EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Опыт воспитания у школьников гражданственности, ознакомления детей с основами демократии имеет большое значение для российской школы.»
Аксёнова Э.А., д.п.н., профессор, гл. научный сотр. УРАО ИСМО
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследования Гражданское образование школьников в Австралии
 

Гражданское образование школьников в Австралии

Аксёнова Э.А., д.п.н., профессор, главный научный сотрудник УРАО ИСМО

Австралия, или Австралийский Союз, родился в январе 1901 года и объединил шесть британских колоний в федеративное государство. Современное образование Австралии обязано реформам, которые были осуществлены в 1960-70-х годах прошлого столетия. Согласно этим реформам обязательная школа для детей охватывает 10 лет, и дети начинают учиться с 5 лет (в Западной Австралии с 6 лет). Начальная школа Австралии охватывает 6 лет обучения, неполная средняя школа – 4 года, полная средняя школа – 2 года.

До реформ 1960-х годов обучение осуществлялось только на английском языке, что затрудняло процесс обучения этнических меньшинств; кроме того, обучение было раздельным. Был введен также промежуточный экзамен после младшей школы (5-летней). В современной школе отменен промежуточный экзамен и раздельное обучение.

Стремительное развитие экономики Австралии связано с разнообразием различных видов дополнительного образования, как детей, так и взрослых.

Изменяющееся промышленное и социальное состояние страны требует от человека постоянного усовершенствования знаний, умений и навыков, то есть тех знаний, которые необходимы человеку в условиях постиндустриального мира.

Одна из важнейших проблем современного образования воспитание у подрастающих австралийцев гражданственности. Данные исследования австралийских ученых-педагогов свидетельствуют о том, что школьники очень мало знают как о происхождении их Федерации, так и об истории развития государственной системы управления своей страной.

В этой связи в течение последнего десятилетия в Австралии возрождается в рамках щедро финансируемой государством программа « Discovering Democracy » («Знакомство с демократией»). Из восьми запланированных программ по другим аспектам образования школьников, это самая широкомасштабная программа совершенствования учебного плана, которая когда-либо проводилась в стране, и на которую был выделен 31 миллион долларов США.

Основной частью программы является подготовка учебных материалов, контролируемая Корпорацией по разработке учебных программ, которыми обеспечиваются как государственные, так и частные учебные заведения.

Программа рассчитана не только на школьников, она предназначена также и для обучения взрослых, ее пропагандируют по радио и по телевидению. Более того, финансирование и поддержка были оказаны также и университетам, и нацелены на развитие курсов для подготовки преподавателей.

Как же возникла эта программа, и что явилось стимулом для ее разработки?

Ко второй половине 1960-х годов программы по изучению социальных проблем были сосредоточены на текущей проблематике. В течение следующих 30 лет изучение основ гражданственности в программе обязательного школьного образования во многих австралийских штатах и на территориях значительно сократилось. Хотя в некоторых школах в учебную программу и включали предметы, посвященные основам гражданственности, в целом «граждановедение» рассматривалось как альтернатива для тех учеников, которым тяжело давались другие гуманитарные дисциплины. В тот период главными средствами гражданского воспитания считались создание школьных парламентов и возможность участия учащихся в управлении школой.

В конце 1994 года Экспертная группа по гражданскому образованию школьников, созданная правительством Австралийского Союза, опубликовала доклад « Whereas the people : civics and citizenship education », который посвящен обучению населения основам гражданства и гражданского права. Экспертной группе поручили разработать стратегический план беспристрастной программы государственного образования и информирования по вопросам системы управления страной, ее конституции, а также вопросам гражданского устройства общества, включая права и обязанности граждан. Целью этой программы было помочь австралийцам осознать свои гражданские права и обязанности, помочь каждому выработать свою гражданскую позицию, чтобы в полной мере участвовать в принятии решений по гражданским вопросам. Группа выработала следующее постановление:

«Граждановедение» не является учебным предметом, оторванным от повседневной жизни, это способ понять, как в современной Австралии действуют механизмы участия и принятия решений. Информированный и активный гражданин может проявлять себя в разных случаях, и как житель любого района, который принимает участие в выборах в местный парламент, и как рядовой член профсоюза на собрании, и как акционер на общем собрании.

В Докладе Экспертной группы прозвучало решение о возможности возврата к гражданскому воспитанию в его прежнем виде, которое многим представлялось скучным и ненужным, и предназначенным для того, чтобы следовать беспрекословному принятию существующего порядка.

Одновременно с работой Экспертной группы было начато широкомасштабное исследование на национальном уровне. Оно выявило низкий уровень знания истории и знания государственной системы своей страны. Многие австралийцы ответили, что не знакомы с Конституцией Австралии. Только половина респондентов знала о существовании Верховного Суда, но и среди них не все знали о его функциях. Для большинства австралийцев понятие «федерализм» оставалось неизвестным.

В свете полученных результатов проведенного исследования Экспертной группой по гражданскому воспитанию и Австралийским департаментом по вопросам образования Корпорация по разработке учебных программ получила задание разработать практические пособия для всех школ страны, в которые будут внесены принципы и указания, содержащиеся в докладе “ Whereas the people ”.

Программа «Знакомство с демократией» получила поддержку у министра образования Австралии Дэвида Кемпа. В своей речи, посвященной новой программе, он обратил внимание на необходимость уделять больше внимания историческому освещению основ гражданственности, обратил внимание на ухудшение преподавания истории в средней школе в последние 10-15 лет. Для этого, отметил Д.Кемп, необходимо принять ряд соответствующих мер, включая разработку специальных учебных пособий и повышение квалификации учителей. Министр был озабочен также несправедливостью по отношению к коренному населению Австралии, выселением аборигенов с их земли, которым раньше отказывали в элементарных правах, что между тем ощущается и сегодня. Он отметил также, что Австралия, как демократическое государство, объединило иммигрантов из 150 стран.

Д.Кемп объявил, что в новой программе будет уделяться особое внимание таким ценностям, как операция, личная ответственность, участие и забота об окружающих; она будет способствовать воспитанию толерантности и приобретению навыков лидерства. Способность работать в команде будет развиваться на основе овладения теорией управления. Инициативность и понимание ситуации со стороны Д.Кемпа, свойственные ему, проявились в его участии в программе на протяжении нескольких лет.

Новая группа по обучению основ гражданственности, которая действует и в настоящее время и которую возглавляет историк Джон Херст, объединила в школьной программе учебный материал «Знакомство с демократией» с материалом по изучению общества и окружающей среды ( Studies of Society and Environment , SOSE , общие курсы истории, географии, политики, социологии, экономики и торговли).

Следует отметить, что Австралия состоит из шести штатов и двух территорий, в каждом из них принимается свой учебный план и программа, и прогнозируются ожидаемые результаты. В большинстве штатов школы сами разрабатывают содержание учебной программы.

Новая программа основ гражданственности вызвала вначале настороженные оценки, недоверие как в преподавательской среде и в обществе, так и со стороны местной администрации. Это обусловлено следующими причинами:

- центральное место в программе уделялось истории;

- учебная программа была определена сверху, хотя все программы для школ традиционно определяются на местном уровне;

- основной акцент сделан на знания, хотя и признавалась важность овладения ценностями и умениями;

- большее внимание уделялось основам гражданского права, а не воспитанию гражданственности;

- подготовка программы либеральным правительством, в то время как учителя традиционно поддерживают лейбористов, и большее число учителей являются членами профсоюзов именно в этой партии.

Почему в основах гражданственности преобладает история как компонент? По мнению Д.Херста, история в заявленной программе должна служить двум целям. Она может рассказать о политических институтах страны, во вторых, проследить, как власть постепенно менялась, то есть от монарха перешла к парламенту. Сегодня в Австралии – демократическое парламентское правление. Кроме того, интерес к истории в старших классах значительно снизился из-за того, что наиболее актуальными стали такие школьные дисциплины как информационные технологии и юриспруденция. Другой проблемой, связанной с курсом основы гражданственности, является подготовка учителей к преподаванию этого курса. Учителя часто спрашивали: «Как мы можем рассказывать о демократии, когда у нас нет демократических классов или демократических школ?» Все это свидетельствует о необходимости участия педагогов в гражданских процессах, проявление с их стороны инициативности, а, следовательно, речь идет о стимулировании их соучастия в рамках программы «Знакомство с демократией», поскольку у этой программы сильная теоретическая база.

В Уставе Корпорации по разработке данной программы предусматривалось, что она должна провести консультации в штатах и территориях с целью усовершенствования учебников, чтобы адаптировать их к учебным программам разных школ. Предполагалось одновременно ознакомить и проконсультироваться по содержанию этой программы с различными заинтересованными сторонами, среди них представители науки, а также апробировать учебники в школах. Главной задачей Корпорации стало не просто издать учебники для школ всей страны, которые займут свое место в учебных программах всех штатов и территорий, а создать новую работающую модель, захватывающую и интересную для учащихся. Пособия планировалось направить в 11 тысяч школ страны, в том числе и в сельские школы, например, в Северный Квинсленд, где в основном проживает коренное население и английский является вторым языком, а также в небольшие города, где большинство учащихся имеет англо-кельтские корни, и в мегаполисы, где в школах учатся представители шестидесяти и более различных культур.

Корпорация по разработке учебной программы «Знакомство с демократией» для школ определила четыре ключевых понятия, или четыре темы. Было решено, что каждый набор учебных пособий будет включать материал, раскрывающий эти темы, при этом для каждого последующего класса его сложность будет возрастать.

Темы включают:

- «Кто правит?» - основное внимание уделяется вопросам суверенитета, гражданства и власти.

- «Закон и права» - изучение того, как действуют законы, как они разрабатываются, изучение принципов закона и справедливости, а также, что такое Верховный суд и права человека.

- «Австралийское государство» - здесь рассматриваются основополагающие принципы и институты управления, федеративность страны и самобытность народов Австралии.

- «Граждане и общественная жизнь» - эта тема акцентирует внимание на роли индивидов и групп в гражданском обществе, на том, как они могут влиять на социальные изменения.

В пособии представлено 18 разделов. На протяжении четырех этапов обучения на каждую из четырех тем предназначен один раздел. В итоге для каждого этапа школьного обучения предполагается по одному учебнику, а также методическое пособие для учителя и дополнительные материалы для учащихся. В методическое пособие вошли все материалы, которые необходимы для учителя. Например, в приложении 1 представлен обзор всех разделов, выводы из них и содержание материала

Рассмотрим одну из четырех тем. К примеру, тема «Кто правит?»

- В начальной школе (в 3-4 классах) изучается раздел «Рассказы о людях и правителях». В этом разделе рассматриваются понятие власти, различные формы правления, и как они оказывали влияние на развитие общества трех разных эпох – Древних Афин, Древнего Египта и современной Австралии.

- В разделе, изучаемом в 5-6 классах начальной школы «Парламент и монарх» рассказывается о борьбе за власть в Британии между королем и парламентом, а затем рассматривается работа современного австралийского парламента.

- В 1-2 классах неполной средней школы учащиеся изучают раздел «Должен ли править народ?» Здесь им вновь рассказывают об Афинах времен античности, и через сравнение с правлением в Спарте исследуется взаимозависимость форм правления и культуры этих городов. Также в этом разделе анализируется различие между представительной демократией в Австралии, то есть парламентской формой правления, и формами прямой демократии, которая существовала в Древних Афинах и имеет место в некоторых странах сегодня. На уроке ученики обсуждают, нужно ли австралийскому обществу больше прямой демократии, рассматривая преимущества и недостатки проводимых по инициативе граждан референдумов.

- В 3-4 классах неполной средней школы в разделе «Контроль партий над парламентом» речь идет о политических партиях и их месте в представительной демократии. Рассказывается о создании крупнейших австралийских партий и их основных идеологиях, а также анализируются партийные платформы во время двух крупных предвыборных кампаний.

В этих же классах средней школы рассматриваются темы «Кто управляет?» и «Закон и права». Так, в разделе «Уничтожение демократии» рассказывается о том, что происходило в Германии после 1933года.

К учебникам прилагаются два компакт-диска, что в значительной мере повышает эффективность изучения материала в классе. Так как при этом полностью используются визуальные и звуковые возможности этого технического средства, оно оказалось особенно полезным для детей с ограниченными способностями.

Содержание учебников было одобрено после проведения широких консультаций. После того, как Корпорация представила детальный план разделов и спрогнозировала ожидаемые результаты усвоения их учениками, этот проект был вынесен на обсуждение учителей, департаментов образования штатов и территорий, церкви, общественности и широкого круга заинтересованных лиц. Аналогичные мероприятия были проведены и на стадии разработки самой программы.

С учетом замечаний, высказанных специалистами, работа над учебником продолжалась. Основное внимание в учебнике было обращено на то, как выведено понятие «гражданственности», поскольку учебник был насыщен историческими событиями. Надо отметить, что все, кто прочитал содержание учебника, отнеслись к нему творчески, а также исходя из интересов учащихся и понимания того, что нужно знать ученикам.

В учебной программе подчеркивалась возможность развития навыков соучастия в жизни общества. В некоторых разделах именно этому принадлежал приоритет. Например, в разделе «Объединение» сначала изучаются основы организации и жизни общины, а затем подростки начинают разрабатывать проекты в рамках школы или собственной общины. Их знакомят с процессами формирования групп, написания устава, формирования комиссий для сбора данных, коммуникации, управления, разработки плана действий, выполнения проекта и его оценки.

В других разделах эта задача решается иначе. Учащиеся принимают участие в дискуссиях, к примеру, на тему «Хорошо то правление, которое возглавляет сильный правитель». Они разыгрывают роли, которые имеют разные взгляды на создание новых законов, спорят, составляют законопроекты, вносят в них изменения, проверяют их в различных ситуациях. Выступая от имени федеральных или местных законодателей, они дискутируют по поводу того, какую позицию должны занять их партии. К примеру, на повестке стоял вопрос о строительстве плотины на реке. Возникла дискуссия о том, стоит ли прислушиваться к мнению членов профсоюза, нужно ли учитывать, как мероприятия, проводимые их партией, могут отразиться на ходе избирательной кампании, нужно ли заботиться о правах штатов, заниматься вопросами экономики или экологии? В классе они обсуждают, должна ли Австралия стать республикой. Учащиеся проводят исторические инсценировки, изображают известных политических деятелей во время телевизионных интервью, и отвечают на вопросы, почему в той или иной ситуации они поступили так, а не иначе, и как они действовали бы в отношении проблем, с которыми сталкивается современная Австралия. Дети формируют собственные политические партии, создают политические платформы и решают вопрос о том, каким образом они будут обеспечивать партийную дисциплину.

Одновременно на протяжении изучения всего курса решается задача формирования у школьников ценностей. При изучении раздела «Права человека» им предлагают представить какую-либо ситуацию, в условиях которой они имеют определенные права. К примеру, совершают какое-либо путешествие. Или такая ситуация, при которой затрагивается вероисповедание: они живут в обществе, основанном на ценностях конфуцианства – о них преподаватель рассказывает отдельно.

Преподаватель граждановедения раскрывает точное значение основных ценностей. Его предназначение заключается в том, чтобы сформировать у детей те ценности, которые должны стать основополагающими в их будущей жизни. Он должен рассказать им о фактах проявления вопиющей несправедливости, вызвать у них бурные эмоции, рассказать, какие предпринимались меры, чтобы преодолеть эту несправедливость и вызвать у них восхищение теми, кто смог справиться с ней, восстановив торжество правды. Необходимо поведать ученикам, как в их собственной стране искоренялась несправедливость, каково историческое наследие их родины.

В школьный учебник «Австралийская хрестоматия» внесена тема по граждановедению, что позволяет формировать у школьников критическое мышление. Такие проблемы, как равенство и различие между белыми и цветными в поликультурной среде, социальное положение жителей Австралии, права разных социальных групп обсуждаются не только в рамках учебника по граждановедению. Главное – воспитать активную жизненную позицию у школьников, основанную на принципах соучастия, и гражданственности.

Хотя на уровне правительства, программа и была поддержана, как учебный курс она не получила официального мандата ни в одном из штатов и территорий. Большинство членов правительства, отвечающих за вопросы образования, просто указывают, каким образом материалы могут быть использованы в рамках курсов «Изучение общества и окружающей среды». Между тем, учителя с большим энтузиазмом восприняли программу «Знакомство с демократией». Это связано с качеством учебных материалов. Они предлагают серьезный теоретический курс, в котором используются активные стратегии обучения, включающие формирование основных ценностей и воспитание гражданской ответственности. Отклик преподавателей на данный курс становится положительным, потому, что они осознают, что их замечания были приняты во внимание, учтены и отражены на стадиях доработки учебников. Влияет также и то, что многие материалы, появившиеся за последние годы, являются актуальными, потому, что они отражают различные подходы, отвечающие потребностям и желаниям конкретных учителей и системе образования в целом. Очевидно и то, что внесенные в программу изменения непосредственно связаны с изменением взглядов на учебные программы. Прежде всего, возникло меньше высказываний и претензий по поводу преподавания истории как отдельного предмета, нежели ранее. Результаты обучения по этой программе свидетельствуют о том, что в учебных программах некоторых штатов особое внимание уделялось конкретному содержанию.

Очевидно, также, что программа полностью соответствует новым целям государственного среднего образования, получившим официальную поддержку всех штатов и территорий. В принятой в Аделаиде (австралийском регионе) «Декларации о национальных целях школьного образования в ХХ1 веке» утверждается, что обучение в школе «должно как можно полнее развивать таланты и способности всех учащихся». Когда они окончат школу, они должны: уметь выражать свое мнение и быть ответственными в вопросах морали, этики и социальной справедливости; они также должны уметь разбираться в окружающем их мире, понимать, как он развивается, чтобы стать таким, каков он сегодня есть, принимать разумные и обоснованные решения, касающиеся их собственной жизни и нести ответственность за свои поступки,…Они должны быть активными, инициативными и хорошо информированными гражданами, понимающими и по достоинству оценивающими австралийскую систему правления страной. Таким образом, гражданское образование в Австралии на основе программы «Знакомство с демократией» способствует овладению учащимися знаниями и умениями, которые им будут необходимы в будущем, чтобы понять, какие ценности и институты они могут и должны изменить, а какие должны продолжить свою деятельность. Они будут знать, как действует их демократическая система. Они будут уверены в том, что как граждане, они смогут участвовать в жизни своего общества.

Опыт воспитания у школьников гражданственности, ознакомления детей с основами демократии, несомненно, имеет большое значение для российской школы, ибо наша страна находится на пути продвижения к демократическому обществу. Более того, необходимы и новые неординарные подходы к овладению теми знаниями и умениями, которые помогут школьникам непринужденно интегрироваться в мир постоянно меняющихся ценностей, связанных с построением демократического общества. Одновременно, мы должны подходить к рассмотренному выше опыту и преемственности его, с учетом сложившихся веками традиций в нашем отечестве, культуры и своеобразия этапов его становления и развития.

 

Литература:

Joan Holt. “Discovering Democracy School Materials Project”. Prospects, vol. XXXI, no.3, September 2001.

Curriculum Commission.1997. Introducing Discovering Democracy: school materials project, Charlton, Victoria, Curriculum Corporation.

Hirst J.B. 2001.Our voyage of discovery. The age (Melbourne), 1 January.

http://www.detya.gov.au/schools/Publication/2000/future/report.htm

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Аксенова Э.А. Гражданское образование школьников в Австралии. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 31 августа.
http://www.eidos.ru/journal/2009/0831-2.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2019
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта