EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Практически каждый преподаватель пишет, что нигде и никогда не слышал об имидже урока и не задумывался о своих индивидуальных чертах.»
Смирнова Т.Н., сотрудник кафедры математики ЦДО «Эйдос»
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образование Реализация принципа человекосообразности
 

Реализация принципа человекосообразности на дистанционных курсах для педагогов

Смирнова Татьяна Николаевна , сотрудник кафедры математики ЦДО «Эйдос»

Человекосообразный подход имеет в своей основе идею реализации миссии человека.

«В нашем понимании, у каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь. Существование иных систем координат и измерителей возможно (например, в виде общечеловеческих, религиозных или иных ориентиров), но человеку предоставляется право на собственную систему координат, на индивидуальную траекторию движения по отношению к ней. К любым другим системам он может, а в ряде случаев должен относиться, принимать их, например, осуществляя деятельность в рамках группы, коллектива, школы, региона и т.п.» Это выдержка из статьи А.В.Хуторского «Идеология человекосообразности в образовании и педагогике», опубликованная в Интернет-журнале «Эйдос».

Именно идеями человекосообразного подхода пронизана организация оргдеятельностных дистанционных курсов для педагогов и учащихся, проводимых Центром дистанционного образования «Эйдос». Один из таких курсов я веду уже несколько лет – это курс «Организация современного урока математики в средней и старшей школе». В завершении курса каждый педагог получает задание проанализировать свой индивидуальный неповторимый стиль проведения уроков, который отличает его как педагога. Практически каждый преподаватель пишет, что нигде и никогда не слышал об имидже урока и не задумывался о своих индивидуальных чертах. Это задание вызывает неподдельный интерес. Оно как нельзя лучше отражает принцип человекосообразности, выявляя потенциал педагога с точки зрения его педагогической деятельности. «Вообще никогда раньше не задумывалась над данным в модуле вопросом. Теперь понимаю, что имеет в виду завуч школы, посетив мой урок, когда говорит: «Ты такая … и дети у тебя поэтому так работают» или «Ну, у тебя всегда так получается и это только твоё!» - Капкова Наталья Владиславовна, учитель математики МОУ сош № 11, г Назарово.

Хотелось бы обратиться к результатам выполнения этого задания.

После выявления своих личностных особенностей в проведении урока, учителям предлагалось составить классификацию приемов создания положительного имиджа урока. Вот примеры таких классификаций.

Халилова Ирина Львовна, учитель математики и информатики МОУ "ООШ №5", г.Златоуст Челябинской обл.:

  • Вхождение в урок
  • Полезные традиции
  • Выход из урока.

Савватеева Ольга Алексеевна, учитель математики Молодежнинской СОШ, п.Молодежный, Забайкальский край:

  • Комфортные условия в кабинете
  • Взаимоотношения учитель – ученик, ученик – учитель.
  • Имидж самого учителя.

Нелюбина Татьяна Николаевна, учитель математики и заместитель директора по учебной работе МОУ «ООШ № 5», г. Златоуст Челябинской обл.:

"Относительно личности учителя:

•  Вербальные (через речь)

  • четкость, краткость, образность речи;
  • соблюдение педагогического такта;
  • изменение темпа речи в зависимости от ситуации;
  • выдерживание пауз;
  • не говорение, а разговаривание;
  • доброжелательный тон;
  • называние детей преимущественно по именам:
  • проявление в речи искренней благодарности детям за работу, за идею, за внимание, за помощь и т.д.;
  • грамотность речи, отсутствие слов-паразитов.

•  Невербальные (через внешний вид, манеры)

  • деловой стиль одежды, учитывающий психологию цвета, изменение стиля одежды в некоторых ситуациях;
  • соответствие жестов характеру речи, отсутствие лишней жестикуляции;
  • нахождение в разных частях класса в зависимости от вида деятельности.

Относительно процесса урока:

•  Внешние

  • порядок и чистота кабинета;
  • соблюдение режима проветривания;
  • идеальность чистоты доски перед уроком;
  • наличие всех необходимых мелочей: необходимого количества мела, запаса письменных принадлежностей и др.;
  • приятный располагающий интерьер;
  • ухоженные, здоровые цветы;
  • эстетика и целесообразность наглядного оформления кабинета;
  • отсутствие лишнего на доске, на столе, в кабинете.

•  Внутренние (характер педагогического взаимодействия)

  • демонстрация авторитета не силы, но знания, интеллекта, личности;
  • четкость и ясность требований;
  • демонстрация заинтересованности в успехах детей;
  • справедливость и комментирование оценочных суждений;
  • использование «Я-послания»;
  • предоставление детям возможности высказать свое мнение, выслушивание и принятие их советов;
  • предоставление детям возможности оценивать деятельности учителя;
  • предоставление детям возможности помочь учителю;
  • признание своих ошибок;
  • нахождение с ребенком на одном уровне при оказании ему помощи, а не «нависание» над ним;
  • пунктуальность и обязательность учителя, выполнение данных обещаний."

Таких классификаций накопилось много, все они требуют осмысления. Думаю, что выполнение такого задания учителем как нельзя лучше показывает принцип человекосообразности самому педагогу.

Конечно, предложу и горсточку «изюма», собранного педагогами в своем опыте преподавания.

Капкова Наталья Владиславовна, учитель математики МОУ СОШ №11, г.Назарово:

«Ключевые слова: произнесённое учителем слово, побуждает учеников к действию. Ключевые действия: учитель что-то делает, ученики понимают, что делать им. Ключевые места: определённые места в классе, на которые нужно постоянно обращать внимание.

Каждый урок начинаю с актуализации знаний. Говорю: «Разогреем мозги» (ключевые слова), ученики моментально включаются в работу и глазками начинают искать задания на доске (ключевые места). Могу добавить фразу: «Работаем по группам». Это значит, что задание не общее, а для каждой группы (состав групп давно детям известен), находят задание и как муравьи бегут к доске показать решение.

Если рядом с собой перед началом урока, я ставлю стул (ключевые действия), учащиеся уже знают, что сегодня на уроке будет индивидуальная работа с кем-то».

Рыбалкина Оксана Александровна, МОУ гимназия «Перспектива» г. Самара:

«В начале учебного года мы договариваемся с ребятами о том, что если ученик опоздал на урок, то все время пока он будет делать шаги от двери до своей парты, остальные ребята будут задавать ему вопросы по изучаемым темам и он должен на них отвечать. Используя такую практику, опоздавших практически нет совсем.

Домашнее задание мы всегда записываем в начале урока, никто уже не скажет, что не успел».

Нелюбина Татьяна Николаевна, учитель математики и заместитель директора по учебной работе МОУ «ООШ № 5» г. Златоуста Челябинской обл.:

"Мои ученики привыкли к тому, что после просьбы сдать работы на уроке я медленно начинаю считать: один, два, три, четыре, пять. При этом они могут успеть что-то доделать, но знают, что по счёту «пять» все работы должны сданы.

Также мои дети знают, что если какие-то записи появляются на левом крыле доски, то они не исчезнут до конца урока, и ими можно спокойно пользоваться как опорами.

После каждого этапа объяснения, после разбора решения каждого задания я выразительно говорю: «ВОПРОСЫ?» Если я слышу дружное «Отсутствуют», то работа продолжается. Если я слышу хотя бы одиночное «Присутствуют», то даю детям возможность задать все вопросы и терпеливо на них отвечаю. Люблю повторять: «Спрашивайте, а то спросят вас». Использование мной в данном случае одних и тех же речевых конструкций детьми воспринимается как элемент игры, но также лаконично и четко им объясняет, что от них ожидает учитель.

Когда-то на семинаре по теории нейролингвистического программирования услышала про так называемый «якорь». Поэтому всю главную информацию на уроке стараюсь проговаривать, стоя у центра доски лицом к классу и подняв левую руку на уровень плеча. Также стараюсь использовать речевые якоря – фразы, произносимые определенным тоном, иногда незаконченные. Так, когда я говорю «противным» механическим голосом: «На первом месте…», дети понимают, что я им напоминаю о порядке записи переменных в решении системы уравнений.

Удачным является прием проведения физкультминуток, связанных с темой урока. Это когда во время физкультминутки детям предлагается упражнение вида: Если я называю правильную дробь, вы поднимаете правую руку, а если неправильную – то левую. Ученикам 5-6 классов очень нравится выполнять такие упражнения».

В заключении отмечу, что многие учителя пишут о трудностях в работе над этим заданием, одновременно выполняя его с большим интересом. Это значит, что в личностных заданиях нуждаются не только ученики, но и педагоги на курсах повышения квалификации.

Литература:

Хуторской А.В. Идеология человекосообразности в образовании и педагогике. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 23 апреля.
http://www.eidos.ru/journal/2010/0423-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Смирнова Т.Н. Реализация принципа человекосообразности на дистанционных курсах для педагогов. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 сентября.
http://www.eidos.ru/journal/20010/0930-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

 

   
  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта