EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Конкурентоспособность является социально–профессиональным личностным качеством, интегрирующим социальные и профессиональные характеристики.»
Хазова С.А., к.п.н., доцент, Адыгейский гос. университет, г.Майкоп
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследованияКонкурентоспособность будущих специалистов по физической культуре
 

Конкурентоспособность будущих специалистов по физической культуре и спорту

Хазова Снежана Александровна, к.п.н., доцент, Адыгейский государственный университет, г.Майкоп

Новые социально–экономические условия общественной жизни, реформирование системы образования обусловливают целесообразность оценки качества профессиональной подготовки по показателям конкурентоспособности молодых специалистов – выпускников вузов.

До сих пор отсутствует однозначное представление о структуре и содержании конкурентоспособности специалистов – как в целом, так и относительно представителей разных профессий. В последние годы осуществлено множество контекстных философских, социологических, педагогических и психологических исследований, в которых, преимущественно, освещаются частные вопросы, прямо либо косвенно связанные с конкурентоспособностью личности (карьера, профессиональный успех, конкурентоспособность отдельных групп специалистов и т.д.). Отсутствует также целостное представление о внутренних детерминантах конкурентоспособности, о связи разнообразных личностных качеств и рыночных требований к специалисту. Все это в равной степени справедливо и для специалистов по физической культуре и спорту.

Для определения теоретико–методологических и содержательно–технологических основ развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки мы осуществили теоретический анализ научной литературы экономического (И.Н.Герчикова, П.Ф.Друкер, А.Носкова, Р.А.Фатхутдинов и др.), социологического (Дж.Равен, С.И.Розум и др.) и психолого–педагогического содержания. Психолого–педагогические аспекты изучаемой проблемы исследовались в контексте структуры и содержания конкурентоспособности как интегративного личностного качества специалистов (В.И.Андреев, Н.В.Борисова, В.Н.Введенский, М.С.Каган, Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Б.Д.Парыгин, Ф.Р.Туктаров, А.В.Хуторской, Д.В.Чернилевский и др.), взаимосвязи среды и личности ( М.С.Каган, П.А.Рачков, С.И.Розум, В.Франкл   ), механизмов и факторов воздействия среды на личность ( Р.Баркер, Дж.Т.Вильсон, В.С.Кагерманьян, К.Левин, Х.Мюррей, С.И.Розум, И.С.Якиманская ), сущности, функций, содержания, принципов проектирования образовательного процесса (А.И.Артюхина, Г.Ю.Беляев, Е.В.Бондаревская, Т.Ф.Борисова, Н.В.Борытко, В.М.Дрофа, Р.М.Люсиер, Г.Н.Сериков, Е.М.Федерягин и др. ) и др.

Эмпирическое определение детерминантов, механизмов, закономерностей и принципов развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту осуществлялось на основе: а) проведения анкетирования и интервьюирования состоявшихся специалистов по физической культуре и спорту, руководителей физкультурно–спортивных организаций; б) тестирования, контент–анализа и экспертной оценки, направленных на диагностику уровня развития у специалистов по физической культуре и спорту различных качеств, влияющих на их конкурентоспособность; в) выявления доминирующих качеств (детерминантов конкурентоспособности), в наибольшей степени обусловливающих конкурентоспособность специалистов по физической культуре и спорту, путем сравнительного анализа результатов анкетирования и тестирования, определения корреляционных взаимосвязей между различными качествами.

Результаты проведенных исследований позволили сделать следующие выводы.

Конкурентоспособность – это интегративное качество, объединяющее интеллектуально–когнитивные, ценностно–ориентационные и деятельностно–поведенческие свойства личности, и обеспечивающее специалисту более высокую рейтинговую позицию на соответствующем рынке труда, устойчиво высокий спрос на его профессиональные услуги. Структурными компонентами конкурентоспособности являются: компетентность личности, акмеологическая направленность личности и конкурентоопределяющие личностные качества.

Уровень конкурентоспособности зависит от степени соответствия специалиста требованиям профессиональной деятельности, работодателей, рынка труда и социально–экономических условий в целом. Качества, обеспечивающие эту способность, позволяют специалисту претендовать на определенную должность, участвовать и побеждать в конкурентной борьбе и, в дальнейшем, обеспечивают стабильную востребованность данного специалиста на рынке труда.

Конкурентоспособность является социально–профессиональным личностным качеством, интегрирующим социальные и профессиональные характеристики, включающим социальное и профессиональное содержание. Акмеологическая направленность личности специалиста включает профессиональные и социальные ценностные ориентации, профессиональное и социальное целеполагание, мотивацию профессиональной деятельности и социального взаимодействия, стремление к профессиональному и социальному успеху. Компетентность личности представляет собой систему социально– и профессионально– важных знаний, умений, опыта конструктивного поведения, деятельности и общения в процессе решения задач социального взаимодействия / профессиональной деятельности. Конкурентоопределяющие личностные качества (профессионально– и социально– значимые) объединяют характерологические качества и способности, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности и социального взаимодействия.

Внепрофессиональные характеристики обеспечивают специалисту дополнительные конкурентные преимущества, способствуя, при равных (или почти равных) профессиональных характеристиках, более эффективной реализации себя специалистами в социуме. Во внепрофессиональном содержании заключается принципиальное различие категорий «конкурентоспособность» и «профессионализм». Г ранью, разделяющей описываемые категории, является понятие востребованности специалиста, которая, как было сказано, обусловливается рядом качеств, выходящих за пределы профессиональной сферы в сферу общечеловеческих характеристик. Это качества, одобряемые обществом, позитивно воспринимаемые окружающими (гражданственность, порядочность и т.п.), помогающие специалисту ориентироваться в социуме (гибкость, активность и т.п.), искать и находить в нем место, соответствующее притязаниям и уровню подготовленности (мобильность, навыки самопрезентации) и т.д.

Профессиональное содержание структурных компонентов конкурентоспособности определяется особенностями профессиональной деятельности: ее целями и ценностями, предметом и средствами, действиями и операциями, основными характеристиками профессиональной среды. Они определяют конкретные параметры профессиональной компетентности и направленности личности, а также предъявляют определенные требования к характерологическим качествам и способностям специалиста. Чем больше соответствует специалист указанным параметрам и требованиям деятельности, тем более вероятным является достижение им профессионального успеха.

Различные виды профессиональной физкультурно–спортивной деятельности (педагогическая и научно–педагогическая, управленческая, рекреационная) отличаются разной степенью несовпадения по указанным параметрам. Учитывая, что важнейшим требованиям современного ранка труда является полипрофессионализм специалистов, необходимо осуществлять выбор дополнительной специальности с учетом наибольшего совпадения по психологическим характеристикам видов профессиональной физкультурно– спортивной деятельности.

С точки зрения развития структурных компонентов конкурентоспособность личности определяется в соответствии со следующими критериями:

– компетентности личности: когнитивно –интеллектуальными (систематизированные контекстные знания, умения их интерпретировать и творчески применять при решении социальных / профессиональных задач), мотивационно–волевыми (сознательное и ответственное отношение к осуществляемой деятельности и к ее результатам), деятельностно– поведенческими (практический опыт контекстного социального взаимодействия / профессиональной деятельности);

– конкурентоопределяющих личностных качеств: когнитивными (понимание сущности, значения и ситуаций востребованности качеств), мотивационно–ценностными (убежденность в значимости качеств и готовность к их совершенствованию и экстериоризации), деятельностно–поведенческими (реальное проявление качеств адекватно ситуациям социального взаимодействия / профессиональной деятельности);

– акмеологической направленности личности: когнитивными (знание содержания и значения социальных/профессиональных целей, ценностей, знание целей и способов достижения социального / профессионального успеха ), эмоционально–оценочными (ценностное отношение и личностная значимость социальных/профессиональных целей и ценностей, мотивация профессиональной деятельности / социального взаимодействия, стремление к достижению социального / профессионального успеха путем саморазвития и творческого самосовершенствования), мотивационно–поведенческими ( устойчивость и перспективность внутренних положительных мотивов социального взаимодействия / профессиональной деятельности; руководство социальными / профессиональными ценностями как мотивами социального взаимодействия / профессиональной деятельности; продуктивность и самостоятельность ценностноориентационной, целепостановочной, рефлексивной деятельности. ).

С экономических позиций специалист представляет собой производителя и реализатора профессиональных услуг как специфического товара. Это предполагает наличие у него (специалиста) потребительских свойств: – социальных (наличие смежных специальностей, уникальных знаний, умений, навыков); – функциональных (широта, сложность и разнообразие эффективно решаемых профессиональных задач / выполняемых функций, профессиональная ответственность, инновационность деятельности); – эргономических (соответствие содержания и качества деятельности жизненным потребностям и интересам потребителей, соответствие процесса и результатов деятельности возможностям потребителей и собственным возможностям); – эстетических (соответствие внешнего вида, поведения требованиям профессиональной этики, гибкость поведения); – экономических (адекватность материальных и социально–профессиональных притязаний, готовность к временным трудностям и активность в поиске социально приемлемых способов их компенсации); – надежности и безопасности (устойчивая эффективность деятельности, удовлетворенность потребителей ее качеством); – долговечности (стабильность работы, отсутствие срывов, современность знаний, умений, технологий, их самостоятельное совершенствование).

Качества, обеспечивающие наличие потребительских свойств специалиста, проявляются при трудоустройстве (через поведение на рынке труда) и в процессе профессиональной деятельности (через профессионально ориентированное общение, реализацию профессиональных функций и поведение внутри профессионального сообщества). Степень конкурентоспособности определяется по характеру, широте и причинам востребованности специалиста в эти периоды. Конкурентоспособный специалист характеризуется наличием опережающих предложений о работе либо успешным завершением самостоятельного поиска работы, выходящих, в том числе, за пределы ближнего профессионального круга; высокой оценкой потенциальных работодателей/непосредственных руководителей профессионализма специалиста; отсутствием посредников при трудоустройстве (за исключением представителей профессионального сообщества).

Внешними (экономическими) критериями конкурентоспособности являются: – эффективное поведение при трудоустройстве, эффективный поиск работы, наличие профессионального опыта, достаточный уровень успеваемости (для молодых специалистов – выпускников вузов) (оцениваются в ситуации трудоустройства); – конструктивные отношения с руководством и ценность специалиста для руководителей, конструктивные отношения с коллегами и потребителями профессиональных услуг, полифункциональность профессиональной деятельность и готовность к повышению уровня профессиональной ответственности (оцениваются в ситуации профессиональной деятельности).

Потребительские свойства специалистов являются опосредующим звеном между содержанием структурных компонентов конкурентоспособности и внешними критериями конкурентоспособности. Значимость качеств – детерминантов конкурентоспособности для каждого внешнего критерия соответствует значимости для этого критерия обусловливающих его потребительских свойств, в которых проявляются конкретные детерминанты.

Каждый внешний критерий обеспечивается группой детерминантов, относящихся к социальному и профессиональному содержательным блокам конкурентоспособности. Эффективность поведения при трудоустройстве, равно как и поиска работы зависит от сформированности социально значимых личностных качеств. При этом для поиска работы важной является также социальная компетентность личности, а стремление специалиста соответствовать требованиям рынка труда детерминируется социально–акмеологической направленностью личности. Достаточный уровень успеваемости характерен для субъектов со сформированной специально– профессиональной (у учителей физической культуры, тренеров и организаторов физкультурно–рекреационной деятельности), общеотраслевой–образовательной (у педагогов высшей школы) и общеотраслевой–физкультурно–спортивной (у спортивных менеджеров) направленностью личности.

Конструктивные взаимоотношения с руководством, коллегами и потребителями обеспечиваются, прежде всего, развитыми профессионально– и, (во вторую очередь), социально– значимыми личностными качествами. Полипрофессионализм деятельности детерминируется профессиональной компетентностью и профессионально значимыми личностными качествами при ведущей роли последних. Профессионально значимые личностные качества, вместе с социально–акмеологической направленностью личности, детерминируют также психологическую и инструментальную готовность специалиста к повышению уровня профессиональной ответственности.

Значимость для конкурентоспособности некоторых детерминантов изменяется в процессе профессионализации, в соответствии с чем различаются детерминанты трех видов: инвариантные – не меняют значимости со временем, обусловливают актуальную и потенциальную конкурентоспособность молодых специалистов; качества с понижающейся значимостью – более важны для молодых специалистов, обусловливают их актуальную конкурентоспособность; качества с повышающейся значимостью – важнее для опытных работников, обусловливают потенциальную конкурентоспособность молодых специалистов. Значимость детерминантов конкурентоспособности, относящихся к социальному содержательному блоку, варьирует сходным образом у всех специалистов по физической культуре и спорту, не зависимо от конкретного вида профессиональной деятельности. В содержании профессиональной компетентности наблюдаются характерные для всех видов профессиональной деятельности различия в значимости тех или иных компетенций для молодых и опытных специалистов: с точки зрения преимущественной важности как определенных компетенций, так и конкретных знаний и умений внутри одного вида компетентности (группы компетенций). Наибольшей зависимостью состава детерминантов конкурентоспособности от стажа работы, по сравнению с остальными предметно–содержательными и структурными компонентами, характеризуется профессиональная компетентность, наименьшей – профессионально значимые личностные качества.

Становление конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту осуществляется посредством специфических внутренних механизмов. К ним относятся: – актуализация самости, интересы и притязания личности (для акмеологической направленности личности), – свободный осознанный выбор профессии и специальности, самостоятельность, деятельность (компетентность личности), – рефлексия, идентификация, самопознание (конкурентоопределяющие личностные качества).

Конкурентоспособность специалистов по физической культуре и спорту развивается в соответствии со следующими закономерностями: – детерминирования успешности поведения на рынке труда социальным содержанием, а в условиях профессиональной деятельности – профессиональным содержанием структурных компонентов конкурентоспособности; индивидуальной вариативности динамики и траекторий развития конкурентоспособности; обусловленности эффективности развития конкурентоспособности гармоничностью развития ее структурных компонентов; обусловленности системного единства структурных компонентов конкурентоспособности взаимосвязанностью развития коррелирующих детерминантов; зависимости уровня конкурентоспособности специалиста от степени адекватности сформированного индивидуального состава детерминант модельному составу, соответствующему специализации; обусловленности эффективности развития конкурентоспособности учетом вариативности значимости детерминант при организации образовательного процесса.

Определение уровня развития конкурентоспособности личности целесообразно осуществлять посредством опоры на совокупность внутренних и внешних критериев.

Внутренние критерии представляют собой интеграцию критериев развития структурных компонентов конкурентоспособности и включают: эффективное решение разнообразных нестандартных социальных / профессиональных задач; удовлетворенность возможностью выполнять социальные / профессиональные функции и стремление к самосовершенствованию; проявление необходимых для реализации социальных / профессиональных функций качеств и способностей.

Обобщенные внешние критерии свидетельствуют о соответствии детерминантов, опосредуемых потребительскими свойствами специалистов, требованиям со стороны внешних критериев конкурентоспособности. Они оцениваются по таким показателям, как: знание того, какие характеристики личности, поведения, деятельности необходимы для соответствия критерию, и почему; осознанное, внутренне детерминированное стремление соответствовать этим характеристикам, психологическая готовность к их демонстрации; проявление необходимых характеристик в реальных ситуациях социальной/профессиональной действительности.

Выявленные закономерности развития конкурентоспособности предполагают необходимость организации образовательного процесса в вузе с опорой на такие обобщенные принципы, как:
– учет актуального состава и уровня детерминантов конкурентоспособности как стартовых условий профессионального развития студентов – будущих специалистов, учет свободно и осознанно выбранного студентами вида будущей профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов, поливариативность и корректируемость индивидуальных образовательных маршрутов студентов (принципы проектирования конкуренторазвивающего содержания образования);
– учет экономических критериев конкурентоспособности (внешних критериев и потребительских свойств) при проектировании результатов профессиональной подготовки, учет содержания индивидуальных образовательных маршрутов при оценке качества образовательных результатов (принципы проектирования образовательных результатов).

Психолого–педагогические условия развития конкурентоспособности включают четыре группы:

– концептуально–методологические, выбор которых определен высшим учебным заведением как местом непосредственной педагогической деятельности, и выявленными закономерностями развития конкурентоспособности (реализация андрагогических принципов, опора на индивидуально–личностный, системный и деятельностный подходы);

– конкретно–методологические, конкретизирующие условия первой группы и обеспечивающие возможность реализации закономерностей (пролипрофессиональность, природосообразность, вариативность, контекстность и практикоориентированность образования, учет экономических критериев конкурентоспособности);

– содержательно–методические, обусловленные сущностью решаемой задачи – развитием конкурентоспособности будущих специалистов в образовательном процессе вуза (ориентация на сущность структурных компонентов и детерминантов конкурентоспособности при выборе и реализации содержания образования);

– организационно–технологические, описывающие непосредственные способы конкуренторазвивающей организации образовательного процесса и содержательно–целевые этапы образовательной деятельности (организация психолого–педагогического сопровождения развития конкурентоспособности студентов и конкуренторазвивающей деятельности педагогов, конкуренторазвивающая организация учебной, практической и воспитательной деятельности в вузе).

Развитие конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки представляет собой системное единство содержания образовательного процесса (в совокупности теоретической, практической и морально–психологической подготовки) и психолого–педагогического сопровождения студентов. При этом целесообразно соблюдать следующую последовательность этапов: просветительский (ознакомление студентов с сущностью их будущей профессиональной деятельности, с ее видами и способами индивидуальной профессиональной самореализации), диагностический (оценка индивидуальных качественных показателей развития личности студентов (интересов, общей направленности, степени проявления конкретных КОЛК)), ориентационный (соотнесение диагностических данных с конкретным субъектом (стадия самопознания), разработка индивидуальных программ саморазвития), развивающий (внедрение в образовательный процесс всех мероприятий, процедур, форм работы, необходимых для целесообразного развития детерминантов конкурентоспособности), контрольный (анализ промежуточных результатов и итоговая диагностика).

В рамках учебно–воспитательной деятельности используются образовательные средства, методы и формы организации деятельности (проблемные и активные лекции и семинары, практика, внеучебные общественные и творческие мероприятия и т.п.). Психолого–педагогическое сопровождение осуществляется с применением тестирования и анкетирования, бесед и консультаций, тренингов и т.д.

Применение разработанной методики диагностики уровня конкурентоспособности по критериям сформированности структурных компонентов, интегрированным внутренним, обобщенным внешним и этапным критериям позволяет эффективно осуществлять мониторинг развития конкурентоспособности у студентов, определять эффективность конкуренторазвивающего образовательного процесса и своевременно вносить необходимые коррективы в его содержание. Методика включает совокупность диагностических методов, адекватных текущим задачам: тестирование и анкетирование, педагогическое наблюдение, контент–анализ, экспертную оценку. При этом наибольшую весомость (наибольшее значение) имеют результаты экспертной оценки поведения и деятельности студентов, непосредственно свидетельствующие о степени соответствия личности экономическим критериям конкурентоспособности.

Результаты теоретических и эмпирических исследований позволили сформулировать ряд научно–практических рекомендаций по организации конкуренторазвивающего образовательного процесса в вузе:

1. При организации конкуренторазвивающего процесса в вузе особое внимание необходимо уделять содержанию психолого–педагогического сопровождения студентов как организационно–методической основе развития акмеологической направленности личности и конкурентоопределяющих личностных качеств студентов.

2. Разрабатывая (проектируя) индивидуальные образовательные маршруты студентов следует ориентироваться не только на выбранные ими основную и дополнительную специальности, но и на альтернативные детерминанты конкурентоспособности по различным внешним критериям с учетом характерологических особенностей личности учащихся.

3. На начальных этапах конкуренторазвивающего образовательного процесса вуза, при невозможности либо нецелесообразности одновременного развития всех детерминантов, основное внимание следует уделять детерминантам инвариантной значимости, а позже переходить к развитию остальных групп детерминантов конкурентоспособности.

4. В процессе профессиональной подготовки способствовать развитию у студентов стремления совмещать учебу в вузе с работой по специальности, по возможности, помогать с трудоустройством. В процессе прохождения студентами педагогической, производственной и т.д. практики предлагать им выполнение заданий педагогического, научно–педагогического, управленческого и рекреационного содержания, направленных на освоение учащимися соответствующих профессиональных функций. Все это будет способствовать накоплению студентами необходимого профессионального опыта.

5. С целью эффективного развития социальных предметно–содержательных компонентов конкурентоспособности уделять особое внимание организации внеучебной деятельности студентов общественно–политического, волонтерского, творческого характера, а также соответствующему содержанию деятельности кураторов академических групп (политинформации, ролевые игры, встречи с интересными людьми). Мотивировать участие студентов в деятельности органов студенческого самоуправления, студенческого научного общества, общественных молодежных организаций и т.д. с целью развития гражданской активности и освоения учащимися ряда социальных ролей (участника поликультурного взаимодействия, информационного обмена и т.д.)

6. При организации освоения студентами содержания гуманитарных и социально–экономических, математических и естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин особое внимание уделять практикоориентированности и контекстности информации как важному условию повышения учебной мотивации студентов. По этим же принципам осуществлять междисциплинарную интеграцию информации, что позволит гармонично развивать структурные компоненты конкурентоспособности через формирование полноценной предметно–содержательной теоретической базы у студентов.

7. Для обеспечения когнитивной основы развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту включить в учебный план дисциплину «Основы конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту» в качестве элективного или факультативного курса.

8. Для эффективной подготовки студентов к участию в реальном социальном взаимодействии / профессиональной деятельности использовать в учебном процессе контекстные (ориентированные на предметное содержание деятельности, соответствующие роли и функции) деловые и ролевые игры, ситуационно–проблемные задачи и т.п.

9. Систематически и непрерывно осуществлять мониторинг индивидуальных результатов студентов, вносить необходимые коррективы в содержание конкуренторазвивающего образовательного процесса.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Хазова С.А. Конкурентоспособность будущих специалистов по физической культуре и спорту. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 9 октября.
http://www.eidos.ru/journal/2009/1009-2.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2019
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта