EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Развитие и становление модели распределенного обучения современного школьника сопровождается построением им индивидуального учебного плана.»
Андрианова Галина Александровна, зам. директора ЦДО "Эйдос"
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образование Индивидуальная образовательная траектория ...
 

Индивидуальная образовательная траектория в распределённой системе организации педагогического эксперимента

Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, с.н.с. лаборатории методологии образования УРАО ИСМО, зам. директора Центра дистанционного образования «Эйдос» (Москва, Россия)

Научно-методическое сопровождение педагогического эксперимента в Центре дистанционного образования «Эйдос» осуществляется в русле программы Научной школы Андрея Викторовича Хуторского - доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования, академика Международной педагогической академии, директора ЦДО «Эйдос» (http://eidos.ru).

Данная Научная школа (http://khutorskoy.ru/science/index.htm) c 1998 года реализует основы человекосообразного типа образования, используя для этого как инновационное содержание, так и инновационные формы и методы его реализации. Целевые установки Научной школы: проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности, его индивидуально-образовательную траекторию развития и совершенствования. Такие инновации Научной школы как эвристическое обучение, эвристическое задание, культурно-исторический аналог, эвристическая ситуация и другие направлены на достижение главной цели – наиболее полная реализация заложенного человеческого потенциала у учащихся и педагогов, раскрытие индивидуальных качеств и способностей.

Для внедрения разработанных инноваций по сопровождению ИОТ учащихся и педагогов сотрудники Научной школы ведут как теоретическую, так и практическую деятельность в Центре дистанционного образования «Эйдос» по таким направлениям как дистанционные эвристические олимпиады, проекты, конкурсы, курсы по оргдеятельностной методике, в которых принимают участие десятки тысяч учащихся и педагогов из образовательных учреждений России и СНГ. Практическая деятельность определяется научными исследованиями сотрудников по темам инноваций Научной школы - см. темы по адресу http://eidos.ru/science/support/schools.htm.

Целью научно-педагогического эксперимента НШ является изучение качественных и количественных изменений, которые происходят у учащихся и педагогов, обучающихся по методике человекосообразного типа образования, реализуемой НШ. Кроме того, реализуемый эксперимент проверяет научные гипотезы, выдвигаемые НШ, с точки зрения ее новизны, необычности, противоречивости по сравнению с привычными установками в массовом обучении. В ходе практической деятельности происходит четкое формулирование задач эксперимента, разработка признаков и критериев, по которым будут оцениваться результаты, явления, средства и прочее.

Каковы произошедшие изменения, как глубоко, на каком уровне и в каких областях знаний, умений и навыков они произошли, каков результат таких изменений, каким образом происходит внедрение инноваций – это вопросы, на которые дает ответ экспериментальная практика. Методы осуществления педагогического эксперимента, применяемые НШ различны: теоретические и сравнительно-исторические методы, социометрические, эмпирические и другие. В связи с применением в ЦДО «Эйдос» дистанционных форм и методов обучения, важную роль для осуществления педагогического эксперимента играют информационно-компьютерные технологии, которые являются средством реализации инноваций Научной школы на местах – в очных школах и других образовательных учреждениях.

Участвуя на протяжении нескольких лет в дистанционных мероприятиях ЦДО «Эйдос» многие педагоги, администраторы гордятся достижениями своих учеников, которые имеют высокий творческий потенциал. Но не все возможности учащихся и педагогов реализуются из-за отсутствия в школе программы инновационной деятельности, научно-обоснованного плана педагогического эксперимента, научно разработанных индивидуально-образовательных программ обучения. Из-за того, что в образовательном учреждении нет системы реализации концептуальных основ в образовательном процессе, имеющийся потенциал творческих педагогов и учащихся оказывается реализованным не в полной мере. Кроме того, разовое участие школьников в олимпиадах и курсах не позволяет педагогам и родителям учеников отследить развитие их качеств и индивидуальных результатов участия, провести качественную диагностику, осуществить эксперимент по внедрению эвристического обучения на уроках и других занятиях.

Научно-методическое сопровождение эксперимента может быть реализовано на разных уровнях - индивидуальном, групповом, коллективном и для разных субъектов обучения – учащихся, их родителей, педагогов, методистов, администрации, целой школы, департамента образования и т.д.. Использование ИКТ позволяет ввести распределенную систему организации и сопровождения педагогического эксперимента. Цель такого эксперимента – выявить объекты и субъекты разных уровней распределенной системы эксперимента, определить формы и методы взаимодействия для достижения цели эксперимента, выявить механизм реализации эксперимента по ИОТ на разных уровнях. В ЦДО «Эйдос» дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Ученик уже обучается не только в одной очной школе, а в удалённых от него Центре образования, имеющим научно-методическую концептуальную основу, позволяющую этом ученику составлять и реализовывать индивидуальную образовательную программу обучения, совмещающую очную и дистантную формы обучения. Развитие и становление модели распределенного обучения современного школьника сопровождается построением им индивидуального учебного плана, в котором отражаются его жизненно-значимые цели, специфические ориентиры различных образовательных учреждений, ориентиры системы распределенного обучения. В результате стимулируется и развитие новых личностных качеств школьника: умение ставить цели, создавать новый практико-ориентированный образовательный продукт, управлять процессом организации своей учебной деятельности, осваивать образовательное Интернет-пространство в процессе коммуникаций с другими субъектами субъектов инновационной образовательной деятельности. Такая экспериментальная деятельность нуждается в грамотном сопровождении.

Особенности распределенной системы организации эксперимента по сравнению с обычным заключаются в том, что такой эксперимент включает в себя множество составляющих. В процессе осуществления распределенного эксперимента определяются разные уровни взаимодействия субъектов и объектов, которые могут находиться в разных временных и пространственных плоскостях, синхронных и асинхронных:

- между Научной школы (научным руководителем, консультантом) и школой (педагогом), внедряющей инновации в очный учебный процесс,

- между двумя и более инновационными школами разных географических регионов, возможностей, под руководством НШ,

- в рамках группы педагогов-экспериментаторов в одной или более школ,

- взаимодействие педагогов-экспериментаторов из разных школ, удаленных в пространстве с помощью ИКТ,

- между родителем учащегося и сотрудником Центра, и т.п.

В распределенной системе организации педэксперимента возможно создание основных и контрольных групп учащихся как в рамках одного учреждения, так и в разноплановых учреждениях; школа может выступать ведущей базой в проводимом ею эксперименте и запрашивать необходимые для его реализации содержание и формы у других школ, а также стать участником эксперимента под руководством другой школы, реализующей эксперимент на базе НШ ЦДО «Эйдос». Распределенная система педагогического эксперимента решает следующие задачи:

– выявление наличия запланированных взаимосвязей между воздействием инновацией и достигаемыми при этом результатами как в одной школе среди множества учащихся, так и во множестве школ;

– сравнение продуктивности нескольких вариантов научно-методического воздействия и выбора из них оптимального по критериям результативности, времени, приложенным усилиям, используемым средствам и методам;

– доказательство доступности и реализации эвристического обучения, применения методики и рекомендаций по его внедрению;

- доказательство преимуществ человекосообразного типа образования перед традиционным репродуктивным обучением.

Каковы же основные направления распределенного научно-педагогического эксперимента, какова его специфика и оособенности? Кратко перечислим формы инновационной деятельности, реализуемые в рамках Научной школы ЦДО «Эйдос»:

  1. Дистанционные эвристические олимпиады – http://eidos.ru/olymp/schedule.htm
  2. Дистанционные курсы – http://eidos.ru/courses/schedule.htm
  3. Конкурсы и проекты для школьников – http://eidos.ru/project/all/index.htm
  4. Всероссийский конкурс для педагогов: Дистанционный учитель года – http://eidos.ru/dist_teacher/
  5. Ведение научных исследований и разработка авторских методических пособий – http://eidos.ru/services/index.htm
  6. Научно-методические услуги (руководство экспериментом, консультации, издание материалов) – http://eidos.ru/services/index.htm
  7. Выездные очные семинары, проводимые сотрудниками Научной школы ЦДО «Эйдос» – http://eidos.ru/conf/seminars/index.htm
  8. Издание научно-педагогических материалов педагогов и ученых (в сборниках НШ, отдельно) – http://eidos.ru/services/index.htm
  9. Публикация научных статей и исследований в Интернет-журнале «Эйдос» (более 400 статей) – http://eidos.ru/journal/index.htm
  10. Работа по анализу деятельности на следующих форумах:  
    Веб-форум ЦДО «Эйдос» – http://eidos.fastbb.ru/
    Веб-форум Научной школы – http://khutorskoy.borda.ru/
  11. Участие во Всероссийской августовской дистанционной конференции – http://eidos.ru/conf/dist/index.htm
  12. Участие в очных методологических семинарах – http://eidos.ru/conf/metodolog/index.htm

Все эти направления деятельности в настоящий момент реализуются школами достаточно эффективно, в то же время необходимо комплексное научно-методическое сопровождению экспериментальной деятельности организаций и частных лиц (учителей, родителей и др.) данных видов деятельности.

Научно-методическое руководство (НМР), имеет следующие особенности:

  • Вам предоставляется персональный куратор Научной школы
  • Вы получаете необходимые материалы, инструкции, рекомендации
  • Вам предоставляются персональные интернет-средства и формы взаимодействия с куратором: веб-форум, чат-кабинет, e-mail, ICQ, Skype
  • Вас подписывают на электронную рассылку Научной школы.

Научно-методическое руководство - органичное продолжение занятий после участия в дистанционных курсах или очных семинарах ЦДО "Эйдос". 10 дней курсов или 3 часа семинара не всегда позволяют углубиться в проблему, разработать, провести и обсудить уроки по изученной методике. Всё это можно осуществить, заказав научно-методическое руководство по теме курса или семинара уже после их проведения.

Чем отличается НМР от дистанционного курса?

  1. Вам помогут сформулировать тему научного исследования или разработать план реализации имеющейся у вас темы.
  2. У Вас будет персональный научный руководитель.
  3. У Вас будет непрерывное научное руководство, это значит, что Вы сможете проконсультироваться со специалистом по ходу применения разработок на практике, получить ответы на возникающие вопросы.
  4. Удобный график НМР, все возможные способы связи: электронная почта, форум, чат, скайп, ICQ, видео-связь!
  5. Ваша тема исследования пройдет научную экспертизу.
  6. Вы сможете подготовить свою собственную статью к публикации.

Примерный состав научно-методических услуг для частных лиц

Ведение эксперимента или освоение инноваций зависит от специфики темы. В то же время, состав научно-методического сопровождения имеет общие черты. Например, научный куратор (руководитель) предлагает следующие виды деятельности:

  • Диагностика образовательной реальности.
  • Выявление и анализ педагогической проблемы.
  • Поиск путей решения проблемы через уточнение инновации или темы эксперимента.
  • Апробация и освоение инновации на практике, поэтапное осуществление эксперимента.
  • Анализ полученных результатов, корректировка дальнейших целей и задач.

Примерный состав научно-методических услуг для организаций

  • Получение официального статуса экспериментальной площадки, работающей в русле Научной школы д.п.н., чл.-корр. РАО А.В.Хуторского.
  • Закрепление за экспериментальной площадкой персонального менеджера, организующего взаимодействие с представителями и руководителем Научной школы.
  • Диагностика программы эксперимента, составленной школой по высланному алгоритму. Выдача экспертного заключения об этой программе.
  • Повторная диагностика уточнённой программы эксперимента. Уточнение функций членов инициативной группы школы по реализации составленной программы и плана эксперимента.
  • Предоставление школе проектных оргдеятельностных заданий по организации экспериментальной работы (примерно раз в месяц).
  • Курирование осуществления школой программы и плана эксперимента в течение учебного года (10 месяцев).
  • Получение школой информации по направлениям деятельности Центра и Научной школы с помощью подписки на тематические рассылки.
  • Участие представителей школы в тематических веб-форумах Центра, посвященных ведению экспериментальной работы.
  • Консультирование инициативной группы школы в режиме e-mail, чата или форума по проблематике происходящей деятельности.
  • Оказание помощи (консультация, рекомендации) в оформлении и представлении школой полученных результатов эксперимента.
  • Диагностика Центром полученных результатов эксперимента в конце учебного года. Выдача официального экспертного заключения по полученным результатам.

 

Литература:

  1. Хуторской А.В. Почему необходим переход к человекосообразному образованию? К обоснованию концепции и программы исследований. // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 9-25.
  2. Андрианова Г.А. Целеполагание субъектов инновационной деятельности в системе распределенного эвристического обучения. // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 32-38.
  3. Андрианова Г.А. Компетенции субъектов системы распределенной образовательной деятельности: опыт проектирования и реализации. // Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 214-219.
  4. Программа Научной школы А.В.Хуторского // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 28 октября. - http://eidos.ru/journal/2006/1028.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Андрианова Г.А. Индивидуальная образовательная траектория в распределённой системе организации педагогического эксперимента. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 сентября.
http://www.eidos.ru/journal/20010/0930-06.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

 

   
  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта