EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Можно с уверенностью утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий.»
Рахманкулов Р.Р., информационно-методический центр, р.п. Степное
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образование Cетевое межмуниципальное взаимодействие в учебном процессе
 

Cетевое межмуниципальное взаимодействие в учебном процессе

Рахманкулов Рашид Рафаильевич, руководитель муниципального информационно-методического центра, управление образования администрации Советского муниципального района Саратовской области, р.п. Степное

Данная статья рассказывает о формах сетевого межмуниципального взаимодействия, апробированных в Советском районе на базе муниципального информационно-методического центра в течение 2008-2009 учебного года.

Стремительное развитие сетевых информационных технологий открыло новые перспективы в учебном процессе. Можно с уверенностью утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных на Интернет-технологиях.

Наиболее эффективные и приемлемые для нас, с нашей точки зрения, является организация дистанционного обучения в форме сетевого обучения, на основе сетевого межмуниципального взаимодействия.

Рассмотрим основные понятия данной проблемы.

Сеть – это совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления. Отличительной чертой сети является особый тип взаимодействия разных типов и видов учреждений (организаций).

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений - это совместная деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих возможность обучающимся осваивать предметные и ориентационные курсы с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений.

Сетевое взаимодействие основано на равном положении учреждений в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных, то есть неиерархических связей. По этим связям между учреждениями происходит обмен ресурсами, информацией и перемещение учащихся. Каждое учреждение, включенное в сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает собственные возможности. Учащиеся приобретают возможность получить более широкий спектр образовательных услуг и выстроить свои индивидуальные планы.

А, учитывая, что одна из задач системы образования в современном обществе – обеспечить каждому человеку свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей. Эту задачу и помогает решать дистанционное обучение, которое в нашем районе осуществляет муниципальный информационно-методический центр.

В начале учебного года МИМЦ провел анкетирование педагогов района , работающих в 10-11 классах по вопросам ИКТ-компетентности. Опираясь на результаты анкетирования, был составлен план работы центра. Где особое внимание было уделено работе учителей с электронной почтой, привлечение педагогов к работе на форумах, конференциях в Интернете и обучению их с использованием дистанционных образовательных технологий.

Используя лучшие средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, на базе МИМЦ были организованы курсы повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий по программе « Использование EXCEL при создании и обработке психологических тестов ». Причем слушателями курсов стали не только педагоги-психологи, но и учителя-предметники. Ведь тема, затронутая на КПК, актуальна не только для психологов, но и для учителей, которые ещё являются и классными руководителями.

Еще одной особенностей этих курсов являлось то, что слушателями были не только педагоги нашего района, но и учителя из школ Балаковского района. Ведь межмуниципальное взаимодействие важно сегодня, так как мы слишком долго "варились в собственном соку". А это прекрасная возможность педагогического общения с коллегами из соседних районов.

Основу образовательного процесса данных курсов составляла целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа учителя, который мог учиться в удобном для себя месте , по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по электронной почте или Skype -чату . Таким образом, слушателю не надо ждать начала курса, как это происходит в обычных учебных заведениях - дистанционный курс начинается тогда, когда тебе удобно .

На мой взгляд, именно такая форма обучения требует от слушателя значительно большей самостоятельности, ответственности и организованности. На этих курсах "главным действующим лицом" были слушатели, а целью обучения - приобретение ими наиболее востребованной современной жизнью способности к самообучению. То есть, для того чтобы получить новые знания и навыки, слушателям пришлось проявлять значительно большую активность. На первое место выступала организация регулярных самостоятельных занятий: подготовка рабочего места, самостоятельная постановка учебной задачи, выполнение намеченных упражнений, самостоятельный разбор возникающих трудностей, прогнозирование и достижение намеченных результатов.

Итак, курсы, организованные МИМЦ, являются сугубо прикладными,  потому что после окончания обучения каждый из участников будет уметь делать то, чему учит курс, и сможет применить свои навыки на практике. Ведь педагогические находки, полученные в процессе обучения, помогут нам при построении собственных методик обучения и воспитания детей.

Муниципальный информационно-методический центр Советского района осуществил еще один интересный Интернет-проект, в котором приняли участие не только ребята нашего района, но и 7 команд из двух районов Саратовской области и одной команды из соседнего Казахстана.

В течение двух недель ребята работали над созданием виртуальной экскурсии по своей маленькой родине, т.е. по «миру, в котором живут…»

Дистанционный мастер-класс состоял из пяти модулей, в каждом из которых команды выполняли ряд заданий по освоению различных форм работы в сети Интернет. Так, ребята научились создавать собственные электронные адреса, работать с электронной почтой, регистрироваться в Сарвики и Skype, высказывать свои мысли на страницах блога. Для знакомства с остальными участниками проекта учащиеся создавали собственные страницы, где рассказывали о себе, о своих увлечениях. Как написал в блоге Евгений Петренко из команды г. Балашов, что «размещение материалов на страничке Вики было интересным. Оказалось, что разметить свой материал, не повредив другой, не так-то просто. Но я с этим справился. Спасибо организаторам за исчерпывающую справочную информацию».

Самым сложным в работе для ребят оказалось размещение фотографий с использованием сервиса Панорамио. Надо было не просто разместить ее в этой среде, но и «привязать» на карте к месту своего проживания. Но и с этим трудным заданием команды справились. После чего смогли посмотреть фотографии других участников мастер-класса и узнать, где они проживают. Как отметила Журба Катя из команды №3 р.п. Степное, что «научились вставлять фото, сначала у нас не получалось, мы терялись, но в итоге мы довольны результатами своей работы».

Самым захватывающим и волнительным для участников проекта стало выполнение итоговой зачетной работы и создание виртуальной экскурсии по своей маленькой родине в среде Сарвики. Ведь они представляли свой поселок, и нужно было показать все самое интересное и необычное. Вот несколько выдержек из итоговых работ. «Наш поселок - это наша малая родина. Здесь наш дом, родители, друзья. Здесь мы учимся и познаем мир. Мы очень любим нашу малую родину» (команда № 3 р.п. Степное). «Помечтайте... Пусть наш поселок Степное со временем станет большим ГОРОДОМ» (команда «Братья» р.п. Степное). «Мы надеемся, что наш поселок Советское в будущем будет цвести и развиваться, откроются новые предприятия, молодежь будет оставаться в родном поселке. Мы хотим, чтобы у нас был построен Дом культуры, где будут собираться все наши жители» (команда р.п. Советское). «Мы мечтаем, чтобы построили новую современную школу, где будет самое лучшее оборудование» (команда «Золотые парни» с. Золотая Степь).

Каждый участник проекта имел информацию о своем продвижении в программе мастер-класса. Работа ребят ежедневно оценивалась, и результаты вносились в сводную таблицу учета. И каждый раз участники с нетерпением открывали страницу с оцениванием – все ли там в порядке или надо что-то исправлять. Т.е. это была своего рода форма самоконтроля…

Но самым запоминающимся для ребят стало виртуальное общение в Skype -чате – представление своей команды, проведение виртуальной экскурсии по родному краю и обсуждение маршрутов своих сверстников из других команд. Вот высказывания Елены Павловой из команды № 4 с. Ивантеевка: «Последним этапом в мастер-классе "Мир, в котором я живу" было участие в итоговом Sk y pe-чате, где можно было обсудить работы других участников, обменяться мнениями, да и просто пообщаться. Это было хорошей идеей внести в один из этапов конкурса общение между участниками». Щёлокова Ирина из команды № 3 с. Ивантеевка высказала такую мысль: «Мне понравились разноплановые задания модулей, а особенно подведение итогов в Skype. Было интересно посмотреть работы других участников и послушать отзывы о своей!»

Подводя итог реализованного Интернет-проекта, участники отметили, что мастер-класс "Мир, в котором я живу" заинтересовал их тем, что они смогли поделиться с другими ребятами информацией о своей малой Родине и, кроме того, виртуально побывать в других уголках нашей губернии. Также ребята поняли, что мастер-класс – это не дистанционная игра, а дистанционное обучение, к которому необходимо подходить серьезно. Ученик должен быть готов принять на себя дополнительную нагрузку по освоению нового материала, постараться спланировать свое время занятий и вовремя выполнять задания. Мастер-класс дал им возможность общения со сверстниками, что способствует обмену опыта, помогает познавать что-то новое для себя.

Мы помним, что главным принципом советской школы был принцип «ЗУН», т.е. надо было знать определение, уметь доказывать теорему и использовать полученные знания и умения при решении задачи. Особенностью данных Интернет-проектов было то, что в обучении, когда ученики создают свои проекты в Интернете, они осваивают множество умений 21 века, которые будут необходимы для успеха: творческое мышление, ясное общение, системный анализ, беглое использование технологий, эффективное взаимодействие, проектирование, постоянное обучение.

В течение года были проведены на базе МИМЦ 3 дистанционных мастер-класса для учащихся и 3 курсов повышения квалификации для педагогов. В них приняло участие 231 слушатель. И опять наравне с нашими педагогами и учащимися в обучении приняли 90 человек из 8 районов Саратовской области, и что особо приятно из 2 районов Новосибирской и Челябинской областей и 1 района Западно-Казахстанской области.

Итак, как показали проведенные дистанционные мастер-классы и курсы, у такой формы сетевого взаимодействия между учащимися и педагогами Саратовской области есть хорошие перспективы для развития.

Также нашей изюминкой в этом году были муниципальные Интернет-олимпиады по предметам, которые, как правило, не выносятся на региональный уровень. Причем возрастная категория детей тоже была различна. Причем наши Интернет-олимпиады (а их было проведено 7) приобрели межмуниципальный уровень (в них приняли участие 386 учащихся, из которых 104 участника из 10 районов Саратовской области, города Ярославля и Акжаикского района Западно-Казахстанской области Республики Казахстан).

Участники и финалисты олимпиад, самостоятельно или при помощи учителя-руководителя регистрировались в Мастер-тесте, и в режиме on - line проходили тестирование.

Вот несколько отзывов ребят об Интернет-олимпиадах:

•  «Я не люблю пребывать в состоянии, я люблю быть в движении» - так сказал С. Прокофьев. Так же и я могу сказать о себе: вперед, на мажорной ноте!»

•  « Во время выполнения каждого задания я испытывал чувства модэрато (сдержанность), потому что «тише едешь – дальше будешь». Выполняя задания, я не только познавал новую информацию по музыке, но и сделал первые шаги по работе в электронных таблицах».

•  «Когда я не могла найти ответ на вопрос у меня падало настроение, а когда находила – поднималось. Лучшего всего у меня получилось задавать правильно вопрос, чтобы найти ответ. Все делала сама. Труднее всего было, когда не могла задать правильно вопрос, чтобы получить правильный ответ. Когда я начала делать олимпиаду, мне показалось, что я не найду ни одного ответа на вопрос, но к концу мне стало легче...»

•  «Я очень любопытная и любознательная. Очень люблю читать. Люблю узнавать что-то новое, и поэтому, когда узнала об этой олимпиаде, решила, что обязательно буду принимать в ней участие. Когда много читаешь – много и узнаешь, поэтому участие в олимпиаде – это закономерность. Что можно ждать от олимпиады? Конечно же, открытия чего-то нового для себя, оправдать надежды моего руководителя и призовое место… Лучше всего у меня получилась задача «Исправление»: отгадала ее совершенно случайно. Сидела, долго думала, отошла от парты, а затем вернулась за ручкой - что значит посмотреть на задачу к верх ногами! Вот и ответ!»

Еще одной формой сетевого взаимодействия стали Интернет-конференции. На сегодняшний момент Интернет-конференция является наиболее продуктивной, эффективной и актуальной виртуальной дискуссионной площадкой. Интернет-конференции не требуют очного участия авторов. Статьи каждого участника конференции публикуются на сайте. Каждый имеет возможность оставлять комментарии на работы и задавать вопросы авторам.

Таких Интернет-конференций нам удалось провести две.

В первой конференции, которая называлась «Мой помощник – компьютер», приняли участие 42 учащихся старших классов из 8 районов Саратовской области и 1 района Западно-Казахстанской области.

В работах ребят было собрано много полезной и интересной информации, многие провели и свои первые исследования, в которых осмыслили результаты, сделали выводы.

Вторая Интернет-конференция "Методическая служба – центр научно-методического сопровождения инновационной образовательной деятельности" была предложена педагогам района. И она, как и детская, вызвала интерес у представителей других районов. В ней предложили на обсуждение свои педагогические работы 38 педагогов из 8 районов Саратовской области, в том числе 15 из других районов Саратовской области.

Благодаря такой форме межмуниципального сотрудничества участники конференции почерпнули много нового и полезного для своей работы, познакомившись с докладами коллег. Педагоги, прежде всего, получили методическую помощь в том или ином вопросе. И чем хороша такая конференция, что учителя смогли приобрести новые контакты весьма полезные для своей работы.

Такое сетевое межмуниципальное взаимодействие очень полезно, в нынешние времена это актуально и не просто имеет место быть, но и должно развиваться. Использование в работе муниципального центра таких форм работы помогает развиваться в направлении IT-технологий, уйти от некоторых сложившихся шаблонов в работе.

Все это дает возможность постоянного общения с коллегами области, которое позволяет не только делиться собственным опытом, но и заниматься учителю самообразованием.

Таким образом, мы видим, что широкое использование современных телекоммуникационных, информационных и компьютерных технологий и, в первую очередь технологий глобальной сети Интернет, остается одной из перспективнейших форм работы при сетевом межмуниципальном взаимодействии.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Рахманкулов Р.Р. Cетевое межмуниципальное взаимодействие в учебном процессе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 1 ноября.
http://www.eidos.ru/journal/2009/1101-2.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Методика в школе" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта