EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Предлагаем начинающим специалистам использовать технологию рефлексивного посещения урока, включающую пять основных этапов.
Сидоров Сергей Владимирович, канд. пед. наук, г. Шадринск
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследования Рефлексивное посещение урока...
 

Рефлексивное посещение урока как средство развития методической компетентности начинающего учителя

Сидоров Сергей Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института, г.Шадринск

Включение практиканта, стажёра в процесс развития методической компетентности требует определённых предпосылок, которые можно разделить на субъективные и объективные. Субъективные предпосылки включают внутреннюю установку субъекта на освоение педагогического опыта, наличие у педагога необходимых знаний и умений, позволяющих увидеть новое, осмыслить его, определить ценность для себя, использовать в своей работе, интерпретировать новое с учётом своих возможностей и т.д. К объективным предпосылкам относятся организация педагогической поддержки начинающего специалиста вузом и школой, характер и степень продуктивности осуществляемой в школе методической работы, наличие инновационной среды.

Наше исследование (наблюдение за работой начинающих учителей, беседы с ними и с опытными педагогами, анкетирование студентов педагогического вуза, изучение образовательных стандартов и учебных программ по педагогике) выявило существующее противоречие между острой потребностью начинающих педагогов в освоении массового и передового педагогического опыта с одной стороны и отсутствием в их профессионально-педагогическом арсенале достаточно простых и надёжных технологий осуществления разных видов методической работы – с другой.

Одним из наиболее важных видов методической работы, несомненно, является посещение уроков у других учителей.

Традиционно считается, что посещение урока приносит огромную пользу начинающему педагогу. Однако продуктивность таких посещений зависит, как минимум, от двух факторов:

1) от степени осознаваемой начинающим учителем субъективной новизны посещенного урока;

2) от умения видеть и осваивать новое, включать его в свою деятельность, соотнося со своими профессионально-личностными потребностями и возможностями.

Таким образом, при посещении урока с целью развития методической компетентности решающее значение приобретает рефлексивная деятельность начинающего учителя как субъекта профессионально-личностного саморазвития.

В результате наблюдений, бесед и анкетных опросов определился характер основных затруднений, возникающих у практикантов при посещении уроков:

•  затруднения при фиксировании хода урока (неумение быстро, кратко и информативно вести записи по ходу урока, акцентируя в них важные для себя моменты);

•  затруднения в выделении элементов урока и в оценке их методической оправданности и важности для себя (неумение различать этапы урока, видеть педагогическую ценность момента, выделять главное, соотносить увиденное с реальными возможностями использования в своей работе);

•  затруднения в освоении нового опыта, приобретённого при посещении (неумение адаптировать новое к своим личностным особенностям и уровню профессиональной подготовленности, интерпретировать новое, исходя из особенностей своего класса, темы, типа урока);

•  затруднения при установлении конструктивных отношений с учителями (неумение поставить себя на место учителя, договориться о посещении, участвовать в обсуждении посещённого урока);

•  затруднения при выборе предмета, класса, учителя для посещения урока (неумение определить характер своих затруднений, осмыслить свои потребности в профессиональном росте).

Главной целью посещения уроков начинающим учителем является методическая учёба, повышение собственного профессионального уровня. И как любая учебная деятельность, она наиболее эффективна, если студент-практикант или молодой специалист:

•  тщательно подготовится к посещению урока;

•  во время урока будет внимательно наблюдать, фиксируя результаты своего наблюдения;

•  после посещения осмыслит то, что записал и запомнил на уроке;

•  примет участие в обсуждении и анализе посещённого урока (если обсуждение урока не организуется, начинающему педагогу всё равно надо узнать мнение самого учителя об уроке, задать ему или коллегам вопросы о том, что в уроке осталось не совсем ясным, поделится собственными впечатлениями);

•  будет активно осваивать опыт посещённых уроков: использовать информацию, приобретённую им в процессе посещения, осмысления и обсуждения урока, при подготовке и проведении своих уроков; творчески интерпретировать полученный опыт, исходя из собственных потребностей в развитии методической компетентности.

Таким образом, цель деятельности, связанной с посещением уроков начинающим педагогом заключается в том, чтобы заимствовать положительный опыт и учиться на чужих ошибках.

Рассматривая перечисленные условия в их взаимосвязи и учитывая характер затруднений, возникающих у практикантов и стажёров при посещении ими уроков, предлагаем начинающим специалистам использовать технологию рефлексивного посещения урока, включающую пять основных этапов: подготовку к посещению урока, посещение урока, осмысление урока, участие в обсуждении урока, освоение опыта посещённого урока.

В приводимом ниже описании технологии каждый этап сопровождается краткой памяткой для практиканта, стажёра.

I. Подготовка к посещению урока.

•  Определите, по какому предмету, у какого учителя и в каком классе Вам следует посетить урок.

•  Договоритесь с учителем о посещении, согласуйте дату и время урока (учтите, что в это время Вы должны быть свободны от другой работы).

•  Исходя из своих затруднений, решите, на что именно в методике урока при посещении Вы будете обращать особое внимание (проведение опроса, введение новых понятий, организация самостоятельной работы учащихся и т.д.).

•  Ознакомьтесь с содержанием образования, соответствующим предполагаемой теме урока (изучите нужные разделы программы и учебника, просмотрите методическую литературу).

•  Заранее начертите таблицу, в которой Вы будете фиксировать ход урока (см. далее).

•  В назначенное время обязательно явитесь на урок. Возможно, учитель готовил этот урок специально для Вас, затратил на его подготовку дополнительное время и силы, пошёл на некоторое отступление от календарно-тематического плана, чтобы сделать его максимально полезным для практиканта. Напросившись и не придя на такой урок, Вы вряд ли сможете в дальнейшем рассчитывать на серьезное отношение к Вам как к будущему специалисту.

II. Посещение урока.

В начале Ваших записей о ходе уроке укажите дату посещения, предмет, класс, тему урока, Ф.И.О. ведущего урок учителя или практиканта.

Ход урока фиксируйте в следующей заранее заготовленной таблице:

действия учителя

действия учащихся

текущее время (мин.)

методическая оправданность

ценность для меня

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения для колонки «Методическая оправданность»:

«+» – «по-моему, данный момент урока эффективен, методика его проведения дала хороший результат»;

«–» – «считаю, что метод, форма или приёмы для данного момента урока выбраны неудачно»;

«?» – «затрудняюсь определить, насколько методически оправдана деятельность учителя и учащихся в данный момент урока».

Условные обозначения для колонки «Ценность для меня»:

«+» – «это надо использовать и мне»;

«–» – «этого мне следует избегать»;

«?» – «надо подумать: возможно, я как-то смогу использовать это в своей работе»;

«0» – «лично мне этот момент урока ничего не дал».

III. Осмысление посещённого урока.

Опираясь на сделанные во время посещения записи, выполните три задания:

•  Определите, к какому типу можно отнести данный урок. Выделите его основные этапы, определите продолжительность каждого этапа.

•  Определите, насколько посещённый урок соответствует традиционной структуре. Если есть отступления от традиционной структуры урока, то чем они вызваны и насколько оправданы? Насколько полно использовалось время урока?

•  Ответьте, чему научило Вас посещение данного урока (учтите, что и на ошибках можно учиться, причём лучше на чужих, чем на собственных).

IV. Участие в обсуждении посещённого урока.

Обсуждение урока помогает лучше выявить его достоинства и недостатки, увидеть пути для дальнейшего методического роста. Обсуждение, даже если в нём участвует всего два человека, строится по схеме:

•  выступление проводившего урок учителя, содержащее подробный или краткий анализ своего урока;

•  учитель отвечает на вопросы, возникшие у других участников обсуждения;

•  обмен мнениями и впечатлениями о посещённом уроке, аналитические дополнения и уточнения, советы и пожелания учителю;

•  общий вывод о ценности посещённого урока для учеников, педагогов, присутствовавших на уроке, и самого учителя.

V. Освоение опыта посещённого урока.

•  Ещё раз осмыслите ценность посещённого урока с учётом информации, полученной при его обсуждении. Обратите особое внимание на моменты урока, отмеченные у Вас знаком «?».

•  Спланируйте и проведите свой урок, введя в него элементы методики, заимствованные Вами при посещении, и стараясь исключить моменты, показавшиеся Вам в посещённом уроке неудачными.

•  Проведя урок, определите, насколько удачно Вы использовали полученный опыт. Если заимствованные элементы урока оказались у Вас не так эффективны, как в посещённом уроке, постарайтесь понять, что помешало Вам сделать их столь же эффективными.

•  Наметьте следующий шаг по освоению опыта посещённого урока.

Описанная технология посещения урока на всех этапах её реализации активизирует рефлексивную деятельность начинающего учителя, благодаря чему процесс развития методической компетентности приобретает индивидуализированный и личностно-творческий характер. Данная технология повышает самостоятельность практиканта и стажёра как субъекта профессионально-личностного саморазвития, предотвращая «слепое копирование» чужого опыта и формируя предрасположенность к глубокому анализу педагогической деятельности.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Сидоров С.В. Рефлексивное посещение урока как средство развития методической компетентности начинающего учителя. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 23 апреля.
http://www.eidos.ru/journal/2010/0423-2.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2019
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта