EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Задача данной статьи – обозначить смысловую основу, структуру и функции идеологии человекосообразности.
Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследования Идеология человекосообразности в образовании и педагогике
 

Идеология человекосообразности в образовании и педагогике

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО

Уважаемый читатель!
Предлагаю вашему вниманию статью, которую я подготовил по просьбе Володара Викторовича Краевского – классика отечественной педагогики, внезапно ушедшего от нас 8 апреля 2010 года. Володар Викторович являлся руководителем методологического семинара, на который каждый год съезжались многие учёные, занимающиеся вопросами методологии образования. 23 апреля 2010 года в Москве состоялся очередной методологический семинар Краевского, но уже, к сожалению, без самого Краевского.

Володар Викторович, в свои 84 года был с Интернетом на «ты», активно использовал его возможности, причём не только в профессиональной сфере, но и в жизненной. Об этом говорит его письмо, полученное мною по электронной почте, которое привожу ниже. К письму была приложена не только информация о предстоящем семинаре, но и жизнеутверждающий видеоролик.
А.В.Хуторской

---

Дорогой Андрей Викторович! Посылаю информацию о нашем ближайшем мероприятии и от чистого сердца приглашаю принять в нём участие. Тем более, что это для вас не связано с утомительным перелётом и лишними тратами. Идеология -  очень интересный сюжет, по-моему. Для подогрева оптимизма посылаю видео, на котором прабабушка танцует с правнуком. Ему 29 лет, ей ровно наоборот, 92. Желаю дальнейших успехов,
В.Краевский     
25.02.10

---

Под идеологией в образовании и педагогике мы понимаем систему взглядов, реализующих идею, которая выбирается в качестве приоритетной для исследования, описания, проектирования и организации образования. Идеология включает в себя также и учение о базовой идее, на которой она строится.

Идеология человекосообразности – не единственная, и даже не самая распространённая в нашей стране педагогическая идеология. Существуют идеологии культуросообразности, природосообразности, социосообразности, компетентностная, знаниевая, религиозная, личностно-ориентированная и другие идеологии.

В рамках данной статьи мы не будем сравнивать идеологию человекосообразности с другими. Отметим только, что при всём желании снять такие различия, чтобы считать человекосообразность присущей всем остальным идеологиям, такая попытка не приведёт к результату. Человекосообразность имеет существенные отличия, даже от такой смежной с нею идеологии, как личностно-ориентированная. Эти отличия были показаны нами ранее [4], в частности, обосновано, что человекосообразная ориентация является следующим гуманистическим шагом в развитии личностной ориентации в образовании. Задача данной статьи – обозначить смысловую основу, структуру и функции идеологии человекосообразности, наметить задачи для её научного развития.

Понятие «человекообразующее образование» было введено нами по отношению к дидактике и методике обучения [3]. Развитие данного понятия и связанных с ним технологий обучения привело к переводу проблематики исследований в область педагогики, педагогической инноватики. Проведённый нами в ряде общеобразовательных школ педагогический эксперимент доказал принципиальную возможность и эффективность эвристических технологий обучения, базирующих на идеологии человекосообразности. В то же время были выявлены проблемы, связанные с внедрением гуманистических ориентиров обучения в массовой школе, что потребовало разработки инновационных форм и методов их решения. В ходе наших исследований была обозначена модель реализации идеологии человекосообразности в общем образовании.

Смысл идеологии человекосообразности образования заключается в том, что каждый человек имеет заложенный в нём потенциал. Задача образования – выявить, раскрыть и реализовать такой потенциал.

Руководящей основой образования и ключевым педагогическим понятием выступает миссия ученика как человека. Миссия человека – есть то, что следует из смысла его существования. Понятие «миссии человека» (миссии ученика) в педагогике, дидактике и методике сегодня практически не исследовано. Между тем, именно на основе миссии человека возможно формулирование целей его образования.

В педагогике и философии не существует однозначного представления кто такой человек, и какова его миссия. Часто учёные задают не статичные состояния образа человека, а гуманистические ориентиры его изменения. Например, В.В.Краевский, говоря о необходимости перехода от автократических установок на формирование людей как «исполнителей», винтиков в государственной машине, к созданию условий для развития личности называет такие ориентиры человекосообразного образования: «Становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли. По-настоящему образованный человек может не только действовать внутри наличной социальной структуры, но и изменять ее. Мир и людей он воспринимает в контексте общечеловеческих ценностей» [1].

Идеология человекосообразности – система взглядов и идей, в которых осознаётся, принимается и оценивается отношение людей к их образованию, жизни в обществе, роль в истории семьи, рода, народа, человечества. Индивидуальное в каждом ученике как человеке есть отражение общечеловеческого. Поэтому, разумеется, принцип человекосообразности не имеет ничего общего с эгоцентризмом. Миссия ученика в образовании – реализация не только индивидуального, личностного начала, но и общественного, общечеловеческого.

В этой идеологии выражаются и защищаются интересы, прежде всего, конкретного ученика, а также его учителя, образовательного учреждения, системы управления образованием, различных социальных и производственных организаций. Для каждого субъекта образования обозначаются социально-культурные цели, пути, способы их достижения.

Смысл человекосообразного образования определяется смыслом человека. В зависимости от ответа на вопрос «что есть человек» устанавливается и реализуется та или иная система его образования. В нашем понимании, у каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь. Существование иных систем координат и измерителей возможно (например, в виде общечеловеческих, религиозных или иных ориентиров), но человеку предоставляется право на собственную систему координат, на индивидуальную траекторию движения по отношению к ней. К любым другим системам он может, а в ряде случаев должен относиться, принимать их, например, осуществляя деятельность в рамках группы, коллектива, школы, региона и т.п.

Подчеркнём отличие человекосообразного образования от человеко-ориентированного или человеко-центрированного (например, Карл Роджерс использует термин «человекоцентрированное обучение»). Сообразность – это соответствие образу, а центрированность – использование образа человека в качестве объекта воздействия - мишени. Человекосообразное означает не противоречащее образу человека, а происходящее в соответствии с этим образом. Человекосообразное образование близко по смыслу к человеко-образующему, в котором образовывание человека и есть процесс его образования, т.е. перехода от потенциально заложенной возможности к её воплощению в реальности.

Идеология человекосообразности представляет собой систему связанных идей – структурных элементов этой системы. Их связь образует структуру идеологии, отражение в ней общественного бытия в целом,

Идеология человекосообразности имеет различные формы выражения: образовательную, политическую, психологическую, духовно-религиозную, правовую, социальную, национальную, этническую, экологическую, экономическую и др. Содержание каждой формы выражения идеологии определяется заданным приоритетом – человекосообразностью.

В качестве примера политической формы выражения идеологии человекосообразности приведём Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – межгосударственную систему мониторинга. С начала 1990-х годов для оценки достижений различных стран в развитии человека проводятся специальные исследования. Их цель - определить, как человек развивается и может развиваться в отдельных странах, регионах, и что может сделать международное сообщество для содействия человеческому развитию. Анализируются достижения различных стран в наделении своих граждан возможностями прожить долгую и здоровую жизнь, получить необходимое образование, обеспечить достойный уровень доходов для себя и своей семьи.

Инструмент для измерения прогресса стран мира в отношении человека — Индекс развития человеческого потенциала. Это сводный показатель развития человеческого потенциала, основными составляющими которого являются индекс средней продолжительности жизни, отражающий ожидаемую продолжительность жизни при рождении; индекс образования, характеризующий уровень грамотности и уровень охвата населения учреждениями образования, а также индекс ВВП, основанный на показателе валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США. Все эти составляющие относятся к числу основных предпосылок успешного развития общества в целом и каждого его члена, в частности.

Максимально возможное значение ИРЧП — 1, минимальное — 0. «Единицу» дают государству, в котором средняя продолжительность жизни составляет 85 лет, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 тыс. долларам США, 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, учатся в высшем или среднем учебном заведении. «Ноль» ставится в том случае, если в стране средняя продолжительность жизни составляет 25 лет, ВВП на душу населения (по ППС) —100 долларов США, 100% населения неграмотны, никто не получает никакого образования.

Лидером 2009 года по индексу ИРЧП среди 182 стран является Норвегия с индексом ИРЧП = 0,968 . Россия занимает 73 место в списке с индексом ИРЧП = 0,806. Причём индекс сильно варьируется по регионам России. Для Москвы ИРЧП = 0,907, что сопоставимо с такими странами как Германия и Италия, а у Республики Тува — 0,691, что сопоставимо с Киргизией и Таджикистаном. Большинство российских регионов относятся к категории со значением индекса 0,750-0,799, что сопоставимо с такими странами, как Казахстан, Украина.

Основная форма реализации идеологии человекосообразности – образование. В основе образовательных процессов лежат смыслы, имеющие соответствующую терминологическую и понятийную заданность. Миссия ученика, образовательное целеполагание, фундаментальный образовательный объект, культурно-исторический аналог, образовательная среда, образовательная ситуация, индивидуальная образовательная траектория, ученическое портфолио, рефлексия – всё это ключевые педагогические понятия, составляющую основу разработанной нами системы человекосообразного образования.

Каковы особенности человекосообразного образования с позиций обсуждаемой идеологии? В ученике выявляется и поддерживается именно человеческое, индивидуальное, персональное, самобытное. Причем такое, которое характерно для всего человечества. Ключевой принцип - продуктивность образования, ученики учатся создавать и создают в ходе обучения образовательную продукцию, такая продукция нужна и социуму, и человеку. Ведущее, но не единственное место при проектировании и реализации образования занимает принцип природосообразности, декларирующий основоположение естества при решении возникающих вопросов и проблем (Ж.Ж.Руссо). Организуется эвристическая направленность обучения. Необходимость открытия знаний учениками – условие самореализации человека, инструмент его развития. Рефлексия – необходимое дополнение целеполаганию, индивидуальной образовательной траектории, ученическому портфолио.

Идеология человекосообразности образования нуждается в соответствующем учении и соответствующей научной школе. Нами выполнены исследования, которые показывают наличие в общечеловеческой культуре идей и истоков такой научной школы. Идеи о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей идут от Сократа. Многие учёные внесли свой вклад в развитие этих идей: Я.А.Коменский, педагоги-гуманисты Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, философы русского космизма Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский и др.

Благодаря общественным изменениям, активным усилиям современных учёных-педагогов, прежде всего, В.В.Краевского, Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревской, В.В.Серикова, В.И.Слободчикова, Н.М.Борытко и др., произошло укрепление вектора гуманистической ориентации, его отражение в законодательных документах, наметился сдвиг образовательной парадигмы в сторону усиления внимания к личности ученика, его самореализации. Можно сказать, что сегодня имеются основания для развития научной школы, ориентированной на проектирование и реализацию человекообразующего типа образования.

С целью развития идеологии человекосообразности нами создана распределённая научная школа [2], являющаяся современным воплощением научного течения, которому тысячи лет. Что собой представляет такая научная школа? Прежде всего, это научное течение. Основной вектор исследований — человекосообразность образования. Цель образования — самореализация человека. Задача научной школы — приведение системы обучения в соответствие миссии человека. Особое внимание отводится человековедческим наукам – философии, психологии, физиологии, астрологии.

Основная цель исследований научной школы – проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности. Эта цель выражается в трёх главных исследовательских задачах:

1. Выявить потенциал человека, который может быть реализован с помощью образования. Данная задача порождает ряд исследовательских вопросов, например: Что такое потенциал человека? Каков состав потенциала человека? Относительно каких критериев формулировать содержание этого потенциала? Каким должно быть образование человека, чтобы реализовывались заложенные (скрытые) возможности человека?

2. Определить особенности жизни человека в современном обществе и обеспечить адекватную реализацию этих особенностей с помощью образования. Речь идёт о том, что человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных, семейных, производственных, природных, технических и т.п. Человек не может и не должен быть «социальным инвалидом», поэтому при наличии самых различных потенциальных качеств, он взаимодействует именно в том мире, какой есть. Отсюда следует прежде всего компетентностный подход к образованию.

3. Определить миссию человека в мире, во времени и пространстве, в культуре, а также выявить роль образования для осуществления этой миссии.

Решение перечисленных задач есть условие развития идеологии человекосообразности в педагогике. Начальным ожидаемым результатом исследований является осознание представителями педагогического сообщества необходимости выявления и фиксации смыслов человекосообразного образования. Миссия научной школы человекосообразного образования: обосновать возможности и условия самореализации человека в системе его образования; воплотить принцип человекосообразности образования в науке и практике образования, привести смыслы, цели, содержание образования в соответствие внутренней предназначенности человека.

 

Литература

  1. Краевский В.В. Педагогика и её методология вчера и сегодня // Интернет-журнал "Эйдос". – 2003. – 2 декабря. http://eidos.ru/journal/2003/0711-03.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  2. Научная школа человекосообразного образования [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт. – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/index.htm
  3. Хуторской А.В. Человекообразующее обучение // Физика в школе. – 1990. – № 5. – С. 56-58.
  4. Хуторской А.В. О соотношении личностно-ориентированного и человекосообразного типов образования // Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции / Сб. матер. Междунар. науч.-практич. конгресса. V Славянские пед. чтения, 1-2 ноября 2006 г. – М., 2006. – С.191-197.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Хуторской А.В. Идеология человекосообразности в образовании и педагогике. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 23 апреля.
http://www.eidos.ru/journal/2010/0423-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2019
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта