EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
В работе сделана попытка систематизировать имеющиеся определения и классификации форм обучения, опубликованные в многочисленных отечественных изданиях.
Михеева С.А., к.э.н., доцент, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследованияО понятии «форма обучения»
 

О понятии «форма обучения»

Михеева Светлана Александровна, к.э.н., доцент; доцент кафедры экономического образования РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Определяйте значения слов.
Этим вы избавите человечество
от половины его заблуждений.
Р. Декарт

Многие педагогические недоразумения и горячие споры, как в свое время писал К. Д. Ушинский, возникают из-за неточного употребления слов. Мысль К.Д. Ушинского о необходимости иметь единый язык педагогической науки, однозначную систему понятий и соответствующих им терминов полностью сохраняет свою актуальность в настоящее время.

Главное требование к языку науки - это ясность, не зависящая от личного опыта разных исследователей. Наука добивается ясности путем использования терминологии. Известно, что «terminus» в переводе с латинского - «предел, граница». Термин есть нечто определенное, ограниченное определением. Термин должен иметь научную дефиницию (определение), которая предполагает четкое недвусмысленное толкование и закрепление за термином конкретного значения. Другими словами, термин должен быть:

а) свободен от субъективности жизненного опыта - недопустимо, чтобы разные исследователи при произнесении одного термина представляли себе разные вещи;

б) однозначен - недопустимо, чтобы один и тот же термин одной и той же науки описывал в разных случаях разные объекты;

в) должен иметь точно определенную область значений, то есть должно существовать строго определенное множество объектов, описываемых этим термином.

Все эти требования удовлетворяются только тогда, когда каждый термин имеет четкое определение, которое должно описывать совокупность признаков, всегда присущих определяемому объекту и никогда не присущих, в своей совокупности, ни одному другому существующему объекту. Определение не может быть неопределенным... по определению [6]. Каждая отрасль знания оперирует своими терминами, составляющими суть терминологической системы данной науки.

В.М. Полонский отмечает: «Педагогическую науку справедливо упрекают в произвольном толковании ее предмета, собственных законов, категорий, основных понятий, в наличии многозначности, синонимии, других недостатков терминов (противоречии или несоответствии термина понятию), отсутствии термина при явной реальности понятия, длиннотах терминов, неоправданной перегруженности иноязычными элементами» [9].

Эту точку зрения разделяет В.В Краевский: «В отличие от таких наук, как математика, физика или логика, педагогика пользуется естественным языком, общеупотребительными словами. Но, попадая в обиход науки, слова естественного языка должны приобрести неотъемлемое качество научного термина - однозначность, позволяющую достичь единого понимания их всеми учеными данной отрасли. Следует, однако, признать, что с научной терминологией в педагогике дело обстоит не лучшим образом» [4].

В реальной ситуации язык современной дидактики далек от совершенства и обеспечивает выполнение функции приемника новой лексической информации не вполне удовлетворительно. Такое состояние понятийно-категориального аппарата обусловлено присутствием элемента стихийности в процессе образования терминов и их совокупностей» [2, с. 96]. К сожалению, педагогический язык часто оказывается наукообразным, тяжелым для восприятия, что парадоксально, поскольку педагогика имеет дело с важнейшими для каждого человека проблемами, и, следовательно, педагоги должны уметь четко, обоснованно и в то же время понятно рассуждать об этих проблемах [3, с.7].

Цель данной работы – рассмотреть вопросы педагогической терминологии применительно к понятию «форма обучения». В современной педагогической литературе термин «форма» используется в различных вариантах: «формы организации обучения», «организационные формы обучения», «формы обучения» и т.д. Анализ различных позиций в определении понятия «форма» показывает, что среди современных ученых-педагогов единого понимания этого понятия. Авторы учебников и учебных пособий по педагогике каких-либо убедительных различий в указанных выше терминах не приводят, и довольно часто они употребляются как синонимы. Общим для большинства существующих определений различных авторов является признание формы как внешней стороны организации учебного процесса, имеющей связь с внутренней, содержательной стороной.

Современный словарь по педагогике предлагает следующее определение: «формы обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» [11].

И.М. Чередов указывает: «Форма организации обучения есть ограниченная жесткими рамками времени конструкция отдельного звена или совокупности звеньев процесса обучения, включающая управление учителем учебной деятельностью класса, групп или отдельных учащихся над определенным содержанием учебного материала, зафиксированного в соответствующих источниках знаний, с использованием сочетания методов, приемов, средств обучения и форм учебной работы» [13, с.16-20].

Ряд авторов (М.И. Махмутов, А.В. Хуторской) считают, что необходимо указать на различие двух терминов, включающих понятие «форма обучения»: 1) формы обучения: коллективная, фронтальная и индивидуальная работа учащихся на уроке; 2) форма организации обучения, как вид занятия - урок, предметный кружок и т.п. [5, с.49; 12, с.297-316].

По мнению А.М. Новикова, форму обучения можно определить как «механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени».

Такая же «разноголосица» наблюдается и в попытках классификации этих понятий. В качестве критериев классификации форм обучения чаще всего используются следующие: количество и состав учащихся, место учебы, продолжительность учебной работы и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы - школьные и внешкольные. По длительности учебных занятий различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), сокращенные уроки (30—35 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности» [11].

В учебнике «Педагогика» под редакцией П.И. Пидкасистого все формы обучения делятся, в соответствии с вышеперечисленными критериями, на следующие группы: индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные [8].

Авторы другого популярного учебника ( В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ) предлагают «все многообразие организационных форм обучения с точки зрения решения ими целей образования и систематичности их использования» разделить на три группы: основные, дополнительные и вспомогательные. К основным формам относится урок. К дополнительным – занятия, которые проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. Эта группа включает также консультации и домашнюю работу учащихся. К вспомогательным формам относятся занятия, направленные на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. Это, прежде всего, факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы» [10] .

И.М. Чередов указывает, что в современной дидактике организационные формы обучения делятся на обязательные и факультативные, классные и домашние занятия . Он в ыделяет общие и конкретные формы. К общим формам И.М. Чередов относит фронтальные, групповые и индивидуальные, а к конкретным - уроки и другие формы учебных занятий по определенному предмету [13, с.16-30].

В.И. Андреев выделяет внутренние формы организации обучения, классифицируя их по структурному взаимодействию элементов с точки зрения доминирующей цели обучения: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированный формы занятий [1, с.307].

А.М. Новиков проводит классификацию форм обучения по одиннадцати критериям: 1) по способу получения образования ; 2) по количеству образовательных учреждений, в которых учится обучающийся, проходя одну образовательную программу; 3) по системам обучения; 4) по механизму декомпозиции содержания обучения; 5) по основанию непосредственного  или  опосредованного общения обучающихся с педагогом и/или учебными материалами; 6) по числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие; 7) по числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие (по постоянству или эпизодичности работы педагога с данным контингентом обучающихся); 8) по основанию «монолог-диалог»; 9) по месту проведения учебных занятий; 10) по целевой направленности занятий; 11) по видам учебных занятий [7].

Проведенный анализ показал, что в современной педагогической нет четкого разделения понятий «формы организации обучения», «организационные формы обучения», «формы обучения» и т.д. Наличие многочисленных классификаций не позволяет студентам и учителям-практикам разобраться в сущности данных понятий.

Мы предлагаем следующую типологию форм обучения : а) формы обучения (формы получения образования); б) формы организации учебных занятий (организационные формы учебных занятий); в) формы организации учебной деятельности (рис.1). В рамках обозначенных типов формы классифицированы по видам (табл.1).

Таблица 1. Типы и виды форм обучения

Формы получения образования делятся на следующие виды: очная, заочная, вечерняя, экстернат, дистанционная и т.д. Каждому виду дается вполне конкретное описание (определение).

Рис. 1. Интерпретация понятия «форма обучения» в педагогике

Очная форма – форма обучения, предполагающая обязательное посещение занятий, проводящихся в учебном заведении. Заочная форма - форма обучения, позволяющая сочетать получение образования с профессиональной трудовой деятельностью. Особенностью заочной формы обучения является больший (по сравнению с очной формой обучения) объем самостоятельной работы, связанной с выполнением контрольных заданий (контрольных работ, эссе и т. п.). Очно-заочная (вечерняя) форма – форма обучения, предполагающая посещение занятий два-три раза в неделю по вечерам. Для осуществления промежуточного контроля знаний при этой форме обучения проводятся контрольные работы, коллоквиумы. Экстернат - форма обучения, предполагающая самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию [1] .

Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их  расположению в пространстве и времени, который реализуется  в специфической  дидактической системе.

Следует отметить, что термин «дистанционное образование» (distance education) , получил значительно меньшее распространение по сравнению с термином «дистанционное обучение». Это в значительной степени объясняется тем, что в России, в соответствии с Законом об образовании, дистанционной формы образования нет – закон регламентирует только четыре основных формы образования: очную, заочную, очно-заочную и экстернат, а также в форме семейного образования и самообразования.

Электронное обучение (e-learning) - новый для российской системы образования термин, который используется сегодня сравнительно редко. Данное понятие интегрируют ряд терминологических понятий в сфере применения современных ИКТ в образовании, таких как компьютерные технологии обучения, интерактивное мультимедиа, обучение на основе web-технологий, онлайн-обучение и т.п. Термин «электронное обучение» (ЭО) часто отождествляют с понятием «дистанционное обучение». Это не совсем так. Электронное обучение можно трактовать как одно из направлений дистанционного обучения. Важной особенностью электронного обучения является наличие специальной обучающей среды (оболочки) и возможность обучения в режиме On-line .

В настоящее время используется также термин «смешанное (комбинированное) обучение» (blended learning), под которым понимают такую организацию образовательного процесса, при которой технологии электронного обучения сочетаются с традиционным преподаванием в аудитории по расписанию в очном режиме.

Формы организации учебных занятий делятся на два вида: урок и внеурочные формы организации учебных занятий (факультативное занятие, учебная экскурсия, конференция, домашняя работа и другие). В отечественной школе урок остается основной организационной формой учебных занятий.

Урок - форма организации учебных занятий с группой учащихся одного возраста, постоянного состава и с единой для всех программой обучения. Выделяют следующие типы уроков: урок овладения новыми знаниями; урок формирования и совершенствования умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок повторения, закрепления знаний; контрольно-проверочные уроки; комбинированные уроки, на которых решается несколько дидактических задач. Существуют и другие типологии уроков.

Экскурсия - форма организации учебных занятий, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью. В зависимости от дидактической цели и содержания предмета обучения экскурсии бывают: вводные при изучении нового материала; сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении изученного.

Учебная конференция - форма организации учебных занятий, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Учебные конференции в школе проводятся, как правило, для учащихся старших классов. Конференции выполняют следующие функции: а) расширение и углубление знаний по изученным вопросам; б) формирование умений работы с источниками информации; в) формирование навыков публичных выступлений с докладом (сообщением); г) воспитание интереса к самостоятельной научной работе. Проведение конференций способствует выявлению склонностей и способностей учащихся, развитию интереса к научным знаниям.

Консультации (от лат. consultatio - совещание) для учащихся проводятся с целью устранения пробелов в знаниях и умениях и оказания помощи в усвоении предмета. В процессе консультаций учитель отвечает на вопросы учащихся, возникшие в процессе учебной работы.

Домашняя учебная работа - это самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения. Домашняя работа выполняет функции закрепления знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усвоении нового материала, развития умений самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение.

Факультативные занятия (от лат. facultas – возможность) - это один из видов дифференциации обучения.  Факультатив - необязательный учебный курс , изучаемый учащимися по их желанию для углубления и расширения знаний по учебным предметам. Факультативы не следует путать с элективными курсами. Элективные курсы (от лат. electus — избранный) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Таким образом, элективные курсы – это курсы, обучение на которых, учащийся выбрал для себя сам. Но в отличие от факультативов, если выбор сделан, то их посещение становится для него обязательным.

Формы организации учебной деятельности различаются по характеру взаимодействия преподавателя и учащихся в процессе обучения. Выделяют следующие виды форм организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая и фронтальная (коллективная). Указанные формы организации учебной деятельности выступают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда учитель ведет работу со всем классом одновременно, и все ученики выполняют одинаковую, общую для всех работу.

Групповая форма организации учебной работы предполагает деление класса на группы для решения конкретных учебных задач. Величина групп может быть различной и зависит от целей и содержания учебной деятельности. Как правило, она колеблется в пределах 3-6 человек. Частным случаем групповой работы является парная форма. Состав группы тоже не постоянный, и меняется в зависимости от характера предстоящей работы. Групповая работа может быть однородной и дифференцированной.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами.

Обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов и т.д. В педагогической литературе различают индивидуальную и индивидуализированную форму. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке возможностям.

В работе сделана попытка систематизировать имеющиеся определения и классификации форм обучения, опубликованные в многочисленных отечественных изданиях. Данный материал не является «истиной в последней инстанции» и отражает лишь личную позицию автора по данному вопросу.

 

Литература

  1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. -2-е изд.-Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  2. Железовская Г.И., Еремина С.В. Формирование терминов в языке современной дидактики. // Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1.
  3. Компетентностная модель современного педагога. Учебно-методическое пособие / О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2009.
  4. Краевский В.В. Язык педагогики в контексте современного научного знания: материалы Всероссийского методологического .конф.-семинара // Гл. ред. В.В.Краевский - Волгоград; Краснодар. М., 2008.
  5. Махмутов М.И.   Современный урок. - М.: Педагогика, 1985.
  6. Нестеров В.В. Язык науки и его использование. Сайт «Школа научной мысли» http://alter.sinor.ru:8102/school/lecture_3.htm
  7. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес. 2005.
  8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998.
  9. Полонский В. М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики // Педагогика. 1999, № 8.
  10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002 .
  11. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. Мн.: «Современное слово». 2001.
  12. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.
  13. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской школе. - М.: Просвещение, 1987.

[1] «Положение о получении общего образования в форме экстерната» Министерства образования РФ от 23.06.2000

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Михеева С.А. О понятии "форма обучения". // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 19 марта.
http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-5.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2019
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта