EidosRuЦентр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмокарта сайта
 
«Каждая культура отличается от другой культуры эксклюзивным набором ценностей, обуславливающих своеобразие поведенческих норм её представителей.»
Очирова Н.П., г. Элиста
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследованияДуховно-нравственные ценности

Духовно-нравственные ценности в контексте диалога культур

Очирова Наталья Пюрвеевна, аспирант Калмыцкого государственного университета, г. Элиста

Принятие обоснованных решений по вопросам формирования духовно-нравственных ценностей не может быть осуществлено без привлечения всестороннего анализа и оценки опыта мировых образовательных систем с учетом их взвешенного осмысления, критической переработки и соответствующей адаптации к условиям российской системы образования, имеющей свой богатый опыт и свои плодотворные традиции. В мировой науке сложились определенные теоретические и эмпирические предпосылки изучения проблемы формирования духовно-нравственных ценностей.

Социально-психологические аспекты исследования ценностей стали предметом исследования таких ученых, как Г.А. Балл, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, О.С. Газман, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др., включая авторов занимающихся проблемой социализации через ценности (С.П. Иваненков, И.А. Каирова, Л.В. Мардахаев, Н.С. Морова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов).

Большинством ученых понятие «ценность» характеризуется как выделение признаков, свойственных всем формам общественного сознания; значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Понятие «ценность» охватывает широкий круг материальных и духовных явлений, служащих условием её формирования (Г.Н. Волков, Л.С. Выготский, Г.П. Выжлецов, М. Рокич). Существует взгляд на культуру как на ценность, выполняющую межпоколенную связь (В.В. Давыдов, А.Е. Леонтьев, Э.С. Маркарян, М. Мид, А.Б. Панькин, Э.В. Соколов и др.).

Г.Н. Волков, говоря об исторической эволюции ценностей, считает важным иметь в виду общечеловеческие, вечные, непреходящие ценности. Ценности представляют собой сферу нравственности, они, взаимодействуя, формируют друг друга. Вероятно, невозможно понять ценности без мысленного обращения к антиценностям, да и формирование ценностных ориентаций едва ли возможно вне диалектической борьбы противоположностей. Отрицание антиценностей порождает ценности. В десяти заповедях Христа, провозглашенных в нагорной проповеди, главными являются «Не убий!», «Не кради!», «Не прелюбодействуй!». Это – человечность (гуманность), честность, целомудрие (верность). Человек и человечность – высшие ценности [3, 133].

Э.С. Маркарян выделяет ценности в качестве важного элемента культуры, при этом культура понимается как процесс, результат деятельности человека. Она содержит общечеловеческие ценности: нравственные, духовные, эстетические и др. В них в концентрированном виде проявляется опыт народа, поэтому именно ценности культуры определяют образ и стиль жизни, поведения людей, характер восприятия жизни, составляют своеобразную основу человеческого поведения.

По мнению Г.П. Выжлецова, специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе, прежде всего, определены межсубъектными отношениями – это форма проявления отношений между субъектами и объектами. Ценность, с одной стороны, - это предметы, явления их свойства, способные удовлетворить потребности всего общества в целом и человека в отдельности, с другой стороны – это суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления и общества. Осознание ценности личностью подразумевает наличие у неё определенного способа ориентировки в каком-либо виде или группе ценностей. Осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и его оценка формируют особый вид отношения к нему – ценностное отношение. Способ ориентировки в свою очередь является внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности по характеру направленности, по которым можно определить и особенности её ценностных отношений.

Ценности рассматриваются М. Рокичем как абстрактные положительные и отрицательные идеи, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие побуждения о типах поведения и предпочтительных целях. Ценности – это часть мировоззрения этнических общностей, способ реакции группы на различные ситуации. Есть ценности единые для всех, но так как они являются продуктом социализации в конкретной культуре, они различаются в разных обществах. М. Рокич выделяет их существенные характеристики: ценности, которые представляют собой устойчивые факты сознания и ценности, которые представляют собой индивидуальные или групповые убеждения. Ценности являются основным средством сознания и самосознания для поддерживания чувства самоуважения и собственного достоинства.

Формирование личности, по мнению Л.С. Выготского, происходит через присвоение ею ценностей культурно-исторического опыта в активной деятельности, но при этом она не терпит изначальной заданности. Эти нормы зафиксированы в этнокультурных традициях, религиозной культуре и выступают как образцы, где сосредоточены лучшие качества личности, нравственные эталоны, принятые в этом обществе. Так как социальный опыт передается и фиксируется в форме исторически сложившихся явлений человеческой культуры, то приобщение к культуре происходит через освоение определенных образов.

Э.В. Соколов выделяет личную значимость культурных ценностей, которые направлены на духовную и практическую деятельность человека: экспрессивную, адаптивную, защитную, познавательную и деятельность внутренней координации [6, 161]. Здесь прослеживается взаимосвязь личности и культуры, воздействующей на человека, и выделяется три основных отношений. Первое, личность усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия; второе, личность функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей; третье, личность создает культуру, будучи субъектом культурного творчества. В зависимости от того, какую культуру усваивает человек, и какие ценности он выражает, происходит становление личности.

Каждая культура отличается от другой культуры эксклюзивным набором ценностей, обуславливающих своеобразие поведенческих норм её представителей. Человек не выбирает ценности, а признает их в качестве установок для своего поведения. Не влияя на сами ценности, человек следует им. В результате выработки определенной системы ценностей рождается и утверждается личностная система ценностей, которая обычно обусловлена этнической принадлежностью. Благодаря преемственности, изменчивости и своего рода инертности в системе этнического воспитания возможна передача основных ценностей от одного поколения другому, с учетом изменения социально-политических и социально-экономических условий общества.

Невозможно навязать или отнять силой ценности, к ценностям невозможно просто приобщаться или приспосабливаться, их необходимо создать самостоятельно, создать в себе, в своем внутреннем мире и при необходимости воссоздавать их в каждой ситуации, требующей определенного оценивания. Ориентацию личности на общечеловеческие ценности через свою этнокультуру можно рассматривать как феномен, интегрирующий в себе аспекты ценностного освоения человеком окружающей его действительности и формирования своей культуры. Формирование многих этнических черт человека зависит от степени освоения им культуры своего этноса, где главным являются ценности и нормы жизни, личной деятельности и поведения. Этнокультура состоит из её истории, способов коллективного проживания, традиций, символов, совместных планов на будущее, видения и понимания мира, внутреннего наполнения ценностями. Для каждой модели национального развития важно быть определенной и соответствующей культурным ценностям своего народа.

Этническую культуру следует рассматривать как процесс и результат преобразовательной деятельности, совокупность материальных и духовных ценностей, что является основой, целью и содержанием образования и развития личности. Идеалы и ценности преобразуются в цели и задачи образования и воспитания, определяя общую направленность.

Этнокультурная направленность ценностных ориентаций требует особого внимания к традиционной национальной письменности, национальной истории, философии, народной медицины, родной природе, к устному народному творчеству. Любая культура в том или ином виде содержит определенный набор ценностей, которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброта, терпимость, сострадание, любовь к жизни, к ближнему и т.д. Эти ценности составляют фундамент национальной культуры. Однако надо понимать также и то, что формирование национальной культуры детей происходило и происходит в поликультурной среде обитания (общения), поэтому ценности каждой этнической культуры специфичны и отличаются по содержанию и приоритетности от аналогичных ценностей в культуре другого этноса.

Формирование духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности народов, стран, индивидов, несмотря на кризис образования, ведет к изме­ нению системы образования, его идеала: «от человека об­ разованного» к «человеку культуры». Новая система ассоциируется с углублением и развитием этнокуль турологических начал. П. Нойков назвал причины, обусло­ вившие самоопределение в мировой цивилизации, соедине­ ние универсальных идеалов с этническими особенностями, среди которых - необходимость воспитывать у молодых лю­ дей чувство принадлежности к своему народу, желание тру­ диться ради его процветания и счастья, педагогически воз­ действовать на образ мышления этноса, максимально исполь­зовать накопленный этнокультурный опыт. Главное не допу­ стить, чтобы дети стали «чужими у себя в стране». Сторонники гуманистического подхода видят опасность в отставании в целом духовной культуры человечества от материальной, в превращении образования к простому накоплению профессиональных знаний и уме­ ний.

Фундаментом духовно-нравственного развития, по мнению Г.Н. Волкова, является усвоение элементарных норм человеческого общежития: неприкосновенность личности, неприкосновенность чужих и общественных вещей, трудовое обслуживание самого себя, этикет и товарищеское отношение к людям, бережное отношение к природе и продуктам человеческого труда, учение и общение с искусством [3, 334].

Духовное развитие совершается в процессе духовно-практической деятельности человека, через интеллектуальное усилие, эмоциональное напряжение, через реально-практические связи человека с миром, ценности которого и раскрываются для субъекта благодаря этим усилиям и за счет этих усилий. Но всего этого не происходит, пока личность не вступает с миром в индивидуальное взаимодействие, пока не приложены собственные психические усилия [4, 335]. Пока личность сама не осознает необходимость общения и приобретения нового опыта, необходимость познания и осознания нового для себя, не будет настоящих духовных и нравственных приобретений, не появиться настоящая ценность этих приобретений или же просто, не произойдет осознание ценности приобретенного и приобретаемого.

Диалог является единственной формой сосуществования этнических культур и интерпретируется не только как способ взаимодействия личностей, но и как средство их взаимоотношений с объектами, явлениями культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе. Принцип диалога культур опирается на философскую концепцию М.М. Бахтина и были глубоко изучены и развиты В.С. Библером.

Духовно-нравственные ценности в содержании образования в контексте диалога культур занимают ведущее место именно в полиэтнической среде. Образование в современном мире становится все более функциональным по своей сути. При этом конечный результат должен быть обращен к главной цели – гуманизации всего общества, (в нашем случае - к воспитанию поликультурного, толерантного, духовно и нравственного богатого человека) что в современных условиях, возможно через возрождение этнокультуры в системе образования вообще и гуманитарного образования в частности. Многим видится опасность в том, что стирание между государствами, в конечном счете, приведет к исчезновению специфики культурного наследия народов, населяющих различные регионы планеты. В связи с этим образование ставит своей задачей формирование человека, который обладает «глобальным видением» мировых процессов, но в то же время является носителем определенной этнокультуры (1,35).

Изучение культуры сопредельных народов должно способствовать формированию чувств равенства, достоинства, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечивать культурный диалог представителей различных национальностей. Культура в таком диалоге выступает как один из решающих факторов сближения людей. Без диалога культур нет истории и развития личности. Этническая культура позволяет глубже познать чужое через своё, а своё через чужое (5, 229). Взаимодействие личности с объектами другой культуры, взаимоотношения носителей различных культурных ориентаций, с одной стороны, позволяет глубже осознать уникальность духовного и культурного достояния своего этноса; с другой, создаются условия для познания и понимания ценностей культуры других этносов, формирования уважительного отношения к иным этносам и их представителям.

Развивать духовно-нравственные отношения и легко и трудно. Легко – потому, что не нужно для этого специально отведенного времени. Трудно – потому, что эти отношения очень тонкие и прикосновение к личности другого человека нуждается в очень тонкой душе того, кто прикасается.

Необходимость всемерного усиления внимания к духовно-нравственным ценностям народов осознается многими. В настоящее время очень важно, чтобы в каждом национальном регионе социальный прогресс сопровождался прогрессом духовным с опорой на культурно-педагогическую самобытность наций и народностей. Это возможно только в условиях творческого освоения и использования народной педагогики, традиционной, педагогической культуры, мудрости воспитания. Традиционная культура воспитания существенно влияет на активное формирование культуры межнационального общения, воспитания, уважения к обычаям, языку, искусству, истории народов страны, других народов мира. Именно в контексте всего богатства традиционной педагогической и морально-этической культуры народов представляется возможным вполне демократическим путем, демократическими средствами регулировать иерархию гуманистических взаимосвязей: национальная политика – межнациональные отношения – межнациональные общения - национальное воспитание – межнациональное сотрудничество (содружество, солидарность) – общенациональное согласие, всеобщая гармония с опорой на повсеместный диалог культур.

Литература:

•  Бадмахалгаева Н.М., Панькин А.Б. Формирование этногуманитарной учебно-воспитательной системы в условиях городской средней школы // Личностно ориентированная парадигма развития системы образования Республики Калмыкия. Элиста: АПП «Джангар», 1999. – 90 с.

•  Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989. – 335 с.

•  Волков Г.Н. Этнокультурная направленность ценностных ориентаций // Гегярлт. № 1,2 2006. С. 12-18.

•  Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

•  Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования: /Монография/. – Волгоград: Перемена, 2001. – 420 с.

•  Соколов В.С. о государственной политике в области образования // Педагогика. – 1994. - № 6. – с. 13-17.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Очирова Н. П. Духовно-нравственные ценности в контексте диалога культур. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 19 декабря.
http://www.eidos.ru/journal/2008/1219.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

  вверх
вверх

карта сайта