EidosRuЦентр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмокарта сайта
 
«...учитель не экспериментирует над детьми, а вместе с ними экспериментирует над учебной деятельностью.»
Хуторской А. В., чл.-кор. РАО
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследованияЧеловекосообразное обучение

Человекосообразное обучение на уроке – цели и задачи эксперимента

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО.

Научная школа человекосообразного образования

Что собой представляет собой Научная школа человекосообразного образования?

Прежде всего, это научное течение. В его основе - идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Основоположниками данной идеи выступают античные учёные, прежде всего, Сократ, педагоги-гуманисты Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, философы русского космизма Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский и др., современные учёные.

Человек – "чело веков", т.е. ум столетий. Человекосообразность – ключевой термин Научной школы. Существуют различные понимания вопроса «Что есть человек». Это не только предмет философии. В зависимости от понимания человека и его миссии устанавливается и реализуется та или иная система его образования, т.е. определяются педагогические, дидактические, методические ориентиры.

В нашем понимании у каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь. Существование иных систем координат и измерителей возможно (например, в виде общечеловеческих, религиозных или иных ориентиров), но каждому человеку предоставляется право на собственную систему координат, на индивидуальную траекторию движения по отношению к ней. К любым другим системам он может, а в ряде случаев должен относиться, согласовывать с ними свои принципы и действия, принимать их, например, осуществляя деятельность в рамках группы, коллектива, школы, вуза, региона, страны и т.п.

Целевые установки Научной школы (НШ): проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности.

Научные дисциплины, в рамках которых рассматривается идея человекосообразности образования, это философия, педагогика, психология, дидактика, педагогическая инноватика, методология образования, методики обучения, а также другие научные и практические области.

Особенностью школы является её научно-практический характер. Фундаментальные вопросы рассматриваются в связи с прикладными и сиювременными вопросами. Всё, что обозначается в качестве научных идей и концепций тут же реализуется в той или иной мере. Инновации и эксперимент сопровождают теоретические исследования.

Школа не ограничена территориальными и временными рамками. Люди, которые принадлежат данной школе распределены во времени и пространстве. И это не мешает им быть вместе. Современные сетевые технологии позволяют преодолевать пространственную удаленность. Научная школа имеет сетевой, распределенный характер.

В зоне научного внимания находятся как очные, так и дистанционные формы образования, в том числе и нетрадиционные.

Школа связана с научными и образовательными учреждениями, такими, как Российская академия образования, Международная педагогическая академия, рядом вузов и общеобразовательных учреждений, работающих в русле концепции Научной школы или имеющими общие точки развития.

НШ имеет свои позиции по отношению к ключевым основам отечественного образования и его модернизации. Например:
•  Программа модернизации образования – должна определяться с участием всех субъектов образования.
•  Образовательные стандарты – должны включать ученический компонент.
•  Болонский процесс – один из необходимых для учёта процессов, но не ориентир.
•  ЕГЭ – административно гиперболизированная система контроля, которая лишает систему образования человекосообразных ориентиров.
•  Профильная школа – только путь к индивидуализации образования.

Эти позиции и положения нуждаются в обсуждении на очных и дистанционных конференциях НШ, на конкурсах «Дистанционный учитель года», «Дистанционный ученый года», в печати и др. После этого они должны получить своё отражение в Программе НШ.

Основные задачи научно-педагогических исследований

Основная цель исследований НШ – проектирование и реализация человекосообразного типа образования.

Эта задача выражается в трёх главных исследовательских задачах:

1. Выявить потенциал человека, который может быть реализован с помощью образования.

Данная задача порождает ряд исследовательских вопросов, например:
•  Что такое потенциал человека? Нужна дефиниция этого понятия.
•  Каков состав потенциала человека? Относительно каких критериев формулировать содержание этого потенциала? Например, должны ли сюда входить такие человеческие способности, как чтение мыслей на расстоянии, телепортация, интуитивное познание мира? Т.е. что именно должно быть раскрыто в человеке или человеком в процессе его образования?
•  Каким должно быть образование человека, чтобы реализовывались заложенные (скрытые) возможности человека? Что означает человекосообразность образования? В чём его сходства и отличия от природосообразного культуросообразного образования, от свободного развития, личностно-ориентированного образования?

2. Определить особенности жизни человека в современном обществе и обеспечить адекватную реализацию этих особенностей с помощью образования.

Речь идёт о том, что человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных, семейных, производственных, природных, технических и т.п. Человек не может и не должен быть «социальным» инвалидом, поэтому при наличии самых различных потенциальных качеств, он взаимодействует именно в том мире, какой есть. Отсюда следует прежде всего компетентностный подход к образованию.

3. Определить миссию человека в мире, во времени и пространстве, в культуре, а также выявить роль образования для осуществления этой миссии.

Миссия человека – есть то, что следует из смысла его существования. Понятие «миссии человека» (как ученика) в педагогике, дидактике и методике сегодня практически не исследовано. Между тем, именно на основе миссии человека возможно формулирование целей его образования.

Указанная задача предполагает постановку исследовательских вопросов, например:
•  Что такое миссия человека? Есть ли у неё специфика для человека как ученика?
•  Кем (чем) задаётся миссия человека? Какова роль религиозных конфессий, государства, семьи? Какова роль самого человека в её определении?
•  Как миссия соотносится с процессом её достижения? С образовательным процессом?
•  Существуют ли общая и индивидуальная составляющая миссии человека?

Под человекосообразностью образования мы понимаем ориентацию на эти 3 задачи.

Обоснование необходимости педагогического эксперимента

В ходе решения трёх перечисленных выше задач требуется следующее:
а) получить новые знания – о свойствах и характеристиках человекосообразного образования;
б) внести изменения в существующую – старую систему образования, которая далеко не во всём соответствует принципам человекосообразности.

Чтобы получить новые знания о человекосообразном образовании, необходимы исследования, предполагающие теоретические и опытно-экспериментальные действия, а также использование методологического аппарата: диагностику реальности, выявление проблем, постановку целей, формулирование гипотез и др. Именно в этой части уместным является педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент является источником новых педагогических знаний.

Новые педагогические знания – это педагогические новшества, которые создаются для последующей реализации – для преобразования педагогической действительности.

С другой стороны, педагогический эксперимент – способ проверки эффективности педагогических новшеств. Экспериментально сравнивая два педагогических элемента (формы, метода, приёма), можно определить их эффективность, выявить сильные и слабые стороны нового и старого элемента. Если новшество более эффективно решает поставленную задачу, вполне обоснованным является его внедрение в реальность.

Внесение изменения в существующую – старую систему образования, которая далеко не во всём соответствует принципам человекосообразности, это задача уже не педагогики, а педагогической инноватики. Педагогическая инноватика определяет способы внедрения и освоения педагогических новшеств.

Подчеркну отличие педагогического эксперимента от педагогической инновации. Эксперимент – источник новых знаний; инновация – это внедрение имеющегося новшества.

Таким образом, роль педагогического эксперимента в исследованиях НШ такова: это способ создания педагогических новшеств и анализа их эффективности по сравнению с известными аналогами.

В настоящее время нужен педэксперимент, который позволил бы выяснить, происходят ли в реальности те изменения, которые относятся к человекосообразному образованию.

Эксперимент по человекосообразности ведётся с нашим участием с 1988 года. Многие экспериментальные материалы ещё нуждаются в обработке. Например, проведены десятки и сотни дистанционных эвристических олимпиад, курсов, проектов, которые оказывают влияние на образование в школах-участниках, на деятельность их учителей и учеников. Требуется исследовательская позиция, чтобы осознать эти влияния.

В результате эксперимента мы должны:
а) выявить полученные результаты, проблемы, успехи;
б) скорректировать применяемые новшества,

Реализовать в более широком и массовом виде те новшества, которые оказались эффективны.

Педагогические новшества научной школы, нуждающиеся в экспериментальной проверке и развитии

Начиная с 1988 года нами вместе с коллегами в разной степени разработаны и исследованы следующие понятия, учения, концепции, модели и технологии:

Инновационные понятия, введенные Научной школой:
• Человекосообразное обучение
• Эвристическое обучение
• Продуктивное обучение
• Образовательный продукт
• Образовательная ситуация
• Происходящий метод обучения
• Фундаментальный образовательный объект
• Культурно-исторический аналог
• Индивидуальная образовательная траектория
• Образовательное целеполагание
• Образовательная рефлексия

Учения и концепции, разработанные Научной школой:
• Концепция образования как образовывания человека
• Дидактическая эвристика
• Ситуативная педагогика
• Педагогика русского космизма
• Педагогическая инноватика (в контексте А.В.Хуторского)
• Философия дистанционного образования с позиций русского космизма
• Личностно-ориентированное дистанционное образование
• Креативный компонент и метапредметное содержание образовательных стандартов
• Компетентностный подход (проектирование и реализация ключевых и предметных компетенций)

Образовательные модели и технологии Научной школы:
• Модель образования как вселения человека в мир (во Вселенную)
• Технология инноваций в образовании
• Школа свободного развития (авторская школа)
• Студенческий педагогический клуб
• Оргдеятельностный семинар как форма очного и дистанционного обучения
• Эвристическое погружение - модель и технология очного обучения
• Центр дистанционного образования (действующее распределенное сетевое учреждение)
• Дистанционная эвристическая олимпиада
• Дистанционный оргдеятельностный курс
• Дистанционная научно-педагогическая августовская конференция
• Школа-конкурс «Дистанционный учитель года»
• Эйдос-классы (онлайн-защита учащимися творческих и исследовательских работ)
• Веб-семинар
• Чат-школа

Перечисленные новшества нуждаются в дальнейших исследованиях, в том числе и в проведении педагогического эксперимента по проверке их эффективности, сравнению с традиционными аналогами.

Примерные направления и темы педагогического эксперимента

В рамках научной школы актуальны следующие направления исследований и педагогического эксперимента:

1. Смыслы и цели образования

Как определять смыслы и проектировать цели образования в целом и отдельных предметных областей, предметов, учебных тем?
Типология целей в образовании. Специфика и закономерности целеполагания в образовании.
Уровни образовательного целеполагания: государство, регион, школа, учебный предмет, урок.
Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Их роль в определении смысла и целей образования. Понятия и принципы школы русского космизма.
Роль субъектов образования в постановке целей. Зоны ответственности. Соотношение целей политиков, чиновников, управленцев, педагогов, учащихся, родителей. Смысл и цели образования в компетентностной парадигме. Факторы, способствующие и препятствующие целеобразованию.
Изменения в целях образования: кому и зачем они необходимы? Проблемы проектирования модернизации образования. Роль различных институтов в обновлении образования. Общественный контроль за экспериментами в образовании.
Отражение смыслов и целей образования в стандартах, учебниках, технологиях обучения, системе контроля (ЕГЭ и др.).
Технология образовательного целеполагания на разных уровнях педагогической реальности:
• цели в учебном процессе,
• цели в учебном курсе,
• цели школы, гимназии, лицея
• цели в инновационной школе,
• цели системы обучения.
Все ли школы одинаковы? Альтернативные типы образования в современных условиях. Смысл и цели различных образовательных систем. Образовательная программа школы: методика составления и корректировки.
Постановка целей в учебном предмете. Планирование учебного процесса.
Методика обучения целеполаганию учеников и педагогов.
Рефлексия как инструмент диагностики достижения и переопределения целей образования.

2. Дидактическая эвристика – теория и технология креативного обучения

Личностная ориентация эвристического обучения. Продуктивная ориентация образования.
Соотношение своего и «чужого» в процессе обучения. Культурно-исторические аналоги образовательной продукции учащихся.
Ситуативное обучение – технология развития одарённости.
Открытое задание в учебном процессе. Рождение знаний в обучении.
Эвристические методы и формы обучения
Что проверяется и оценивается в эвристическом обучении?
Исследовательская составляющая эвристического обучения. Соотношение когнитивных и креативных видов учебной деятельности. Организация эксперимента учеников на уроках (гуманитарные, естественно-математические исследования).
Границы применимости эвристического обучения. Инновационные задачи внедрения и освоения эвристического обучения.

3. Компетентностный подход в образовании

Методологические, психолого-педагогические и дидактические проблемы компетентностного подхода
Личностный и социальный векторы компетенций. Соответствие компетентностного подхода самореализации человеческого начала.
Специфика ключевых, метапредметных, предметных компетенций. Состав компетенций. Индикаторы сформированности компетентностей.
Функции компетенций в модернизации образования; содержание вводимых новшеств; факторы, способствующие и препятствующие компетентностному подходу.
Особенности разработки и внедрения компетенций в школе, вузе, в других учреждениях сферы образования.
Изменения в целях, содержании, формах, методах, системе контроля при компетентностном подходе.
Специфика компетентностного подхода в дистанционном, эвристическом и других типах обучения.
Формы и методы компетентностно-ориентированного обучения. Компетенции и портфолио ученика.
Каким должен быть компетентностно-ориентированный учебник?
Реализация компетентностного подхода на разных ступенях обучения (начальная, средняя, профильная школа), для разных типов образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи)
Как в школе организовать эксперимент по внедрению компетентностного подхода? Этапы и условия научного руководства. Дистанционное сопровождение эксперимента.
Образовательная программа школы: как составить и реализовать в ней компетентностную составляющую?
Что меняется в школе при введении компетентностного подхода? Роль директора, завуча, методиста в реализации компетентностного подхода.
Компетенции на уроке: какова методика их применения? Как развивать компетентности учащихся средствами учебного предмета?
Подготовка и переподготовка учителя в отношении компетентностного подхода.

4. Дистанционное образование и его место в общем образовании

Изменение смысла и целей общего образования в результате введения в учебный процесс телекоммуникаций.
Интеграция дистанционных эвристических олимпиад и очного учебного процесса: преимущества, проблемы, проекты.
Дистанционные курсы – альтернатива или дополнение?
Интернет-коммуникации учеников и педагогов: проблема постановки целей.
Электронные учебные и учебно-методические пособия: перспективы развития и применения.
Система распределённого образования.

5. Современный урок и его альтернативы

Структура урока, ориентированного на творческую самореализацию учащихся.
Образовательная ситуация. Технология сопровождающего обучения на уроке.
Метод «погружения», метод проектов, другие активные методы обучения на уроках.
Индивидуальная образовательная программа ученика на уроке
Творческие работы. Защита творческих работ.
Личный опыт ученика на уроке как компонент содержания его образования.
Ученическое портфолио. Методика его применения для повышения эффективности урока.
Диагностика и оценка уровня усвоения стандартов и личностных достижений учащихся.

Урок – одна из форм воплощения экспериментальных целей и задач

Урок не является единственной или самой эффективной формой обучения. Наоборот, доказана значительно большая эффективность для самореализации учащихся таких форм обучения, как учебные проекты, эвристические погружения, защиты творческих работ, дистанционные эвристические олимпиады и др.

Однако современная реальность такова, что урок является наиболее массовой формой школьного обучения. Поэтому многие педагогические новшества, связанные с человекосообразностью образования, необходимо реализовывать в урочной форме обучения.

Главный принцип человекосообразного педэксперимента: учитель не экспериментирует над детьми, а вместе с ними экспериментирует над учебной деятельностью. Т.е. ученики – субъекты эксперимента, имеющие свои функции в нём.

Из многообразной учебной (образовательной) деятельности выделяется предмет исследования – например, какая-то часть деятельности. Например, это может быть решение задач, или коммуникации учеников в группах, или диалог учитель-ученик, или задавание вопросов.

Далее в выделенной части деятельности проводится анализ, выявляются проблемы, которые нужно решить. Отыскиваются гипотезы – одна или несколько, по поводу того, как лучше решить выявленную проблему или достигнуть поставленную задачу. После этого организуется проверка этих гипотез, отбираются формы проверки результатов, их анализа. Полученные результаты сопоставляются с исходными гипотезами. Делаются выводы о правомочности высказанных предположений.

Планирование эксперимента относится к серии уроков. Предварительно намечается образ всего эксперимента на учебный год, затем более детально описывается первое полугодие, ещё более конкретно – первый месяц, и очень подробно – несколько первых уроков.

Эксперимент, осуществляемый в школе на уроках требует определённых действий как от учителя, так и от его администраторов.

Основные задачи администрации:
•  Вызвать желание педагога вести эксперимент, найти мотивы и стимулы:
•  Сопроводить деятельность учителя по составлению программы педэксперимента и её реализации;
•  Создание информационной базы для эксперимента.
•  Предъявление системы требований к участникам эксперимента.
•  Включение в планы школы конкретных мероприятий, поддерживающих эксперимент
•  Финансирование эксперимента.
•  Защита участников эксперимента (детей, родителей, учителей) от возможных негативных проявлений эксперимента.
•  Использование эксперимента для повышения имиджа школы, получения грантов.

Задачи учителя-экспериментатора:
•  Дать себе ответ на вопрос: зачем я хочу проводить педэксперимент?
•  Далее: Что я планирую получить? Как это буду делать? Как проверю результаты? Где их потом применю? В какой форме?
•  Выбрать тип педэксперимента: констатирующий, поисковый, формирующий.
•  Определить статус: индивидуальный, внутришкольный, районный, городской, федеральный и др.
•  Продолжительность по времени - несколько уроков, учебная четверть, год, несколько лет.
•  Как педагог будет замечать и фиксировать изменения в учебном процессе, в качествах учеников? По каким признакам, изменениям будет оцениваться результативность педагогической деятельности?
•  Выбрать степень соотношения между очным и дистанционными компонентами эксперимента.
•  Сформулировать свои потребности в научно-методической поддержке эксперимента.

Наша Научная школа наметила программу педагогического эксперимента на 2008-2010 гг. Сама Программа и условия участия в неё изложены на сайте Научной школы

Приглашаю заинтересованных педагогов и школьных администраторов к участию в реализации данной программы.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Хуторской А. В. Человекосообразное обучение на уроке – цели и задачи эксперимента. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 12 июля.
http://www.eidos.ru/journal/2008/0712-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

  вверх
вверх

карта сайта