EidosRuЦентр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмокарта сайта
 
«Распределенная деятельность Центра «Эйдос» сама является новшеством для школьного образования.»
Андрианова Г.А., к.п.н., зам. директора ЦДО "Эйдос"
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеПять инноваций ЦДО "Эйдос"

Пять инноваций распределённой деятельности Центра дистанционного образования «Эйдос»

Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, зам. директора ЦДО «Эйдос»

Сегодня тысячи школьников, их родителей и педагогов России участвуют в инновационной распределенной деятельности Центра дистанционного образования «Эйдос» (http://eidos.ru), который ставит перед образовательным сообществом следующие проблемы: Как человеку раскрыть себя и проявить свои способности не только в классной комнате (школьных стенах), но и реализовать себя во всем мире, который становится доступным с помощью компьютерных технологий? Каким образом использовать Интернет и его возможности, ИКТ для обеспечения образования человека в этих условиях? Какие инновационные формы и методы необходимо разработать и применять для реализации распределенной деятельности – обучения как в очной, так и дистанционной школе? Как выстраивать организацию сетевого образовательного сообщества таким образом, чтобы реализовывались цели и задачи субъектов образования – учащихся, педагогов? Как внедрить разрабатываемые новшества в очный процесс?

Эти и другие научные проблемы решает Центр «Эйдос», осуществляя инновационный образовательный процесс на протяжении 10 лет. Распределенное образование становится возможным в тот момент, когда компьютерные технологии, повсеместно внедряемые в образовательный процесс, вносят в него различные элементы инноваций: изменяются формы и средства обучения, виды образовательной деятельности, обновляется само содержание обучения. К инновационному образовательному процессу можно отнести и различные формы дистанционного обучения, которые реализуются на базе школ, вузов, специализированных Центров, оказывая мощное влияние на очное обучение.

Выделим следующие признаки распределенного обучения, которые отличают его от других систем обучения: распределенность содержания, форм и методов обучения, возможность обучать и обучаться в разное время и в разных географических местах, применение ИКТ для достижения эффектов очного обучения, распределенное управление педагогическими, организационными, техническими, финансовыми и иными процессами, необходимыми для поддержания распределенной системы обучения и др. Таким образом, систему распределенного обучения мы характеризуем как систему, в которой различные субъекты обучения, сохраняя пространственную и временную удаленность, осуществляют совместный процесс управлением образования на базе телекоммуникаций.

Наиболее эффективно реализуется образовательная деятельность субъектов в системе распределенного обучения, в которой вся деятельность – содержательно-образовательная, административно-организационная, техническая осуществляется без применения очных технологий, а разрабатываются специфические педагогические технологии, которые позволяют такой системе функционировать, являются актуальными и необходимыми для субъектов обучения, а также придают системе распределенного обучения характер инновационного образовательного процесса.

Распределенная деятельность Центра «Эйдос» сама является новшеством для школьного образования, но она также является и системой, влияющей на изменение существующей образовательной системы. Инновационный процесс включает в себя деятельность по созданию, освоению и распространению нововведений. Рассмотрим инновации, которые реализуются в распределенной деятельности ЦДО «Эйдос».  

Инновация 1. Научная школа человекосообразного образования  

Научная школа А.В.Хуторского (http://khutorskoy.ru/science/index.htm) опирается на человекосообразный подход к образованию. Цели такого образования - дать человеку возможность проявить себя и свою индивидуальность в образовывании себя, в построении своего мира. Основная цель исследований Научной школы – проектирование и реализация человекосообразного типа образования.

Научная школа c 1998 года реализует основы человекосообразного типа образования, используя для этого как инновационное содержание, так и инновационные формы и методы его реализации. Целевые установки Научной школы: проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности. Такие инновации Научной школы как эвристическое обучение, эвристическое задание, культурно-исторический аналог, эвристическая ситуация и другие направлены на достижение главной цели – наиболее полная реализация заложенного человеческого потенциала у учащихся и педагогов, раскрытие личных качеств и способностей.

Центр «Эйдос» ведет научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную работу в области Интернет-поддержки дистанционного обучения школьников и профессионального развития педагогов. Деятельность происходит на основе концепции человекосообразного образования, эвристического обучения, креативной оргдеятельностной технологии дистанционного обучения, развиваемых в Научной школе А.В.Хуторского.

Каждый сотрудник Центра ведет одну или несколько тем научно-исследовательской работы (НИР) и\или опытно-экспериментальной работы (ОЭР). Виды НИР и ОЭР сотрудников – учебно-методическая, разработческая, организационная, исследовательская, издательская деятельности. Объектами исследований являются дистанционные олимпиады, курсы, проекты, конференции и др.

Координацию НИР и ОЭР осуществляет кафедра педагогики. По результатам НИР и ОЭР каждый сотрудник ежегодно готовит отчетные материалы (статьи, учебно-методические разработки, результаты анкетирования и др.) по своим научным темам.

Становление и развитие идей Научной школы проявляется как во внутренних семинарах, научных форумах, электронных рассылках, педсоветах и научно-методических семинарах, так и во вне Центра: выступлениях сотрудников на педсоветах очных общеобразовательных школ, выступлениях и защитах диссертационных исследований последователей Научной школы, внедрению выдвигаемых научных положений

 

Инновация 2. Эвристическое обучение

Эвристическое обучение дает возможность школьнику создавать свой собственный творческий продукт по выбранному предмету. Наиболее ярко эвристическое обучение реализуется во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах, в которых в течение 10 лет приняло участие свыше 170 тыс. школьников. В настоящее время такие олимпиады проводятся как по базовым предметам: математика, русский язык, литература, английский язык, так и по таким предметам как туризм, ОБЖ, технология, журналистика. С 2007 г . школьники стали участвовать и в общеловеческих олимпиадах Счастье, Дружба, Здоровье и другие, задания которые позволяют учащимся в еще большей степени раскрывать свои человеческие качества.

Одновременное участие в олимпиаде большого количества учащихся, расположенных в разных школах, городах и странах, создаёт эффект их творческого единения и соревновательного сотрудничества. Экономически и организационно участвовать в дистанционных олимпиадах более выгодно, чем в очных, поскольку не надо тратить время и ресурсы для отборочных туров, переездов. Чтобы принять участие в дистанционной олимпиаде, достаточно иметь электронную почту.

Эвристическая олимпиада носит обучающий характер, поскольку стимулирует творческую деятельность, побуждает пересматривать технологию изучения "общепринятых" вопросов, зачастую меняет отношение детей и педагогов к образованию. По мнению многих участников олимпиад Центра "Эйдос", непрерывное участие в них во многом повышает креативность учебного процесса в школе.

Дистанционная олимпиада демократична по своей сути, так как позволяет принимать в ней участие городским гимназиям и школам "из глубинки", организованным группам и отдельным ученикам, имеющим дома подключение к Интернет.

Главным новшеством в эвристических олимпиадах являются открытые заданий, который не предполагают заранее известного результата, данные задания содержат в себе алгоритм их выполнения и создание учащимся индивидуального творческого продукта.

В основе конструирования заданий эвристической олимпиады лежит предполагаемый личный образовательный продукт ученика, а не "правильность" решения им сложной задачи. Чтобы выполнить задания эвристической олимпиады, ученики осуществляют разные виды эвристической деятельности: наблюдение, эксперимент, моделирование, символотворчество, конструирование, прогнозирование, эмпатию, фантазирование, рефлексию и др. Эвристическая деятельность предусматривает применение учеником универсальных эвристических методов познания объекта или решения проблемы: установление закономерности, образное представление объекта, создание алгоритма действий. Чтобы каждому ученику дать возможность максимально проявить свою индивидуальность, совокупность олимпиадных заданий охватывает обычно широкий набор различных видов учебной деятельности: логических, образных, практических. Привлекательность дистанционной олимпиады возрастает при использовании в заданиях элементов мультимедийных технологий – графики, анимации, звука, видео, а также форумов Центра «Эйдос», задающих творческую интерактивность участников.

К главным результатам внедрения эвристического обучения в очных школах можно отнести включение школами эвристических олимпиад в учебный план образовательной деятельности, внедрение и разработка эвристических заданий на школьных уроках, разработка и проведение Всероссийских предметных недель эвристического характера.

Научная школа проводит регулярные внутренние семинары для кафедр по разработке типологии и критериев составления эвристических заданий, отрабатывается технология диагностики и оценки содержания творческих работ учащихся, выпущен научный сборник по дистанционным эвристическим олимпиадам, проведены десятки выступлений сотрудников на методических объединениях областного и районного уровней.

Эвристическое обучение реализуется Центром «Эйдос» в том числе и в конкурсах для школьников, которые помогают участникам сосредоточиться на одной темой, например, создать свой личностный продукт по теме «Моя родословная» (предмет история), написать на английском языке письмо иностранцу, разработать математическую модель мира.

Ученические дистанционные конференции (http://eidos.ru/project/eidos-class/2008-2/index.htm), проводящиеся два раза в год (в ноябре и апреле), ставят целью развивать ученический сектор Научной школы Центра «Эйдос», дают возможность школьникам обсудить свои научно-исследовательские работы в общем сетевом пространстве.

В то же время необходимо выстраивание научно-обоснованной системы внедрения эвристических заданий по всем базовым предметам не только через олимпиады, конкурсы, но и через очно-дистантные уроки, профильные курсы для школьников. К научным проблемам относятся разработка системы диагностики разных уровней творческих работ, систематическое научно-методическое сопровождение учащихся принимающих участие в эвристических олимпиадах из года в год, необходимо разработать систему отслеживания результатов школьников на разных образовательных уровнях – от выступления на олимпиадах до реализации ими своего потенциала в дальнейшем, выявить, каким образом влияет систематическое участие в эвристических олимпиадах на человеческую реализацию учащихся.

 

Инновация 3. Профессиональная переподготовка педагогов, методистов, администраторов  

Приоритетными направлениями работы Центра «Эйдос» с педагогами являются следующие:

а) Общепедагогическая, психологическая и дидактическая подготовка педагогов.

Центр «Эйдос» осуществляет подготовку учителей к внедрению инновационных методик и технологий в традиционное очное обучение. Инновационные образовательные системы, профилизация, ключевые компетенции, развитие одаренности детей, рефлексия в работе педагогов – постоянные темы дистанционных занятий с ними.

б) Методическая подготовка учителей-предметников.

Как изучать школьные предметы с позиций человекосообразности? Как организовать рефлексию учащихся? Как подготовить детей к эвристическим олимпиадам по предметам? Педагогам оказывается помощь в тематическом планировании, подготовке и проведении уроков. На курсах учителя изучают методы творческого обучения английскому языку, физике, литературе и др. Свое развитие получил метод эвристического диалога в обучении. Особое внимание уделяется методике творческого обучения информатике.

в) Информационные и телекоммуникационные технологии в работе учителя.

ИТК являются не целью, а средством перевода учебно-воспитательного процесса на современный уровень. Во всех Интернет-мероприятиях уделяется внимание применению в учебном процессе новых информационных и коммуникационных технологий. Проводятся такие дистанционные курсы, как «Интернет в школе: для чего и как его использовать», «Microsoft Word для классных руководителей», «Информационные технологии в работе учителя-предметника», «Формы телекоммуникаций в сети Интернет», «Школьный сайт: разработка концепции и структуры», «Введение в дистанционное обучение» и др.

г) Инновации в образовании. Организация экспериментальной работы в школе.

В своей деятельности Центр «Эйдос» ориентируется на проектирование и осуществление реальных шагов по модернизации существующей системы образования. С этой целью для педагогов, методистов, управленцев проводятся дистанционные методологические семинары, конференции. С заинтересованными педагогами и школами осуществляется продолжительное сопровождение педэксперимента. Индивидуальная образовательная траектория, система творческих и научных занятий в школе, портфолио ученика, дистанционное профильное обучение в школе – таковы темы, по которым в Центре «Эйдос» осуществляется научное руководство деятельностью отдельных учителей и педагогических коллективов. Проводятся очные выездные семинары для школ и регионов страны.

Научные проблемы заключаются в построении системы, включающей в себя выявление личностных и профессиональных целей подготовки и переподготовки педагогов, целей самообразования специалистов, разработка тем курсов, востребованных школами. Пока такая деятельность ведется на уровне администрации и менеджеров Центра, отдельных ведущих курсов. Необходима разработка научно-методической распределенной курсовой деятельности, проведение внутренних семинаров Центра по совершенствованию содержания курсов, учебных модулей.

 

Инновация 4. Механизм распределенного внедрения новшеств

Построение распределенной организации как механизма внедрения новшеств происходит на базе самого Центра «Эйдос». В настоящее время в Центре «Эйдос» организуется работа следующих дистанционных кафедр:

•  Кафедра педагогики.

•  Кафедра математики.

•  Кафедра русского языка и литературы.

•  Кафедра иностранных языков (английский, немецкий, французский).

•  Кафедра информатики.

•  Кафедра естествознания (физика, биология, химия, география, астрономия, ОБЖ).

•  Кафедра обществознания (история, обществоведение, философия, экономика, др.).

Кафедры определяют цели своей работы в соответствии с общим планом деятельности Центра и выделяют главные научно-практические направления своей работы:

1. Организация планирования учебного года в школах, которые сотрудничают с Центром «Эйдос». Выделение совместных мероприятий, в которых реализуются формы распределенного эвристического обучения: олимпиады, ученические конференции, элективные курсы, интернет-уроки, др.

2. Подготовка учителей и школьников к участию в дистанционных эвристических олимпиадах: разработка эвристических заданий, проведение олимпиад, организация проверки работ, научно-педагогический анализ заданий для олимпиады.

3. Разработка и проведение дистанционных курсов, семинаров, мастер-классов для педагогов и администраторов. Определение актуальных тем курсов по педагогическим и предметным темам. Работа с ведущими курсов: рецензирование учебных модулей, тщательное продумывание алгоритмических предписаний для создания участниками курсов личностной образовательной продукции.

4. Ведение электронных рассылок:

•  для учителей: подготовка детей к олимпиадам, разбор олимпиадных работ, разбор проведенных курсов, новинки методики, рассылка статей, рефлексий.

•  для учеников: подготовка к олимпиадам, решение эвристических задач,

5. Проведение веб-форумов, чатов для участников дистанционных курсов,.

6. Публикация методических и учебных материалов на сайте, в Интернет-журнале.

7. Реклама деятельности Центра «Эйдос»: электронная – в списках рассылки, пресс-релизах; «бумажная» - ежегодно школам рассылаются информационные буклеты, в которых описываются дистанционные формы работы с педагогами.

Административно-экономическая деятельность Центра дистанционного образования во многом осуществляется распределенным образом: менеджеры курсов, олимпиад, зав.кафедрами находятся в разных географических местах и взаимодействуют синхронно с помощью специальных телекоммуникационных средств (электронная почта, форум, ICQ), или асинхронно по электронной почте. Такая деятельность административного и экономического блока подразумевает:

1. Планирование финансовых и экономических задач Центра на разные периоды деятельности.

2. Маркетинговое изучении и анализ процесса применения Интернет-ресурсов для повышения квалификации сотрудников разных типов организаций.

3. Анализ рынка корпоративных образовательных услуг для педагогов, связь с консалтинговыми сетевыми организациями в смежных (необразовательных) сферах деятельности.

4. Выстраивание оптимального механизма ценообразования на дистанционные услуги и электронные издания.

5. Разработка и реализация концепции рекламной деятельности в её наиболее эффективных формах.

6. Качественная и эффективная поддержка участников дистанционных мероприятий, предметно-методическое и организационное сопровождение их профессиональной деятельности.

 

Инновация 5. Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности

Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности реализуется на разных уровнях - индивидуальном, групповом, коллективном. Использование ИКТ позволяет ввести распределенную систему организации и сопровождения педагогического эксперимента школы или отдельных педагогов. Цель такого эксперимента – выявить объекты и субъекты разных уровней распределенной системы обучения, определить формы и методы взаимодействия для достижения цели эксперимента, выявить механизм реализации эксперимента на разных уровнях.

Участвуя на протяжении нескольких лет в дистанционных мероприятиях ЦДО «Эйдос» многие педагоги, администраторы гордятся достижениями своих учеников, которые имеют высокий творческий потенциал. Но не все возможности учащихся и педагогов реализуются из-за отсутствия в школе программы инновационной деятельности, научно-обоснованного плана педагогического эксперимента. Из-за того, что в образовательном учреждении нет системы реализации концептуальных основ в образовательном процессе, имеющийся потенциал творческих педагогов и учащихся оказывается реализованным не в полной мере. Кроме того, разовое участие школьников в олимпиадах и курсах не позволяет педагогам и родителям учеников отследить развитие их качеств и результатов участия, провести качественную диагностику, осуществить эксперимент по внедрению эвристического обучения на уроках и других занятиях.

Проблема также заключается в том, что взаимосвязь между очными и дистантными формами обучения школьников и педагогов не происходит в рамках научно-методического сопровождения их деятельности, не определена технология реализации педагогического эксперимента в школах. Сам эксперимент уже осуществляется на разных уровнях, в то же время он осуществляется разово для всех его участников, например, учащиеся или их родители заказывают рецензии на свои работы, чтобы определить развитие способностей. Или творчески думающий и работающий педагог начинает научную работу на курсе, разрабатывая авторские методики и элементы эксперимента, но с завершением курса, его работа приостанавливается в виду отсутствия научно-методического сопровождения его деятельности со стороны ведущего курса – сотрудника Научной школы.

В ЦДО «Эйдос» дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Ученик обучается не в одной очной школе, а сразу в нескольких удалённых от него местах. Поэтому нужна комплексная образовательная программа ученика, когда разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. Развитие и становление модели распределенного обучения современного школьника сопровождается построением им индивидуального учебного плана, в котором отражаются его жизненно-значимые цели, специфические ориентиры различных образовательных учреждений, ориентиры системы распределенного обучения. В результате стимулируется и развитие новых личностных качеств школьника: умение ставить цели, создавать новый практико-ориентированный образовательный продукт, управлять процессом организации своей учебной деятельности, осваивать образовательное Интернет-пространство в процессе коммуникаций с другими субъектами субъектов инновационной образовательной деятельности.

Особенности распределенной системы организации эксперимента по сравнению с обычным заключаются в том, что такой эксперимент включает в себя множество составляющих. В процессе осуществления распределенного эксперимента определяются разные уровни взаимодействия субъектов и объектов, которые могут находиться в разных временных и пространственных плоскостях, синхронных и асинхронных:

- между Научной школы (научным руководителем, консультантом) и школой (педагогом), внедряющей инновации в очный учебный процесс,

- между двумя и более инновационными школами разных географических регионов, возможностей, под руководством НШ,

- в рамках группы педагогов-экспериментаторов в одной или более школ,

- взаимодействие педагогов-экспериментаторов из разных школ, удаленных в пространстве с помощью ИКТ и т.п.

В распределенной системе организации педэксперимента возможно создание основных и контрольных групп учащихся как в рамках одного учреждения, так и в разноплановых учреждениях; школа может выступать ведущей базой в проводящем ею эксперименте и запрашивать необходимые для его реализации содержание и формы у других школ, а также стать участником эксперимента под руководством другой школы, реализующей эксперимент на базе НШ ЦДО «Эйдос». Распределенная система педагогического эксперимента решает следующие задачи:

– выявление наличия запланированных взаимосвязей между воздействием инновацией и достигаемыми при этом результатами как в одной школе среди множества учащихся, так и во множестве школ;

– сравнение продуктивности нескольких вариантов научно-методического воздействия и выбора из них оптимального по критериям результативности, времени, приложенным усилиям, используемым средствам и методам;

– доказательство доступности и реализации эвристического обучения, применения методики и рекомендаций по его внедрению;

- доказательство преимуществ человекосообразного типа образования перед традиционным репродуктивным обучением.

Каковы направления распределенного научно-педагогического сопровождения, какова его специфика и особенности? Кратко перечислим формы инновационной деятельности, реализуемые в рамках Научной школы ЦДО «Эйдос» и дадим ссылки на ресурсы с более подробным описанием:

1. Дистанционные эвристические олимпиады – http://eidos.ru/olymp/schedule.htm

2. Дистанционные курсы – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

3. Конкурсы и проекты для школьников – http://eidos.ru/project/all/index.htm

4. Всероссийский конкурс для педагогов: Дистанционный учитель года – http://eidos.ru/dist_teacher/

5. Ведение научных исследований и разработка авторских методических пособий – http://eidos.ru/services/index.htm

6. Научно-методические услуги (руководство экспериментом, консультации, издание материалов) – http://eidos.ru/services/index.htm

8. Выездные очные семинары, проводимые сотрудниками Научной школы ЦДО «Эйдос» – http://eidos.ru/conf/seminars/index.htm

9. Издание научно-педагогических материалов педагогов и ученых (в сборниках НШ, отдельно) – http://eidos.ru/services/index.htm.

10. Публикация научных статей и исследований в Интернет-журнале «Эйдос» (более 400 статей) – http://eidos.ru/journal/index.htm

13. Работа по анализу деятельности на следующих форумах:  

- Веб-форум ЦДО «Эйдос» – http://eidos.borda.ru

- Веб-форум Научной школы – http://khutorskoy.borda.ru

18. Участие во Всероссийской августовской дистанционной конференции – http://eidos.ru/conf/dist/index.htm

19. Участие в очных методологических семинарах – http://eidos.ru/conf/metodolog/index.htm

Все эти направления деятельности в настоящий момент реализуются школами достаточно эффективно, в то же время необходимо комплексное научно-методическое сопровождению экспериментальной деятельности организаций и частных лиц (учителей, родителей и др.) в сфере образования.

Научная школа разработала и представляет таким категориям базовый блок и набор дополнительных услуг.

В базовый блок входит получение организацией или частным лицом статуса экспериментальной площадки (учителя-экспериментатора), получение официального Свидетельства об этом статусе, научно-методическое сопровождение эксперимента в течение учебного года, получение материалов для ведения эксперимента, консультации по организационно-техническим и содержательным вопросам, анализ итоговых отчётных данных об эксперименте.

Что даёт официальный статус экспериментальной площадки (учителя-экспериментатора)?

•  Принадлежность к одной из ведущих и наиболее активно действующих сегодня Научных школ в области образования.

•  Возможность использовать свой официальный статус экспериментальной площадки (учителя-экспериментатора) для предоставления заявок на гранты, при очередной аттестации, для обоснования своего бюджета в вышестоящих организациях.

•  Полноправное использование разработок, технологий, форм и методов Научной школы.

•  Внимание к достижениям педагогов и учащихся со стороны компетентных специалистов – представителей Научной школы.

•  Квалифицированную помощь и поддержку специалистов в организации экспериментальной деятельности как педагога, так и организации.

•  Авторитет среди коллег, учащихся, руководства, родных и близких; повышение собственной самооценки педагога-экспериментатора.

•  Личное приобщение к происходящим инновационным процессам.

В результате экспериментальной работы школа также может получить подготовленный в области инноваций профессиональный педагогический коллектив из своих сотрудников, творчески организованный современный учебный процесс, мотивированных на творчество учащихся, повышение статуса учреждения, опубликованные сборники методических и учебных пособий, аргументированные заявки на гранты и др.

Главным же итогом эксперимента является анализ возможностей, предлагаемых Научной школой, инноваций, определение их влияния на систему очного и дистантного обучения, организация и анализ взаимодействия очных и дистантных форм и методов обучения в рамках разных учреждений, коррекция применяемых методов внедрения, форм эксперимента.

 

Литература:

1. Хуторской А.В. Почему необходим переход к человекосообразному образованию? К обоснованию концепции и программы исследований. // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 9-25.

2. Андрианова Г.А. Целеполагание субъектов инновационной деятельности в системе распределенного эвристического обучения. // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 32-38.

3. Андрианова Г.А. Компетенции субъектов системы распределенной образовательной деятельности: опыт проектирования и реализации. // Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 214-219.

4. Программа Научной школы А.В.Хуторского // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 28 октября. - http://eidos.ru/journal/2006/1028.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Андрианова Г.А. Пять инноваций распределённой деятельности Центра дистанционного образования «Эйдос». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 14 января.
http://www.eidos.ru/journal/2009/0114-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта