EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Цель данных публикаций – определить научную и практическую значимость результатов исследований по направлению эвристическое обучение.
Андрианова Г.А., к.п.н.
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследования Исследования в области эвристического обучения
 

Исследования в области эвристического обучения: обзор изданий научной школы А.В.Хуторского

Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, с.н.с. лаборатории методологии образования УРАО ИСМО, зам. директора Центра дистанционного образования «Эйдос» (Москва, Россия)

Научная школа А.В.Хуторского на протяжении многих лет публикует исследования ученых и сотрудников в научных изданиях: сборниках трудов, учебниках и пособиях, электронных изданиях, др. Цель данных публикаций – определить научную и практическую значимость результатов исследований по направлению эвристическое обучение, задать векторы развития научных работ ученых и педагогов-экспериментаторов, выявить и обосновать темы исследований членов Научной школы, предложить способы решения актуальных проблем человекосообразного образования.

В данной статье мы предоставим обзор наиболее значимых для развития эвристического обучения изданий по следующим направлениям: базовые принципы и основы эвристического обучения, сборники научных трудов, учебники и пособия для практики, дистанционное эвристическое образование.

Основополагающим трудом, в котором впервые была описана модель эвристического обучения Научной школы А.В.Хуторского, как она реализуется сегодня на практике, является Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения, изданная МГУ в 2003 г. Данная книга признана Книгой года России по педагогике в 2005 году. В ней излагается оригинальная научно-педагогическая концепция эвристического обучения. Учащимся предлагается открывать знания, сравнивать их культурно-историческими аналогами, выстраивая при этом индивидуальную траекторию собственного образования. В основе разработанного подхода - метод Сократа, философские идеи русского космизма и апробированная в многолетнем исследовании технология эвристического обучения. Рассмотрены методологические, психологические и дидактические основы эвристического обучения. Систематизированы эвристические формы и методы обучения, в том числе и дистанционные, реализуемые с помощью компьютерных телекоммуникаций. В книге синтезированы научно-исследовательские данные с описанием практических сторон применения эвристических методов в обучении, что делает её полезной как для научных работников и педагогов высшей школы, так и для творческих учителей-экспериментаторов.

За время работы Школы свободного развития, п.Черноголовка Московской обл. (1992 — 1997), в результате научно-педагогического эксперимента по эвристическому обучению были разработаны и проведены для учащихся такие метапредметы, как «Мироведение», «Естествознание», «Культура», «Числа», «Диалог культур». Программы данных метапредметов опубликованы в следующих изданиях:

  • Хуторской А.В. Метапредмет "Мироведение": Экспериментальный интегрированный курс. - Пособие для учителя. - Черноголовка, 1993. - 70 с.
  • Хуторской А.В. Мироведение: Эвристичеcкое пособие для учеников 5-9 классов. Ногинск: Изд-во ИЧП "Школа свободного развития", 1995. - 94 с.
  • Андрианова Г.А. Английский язык и культура, 1993. - 37 с. Код 130201 в Интернет-магазине «Эйдос-книга» http://www.eidos.ru/shop
  • Хуторской А.В. Метапредмет "Числа": Экспериментальный интегрированный курс: Пособие для учителя, 1995. - 68 с. Код 610503 в Интернет-магазине «Эйдос-книга» http://www.eidos.ru/shop

В этих программах обосновано научное понятие «метапредмет» как основосоздающая часть предмета. Такая основа связана с понятием «фундаментальный образовательный объект». А.В.Хуторской пишет, что набор фундаментальных образовательных объектов определяется для каждой области познаваемого бытия и представляет собой взаимосвязанную систему категорий, понятий, символов, явлений, проблем имеющих как реальное, так и идеальное воплощение. Фундаментальный образовательный объект общий для учащихся объект познания, который обеспечивает каждому из них личный - результат его познания, а в конечном итоге - индивидуальную траекторию образования. Чтобы оформить получающиеся межпредметные образовательные блоки, вводятся особые дисциплины — метапредметы, которые представляют собой предметно оформленные связки образовательных направлений, определяемых учителями.

Научная школа, реализуя цель - проектирование и реализация человекосообразного типа образования, выпускает сборники научных трудов и предоставляет возможность ученым, научным сотрудникам, педагогам, аспирантам, методистам, вузовским педагогам, учителям-экспериментаторам предъявить результаты своей инновационной работы по раскрытию смыслов человекосообразного образования. Перечислим данные сборники научных трудов:

  • Инновации в образовании: человекосообразный ракурс : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – 220 c.
  • Ведём эксперимент в школе: интернет, компетенции, эвристика : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – 314 с.
  • Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЭЛИТ-ПОЛИГРАФ, 2008. – 344 с.
  • Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
  • Смыслы и цели образования: инновационный аспект . Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 300 с.
  • Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения . Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. - 290 с.
  • Современный учебник: Проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования // Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского.- М.: ИСМО РАО, 2004. – 263 с.
  • Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г ., г.Москва / Под ред. А.В.Хуторского. — М.: ИСМО РАО, 2004. – 152 с.
  • Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2003. – 368 с.
  • Ученик в обновляющейся школе // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2002.
  • Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 1999. - 299 с.
  • На пути к 12-летней школе // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2000. – 400 с.
  • Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2001.- 336 с.

Названия научных сборников говорят о тех актуальных проблемах, которым они посвящены. Подробнее остановимся на некоторых сборниках. В сборнике научных трудов Смыслы и цели образования: инновационный аспект представлены статьи, посвященные дидактическим основам человекосообразного образования. Авторы статей отвечают на вопросы: Каковы цели образования в современной школе? Какими они должны быть? Почему и для чего необходимо выявлять смыслы образования? Цели данного сборника – рассмотреть инновационный аспект целеполагания в современном образовании; обосновать направления изменения целей обучения в контексте гуманистической парадигмы модернизации образования; обозначить и предложить решение проблем, связанных с проектированием целей и задач обучения в отдельных образовательных областях и учебных предметах.

Большое внимание специалистов и педагогов привлекает сборник научных трудов Компетенции в образовании: опыт проектирования. В нем рассмотрены методологические, педагогические, методические аспекты проектирования и реализации компетентностного подхода в школьном и вузовском образовании. Определена специфика ключевых и предметных компетенций, предложены подходы к развитию образовательных компетентностей учащихся и профессиональных компетентностей будущих специалистов. Ведущие ученые Хуторской А.В., Зимняя И.А., Бим И.Л., Захлебный А.Н., Борытко Н.М., Бережнова Е.Н., Король А.Д., Иванова Е.О., Андрианова Г.А. и др. предлагают научные способы решения методологических и педагогических проблем проектирования компетентностно-ориентированного образования.

По итогам Всероссийских научно-практических конференций, ежегодно проходящих под эгидой Научной школы А.В.Хуторского и Российской академии образования, издаются новейшие сборники научных трудов. Главной темой таких конференций являются инновации в образовании, которые планируются, обсуждаются, реализуются в ходе эксперимента по внедрению основ человекосообразного обучения по таким направлениям как эвристика на уроках, компетенции на уроках, исследовательская деятельность, коммуникации в эвристическом обучении . По результатам I-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в образовании: человекосообразный ракурс», проведённой в Москве 6-8 ноября 2008г., выпущен сборник научных трудов Инновации в образовании: человекосообразный ракурс. Исследования в этом сборнике охватывают методологические, дидактические, методические, управленческие проблемы современного образования с позиций раскрытия человеческого потенциала учащихся. Авторы статей рассматривают сущностные характеристики человекосообразного образования, его философские основания, практическое воплощение в деятельности общеобразовательных школ, создание необходимого кадрового обеспечения.

Важным составляющим элементов всех сборников Научной школы являются стенограммы дискуссий на форумах Научной школы http://khutorskoy.borda.ru. Ученые, педагоги, специалисты различных уровней совместно ищут ответы на вопросы человекосообразного образования, открывают для себя эвристические методы обучения, предлагают научные темы для их всестороннего рассмотрения.

Кроме того, сборники научных трудов наполняются практико-ориентированными статьями учителей- экспериментаторов школ, которые заключают с Научной школой договор о проведении научно-методического эксперимента. Сборник «Ведём эксперимент в школе: интернет, компетенции, эвристика» посвящен вопросам организации экспериментальной работы в школе по внедрению компетентностного подхода, эвристического и дистанционного обучения. В него вошли материалы экспериментальных площадок Научной школы А.В.Хуторского и Центра дистанционного образования «Эйдос», а также практико-ориентированные статьи участников Всероссийской конференции "Инновации в образовании: человекосообразный ракурс" (Москва, 6-8 ноября 2008 года). Авторы статей описывают опыт внедрения педагогических инноваций в области человекосообразного образования на своих занятиях.

Деятельность по внедрению основ эвристического обучения нашла свое отражение в учебниках и пособиях для вузов и школьных учреждений, в каждом из которых предлагается уникальное направление освоения теоретических основ. Для студентов высшей школы предназначен учебник Современная дидактика , который представляет собой оригинальное творческое пособие для практического изучения современной дидактики. Его цель - помочь студенту и педагогу в освоении дидактических систем и образовательных технологий, направленных на развитие личности учащихся и их творческую самореализацию. Пособие охватывает широкий спектр дидактических идей - от метода Сократа и приемов обучения в Древней Руси до системы "погружения" и дистанционного обучения с помощью сети Интернет. Учебник содержит материал для организации самостоятельной работы студентов: блоки самоопределения, проблемы для дискуссий, творческие вопросы и упражнения, задания дидактического практикума.

Приложением к учебнику служит Практикум по дидактике и современным методикам обучения. В книге собрана уникальная система заданий, позволяющая во взаимосвязи изучить общую дидактику, различные методические системы, конкретные формы и методы обучения. Цель практикума – освоить дидактические и методические основы обучения в современной школе, научиться использовать новейшие технологии и приемы ведения занятий. Изучаемые методики и приемы, как правило, универсальны, что позволяет использовать данный практикум в вузовских курсах дидактики и частных методик при подготовке педагогов разных специальностей. Практикум адресован студентам университетов, колледжей и педучилищ. Рекомендуется учителям школ, лицеев, гимназий, а также слушателям системы повышения квалификации.

Оба вышеназванных учебных пособий написаны руководителем Научной школы д.п.н. Хуторским А.В. В соавторстве с В.В.Краевским написан учебник Основы обучения: Дидактика и методика, в котором в диалоге ведущих ученых страны излагаются основные понятия дидактики и методики, предлагаются разные точки зрения на одни и те же явления.

Также студентам высших учебных заведений, обучающимся по педагогическим специальностям учителям-экспериментаторам, организаторам инновационных образовательных процессов предназначено учебное пособие Педагогическая инноватика. В нем изложены основы педагогической инноватики — науки о создании, внедрении, освоении и применении новшеств в образовании. Рассмотрены типы нововведений, специфика инновационной образовательной деятельности, особенности проектирования и реализации педагогических новшеств на разных уровнях — от учебного предмета до модернизации образования в стране. Значительное внимание уделено практике нововведений, примерам конкретных педагогических инноваций.

Для школьных образовательных учреждений предлагаются следующие учебные пособия, задающие алгоритмы внедрения эвристического обучения на традиционных уроках. Авторами учебников и пособий предлагается инновационный подход к изучению основ информационной грамотности в начальной школе. Рабочие тетради для 3 и 4 класса Информатика и ИКТ в начальной школе раскрывают базовые элементы эвристического обучения - эвристические образовательные ситуации на уроках, открытые эвристические задания, творческие работы по изучаемым темам, личная рефлексия учащегося в конце каждого урока, целеполагание и планирование учащимися своей образовательной деятельности.

Для учащихся 10-11 классов предлагается учебное пособие для профильных классов Технология создания сайтов. Информатика и ИКТ. Учебное пособие научит основам веб-дизайна, умению создавать красочную страницу в Интернете с рассказами, фотографиями и различными зрелищными эффектами, поддержке и раскрутке сайта в сети Интернет. Содержит материал по итоговой зачетной работе и олимпиаде по веб-дизайну. Занятия могут проводиться в школе и дистанционно путем взаимодействия преподавателя и учеников через Интернет. Предназначено для учащихся 10-11 классов информационно- технологического профиля, будет полезно всем желающим освоить основы сайтостроительства. Прилагается и пособие - методические рекомендации к данному элективному курсу.

Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами Увлекательная физика содержит экспериментальные задания по физике, в которых повторяются основные физические понятия, законы и принципы. Отдельная глава посвящена эвристическим заданиям по физике с примерами их решений участниками Всероссийских дистанционных олимпиад. Для выполнения экспериментальных заданий требуется несложное оборудование, которое всегда можно найти дома. В книгу включены также необычные случаи из жизни учёных-физиков, которые помогут по-новому взглянуть на этих известных людей, обладающих не только оригинальным мышлением, но и чувством юмора. Предложенные задания, опыты и ситуации будут интересны любителям "живой" и увлекательной физики.

Как исследовать явления природы, задавать познавательные вопросы, вести научные дискуссии? Как подготовиться к профессии учёного уже в школе? Лучше всего этому могут научить выдающиеся учёные. Учебное пособие для старшеклассников «Как стать учёным. Занятия по физике со старшеклассниками» построено на основе заданий с биографической информацией из жизни великих физиков. Изучаются темы «Моё первое научное открытие», «Взрасти в себе великого учёного», «Физика - моя будущая профессия?», «Семейные династии ученых-физиков». Приводятся сведения из жизни и деятельности знаменитых физиков, раскрываются качества, присущие настоящим ученым. Имеются рекомендации по подготовке к эвристической олимпиаде по физике и дистанционной ученической конференции. Предназначено для учащихся 10-11 классов физико-математического и естественнонаучного профилей, а также будет полезно всем, интересующимся историей физики и жизнью ее творцов.

Важной вехой в развитии Научной школы являются научные издания, посвященные внедрению эвристического образования с помощью информационно-компьютерных технологий. Опыт использования телекоммуникационных форм, методов и средств для организации распределенного в пространстве и времени эвристического обучения изложен во многих научных статьях, сборниках, докладах на конференциях, учебниках и учебных пособиях. Необходимо подчеркнуть, что благодаря деятельности локальных координаторов дистанционных эвристических олимпиад, учителям-предметникам, администрации школ, участвующих в мероприятиях Центра дистанционного образования «Эйдос» развиваются и внедряются как в дистантной, так и в очной формах обучения эвристические составляющие человекосообразного образования. Учение и педагоги- экспериментаторы выявляют успехи проблемы дистанционного эвристического образования, проектируют творческие задания для учащихся, развивают личностные качества учащихся, предлагая им возможность реализовать свой творческий потенциал вне зависимости от учебного предмета, возраста, места проживания, вероисповедания и др.

По итогам исследований в области эвристических олимпиад в 2008 г . Научная школа выпустила сборник научных трудов Дистанционные эвристические олимпиады. Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках научно-исследовательского проекта «Педагогические основы творческой самореализации учащихся общеобразовательных школ в системе дистанционных эвристических олимпиад», проект № 06-06-00243а.

Сборник посвящен инновационному педагогическому феномену – дистанционным эвристическим олимпиадам. Исследования охватывают 10-летний опыт проведения Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад, в которых приняло участие более 150 тыс. человек. Авторы статей рассматривают методологические, педагогические, методические аспекты эвристических олимпиад, изучают их влияние на творческую самореализацию учащихся и модернизацию учебного процесса в школах.

Опыт участия сотни тысяч учащихся и педагогов в дистанционных эвристических мероприятий нашел свое отражение в практикуме по дистанционному обучению Интернет в школе . Книга посвящена вопросам применения Интернет-технологий в общеобразовательных школах. Рассматриваются основы дистанционной педагогики, особенности разработки и проведения дистанционных курсов, проектов, олимпиад. Особое внимание уделяется методике развития творческих способностей школьников, обучающихся с помощью средств телекоммуникаций. Предлагается система дистанционного повышения квалификации педагогов и тьюторов дистанционного обучения. Материал подготовлен на основе научно-педагогического анализа опыта отечественных школ, осуществляющих дистанционную деятельность совместно с Центром дистанционного образования "Эйдос" (http://eidos.ru). Книга адресована учителям школ, лицеев, гимназий, а также руководителям и методистам центров дистанционного обучения.

Кроме бумажных книг и учебных пособий на сайте Интернет-журнала «Эйдос» http://eidos.ru/journal/content.htm представлены сотни научных статей на актуальные педагогические темы. Журнал является официальным печатным органом Научной школы А.В.Хуторского и Центра дистанционного образования «Эйдос».

Журнал имеет научно-педагогическую, учебно-методическую направленность и предназначен широкому кругу читателей - от учёных, вузовских педагогов и аспирантов до школьников, их родителей и учителей.

Тематика журнала включает проблемы модернизации очного и дистанционного образования, практику школьных инноваций, развитие одарённости детей. Журнал имеет рубрики "Научные исследования", "Модернизация образования", "Дистанционное образование", "Эвристическое обучение", "Методика в школе", "Ученическая страница". Журнал издаётся в электронной форме и размещается в открытом доступе. Публикация статей в журнале бесплатная. Статьи перед публикацией проходят внутреннее рецензирование.

На сайте Интернет-магазина «Эйдос-книга» http://eidos.ru/shop/catalog/index.htm находится каталог электронных изданий, которые любой ученый, учитель может приобрести за 2-3 дня, послав запрос по адресу shop@eidos.ru В «Эйдос-книге» можно приобрести как бумажные книги и сборники научных трудов, так и сотни электронных материалов по направлениям:

  • Современный урок
  • Формы и методы творческого обучения
  • Дистанционное образование. Интернет на уроке
  • Личностно-ориентированное обучение
  • Исследования и творчество школьников
  • Комплекты олимпиадных заданий и лучших работ
  • Материалы дистанционных курсов
  • Научно-методические сборники
  • Пособия для соискателей ученой степени

Таким образом, деятельность Научной школы А.В.Хуторского, результаты крупномасштабных исследований ученых в рамках Всероссийских грантов, диссертационные исследования, экспериментальная деятельность школ и учителей-экспериментаторов, научно-практическая работа Центра дистанционного образования «Эйдос», доклады участников очных и дистанционных Всероссийских конференций систематически и планомерно находят отражение в научных, научно-педагогических, учебно-методических изданиях, в Интернет-журнале «Эйдос», в бумажных и электронных материалах, реализуя тем самым целевую установку Научной школы - проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности.

Научная школа приглашает к сотрудничеству учёных, учителей, методистов, администраторов образования, которые разделяют заявленные цели, принципы, направления деятельности. Научная школа оказывает научно-образовательные, информационные и иные услуги, относящиеся к основным направлениям её деятельности.

Аспирантам, вузовским педагогам, ученым предлагаются возможности совместных исследований, публикации работ в электронных и бумажных изданиях, отзывы на авторефераты диссертаций, рецензии на монографии, учебные пособия, методики. Учителям и образовательным организациям предлагаются консультации, научное руководство, рецензии на программу эксперимента, совместная опытно-экспериментальная работа.

 

Литература  

Книги и брошюры

  1. Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Информатика и ИКТ в начальной школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 152 с.
  2. Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь. 4 класс / А.В.Хуторской, Г.А.Андрианова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 143 с.
  3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
  4. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
  5. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.
  6. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
  7. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н., Маслов И.С. Как стать учёным. Занятия по физике со старшеклассниками. – М.: Изд-во «Глобус», 2008. – 318 с. (Профильная школа).
  8. Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь. 3 класс. - М.: Бином, 2007. - 175 с.
  9. Хуторской, А.В. Технология создания сайтов. Информатика и ИКТ. 10-11 кл.: учеб.пособие для профильных классов общеобразоват. учреждений / А.В.Хуторской, А.П.Орешко. - М.: Дрофа, 2007. - 253, [3] с.: ил., 1 л .цв.вкл. - (Элективные курсы).
  10. Хуторской, А.В. Технология создания сайтов. Информатика и ИКТ. 10-11 кл.: метод. рекомендации к элективному курсу А.В. Хуторского, А.П. Орешко «Технология создания сайтов» / А.В. Хуторской, А.П. Орешко. — М.: Дрофа, 2007. — 126, [2] с. — (Элективные курсы).
  11. Хуторской А.В. Образовательное пространство СНГ - проблема сравнительной педагогики: Научное издание. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2006. – 247 c.
  12. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. – 383 с. (Серия «Педагогическая мастерская»).
  13. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.
  14. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика. Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами. – М.: АРКТИ, 2001. – 192 с.
  15. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская).
  16. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. - М.: ИОСО РАО, 2000. – 304 с.
  17. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.
  18. Хуторской А.В. Мироведение: Эвристическое пособие для учеников 5-9 классов. - Ногинск, 1995. - 94 с.
  19. Хуторской А.В. Метапредмет "Числа": Экспериментальный интегрированный курс. - Черноголовка, 1994. - 68 с.
  20. Хуторской А.В. Метапредмет "Мироведение": Экспериментальный интегрированный курс. - Пособие для учителя. - Черноголовка, 1993. - 70 с.
  21. Хуторской А.В. Фундаментальные физические постоянные. Кн. для учителя. - Мн.: Народная асвета, 1988. - 96 с.
  22. Хуторской А.В., Бирюков Л.А. Мировые константы в физике: Методические рекомендации. - Л., 1987. - 58 с. - В надзаг.: Ленинградское отделение педагогического общества РСФСР.
  23. Хуторской А.В. Изучение фундаментальных физических констант в средних профессионально-технических училищах. - М.: Высшая школа, 1985. - 24 с.


Сборники трудов под редакцией А.В.Хуторского

 

  1. Инновации в образовании: человекосообразный ракурс : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – 220 c.
  2. Ведём эксперимент в школе: интернет, компетенции, эвристика : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – 314 с.
  3. Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЭЛИТ-ПОЛИГРАФ, 2008. – 344 с.
  4. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
  5. Смыслы и цели образования: инновационный аспект . Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 300 с.
  6. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения . Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. - 290 с.
  7. Современный учебник: Проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования // Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского.- М.: ИСМО РАО, 2004. – 263 с.
  8. Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г ., г.Москва / Под ред. А.В.Хуторского. — М.: ИСМО РАО, 2004. – 152 с.
  9. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2003. – 368 с.
  10. Ученик в обновляющейся школе // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2002.
  11. Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 1999. - 299 с.
  12. На пути к 12-летней школе // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2000. – 400 с.
  13. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2001.- 336 с.
  14. На урок – в Интернет! Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года" // Сб. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000.— 299 с.
  15. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования // Сб. науч. трудов / Под ред. В.С.Леднева, Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1999. – 266 с.
  16. Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов // Сб. студенческих работ / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: Московский педагогический университет, 1999. – 84 с.

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Андрианова Г.А. Исследования в области эвристического обучения: обзор изданий научной школы А.В.Хуторского. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 мая.
http://www.eidos.ru/journal/2010/0530.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2019
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта