EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Научить школьника задавать вопросы не эпизодически, а системно – ключ к самореализации учащегося.»
Король Андрей Дмитриевич, канд. пед. наук, ЦДО «Эйдос»
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследованияЗачем и как организовывать коммуникации в учебном процессе?
 

Зачем и как организовывать коммуникации в учебном процессе? (вопросы реализации эвристического обучения на основе диалога)

Король Андрей Дмитриевич, канд. пед. наук, зав. кафедрой педагогики ЦДО «Эйдос»

Процессы информатизации и глобализации сегодняшнего общества приводят к увеличению не только информации, но и числа контактов между людьми: число степеней взаимосвязи между реальными и виртуальными объектами окружающего мира пропорционально числу степеней коммуникаций человека. Термин «число степеней коммуникаций» человека заимствован нами из естественных наук по аналогии с термином «число степеней свободы» материальной точки – количеством возможных направлений ее движения.

Быстроизменчивость и глобализация мира, неразрывно связанная с экспоненциальным ростом информации и количеством степеней коммуникаций, девальвация духовно-нравственных основ общества и человека в нем определяет первостепенную важность развития и формирования компетентности учащегося к непрерывному самоизменению, способного не к пассивной адаптации к миру, а к активной.

Насколько способна сегодняшняя система образования разрешать подобные задачи, включая задачу формирования педагогических и социально-психологических коммуникативных компетентностей учащегося? Очевидно, настолько, насколько является коммуникативной и диалогичной на всех ее уровнях, и, прежде всего, уровнях смыслов, целей и содержания образования. Смыслы же и цели сегодняшнего общего образования предполагают, что его содержание является педагогически адаптированным социальным опытом , передаваемым учащемуся. Учащийся должен «знать и уметь» применять те знания и умения по образцу, которые ему передаются извне. Ретрансляционный, монологичный , по сути, характер современного образования оказывается неэффективен для учета личностного начала ученика и его самореализации. Отрицательными сторонами монологичности системы образования являются:

  1. Препятствует индивидуализации обучения, учету личностного начала ученика и его самореализации.
  2. Как следствие – обостряется проблема мотивации детей к учебной деятельности;
  3. Проблема здоровьесбережения. Монологизм увеличивает объем содержания предметов, что вызывает перегрузку, откуда: стрессы, психоневрологические заболевания.
  4. Монологизм не соответствует коммуникативной составляющей современной жизни, ресурсов и технологии сети Интернет. Без диалогичной составляющей образования дистанционная деятельность учащегося не сможет быть культуросообразной.
  5. Монологизм не эффективен в решении воспитательной проблемы. Востребованы навыки диалога воспитателя.

Задача усиления личностного начала ученика и активизации его деятельности требует перехода от ретрансляционных подходов в обучении к таким, которые основаны на коммуникациях, в том числе с использованием Интернет-технологий.

Условием самореализации личности учащегося является его взаимодействие с другими субъектами образовательной среды: «лишь через отношения с другими индивидуальность формируется и свободно самореализуется» (В.А.Лекторский). Ключевой единицей взаимодействия субъектов образования выступает диалог. Не случайно диалогическая природа человека определена одним из условий его существования (М.М.Бахтин, В.С.Библер, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, П.А.Флоренский и др.). Отсюда образование, называемое человекосообразным (А.В.Хуторской), со всей очевидностью должно быть диалогичным.

Диалог выступает методологическим принципом, методом и способом проектирования и реализации образования, в котором усиливается роль ученика как субъекта учебной деятельности, направленной на рождение знаний и личное образовательное приращение. Данный тип обучения является эвристическим и имеет целью организацию продуктивной образовательной деятельности ученика, его творческое развитие в процессе диалога.

Традиционно диалог применяется в ракурсе «учитель-ученик», когда учащийся следует за логикой учителя. Смоделированная нами система эвристического обучения построена на диалоге, в котором инициатива в познании нового принадлежит учащемуся, а не учителю. Диалог выступает средством обеспечения самореализации учащихся в их субъект-субъектном диалогическом взаимодействии с учителем и между собой. Ведущей деятельностью ученика выступает его «вопрошающая» деятельность. Деятельность учителя заключается в проектировании и реализации коммуникаций [ 1 ] .

Научить школьника задавать вопросы не эпизодически, а системно – ключ к самореализации учащегося, формированию познающей, творческой личности, способной выдвигать предположения, строить свой индивидуальный путь.

Система эвристического обучения на основе диалога позволяет разрешать многие фундаментальные проблемы эвристического обучения, прежде всего, связанные с коммуникативной составляющей самореализации ученика, системой подготовки учителя, способного осуществлять данный тип обучения в массовой школе, что существенно расширяет границы применимости этого типа обучения в образовательной практике.

Главными составными частями подобной системы являются: 1) функции диалога как методологического принципа реализации эвристического обучения (нравственно-развивающая, когнитивная, эмоционально-ценностная, творческо-рефлексивная); 2) система проектирования содержания эвристического обучения, система ее реализации на основе коммуникаций между субъектами образовательного процесса.

Функции вопроса: когнитивная (вопрос рассматривается как инструмент реализации познавательной активности), нравственно-развивающая (вопрос как сознательное обращение к собирающему началу, к логосу), эмоционально-ценностная, творческо-рефлексивная. Две последние функции заключают в себе единство внутреннего и внешнего диалогов, синтез активности учащегося и формирование его нравственных основ.

Познавательная активность и нравственность, заключенные в вопросе, отражают его творческо-формирующую функцию.

С философско-методологических позиций вопрос учащегося гораздо более многогранно характеризует личность, нежели ответ. В вопросе как творческом продукте уже заключена разноракурсная диалогичность – диалогичность между единичным и множественным – знанием и незнанием, человеком и миром, между культурой и цивилизацией.

Согласно трактовке эвристического обучения, ученик на первом этапе своей образовательной деятельности познаёт исследуемую область реальности (фундаментальный образовательный объект). Затем, на втором этапе, полученный учеником субъективный первичный продукт его деятельности сопоставляется под руководством учителя с образцом -культурно-историческим аналогом. На третьем этапе деятельности учащегося этот продукт переосмысливается, достраивается до обобщенного образовательного продукта или включается в предмет новой деятельности школьника [2].

Данная трехступенчатая последовательность эвристической деятельности ученика находит своё отражение в трех методологических группах вопросов познания объекта – «Что?», «Как?», «Почему?». Методология познания любого объекта требует сначала выделения его среди других объектов, рассмотрения объекта со своей внешней стороны, доступной живому созерцанию. Вычленение внешней стороны объекта в целом коррелируется постановкой группы вопросов «Что?».

Следующим этапом изучения является описание учеником свойств выделенного объекта, для чего требуется расчленение целого на составляющие части, исследование каждой из них по отдельности, сравнение друг с другом, установление закономерностей. Этому этапу познания соответствует постановка группы вопросов «Как?». На третьем этапе качественно различные свойства, стороны объекта познания синтезируются, получают объяснение, что находит отражение в группе вопросов «Почему?».

Поэтому с философско-методологических позиций эвристическое обучение представляет собой процесс эвристического вопрошания на каждом из отрезков его индивидуального образовательного пути, причем процесс, ориентированный стремлением учащегося на формирование новых для него знаний. По сути, данная методология должна помочь научить школьника ставить вопросы, формирующие его активную позицию по отношению к познавательной реальности.

(«Что?», «Как?», «Почему?») – базисная триада модельных вопросов, наделенных методологическим смыслом. Модель имеет три уровня реализации: 1) философские основания моделирования; 2) технологический уровень; 3) методический уровень.

В модели эвристического обучения на основе диалога вопросы учащегося к фундаментальному образовательному объекту (методологическая группа вопросов «Что?») способствует созданию школьником субъективного образовательного продукта.

Доказательства, опровержения школьником утверждений , составленных учителем, (методологическая группа вопросов «Как?») выступают инструментом при сопоставлении субъективного образовательного продукта с культурно-историческим аналогом.

В модели эвристического обучения на основе диалога одновременное доказательство и опровержение школьником утверждения , составленного учителем, составление учащимся фрагмента диалога, диалогового эвристического задания (методологическая группа вопросов «Почему?») – инструмент учащегося в создании им обобщенного образовательного продукта. Принцип единства доказательства и опровержения является диалоговым принципом дополнительности Н.Бора. Э. Фромм показал, что парадоксальное мышление, которое основывается на том, что А и не-А есть одно и то же, порождало толерантность, терпимость, а также стремление к преобразованию человеком самого себя. Реализация этого принципа в образовательной практике формирует умения учащегося рассматривать несколько точек зрения, в том числе и противоположных, позволяет воспитывать толерантность и терпимость к чужому мнению.

Вопрос учащегося как модель его ответа

Вопрос учащегося является его творческим продуктом, выступающим в качестве педагогической модели ответа, и отражает процесс самореализации учащегося.

С педагогической точки зрения, творческая деятельность может быть стандартизирована, «зафиксирована» и в знаниевых (базис вопроса), и в деятельностных (переход от знания к незнанию в вопросе ученика отражает его творческую деятельность) «координатах». Две данные составляющие вопроса – знаниевая и творческо-деятельностная – позволяют рассматривать вопрос учащегося в качестве педагогической формы его ответа [3].

Основными показателями для оценки являются: 1) когнитивные (интенсивные) вопросы ученика, направленные на более глубокое изучение нового материала; 2) экстенсивные вопросы, связывающие тему предмета с другими темами и даже предметами; 3) количественная разность между вопросами ученика и встречными вопросами учителя (оргдеятельностные вопросы); 4) креативные (синкретические) вопросы. По сути, синкретический вопрос – это вопрос, направленный «вглубь» междисциплинарного знания . Например, «Можно ли утверждать, что характер угасания культуры народа носит экспоненциальный характер?». Критериями оценивания являются сами последовательности вопросов при доказательстве, опровержении утверждений учителя.

Приведем примеры трех различных типов вопросов, имеющих разную образовательную ценность.

Пример №1

  1. Что такое климат?
  2. Можно ли считать, что климатические условия влияют на определенные черты характера, темперамента жителей, проживающих в данной климатической местности?
  3. Каким образом климатические условия сформировали черты Вашего характера?

Пример№2

  1. Есть ряд алгебраических функций: степенная, экспоненциальная, показательная, логарифмическая, тригонометрическая. Каковы основные характеристики алгебраических функций?
  2. Можно ли считать, что поведение человека как процесс в самых различных сферах (личностной, общественной, учебной и др.) может быть описано с помощью основных алгебраических функций?
  3. Есть ряд алгебраических функций: степенная, экспоненциальная, показательная, логарифмическая, тригонометрическая. Сопоставьте каждую из этих функций с различными видами своей деятельности, например: обучение определённому предмету, подготовка к экзамену, поведение с представителем противоположного пола и др. Объясните выведенные соответствия и сделайте вывод о том, какая зависимость отвечает в большинстве случаев вашей натуре.

Эффективной для оценивания деятельностной составляющей творчества учащегося может использоваться и сама последовательность вопросов. Например, последовательность двух соседних вопросов ученика в его доказательстве или опровержении утверждения дает возможность оценить способность учащегося дифференцировать и интегрировать предметные знания, находить аналогии и ассоциации между разнородными компонентами, выражать интенцию говорящего не эксплицитно, а имплицитно. Кроме доказательств (опровержений) эффективной оценкой творчества учащегося является составленный им фрагмент диалога, беседы. Он позволяет оценить такие характеристики его творческого мышления (по И.Я. Лернеру), как видение новой проблемы в знакомой ситуации, перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию, видение новых функций известных объектов, видение всей взаимосвязи структуры объекта, комбинирование известных способов действия и создание нового способа [6].

С этой точки зрения нам представляется, что использование именно вопросов (а не ответов на них) в тестовых заданиях является важным этапом для оценивания творчества ученика. Подобный коммуникативный подход, реализованный в ходе тестирования учащегося при обучении его иностранным языкам, уже в ряде случаев практически доказал свою состоятельность [7] .

Особый интерес для оценивания эвристической творческой деятельности учащегося имеет эмоционально-мотивационный подтекст его вопросов. Например, определенные эмоциональные высказывания в форме вопросов, которые не направлены на получение информации, позволяют оценить опыт эмоционально-ценностного отношения учащегося к действительности. В педагогической литературе опыт эмоционально-ценностных отношений рассматривается как воспитание у школьника личностных ориентаций и механизмов развития соответствующих качеств: способность дать собственную оценку тем или иным событиям, высказываниям, поведению – своему и других людей; способность осмысленно выйти из ситуации, требующей нравственного выбора и т.д. [8]. Вопрос рождается из эмоции и благодаря эмоции – своеобразного раздражителя психики индивида. И в этом плане вопрошание может рассматриваться как педагогическое средство, способное преодолеть разрыв между знаниевой и творческой компонентами образования, поскольку оно позволяет давать эмоционально-ценностную окраску событиям, рассматривать с нескольких точек зрения проблему, вести дискуссию с мыслителями прошлого и настоящего. Использование эмоционально-мотивационной сферы индивида в обучении – перспективное направление в педагогике, которое может получить новый импульс при учете в образовательных нормативных документах подобных эмоционально-вопросных предложений ученика.

 

Система реализации

Система реализации эвристического обучения на основе диалога предполагает продуктивную деятельность учащегося по созданию им совокупного образовательного продукта. Подобная продуктивная деятельность учащегося как основа его творческой самореализации неэффективна без коммуникативной составляющей: деятельность учащегося по созданию образовательного продукта на каждом ее этапе включает в себя возможность демонстрации образовательных продуктов учащихся, их сравнения, что придает особую значимость системе коммуникаций, основанной на горизонтальных (учащийся-учащийся») и вертикальных («учащийся-учитель») диалогах. Вопрос учащегося и его производные выступает и в качестве средства сравнения образовательных продуктов других учащихся, и в качестве самого продукта эвристической деятельности учащегося.

Ученик диалогизирующий – это ученик активный, сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается новое: знание, эмоция, творчество.

Под эвристическим диалогом понимается тип диалога «ученик-учитель», в котором инициатива в познавании нового принадлежит ученику, не учителю. Эвристический диалог предполагает постановку учащимся вопросов внешней образовательной среде на каждом из этапов его образовательной деятельности: на этапе целеполагания, выборе форм и методов, сообразных его культурно-историческим, психологическим особенностям, рефлексивной деятельности.

Главное преимущество эвристического диалога, в сравнении с традиционным диалогом («поликультурная образовательная среда – монокультурный учащийся»), заключается в том, что эвристический диалог способствует становлению нового типа учащегося – ученика диалогизирующего . Умение учащегося вести диалог связано с умением школьника отделять знание от незнания, строить цели своего обучения, выбирать необходимые для этого образовательные средства, рефлексировать. В этой связи можно заключить, что различные формы вопрошания учащегося в эвристическом диалоге позволяют значительно повысить степень творческой самореализации учащегося.

Коммуникативная составляющая занятия (организация учителем «горизонтальных» («учащийся-учащийся») и вертикальных «учащийся-учитель» коммуникаций) – важная часть процесса формирования опыта творческой деятельности учащегося. Коммуникативный компонент позволяет, во-первых, научить учащегося общаться с другими и самим собой, что обеспечивает формирование опыта его творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к действительности, способствует созданию «локомотива» его индивидуальной деятельности. Во-вторых, коммуникации, дидактической единицей которых является вопрос ученика, обеспечивают возможность демонстрации и активного сравнения образовательных продуктов учеников.

В этой связи следует отметить, что формирование эвристических качеств личности субъектов учебного процесса наиболее эффективно в информационно-коммуникативной среде, с использованием дистанционных форм и методов обучения продуктивной, творческой ориентации [4]. В очной форме на уроке традиционная доска не может в полной мере послужить местом «встреч» ученических продуктов. В равной степени и мел не может технически обеспечить коммуникативную составляющую урока.

Может ли информатизация образования быть человекосообразной? Являться противоядием от многих негативных черт сегодняшнего времени?

Передаточный, а потому монологичный характер образовательной системы ограничивает процесс информатизации до уровня форм и методов трансляции информации. В одном из ярких проявлений информатизации образования – дистанционном обучении – учащийся выступает в роли получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. При этом личный опыт учащихся и их деятельность по конструированию знаний почти не организуется.

Техническое оснащение учебных заведений парком компьютерной техники и подключением к сети Интернет повышает уровень оснащенности образовательных учреждений. Однако возникает вопрос: Какова эффективность использования высокотехнологического компонента для развития личности учащегося? В нетворческой образовательной системе информационный компонент не имеет существенных качественных рычагов для развития личности школьника, поскольку определяющим, «ведомым» является сам передаточный характер образовательной системы. Количественное возрастание степени информатизации (увеличение парка персональных компьютеров в учебных заведениях, возрастание скорости передачи данных в локальную, глобальную сеть и др.) при знаниево-ориентированном характере содержания образования только усиливает его негативные черты, репродуктивность и низкий элемент творчества. Например, использование информационных технологий в контроле знаний, умений и навыков сводится к проверке информации, а неограниченный рост заимствований из сети Интернет свидетельствует о развитии шаблонности мышления школьника.

В этом случае реализуется информационная функция информатизации образования. Данная функция: облегчает и ускоряет передачу информации к учащемуся, усиливает репродуктивность процесса образования; вызывает перегрузку деятельности учащихся; усиливает репродуктивность ответов учащихся и затрудняет контроль образовательных результатов.

Очевидно, что наивысший коэффициент полезного действия информатизации образования для развития личностных качеств учащегося обеспечивается двумя составляющими. Во-первых, изменением вектора образовательной парадигмы, направленного не «на учащегося», а «от него». Во-вторых, степенью интеграции информационных и педагогических технологий , когда коммуникации как процесс становятся частью содержания образования учащегося.

Изменение вектора образовательной системы – от учащегося, а не на него – меняет монологичный характер образовательной системы на диалогичный. В этом случае реализуется творческо-коммуникативная функция информатизации образования. Творческо-коммуникативная функция информатизации образования : облегчает доступ к информации; реализует свободу выбора учащегося; обеспечивает демонстрацию образовательных результатов субъектов учебного процесса ( информационно -коммуникативная функция); обеспечивает возможность их активного сравнения участниками учебного процесса ( регуляторно -коммуникативная функция).

Поэтому, с учетом вышесказанного, диалогическая сущность эвристического обучения определяет востребованность очно-дистантных и дистанционных форм и методов его реализации, в которых осуществляется синтез педагогических эвристических и информационных технологий.

Формами реализации системы эвристического обучения являются: д истанционные эвристические олимпиады, дистанционные курсы (для учащихся, педагогов, родителей), дистанционные курсы, проводимые только в форумах («Форум-курсы»), очно-дистантные мероприятия (например, Интернет-уроки), дистанционные ученические конференции, основанные на защитах творческих работ учащихся в форумах, дистанционные проекты, конкурсы творческой коммуникативной ориентации

Использование Интернет-ресурсов и его основных служб в учебном процессе должно служить определенной цели, той, которая невозможна в очном формате подобных мероприятий. А именно – организации коммуникаций между субъектами образовательной среды (студент, педагог) c целью демонстрации и сравнения их образовательных продуктов.

Синтез педагогических и информационных технологий приводит к трансформации образовательной среды . В частности, к появлению важной составной его части: информационно-коммуникативного пространства . Субъектами информационно-коммуникативного пространства являются ученики, учителя, классные руководители, методические объединения, родители, дистанционные педагоги, образовательные учреждения. Формирование атмосферы всеединства всех участников пространства, их творческой самореализации, коммуникативных качеств ученика и учителя – вот одна из главных целей подобного пространства.

Педагогическая новизна и значимость информационно-коммуникативного образовательного пространства на эвристической платформе заключается в том, что оно объединяет самые разные школы, гимназии, ВУЗы, их учителей, администраторов, учащихся в едином учебном процессе. Позволяют на деле осуществить интеграцию систем очного и дистанционного обучения, показывают пути преемственности очного процесса на дистанционном поприще. И, наоборот.

Ввиду взаимосвязи продуктивной и коммуникативной составляющих эвристической деятельности учащегося нами разработана дистанционная система реализации эвристического обучения, основанная на телекоммуникационных формах конструирования учащимися новых знаний. При этом важное значение для самореализации учащихся в дистанционной форме приобретают эмоционально-ценностный, мотивационный и рефлексивный факторы. Первый из них объясняется эмоционально-ценностной функцией вопроса как дидактической единицы эвристического диалога учащегося; атмосферой всеединства учащихся в информационно-коммуникативном пространстве; эффектом раскрепощенности учащегося в режиме дистанционного общения, недоступностью или опосредованностью авторитарной логики учителя. Рефлексивный фактор эвристического дистанционного диалога учащегося в сравнении с очной формой диалога объясняется нами большей количественной и качественной степенью коммуникаций во время дистанционных мероприятий, способных обеспечить обратную связь и скорректировать индивидуальность обучения практически каждого учащегося. На очном уроке традиционная доска не может в полной мере служить местом «встреч» ученических продуктов [5].

«Смею заметить, что результаты превзошли все мои ожидания! Участие в конкурсе изменило не только количественную характеристику знаний, но и качественную их сторону. Само отношение к своей профессии, к видению себя в ней перевернулось, буквально, с головы на ноги, встало на них крепко и, надеюсь, надолго». (Полищук С. Г., учитель информатики, ГОУ КШИ «Норильский кадетский корпус», село Тесь, призёр 8-го Всероссийского конкурса «ДУГ-2006»).

Роли участников очно-дистантных, дистантных коммуникаций

Каждый участник выступает в роли; а) организатора обсуждений; б) участника обсуждений.

Организатор коммуникаций формулирует и размещает на форуме собственные:

  •   цели,
  •   проблемные вопросы,
  •   утверждения
  •   выполненные задания по теме занятия.

Участник коммуникаций высказывает свои собственные суждения в отношении поднятых вопросов: формулирует «за» и «против» в них. Выступает рецензентом высказываний: а) собственных; б) других участников форума коллег, ведущего курса. Доказывает согласие или несогласие собственной позиции с позицией другого участника, находит слабые уязвимые места в рассуждениях других участников.

Коммуникативная деятельность участника курса в рамках двух ролей является его главным образовательным продуктом и оценивается ведущим.  

Виды коммуникаций на занятиях:

  •   постановка вопросов
  •   доказательство, опровержение, приведение «за» и «против» (компьютерная программа)
  •   доказательство и опровержение

Критерии оценивания

Образовательным продуктом участника курса является: 1) сформулированные цели; 2) вопросы; 2) формулировки, 3) рефлексивные замечания там же в форуме после знакомства теор.материала, 4) другие коммуникации типа доказательства, опровержения

Формы коммуникаций

Первой формой для организации коммуникаций учащихся, основанной на интеграции педагогических и информационных технологий, выступает эвристическая олимпиада .

Например, олимпиадной задание «Двигатель прогресса» (Задание II Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по философии).

Философия – это всегда размышление, диалог с самим собой и с другими. Знаменитые греческие философские учения и школы (Сократа, Платона, Аристотеля, стоиков и эпикурейцев, и др.) основывались на познании путем диспута. А в Средневековье диспут стал главным элементом преподавания в университетах!

Как вы считаете, что является двигателем прогресса, развития цивилизации? Выскажите на форуме ЦДО «Эйдос» свое мнение в виде утверждения с доказательством и постарайтесь его защитить. Кроме того, представьте не менее одного критического суждения по отношению к уже имеющимся суждениям по этой теме на форуме. Укажите также, чье мнение на форуме (отличное от вашего) вы считаете наиболее аргументированным и почему.

Технические условия выполнения задания:

- Познакомьтесь с правилами участия в форумах по адресу http://eidos.borda.ru/?1-21-0-00000001-000-0-0-1118658344
- Зарегистрируйтесь в этом форуме (если вы раньше были зарегистрированы, используйте свой прежний ник и пароль).

- Примите участие в теме «Двигатель прогресса» (раздел форума «ЭВРИКА!») по адресу http://eidos.fastbb.ru/?0-8
- При откликах на чужие высказывания нажимайте кнопку Re: непосредственно под этим высказыванием, чтобы ваш текст оказался сразу под ним, а не в конце темы. Сначала приведите цитату, для этого выделите её в чужом сообщении и нажмите кнопку Цитата.

В качестве результата выполнения задания в свою высылаемую работу для жюри включите:
а) ваше исходное утверждение на форуме с откликами на него (укажите свой ник на форуме);
б) оригинал выбранного вами сообщения (вместе с ником) и ваш отклик на него или всю дискуссию

Второй формой для организации коммуникаций учащихся, основанной на интеграции педагогических и информационных технологий, выступает ученическая конференция.

Первая цель конференции – предоставить возможность ученику попробовать себя в роли творца-созидателя нового. Вторая цель – предоставить ему возможность донести собственную точку зрения до других участников конференции. А для этого нужно уметь заглянуть внутрь себя, и, соответственно, уметь принять точку зрения другого участника. Уметь общаться не только с другими, но и с самим собой. Эти два очень важных качества необходимы каждому ученику не только в учебной деятельности, но и вне школьных стен.

Приведем пример задания для участников III Всероссийской дистанционной ученической конференции

Уважаемый участник конференции!

Ваше участие в конференции подразумевает три составляющих (номинации):

1) Разработка и предоставление на обозрение другим участникам и педагогам самой творческой работы;

2) Рецензент собственной работы;

2) Оппонент двум другим участникам конференции (одна работа выбирается по желанию участника, исходя из его научных предпочтений и интересов, вторая определяется дистанционным педагогом).

Во второй номинации «Рецензент своей работы» (номинация включена в Аннотацию работы) участник, представляющий свою творческую работу должен после размещения ее содержания на сайте привести наиболее значимые аргументы в защиту работы (выбора целей, содержания, форм и методов исследования), и одновременно привести слабые (проблемные) стороны работы, ее уязвимые места.

Результат оформляется в таблицу:

Структурные элементы творческой разработки

«Сильные» стороны компонента

«Слабые» стороны компонента

1. Цели разработки

 

 

2. Содержание работы

 

 

2.1. гипотеза
2.2. значимость работы

 

 

3. Содержание

 

 

4. Формы и методы

 

 

5. Другое

 

 

Третья номинация «Оппонент» предполагает постановку участником конференции вопросов (не менее пяти) двум другим участникам, защищающим свои творческие работы.

При этом этот же учащийся должен ответить на вопросы двух других оппонентов-коллег. Вопросы и ответы размещаются на Форуме.

Оценивание деятельности каждого учащегося производится в двух направлениях.

Первое направление – оценивание качества творческой работы .

Второе направление оценивания – сам процесс защиты работы , организация обсуждений в форуме, оценивание (согласно двум номинациям) работ других участников.

Ниже Оргкомитет приводит критерии оценки вашей творческой работы (каждый критерий оценивается по 10-балльной шкале):

  •   Качество работы:
  •   Оригинальность темы и проблемы. Актуальность работы.
  •   Умение сформулировать проблему, тему, цель и задачи работы.
  •   Владение методами исследования, способность объяснить необходимость применения каждого в работе.
  •   Степень творчества. Самобытность. Отражение собственной позиции автора.
  •   Содержательность работы. Глубина раскрытия проблемы.
  •   Умение анализировать работу, выявлять ее сильные и слабые стороны
  •   Умение видеть перспективу по данной теме. Возможность и обоснованность наличия гипотез относительно продолжения развития темы.
  •   Практическая польза работы
  •   Трудоёмкость. Объем выполненной работы.
  •   Логичная структура работы. Грамотное и корректное использование источников.
  •   Оформление работы.
  •   Защита работы, участие в работе форума:
  •   Активность участника.
  •   Оценивание работ других участников конференции (количество и качество вопросов, содержательность выступлений, ответов, умение вести дискуссию, и др.)
  •   Количество и качество появившихся в результате обсуждения новых идей, открытий, конструктивных предложений.
  •   Соответствие первоначальных целей и рефлексивных суждений после защиты работы

Третьей наиболее распространенной формой организации коммуникаций учащихся, основанной на интеграции педагогических и информационных технологий, выступает Интернет-урок.

Дистанционная составляющая Интернет-занятия направлена на повышение коммуникативной составляющей занятия ( c использованием сайта, Форума, чата и др.), обеспечивающая сравнение образовательных результатов учащихся на каждом из этапов их образовательной деятельности: целеполагании, создании ситуации образовательной напряженности, рефлексии. Организация учителем «горизонтальных» («учащийся-учащийся») и вертикальных «учащийся-учитель» коммуникаций преследует две цели: 1) демонстрация образовательных продуктов учащихся, 2) организация активного их сравнения, регулирование процессом обмена мнениями.

Интернет-занятия наиболее эффективны в случае, если образовательный продукт учащегося – дискуссия, вопрос учащегося, доказательства, опровержения.

Приведем пример материалов заданий, выполненных конкурсантом «Дистанционная школа года»-2008: Лимониковой Н.В., учителем русского языка, литературы и истории МОУ «Эдучанская СОШ», п. Эдучанка Иркутской области .  

Задание 1. Моя цель.

Здравствуйте, уважаемые ученики!

Наш Интернет-урок по теме « XIX век, каким я его запомню» начинается с постановки цели.

Я, как учитель, поставила перед собой цель: помочь каждому ученику не просто знать историю России, но создать собственное представление о том или ином её периоде. Ведь для каждого человека каждый исторический период может иметь собственное значение, свой особенный цвет, образ, символику.

Ваша задача: поставить цель, которая будет достигнута в конце урока. Для этого

•  Окиньте мысленным взглядом XIX столетие.

•  Выберите события, которые вы считаете для себя наиболее интересными и важными.

•  Представьте форму, в которой вы хотели бы рассказать о XIX веке всем окружающим вас людям (рисунок, стихотворение, текст….).

•  Поставьте цель и отправьте её в doc -файле на мой e - mail .

Уважаемая Надежда Валентиновна! Если вы выбираете очно-дистантную форму проведения Интернет-урока, а не только дистанционную, то такое задание-вступление вполне оправдано и может иметь место как с очной аудиторией учащихся (Вы проговариваете вербально). Однако, для большей аудитории Ваши слова будут доступны только в том, случае, если Вы их разместите (как и все последующие задания и модули) на сайте. Это надо иметь ввиду.

===

Задание 2.

Твой образ XIX века.

Оформление Интернет-газеты «Мой XIX век»

•  Прочитайте Учебный модуль 1.

•  Выполните Задание 2.

Теперь, когда мы вспомнили все события XIX века, попробуем создать собственный образ века. Он будет складываться из важных для нас исторических персонажей и простых людей, событий, фактов, взглядов и мнений, открытий и противоречий. С течением времени этот образ может изменяться, но сейчас мы создаём точку отсчёта неуловимого времени и представления о нём.

Своё представление о XIX веке вы можете выразить в любой форме. Это может быть рисунок, коллаж, ваша оценка века, выраженная словом, стихотворением, другим художественным произведением. Всё в вашей власти! Дерзайте!

В качестве поддержки предлагаю вам вопросы и задания:

1. Вспомните, историки назвали XVII век «бунташным», XVIII век – эпохой дворцовых переворотов. Предложите своё обозначение XIX века.

2. Придумайте символ XIX века и опишите его.

3. Выберите события, исторических деятелей, которые, на ваш взгляд, являются важными и характерными именно для XIX века российской истории. Объясните, почему вы их выбрали?

Выполненное задание 2 вышлите на мой e - mail или разместите в Интернет-газете «Мой XIX век» по адресу http://historyobraz.rusedu.net/ , для этого войдите как администратор, используя логин historyobraz пароль 197519.

Только, нужно четко прописать время, в течение которого требуется выполнить задание.

 

Задание 3.

Обсуждение в форуме задания 2.

•  Познакомься с содержанием Интернет-газеты «Мой XIX век», расположенной по адресу http://historyobraz.rusedu.net/

•  Выбери работы, которые тебе понравились, взволновали, заставили задуматься.

•  Оставь свои комментарии к этим работам.

Желаю удачи!

Ваш учитель, Надежда Валентиновна.

Понятное, краткое и хорошее здание. Рекомендую так же определить время и, тем более, с учетом того, что ученики могут не все одинаково хорошо владеть навыками регистрации в форуме и работы с др. веб-технологиями.

Задание 4.

Найди единомышленника или оппонента.

•  Изучи Учебный модуль 2.

•  Найди среди представлений известных людей о XIX веке те, которые совпадают с твоим образом и те, которые противоречат ему.

•  Напиши небольшое рассуждение на тему «Мои единомышленники и оппоненты».

•  Отправь выполненное задание.

 

Оппонент – человек, высказавший противоположное мнение.

Задание понятное, но, есть сомнение в отношение времени его выполнения. Для того, чтобы написать, оставшейся части урока мало. А здесь еще и подумать надо, что писать. Его нужно либо объединить с предыдущим, либо исключить из программы урока.

 

Задание 5.

Итоговая рефлексия и домашнее задание.

«Наш Интернет-урок заканчивается. Нам осталось подумать над тем, что у нас получилось, чего мы достигли, что приобрели».

Далее приводится алгоритм выполнения рефлексии

Общие замечания.

•  четко несколько раз продумать сценарий и, главное, временные рамки каждого этапа.

•  Возможно, в третьем задании усилить именно коммуникативную часть урока – не просто предложить ученику написать отзыв, а как-то найти плюсы или минусы какой-либо еще реплики, пункта в газете или др. Это бы повысило мотивацию и стимулировало бы креативность.

•  Пересмотреть объем модулей. Время урока – ограничено.

 

Четвертой формой реализации эвристического обучения на основе диалога выступают дистанционные курсы (для школьников, педагогов), проводимые сугубо в форумах (форум-курсы), а также дистанционне уроки.

Педагогические преимущества проведения курсов:

- приоритет деятельностного подхода перед информационным. Задание и ссылка на теоретический материал размещается непосредственно в форуме.

- мотивационный. Каждый участник курса выступает в роли организатора обсуждения и его участника, реализует собственные цели посредством коммуникаций.

- развитие не только учебно-познавательных (традиционная форма проведения курсов посредством электронной почты), но и в большей степени коммуникативных, информационных компетенций участников курса

 

Технология реализации курса в форуме

Первый этап образовательной деятельности участника курса . Постановка субъектом учебного процесса образовательных целей при изучении темы (целеполагание) .

Участник курса формулирует свои собственные цели при изучении курса в форме вопросов. Размещает на форуме свой первичный продукт (мнение, вопрос, и т.д.) - что его ИНТЕРЕСУЕТ  в рамках темы, занятия. Тем самым выступает в роли организатора коммуникаций.

Роль участника коммуникаций: ответы на вопросы коллег, постановка своих собственных вопросов.

Второй этап образовательной деятельности курсанта. Сравнение своего первичного образовательного продукта с культурно-историческим аналогом .

•  Выполнение задания ведущего и его размещение на форуме. Учебный модуль выполняет роль культурно-исторического аналога (теоретический блок).

•  Каждый участник курса создает: новое утверждение по теме занятия (1 вариант), формулирует новые вопросы (2 вариант), доказывает или опровергает утверждения, которые ранее были сформулированы им и другими участниками в ходе выполнения первого задания (3 вариант).

•  Выполнение роли организатора коммуникаций и участника коммуникаций.

Третий этап образовательной деятельности курсанта. Осуществление рефлексии собственной деятельности в рамках курса и размещает ее на форуме.

•  Выполнение роли организатора коммуникаций и участника коммуникаций. Каждый участник высказывает свои собственные суждения в рамках рефлексивной деятельности, отвечает на вопросы коллег, формулирует собственные вопросы.

В заключение отметим, что потенциал индивидуализации образования, раскрытия личностных черт учащегося, может быть в полной мере реализован эффективно с помощью информатизации образовательной системы. С другой стороны, и сам процесс информатизации образования получит наибольшую эффективность, когда будет являться инструментом личности в решении его образовательного процесса, а не инструментом государства. В этом есть глубокий философский подтекст – информатизация и индивидуализация образования должны быть единым нераздельным процессом, а не «соседствовать» по-отдельности.

 

Литература

1. Король, А.Д. Повышение квалификации учителя в сетевой структуре учебного взаимодействия [Текст] / А.Д. Король // Педагогика. – 2009. – №4. – С. 20-27.

2. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика : Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. – М. : Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.

3. Хуторской, А.В. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) [Текст] / А.В. Хуторской, А.Д. Король // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – С. 109-114.

4. Король, А.Д. Образование в судьбе современной России : [выступление на «Круглом столе»] [Текст] / А.Д. Король // Педагогика. – 2008. – №1. – С. 22-24.

5. Король, А.Д. Диалог в образовании: эвристический аспект. Научное издание [Текст] / А.Д.Король. – М. : ЦДО «Эйдос», Иваново : Издательский центр «Юнона», 2009. – 260 с.

6. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М ., 1974. С . 37.

7. Capelle G. Le nouvel Espaces 1: Methode de francais / Guy Capelle,Noelle Gidon. Paris: Hachette Livre, 1995.

8. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 3. С. 3–10.

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Король А.Д. Зачем и как организовывать коммуникации в учебном процессе? (вопросы реализации эвристического обучения на основе диалога). // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 21 октября.
http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-2.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2019
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта