни один конкурс, в которых я раньше участвовала, не дал мне столько нового, сколько ДУГ. Конечно, я переживала, если что-то не получалось, не хотела «вылететь» из конкурса, не испробовав всего. Больше всего мне хотелось побывать в роли дистанционного учителя, и мне это удалось – я стала финалисткой конкурса. Ощущения, когда ведёшь урок на всю страну, просто великолепные. Такого нигде больше не испытать.

С самого начала конкурса я примерно знала тему того дистанционного курса, который мне надо было подготовить (это указывалось в визитке), но конкурсные задания сыпались одно за другим, и подготовить предварительные материалы всё равно не получалось. И когда оказалось, что я вышла в финал, это было самым неожиданным в конкурсе – надо было срочно готовить материалы к ведению курса. Помню, как у меня долго тряслись руки от волнения, когда я узнала эту новость. И вообще, ожидание чего-то нового было постоянным. Как мне будет не хватать этого…

Участие в конкурсе для меня было похоже на скатывание снежного кома с горы: знания и опыт накапливались, будто налипал к кому снег, но на каждом задании подбрасывало, и казалось, что это конец, что сейчас развалюсь на кусочки. Как только задание отправлялось, сразу появлялись силы бороться и учиться дальше.

Кроме дистанционного образования, я познакомилась на конкурсе с эвристическими заданиями. Это просто нечто. У меня теперь ни одно практическое занятие не проходит без эвристических заданий. Заметила, что с каждым новым заданием, дети всё больше раскрепощаются, дают волю своей фантазии. Это нравится не только мне, но и моим ученикам. Думаю, что идеи и технологии Научной школы А.В. Хуторского станут моими путеводителями в дальнейшей моей работе.

Конкурсные задания были разные, все они отличались друг от друга, были выстроены в порядке усложнения. Первые задания мне больше напоминали эвристические олимпиады, где надо было приложить свое творчество, выдумку, вкус. По рейтингу, который прислали через некоторое время, трудно было судить о своих результатах, ведь других работ мы не видели. Но я решила посмотреть на сайте ЦДО «Эйдос» информацию об олимпиаде «Цифровая фотография». Моему удивлению не было предела: на странице был помещен мой баннер. На другой странице (олимпиада по компьютерной графике) тоже обнаружила свою работу. Как приятно!

Следующие задания были связаны с коммуникациями. Это шоковое состояние, когда в день приходит по 200-300 писем. Порой непонятно о чём идет речь (хоть и были даны инструкции по работе в телеконференции, но не все их выполняли). Работа в форуме сама по себе очень интересна, но, читая одни и те же высказывания, пропадало желание что-либо писать в ответ. Мне кажется, что эти конкурсные задания можно было как-то изменить, потому что их эффективность сомнительна. Вот во время проведения курсов работа в форуме была более эффективной. Обсуждались вопросы, высказывались мнения, решались проблемы.

Конкурсное факультативное задание по созданию веб-ресурса у меня особых осложнений не вызвало. Просто одновременно с этим заданием мне пришлось готовиться к семинару в гимназии. Время поджимало, и свой сайт я сделала буквально за один день. Судя по рейтингу, сайт оказался неплохим (пятое место).

Апофеоз конкурса – проведение дистанционных курсов. Это было здорово. Не знаю как другие участники конкурса, а у меня это был первый опыт. Были волнения, страх, неуверенность. Как мне понравилась организация и курсов и конкурса: нас всегда страховали опытные кураторы, вовремя давали советы и инструкции. Удаленность от центра почти не чувствовалась. В любое время можно было обратиться с вопросом по электронной почте, и ответ приходил тут же.

Участвуя в конкурсе, я познакомилась с прекрасными людьми, профессионалами своего дела. Так как я не имею педагогического образования, то это общение мне очень помогло. Очень много обсуждалась проблема оценивания учащихся. А в дистанционном образовании эта проблема усиливается ещё и удаленностью учителя и учеников друг от друга. Обсуждение темы оценивания учащихся с участниками конкурса помогло мне взглянуть на эту проблему не только с точки зрения дистанционного образования, но очного. Теперь перед тем как ставить оценку ученику, задумываюсь над тем, кому я ставлю эту оценку: себе, за то, как научила, или ученику, за то, как он выучил.

Основные проблемы во время конкурса:

- Недостаток времени. Приходилось жертвовать, в основном, сном: уроки никто не отменял, мероприятия из-за конкурса тоже никто не переносил, семья всегда своё возьмет (если муж и старший сын еще понимают и помогают, то трехлетнему малышу не объяснишь, что сегодня срочно надо выгрузить сайт или написать рефлексию).

- Технические проблемы. За время проведения конкурса проблемы со связью были раза три: если в нашем городе прерывается связь, то мы не можем дозвониться до других городов, нет выхода в Интернет, даже деньги с банкомата не снять. Хорошо, что связь быстро налаживали, но учитывать это все равно приходилось. Кроме этого в конце конкурса появилась проблема с электронной почтой. Письма на адрес ЦДО «Эйдос» не уходили с Rambler, приходилось иногда дублировать отправку с другого ящика.

- Регистрация участников дистанционных курсов. Странная оказалась проблема. Когда информацию о дистанционных курсах передала в городской методкабинет, желающих было много, но когда узнавали, что курсы платные, желание сразу пропадало. Некоторые были готовы заниматься платно, но опять же находились причины, по которым удобнее было отказаться от участия. Меня больше всего поражало нежелание прикладывать усилия для получения знаний, для оказания помощи детям, желающим участвовать в дистанционных курсах. В каждой школе, каждой гимназии нашего города есть выход в Интернет, но не каждый учитель информатики готов оказать помощь своим ученикам или коллегам в дистанционном обучении.

- Проблемы коммуникативные. Я чувствовала себя не очень уверенно при выполнении задания, связанного с телеконференциями. Мне всё время казалось, что моё мнение никому не интересно, а, прочитав мнения своих коллег, не хотелось повторяться и переписывать одни и те же мысли несколько раз. Я не люблю многословия. Мне нравится, когда всё четко и ясно, нет словоблудия, когда собеседники выражают свои мысли просто, без заумных выражений, которые порой ничего не несут.

Проблемы были, и они решались, и при решении этих проблем тоже накапливался опыт. В этом конкурсе действительно всё продумано, даже минусы приносят пользу участникам и, думаю, организаторам тоже.

Хоть общение в телеконференции и в форуме было сложным, но некоторые суждения для меня были полезными, а некоторые просто необходимыми. Мне понравилось, что члены оргкомитета могли вовремя поднять наш дух, поддержать в трудную минуту.

Больше всего мне жаль, что невозможно было побывать на всех дистанционных занятиях участников конкурса. В тех занятиях, в которых я участвовала, были и свои плюсы, и свои минусы. Но судить очень сложно – опыта мало.

Заканчивается конкурс. На протяжении всего этого времени в телеконференции и в форуме обсуждался вопрос о дистанционном образовании. Конечно же, не все общеобразовательные задачи могут решаться дистанционно. С помощью дистанционных курсов можно организовать дополнительное образование, подготовительные курсы для поступления в ВУЗ, образование удаленных учеников (в сельской местности), образование детей с нарушениями здоровья. Дистанционные эвристические олимпиады – это просто находка для творчески одаренных детей, для детей, которые не могут проявить себя в обычных олимпиадах. Мои ученики, попробовав однажды, уже чуть ли не в очередь выстраиваются на следующую олимпиаду. Самой большой проблемой в развитии дистанционного образования (по крайней мере, у нас в регионе) является финансовая сторона. Но в наше время все становится платным, и, в конце концов, мы все равно придем к дистанционному образованию.

Из объявления о конкурсе: «Конкурс - не только соревнование, но и "запуск" на местах процессов, связанных с информатизацией образования, освоением школами и регионами телекоммуникационных технологий».

Конкурс ещё только начинал набирать обороты, когда у меня уже возникли идеи о внедрении дистанционного образования в нашем городе. Уже намечены планы: семинар для учителей города, заинтересованных в ДО, мастер-класс для желающих поучаствовать в дистанционных курсах, участие в конкурсе «Школа – 2008» (собираюсь выступить в городе Сыктывкаре, поделиться опытом участия в конкурсе «Дистанционный учитель года»).

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Беспалько Н. Т. Хроника скатывания снежного кома с горы. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 1 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-4.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта