EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Посредством изучения хадисов происходит целенаправленное развитие учащихся, включающее освоение культуры, ценностей и норм исламского общества.»
Каримбеков С.А., к.п.н., г.Ташкент, Узбекистан
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследованияГуманистические ориентиры хадисов
 

Гуманистические ориентиры хадисов и возрождение национальной духовности в Узбекистане

Каримбеков Самат Ахатович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Английского языка» факультета Международные экономические отношения Ташкентского университета мировой экономики и дипломатии, Узбекистан

Амр ибн Аль-Ас рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Воистину, Аллах не лишает людей знания внезапно, а лишает их ученых. А когда не остается ученых, люди избирают невежественных предводителей. Их спрашивают, и они принимают самостоятельные решения. В результате они сами впадают в заблуждение и сбивают с пути других». Хадисы. Аль-Бухари.

« Ислам в эпоху постмодерна ». Заур Гвилети.2009

Мусульманские страны, исламские традиции, законы шариата – эти слова стали привычными и стереотипными в нашей повседневной лексике. В этом контексте, на широком историко-культурном уровне обычно рассматривается исламский историко-культурный ареал, обозначаемый в литературе термином «исламский мир». Под которым подразумевается широкий географический ареал – все те территории, на которые в различные исторические периоды распространялось влияние ислама, имеющее определенное значение и в современную эпоху. Территория Узбекистана также является географической единицей включенной, с этноконфессиональной точки зрения, в эту сферу.

Идея национального воспитания является основой реформы системы образования в Узбекистане. При разработке исторических аспектов теории и практики воспитания важное значение имели нравственные идеи Хадисов, где заложены гуманистические ориентиры возрождения национальной духовности. Сочетание культурного наследия и современного характера воспитательных функций школы актуализируют ее функционирование как национально-образовательного института.

Возросло значение духовно-нравственного потенциала ислама, а также его культурологического присутствия в деятельности учебных заведений Узбекистана и местах проживания населения – махаллях, являющихся основной социально-экономической единицей кишлаков и традиционного города. К этому можно добавить то, что за два десятилетия независимости республики, в каждом из махаллей построена мечеть, куда сходится все население для проведения ритуальных мероприятий или пятничных молитв. Именно махалинская община оказалась в наибольшей степени затронутой преобразованиями, осуществленными в последние годы. Махаллинская система не только сохранилась, но и получила свое развитие в новых микрорайонах.

Хадисы, в свою очередь, как совокупность мировоззрения ислама дают различные слои знания. Изучаются они как исторические, литературные и лингвистические источники, влияющие на формирование ментальности народа, т.е. его образа мыслей, совокупности умственных навыков и духовных установок, присущих как отдельному человеку, так и целому этносу. Как отмечает А.Я. Данилюк: «Традиционное образование последовательно встраивает человека в культуру, традицию, в определенный образ жизни и мышления» [2:5]. Происходит духовная консолидация общества на основе осознания им своей культурной идентичности…утверждение духовно-нравственных ценностей в образовании путем привлечения внимания к духовно-нравственной составляющей воспитания [18: 8].

Тематика кандидатских и докторских диссертаций последних лет в педагогической науке Узбекистана позволяет отметить возрастающий интерес исследователей к проблеме изучения использования отечественного духовного наследия в формировании ментальности (Диссертации: У.Гафуров «Реформы в религиозном образовании», С. Охунова «Педагогические взгляды Абу Али Ибн Сино», С. Хасанов «Просветительско-педагогические взгляды хорезмских мыслителей с древнейших времен до начала XX века», Х. Хамраева «Педагогические основы нравственно-эстетического воспитания учащихся на гуманистических идеях Алишера Навои», У. Сейтжанова «Интеллектуально-нравственное воспитание в сочинениях Махмуда Кашгарий “Девону Лугатий турк”», М. Салаева «Просветительски-педагогические воззрения Мухаммада Ризо», Н. Иргашев «Просветительски-педагогические взгляды Мунаввара Кары Абдурашидханова», Г. Баубекова «Образовательно-нравственные взгляды просветителей Средней Азии конца XIX - начала XX вв.», Ф. Бабашев «Нравственно-просветительские взгляды ученых хорезмской академии Мамуна», Д. Ахатова «Просветительски-педагогические воззрения Абдурауфа Фитрата»; а также Постановление кабинета Министров Республики Узбекистан за № 364 от 22 августа 2003 года «О социальной помощи и предоставлении льгот религиозным организациям в деле совершенствовании духовно-просветительской и научно-образовательной деятельности»).

Государственная поддержка обеспечивает стабильность этих изысканий. Это диктуется поиском организационных и социально-педагогических путей эффективной воспитательной работы положений национального воспитания с соответствующей системой ее реализации [дополнительно см. также: www . Islam . ru – статьи: «Ислам в Российской Федерации», «Ислам в Москве», «Ислам в Нижнем Новгороде»].

Первоначально языком древних хадисов был только арабский. На этом языке и знакомились с преданиями о пророке учащиеся в мактабах и медресе. Позднее, сказания о Мухаммеде были переведены на другие языки. Переводы начали осуществляться начиная с первых лет принятия нового календаря, отсчета от хиджры, т.е. летоисчисление принятая при Умаре I , основывающееся на лунном календаре, с длиной в 354 дня.

Для нас особую ценность представляет рассмотрение вопроса гуманистических ориентиров в хадисах, как особого рода духовно-нравственного источника, рассказывающего о словах и действиях пророка Мухаммада – основателя религии ислама и первой общины мусульман. Именно в хадисах упоминается о том, что в своих благочестивых размышлениях он удалялся в соседние с Меккой горы. Так в одном из таких уединений ему стали являться видения, а затем – речение извне, позднее записанные по памяти с его снов и составившие священную книгу мусульман – Коран [Хадисы, Глава 1; 1:7].

Сбор хадисов был главным содержанием путешествий в поисках знания, составлявших характерную черту мусульманской культуры. Хадисы важная часть аргументации любой деятельности человека, использующегося также в качестве популярных афоризмов и поговорок. В форме хадисов в ислам вошли многие элементы культурного и идейного наследия принявших ислам народов.

Посредством изучения хадисов происходит целенаправленное развитие учащихся, включающее освоение культуры, ценностей и норм исламского общества. Усвоение этих гуманистических ценностей осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитательной деятельности взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др. Реальное сосуществование принципов веры и достижений современной науки очевидно, что подтверждает общий принцип характеризующий гуманистические ориентиры, где правомочно признание ценности человека, его права на развитие и проявление своих способностей.

Отметим одну особенность бытования хадисов в повседневной практике образования, они считаются вторыми после Корана источником принципов ислама. Именно хадисы являются наиболее эффективным средством модернизации исламского знания к новым социальным и идейным ситуациям. В этом отношении примечательным является составление тематических сборников (мусаннаф) по принципу классификации хадисов по сюжету ('ала-л-абваб) и сборников, объединивших вместе хадисы от одного передатчика (муснад) по принципу классификации хадисов по имени самых ранних передатчиков ('ала-р-риджал). Информация воспринимается достоверной, если источник можно возвести к тому, или иному авторитету. Наиболее авторитетными у суннитов (именно они составляют большинство мусульман Узбекистана) считаются Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ал-Бухарий (810-870). Он родился в Бухаре, но всю жизнь провел в Самарканде. Паломничество к монументу, погребальному сооружению ал-Джами ас-Сахих ал-Бухари под Самаркандом, включающее камеру, где помещены останки умершего, и имеется поминальный зал для совершения ритуальной молитвы – обязательный визит для правоверного. Первоначально возведенного Бухарским эмиром Абдуллаханом (1534-1598 гг.) Помимо всего – это и известное место паломничества туристов, которые являются частыми посетителями достопримечательностей древнего Самарканда – средневековой столицы обширного государства Тимура и его наследников. В 1974 году были проведены торжества по поводу 1200-летнего юбилея Имама Бухари. Во многих разделах учебников по истории родного края и основам государства для общеобразовательных школ республики, включены тексты о гуманистической направленности идей восточных мыслителей. В частности, об Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ал-Бухарий, который был знаменитым суннитским мухаддис – традиционалистом из села Хартанка (в Пайарыкском районе близ Самарканда). Начав изучать хадисы с 10-летнего возраста, ал-Бухари проявил незаурядные способности и необыкновенную память. В течении многих лет он путешествовал, постигая науку о хадисах, по разным провинциям арабского халифата (Хиджаз, Египет, Ирак, Хорасан). Сохранившиеся записи свидетельствуют, что он слушал хадисы более чем у тысячи шайхов. Шайхи являлись крупными религиозными авторитетами, знатоками религиозных дисциплин, главами суфийских братств и торгово-ремесленных корпораций, наставниками учителями, людьми, известных своими благочестиями. Проявив свойственный мухаддисам того времени критицизм, ал-Бухари, проверил, как передают 600 тысяч хадисов, которые тогда были в ходу. Кроме того, еще 200 тысяч сказаний о жизни пророка он записал у своих учителей и сказителей. Из этого громадного количества преданий Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ал-Бухарий отобрал в качестве «безупречных» лишь около 7400 хадисов. Из них он составил свод ал-Джами' ас сахих, который обычно называют кратко ас-Сахих. Ал-Сахих ал-Бухари примечателен тем, что это первый сборник хадисов, составленный по принципу мусаннаф. Данный принцип построения позволил Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ал-Бухарий существенным образом расширить круг преданий. Вместе с тем, включить хадисы самого разного содержания – юридические, исторические, биографические, этические, медицинские. Свое собрание хадисов он разбил на 97 книг с 3450 главами, которые заключают 7397 хадисов с полным иснадом (иснад – последовательное перечисление передатчиков информатизации). Имам Бухарий создал и другие произведения, которые пережили века и по сей день являются настольными книгами изучающих богословские дисциплины в исламских университетах - «Ал-Адоб ул-муфрод», «Китаб асмоъ ис-сахоба», «Китаб афъал ил-ибод», «Китоб бадъ ил-махлукот», «Китоб бирдо ил-валидайн», «Тарих ус-искот ва-з-зуъафо мин рувот ил-хадис» и многие другие.

Ал-Сахих ал-Бухари уже современниками был признан выдающимся руководством по фикху (фикх - исламская доктрина о правилах поведения мусульман) и к X веку занял первое место среди собраний суннитской традиции. Для большинства суннитов Ал-Сахих ал-Бухари стал второй книгой после Корана.

Гуманистические ориентиры хадисов касаются религиозных, правовых и этических аспектов жизни мусульманской махали (общины). Существуют и биографические хадисы, ставшие основой сиры – жизнеописания пророка Особая категория хадисов вкладывает в уста пророка Мухаммада перечисление достоинств у представителей различных племен и жителей мусульманского мира. Так благочестивому мусульманину рекомендуется совершать добрые дела – х айр. В хадисах и другой мусульманской теологической литературе хайр – гуманистический ориентир и этический кодекс поведения. Она противопоставляется и соотносится со злом – шарр. В этическом их значении синонимами этих терминов выступают слова с этической коннотацией – джамил или хасан (прекрасное). Добро трактуется как то, к чему предписывается стремиться, а зло – как то, чего следует избегать. Категория хайр мадх – чистое благо. Благочестие – цель. Доминирующим являлось представление, что в мире больше блага, чем зла. Примером может служить тот факт, что даже во времена разгара крестовых походов и религиозных войн раннего средневековья отношение мусульман к иноверцам было терпимым, если в дела не вмешивались внешнеполитические или военные факторы. Мусульмане были настроены к христианам менее враждебно, чем крестоносцы к мусульманам.

Справедливость и порядочность – ‘ адл – категория нравственной оценки личности, предполагающая справедливость и правдивость. Применительно к человеку ‘ адл – это способность заметить и устранить намерение совершить зло (джаур), а также справедливость в общем смысле. «‘А дл » зачастую употребляется в паре с ихсан («искренность», и «совесть»). Всякий мусульманин, если он не замечен в предосудительном поведении и запрещенных поступках, рассматривается как имеющий ‘ адл. Тот же кто утратил это качество, может восстановить его, принеся покаяние, совершив искупительное действие и ведя после этого жизнь достойного мусульманина.

Другим важным гуманистическим ориентиром является понятие ам?ан (« безопасность» ). Гарантия ам?ан – гарантия безопасности, которую мусульманин дает врагу, обычно немусульманину. В хадисах отдельный мусульманин может дать ам?ан одному или нескольким точно определенным лицам, и другие мусульмане не вправе лишить их предоставленного им ам?ан.

Подводя итог сказанному можно полностью согласиться с мнением известного российского ориенталиста, Г.В. Милославского: «Мусульманская картина мира есть идеальная модель действительности, сконструированная и поддерживаемая прелогическим (мифическим) сознанием» [8:50]. Само возникновение ислама явилось отражением глубоких интегративных процессов, потенциал которых оказался столь сильным, что обеспечил жизнеспособность исламских ценностей на протяжении пятнадцати веков. Жизнеспособность в мировоззрении населения, проживающих на территории многих республик СНГ: азиатской части Российской Федерации, Центральной Азии, Кавказе.

К сказанному можно добавить и то, что в последние 10-15 лет тема «ислама» на Западе стало темой особого внимания. Наряду с негативными темами «исламский терроризм» и «исламский фашизм», по этому вопросу поднимается и совершенно другая, позитивная сторона – стремление к диалогу представителей мировых религий. В этом интернациональном диалоге ислам показывает свою широту, открытость и гуманизм. В 2006 году ряд ведущих мусульманских теологов из нескольких стран Востока обратились с открытым письмом «Давайте найдем между нами общее…» к Папе Римскому Бенедикту XVI с предложением об организации диалога между теологами различных конфессиональных сообществ [14:28-30]. Письмо подписано шейхом Акмалиддином Эхсонугли, доктором теологии Мухаммадом Салимом Авва из Египта, шейхом Мухаммадом Саидом Рамазон Бутийем из Сирии (полный текст письма и списком подписавшихся ученых-теологов опубликован на сайте “ A Common World ”). Следующее письмо такого же содержания было в октябре 2007 года. Мировая пресса широко освещала диалог теологов (дополнительную информацию можно получить на сайте Middle East Online , Портал Credo ). В результате были установлены связи между религиозными деятелями ислама и католическими центрами в Ватикане. Тема обсуждалась и в научно-литературном журнале «Хидоят» религиозно-просветительского центра мусульман Узбекистана.

Семь десятилетий советского периода и проводимые в этот период социально-экономические изменения оказались поверхностными, идеологические преобразования не заменили основ исламских ценностей, произошло не замещение, а синтез и во многих случаях сосуществование различных культурологических элементов в социокультурной сфере. Более детальное изучение гуманистических ориентиров позволит, вероятно, найти «общие знаменатели» и определят эволюцию реформы системы воспитания республики в новой гуманитарной среде третьего тысячелетия.

 

Литература

  1. Ал-Бухорий, Абу Аадулл ох Му ? аммад Ибн Исмоил. Хадис. 4 китоб. 1-К. Ал-Жомиъ ас-Са х и х : (Ишонарли топлам). Н. Иброхим ва М. Кенжабек та х р остида: Мухаррир Хожа Бахтиер Набихон угли. Арабчадан З.Исмоил таржимаси. - Тошкент: Комуслар Бош тахририяти, 1991.-569 б. (на узбекском языке). Бухари И. Высказывания: В 4 кн. Кн. 1.
  2. Данилюк А.Я. Принцип культурогенеза в образовании // Педагогика. 2008. №8.- С.3-8.
  3. Ислам: Энциклопедический словарь.- М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.-315 с.
  4. Козырев Ф.Н. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания // Педагогика. 2008. №9.- С.62-71.
  5. Куранов М. Научно-педагогические основы национального воспитания в общеобразовательных школах Узбекистана.- Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 – теория и история педагогики.- Ташкент, УзНИИПН имени Т.Н. Кары-Ниязова.- 1998.- С. 30-36.
  6. Лукашова Н.М. Научная и просветительская деятельность русских исследователей в Средней Азии в конце XIX вв. В.П. Наливкин. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 – история СССО.- Москва, Исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.- 1991.- С. 3-46.
  7. Метлик И.В. Изучение религий и воспитание учащихся в современной российской школе // Педагогика. 2009. №8.- 51-61.
  8. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. – М.: Наука – 1991.-189 с.
  9. Муртазин М.Ф. Религия, школа, общество: мусульманский взгляд // Педагогика. 2008. №9.- С.79-87.
  10. Мухаммаджанов А. Развитие школьного образования узбекского народа после присоединения Средней Азии к России (1865-1917 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. по специальности 730- теория педагогики.- Москва, АПН ССР НИИ Теории и истории педагогики, 1969.-18 с.
  11. Мухаммаджанов А. Из истории развития узбекских школ города Коканда.- Ж. «Совет мактаби».- №9, 1964.- С. 24-29 (на узбекском языке).
  12. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. 2008. №9.- С.3-12.
  13. Фаттаев М.А. Видные педагоги (Атокли педагогларимиз). – Под ред. В. Рахманова.- Изд. 2-е перераб. и доп. – Ташкент.- Издательство «Укитувчи».- 1988.- 52 с.
  14. Хидоят, №4, 2008. – С. 28-30. Журнал мусульманского центра Узбекистана: религиозно – просветительское, научно-литературное издание.
  15. Хилол. 2-сон, 1428 хижрий. Апрель-май-июнь-июль 2007 года.- Издательское объединение Ташкентского Исламского Университета, 2007.- 95 с.
  16. Хилол. 3-сон, 1428 хижрий. Июль-август-сентябрь-октябрь 2007 года.- Издательское объединение Ташкентского Исламского Университета, 2007.- 95 с.
  17. Хилол. 1-сон, 1429 хижрий. Февраль-март-апрель 2008 года.- Издательское объединение Ташкентского Исламского Университета, 2008.- 95 с.
  18. Четвертое издание «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – современной универсальной российской энциклопедии. – 2000.- 2CD. (ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ)
  19. Шкабара И.Е. Генезис парадигм воспитания в отечественной истории VIII - XVII вв.- Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.- Екатеринбург, Уральский госпедуниверситет.- 2007. – 43 с.
  20. Шогенов А.А. Национальная образовательная политика.- Педагогика. 2008. №5.- С.13-20.

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Каримбеков С.А. Гуманистические ориентиры хадисов и возрождение национальной духовности в Узбекистане. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 1 ноября.
http://www.eidos.ru/journal/2009/1101-3.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2019
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта