EidosRuЦентр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмокарта сайта
 
«Использование ИКТ позволяет ввести распределенную систему организации и сопровождения педагогического эксперимента.»
Андрианова Г. А., к.п.н.
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследованияОрганизация педагогического эксперимента

Распределённая система организации педагогического эксперимента Научной школы человекосообразного образования

Андрианова Галина Александровна, к.п.н., ст.науч.сотрудник лаборатории методологии общего среднего образования ИСМО РАО, зам.директора ЦДО «Эйдос».

Научно-методическое сопровождение педагогического эксперимента в Центре дистанционного образования «Эйдос» осуществляется в русле программы Научной школы Андрея Викторовича Хуторского - доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования, академика Международной педагогической академии, директора ЦДО «Эйдос».

Данная Научная школа c 1998 года реализует основы человекосообразного типа образования, используя для этого как инновационное содержание, так и инновационные формы и методы его реализации. Целевые установки Научной школы (НШ): проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности. Такие инновации Научной школы как эвристическое обучение, эвристическое задание, культурно-исторический аналог, эвристическая ситуация и другие направлены на достижение главной цели – наиболее полная реализация заложенного человеческого потенциала у учащихся и педагогов, раскрытие личных качеств и способностей.

Для внедрения разработанных инноваций сотрудники Научной школы ведут практическую деятельность в Центре дистанционного образования «Эйдос» по различным направлениям, таким как дистанционные эвристические олимпиады, проекты, конкурсы, курсы по оргдеятельностной методике, в которых принимают участие десятки тысяч учащихся и педагогов из образовательных учреждений России и СНГ. Практическая деятельность определяется научными исследованиями сотрудников по темам инноваций Научной школы.

Целью научно-педагогического эксперимента НШ является изучение качественных и количественных изменений, которые происходят у учащихся и педагогов, обучающихся по методике человекосообразного типа образования, реализуемой НШ. Кроме того, реализуемый эксперимент проверяет научные гипотезы, выдвигаемые НШ, с точки зрения ее новизны, необычности, противоречивости по сравнению с привычными установками в массовом обучении. В ходе практической деятельности происходит четкое формулирование задач эксперимента, разработка признаков и критериев, по которым будут оцениваться результаты, явления, средства и прочее. Каковы произошедшие изменения, как глубоко, на каком уровне и в каких областях знаний, умений и навыков они произошли, каков результат таких изменений, каким образом происходит внедрение инноваций – это вопросы, на которые дает ответ эксперименттальная практика. Методы осуществления педагогического эксперимента, применяемые НШ различны: теоретические и сравнительно-исторические методы, социометрические, эмпирические и другие. В связи с применением в ЦДО «Эйдос» дистанционных форм и методов обучения, важную роль для осуществления педагогического эксперимента играют информационно-компьютерные технологии, которые являются средством реализации инноваций Научной школы на местах – в очных школах и других образовательных учреждениях.

Участвуя на протяжении нескольких лет в дистанционных мероприятиях ЦДО «Эйдос» многие педагоги, администраторы гордятся достижениями своих учеников, которые имеют высокий творческий потенциал. Но не все возможности учащихся и педагогов реализуются из-за отсутствия в школе программы инновационной деятельности, научно-обоснованного плана педагогического эксперимента. Из-за того, что в образовательном учреждении нет системы реализации концептуальных основ в образовательном процессе, имеющийся потенциал творческих педагогов и учащихся оказывается реализованным не в полной мере. Кроме того, разовое участие школьников в олимпиадах и курсах не позволяет педагогам и родителям учеников отследить развитие их качеств и результатов участия, провести качественную диагностику, осуществить эксперимент по внедрению эвристического обучения на уроках и других занятиях.

Проблема также заключается в том, что взаимосвязь между очными и дистантными формами обучения школьников и педагогов не происходит в рамках научно-методического сопровождения их деятельности, не определена технология реализации педагогического эксперимента в школах. Сам эксперимент уже осуществляется на разных уровнях, в то же время он осуществляется разово для всех его участников, например, учащиеся или их родители заказывают рецензии на свои работы, чтобы определить развитие способностей. Или творчески думающий и работающий педагог начинает научную работу на курсе, разрабатывая авторские методики и элементы эксперимента, но с завершением курса, его работа приостанавливается в виду отстуствия научно-методического сопровождения его деятельности со стороны ведущего курса – сотрудника Научной школы.

Научно-методическое сопровождение эксперимента может быть реализовано на разных уровнях - индивидуальном, групповом, коллективном. Использование ИКТ позволяет ввести распределенную систему организации и сопровождения педагогического эксперимента. Цель такого эксперимента – выявить объекты и субъекты разных уровней распределенной системы обучения, определить формы и методы взаимодействия для достижения цели эксперимента, выявить механизм реализации эксперимента на разных уровнях. В ЦДО «Эйдос» дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Ученик обучается не в одной очной школе, а сразу в нескольких удалённых от него местах. Поэтому нужна комплексная образовательная программа ученика, когда разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. Развитие и становление модели распределенного обучения современного школьника сопровождается построением им индивидуального учебного плана, в котором отражаются его жизненно-значимые цели, специфические ориентиры различных образовательных учреждений, ориентиры системы распределенного обучения. В результате стимулируется и развитие новых личностных качеств школьника: умение ставить цели, создавать новый практико-ориентированный образовательный продукт, управлять процессом организации своей учебной деятельности, осваивать образовательное Интернет-пространство в процессе коммуникаций с другими субъектами субъектов инновационной образовательной деятельности.

Особенности распределенной системы организации эксперимента по сравнению с обычным заключаются в том, что такой эксперимент включает в себя множество составляющих. В процессе осуществления распределенного эксперимента определяются разные уровни взаимодействия субъектов и объектов, которые могут находиться в разных временных и пространственных плоскостях, синхронных и асинхронных:
- между Научной школы (научным руководителем, консультантом) и школой (педагогом), внедряющей инновации в очный учебный процесс,
- между двумя и более инновационными школами разных географических регионов, возможностей, под руководством НШ,
- в рамках группы педагогов-экспериментаторов в одной или более школ,
- взаимодействие педагогов-экспериментаторов из разных школ, удаленных в пространстве с помощью ИКТ и т.п.

В распределенной системе организации педэксперимента возможно создание основных и контрольных групп учащихся как в рамках одного учреждения, так и в разноплановых учреждениях; школа может выступать ведущей базой в проводящем ею эксперименте и запрашивать необходимые для его реализации содержание и формы у других школ, а также стать участником эксперимента под руководством другой школы, реализующей экспериментв на базе НШ ЦДО «Эйдос». Распределенная система педагогического эксперимента решает следующие задачи:
– выявление наличия запланированных взаимосвязей между воздействием инновацией и достигаемыми при этом результатами как в одной школе среди множества учащихся, так и во множестве школ;
– сравнение продуктивности нескольких вариантов научно-методического воздействия и выбора из них оптимального по критериям результативности, времени, приложенным усилиям, используемым средствам и методам;
– доказательство доступности и реализации эвристического обучения, применения методики и рекомендаций по его внедрению;
- доказательство преимуществ человекосообразного типа образования перед традиционным репродуктивным обучением.

Каковы же основные направления распределенного научно-педагогического эксперимента, какова его специфика и оособенности? Кратко перечислим формы инновационной деятельности, реализуемые в рамках Научной школы ЦДО «Эйдос»:
•  Дистанционные эвристические олимпиады – http://eidos.ru/olymp/schedule.htm
•  Дистанционные курсы – http://eidos.ru/courses/schedule.htm
•  Конкурсы и проекты для школьников – http://eidos.ru/project/all/index.htm
•  Всероссийский конкурс для педагогов: Дистанционный учитель года – http://eidos.ru/dist_teacher/
•  Ведение научных исследований и разработка авторских методических пособий – http://eidos.ru/services/index.htm
•  Научно-методические услуги (руководство экспериментом, консультации, издание материалов) – http://eidos.ru/services/index.htm
•  Выездные очные семинары, проводимые сотрудниками Научной школы ЦДО «Эйдос» – http://eidos.ru/conf/seminars/index.htm
•  Издание научно-педагогических материалов педагогов и ученых (в сборниках НШ, отдельно) – http://eidos.ru/services/index.htm.
•  Публикация научных статей и исследований в Интернет-журнале «Эйдос» (более 400 статей) – http://eidos.ru/journal/index.htm
•  Работа по анализу деятельности на следующих форумах:  
- Веб-форум ЦДО «Эйдос» – http://eidos.fastbb.ru/
- Веб-форум Научной школы – http://khutorskoy.borda.ru/
•  Участие во Всероссийской августовской дистанционной конференции – http://eidos.ru/conf/dist/index.htm
•  Участие в очных методологических семинарах – http://eidos.ru/conf/metodolog/index.htm

Все эти направления деятельности в настоящий момент реализуются школами достаточно эффективно, в то же время необходимо комплексное научно-методическое сопровождению экспериментальной деятельности организаций и частных лиц (учителей, родителей и др.) в сфере образования.

Научная школа разработала и представляет таким категориям базовый блок и набор дополнительных услуг.

В базовый блок входит получение организацией или частным лицом статуса экспериментальной площадки (учителя-экспериментатора), получение официального Свидетельства об этом статусе, научно-методическое сопровождение эксперимента в течение учебного года, получение материалов для ведения эксперимента, консультации по организационно-техническим и содержательным вопросам, анализ итоговых отчётных данных об эксперименте.

Что даёт официальный статус экспериментальной площадки (учителя-экспериментатора):
•  Принадлежность к одной из ведущих и наиболее активно действующих сегодня Научных школ в области образования.
•  Возможность использовать свой официальный статус экспериментальной площадки (учителя-экспериментатора) для предоставления заявок на гранты, при очередной аттестации, для обоснования своего бюджета в вышестоящих организациях.
•  Полноправное использование разработок, технологий, форм и методов Научной школы.
•  Внимание к достижениям педагогов и учащихся со стороны компетентных специалистов – представителей Научной школы.
•  Квалифицированную помощь и поддержку специалистов в организации экспериментальной деятельности как педагога, так и организации.
•  Авторитет среди коллег, учащихся, руководства, родных и близких; повышение собственной самооценки педагога-экспериментатора.
•  Личное приобщение к происходящим инновационным процессам.

В результате экспериментальной работы школа также может получить подготовленный в области инноваций профессиональный педагогический коллектив из своих сотрудников, творчески организованный современный учебный процесс, мотивированных на творчество учащихся, повышение статуса учреждения, опубликованные сборники методических и учебных пособий, аргументированные заявки на гранты и др.

Договор на научно-методическое сопровождение эксперимента заключается с организациями или частными лицами на срок от одного года при условии регистрации школы, частного лица или их учащихся в дистанционных мероприятиях Центра (олимпиадах, курсах, проектах, конференциях). Базовый блок услуг распространяется на один учебный год (10 календарных месяцев), но может быть реализован и за меньшие сроки. Запрос на более подробную информацию о получении научно-методического сопровождения эксперимента можно получить по e-mail: info@eidos.ru

Планируемыми результатами проведения распределенного научно-педагогического эксперимента являются:
- диагностика уровня внедрения отдельных элементов инновационной деятельности Научной школы,
- уровень реализации эвристического обучения на уроках и т.д.,
- диагностика изменений образовательных продуктов учащихся и педагогов,
- разработка системы одного или нескольких уровней экспериментов, объединенных одной темой с участием педагогов из разных учреждений, т.д.

Главным же итогом такого эксперимента является анализ возможностей, предлагаемых Научной школой, инноваций, определение их влияния на систему очного и дистантного обучения, организация и анализ взаимодействия очных и дистантных форм и методов обучения в рамках разных учреждений, коррекция применяемых методов внедрения, форм эксперимента.

Литература
1. Хуторской А.В. Почему необходим переход к человекосообразному образованию? К обоснованию концепции и программы исследований. // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 9-25.
2. Андрианова Г.А. Целеполагание субъектов инновационной деятельности в системе распределенного эвристического обучения. // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 32-38.
3. Андрианова Г.А. Компетенции субъектов системы распределенной образовательной деятельности: опыт проектирования и реализации. // Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 214-219.
4. Программа Научной школы А.В.Хуторского // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 28 октября. - http://eidos.ru/journal/2006/1028.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Андрианова Г. А. Распределённая система организации педагогического эксперимента Научной школы человекосообразного образования. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 12 июля.
http://www.eidos.ru/journal/2008/0712-2.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

  вверх
вверх

карта сайта