EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Использование современных информационно-коммуникационных технологий при проведении внеклассных мероприятий по предмету усиливает их образовательный эффект.
Шерстова Е.В., зав. кафедрой русского языка ЦДО «Эйдос»
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образование Дистанционная предметная неделя как форма организации внеклассной работы по русскому языку
 

Дистанционная предметная неделя как форма организации внеклассной работы по русскому языку

Шерстова Елена Владимировна, зав. кафедрой русского языка и литературы ЦДО «Эйдос»

Организация внеклассной работы по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний учеников по учебным дисциплинам, привитие интереса к изучаемым наукам, развитие творческих способностей учащихся.

К внеклассным мероприятиям, как правило, относят следующие виды занятий: факультативные и элективные курсы, кружковая работа, декады, недели, дни, экскурсии, викторины, выставки, олимпиады, конкурсы, марафоны, КВНы, защиты проектов, проведение исследований и т.д. Разнообразие форм проведения внеклассных мероприятий по школьным предметам представляет простор для проявления творчества как школьников, так и учителей.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий при проведении внеклассных мероприятий по предмету усиливает их образовательный эффект: возможность в период участия во внеклассном мероприятии содержательно общаться и соревноваться с ровесниками из школ других городов России способствует развитию у школьников информационной, коммуникативной культуры, а также развитию предметных компетентностей.

Одной из ярких форм организации внеклассной работы по предмету с использованием ИКТ являются Всероссийские дистанционные предметные недели, которые с 2008 года проводит Центр дистанционного образования «Эйдос». Рассмотрим возможности данной формы организации внеклассной работы по предмету на примере Дистанционной предметной недели по русскому языку.

Дистанционная предметная неделя по русскому языку - это коммуникативный творческий проект, в котором могут принять участие ученики, учителя, школьные команды и вообще все желающие. Целями предметной недели по русскому языку являются: р азвитие филологических компетентностей школьников, подготовка к эвристической олимпиаде по русскому языку, расширение круга общения, формирование культуры сетевого общения с использованием различных видов телекоммуникаций, а также совершенствование педагогического мастерства и развитие профессиональной компетентности учителя-словесника.

Мероприятия предметной недели направлены на повышение внутренней мотивации школьников к изучению русского языка, ориентированы на подготовку будущих участников к эвристической олимпиаде по русскому языку. В рамках проекта предусмотрено творческое взаимодействие всех участников предметной недели.

Программа предметной недели состоит из нескольких мероприятий, которые проходят в режиме веб-форума: это и конкурсы, и дистанционные занятия в режиме off - и о n - line общения, обсуждения конкретной проблемы, интернет-акции и др. Каждое мероприятие, предлагаемое в рамках предметной недели, личностно значимо, так как позволяет каждому участнику – и школьнику, и учителю – высказать собственную точку зрения, предложить свой вариант решения, проанализировать собственный опыт и собственные знания русского языка и т.д.

Мероприятие дистанционной недели формулируется в виде открытого задания или открытой проблемы, на которые нет единственно правильного ответа, и это представляет простор для творчества. Вот примеры конкурсных заданий и занятий дистанционных предметных недель по русскому языку:

Интернет-акция в защиту русского языка ( Предметная неделя по русскому языку, 2008г. ) http://eidos.borda.ru/?1-18-40-00000020-000-0-0-1260183461

Русский язык «великий и могучий», зачем же его защищать, от кого, какая опасность ему угрожает? Существует такая точка зрения, что русский язык упрощается, на смену сложным русским словам приходят лаконичные слова из иностранных языков. Но это же здорово, чем проще – тем лучше! К чему «заморачиваться» - как слышыш, так и пишыш . Могла же Эллочка Людоедка выражать свои мысли короткими односложными словами! Знаменитое «блеск» сменилось на «железно», «железно» на «классно», а «классно» на «гламурненько»...

В противовес этой точке зрения просто кричит другая: русский язык умирает под атакой жаргонных и иностранных слов. Неужели в нашем языке не найдётся слов, чтобы выразить мысли современного русского человека?

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов», - говорил К.Паустовский. «Сколько иностранных и бесполезных слов, русскому человеку они даром не нужны», - считал Базаров, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Так нуждается русский язык в защите или нет? Как считаете вы?

Каждый участник Интернет-акции высказывает свое мнение по поднятой проблеме, размещает свое высказывание (защитное слово в адрес русского языка, лозунги, воззвания и т.д.) в любом жанре. Требования к высказываниям: убедительность, зажигательность, визуальная оригинальность, краткость, художественность, соответствие нормам этики.

Скажи свое слово в защиту русского языка!

Что можно исследовать в русском языке? ( Предметная неделя по русскому языку, 2008г. ) http://eidos.borda.ru/?1-18-80-00000021-000-0-0-1256384710

Самый пытливый человек – исследователь. Логика, воображение, творчество, этичность, альтруизм, наконец, – вот лишь некоторые из качеств, необходимых исследователю. Если Вы читаете это сообщение – эти качества у Вас есть!

Можно ли что-то исследовать в русском языке? Конечно!

Участие в неделе русского языка позволит Вам:

  • выявить предмет исследования;
  • определить интересную для себя тему исследования;
  • спланировать первый вариант исследовательской работы.

Начинайте готовиться к Дистанционной ученической конференции уже сейчас!

Мое слово ( Предметная неделя по русскому языку, 2009г. )
http://eidos.borda.ru/?1-18-80-00000058-000-0-0-1255603054

Здравствуйте, уважаемые участники второй Всероссийской дистанционной предметной недели по русскому языку! Приглашаем Вас на конкурс "Мое слово"!

У каждого из нас есть свои любимые слова! В этих словах с детства содержится, хранится какой-то тайный и важный смысл. Вот как говорит о своем любимом слове поэт Константин Бальмонт: "...Из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы, языка живого, сотворенного и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово - воля . Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. Уже один его внешний вид пленителен. Веющее в, долгое, как зов далекого хора, о, ласкающее л, в мягкости твердое утверждающее я. А смысл этого слова - двойной, как сокровища в старинном ларце, в котором два дна. Воля есть воля-хотение, и воля есть воля-свобода. Один смысл слова воля, в самом простом, изначальном словоупотреблении, светит другому смыслу, в меру отягощает содержательностью и значительностью его живую существенность".

Уважаемые участники предметной недели! Вам предлагается описать свое любимое, важное слово с разных точек зрения, анализируя его с помощью разных разделов русского языка.

Участники защищают в режиме форума свое любимое слово, откликаются на высказывания участников. Задание выполняется только в режиме форума. При размещении ответа участник обязательно указывает свои данные: фамилию, имя, класс, школу, город. Новых открытий!


Конкурс «Работа над ошибками» ( Предметная неделя по русскому языку, 2010г. ) http://eidos.borda.ru/?1-18-0-00000140-000-0-0-1285936971

Орфографические и пунктуационные ошибки - довольно частые гости в письменной речи не только школьников, но и взрослых. Участникам предметной недели предоставляется возможность выполнить работу над своими типичными ошибками и придумать универсальные приемы по запоминанию трудных правил. Давайте избавляться от ошибок вместе!

В течение одного дня участники недели исследуют и анализируют свои типичные ошибки, которые встречаются в рабочих и контрольных тетрадях по русскому языку, размещают смешные истории, связанные с грамматическими ошибками, советы, как избежать таких ошибок, рекомендации собственного сочинения по запоминанию трудных правил.

Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их - и мы будем на самой вершине. В.И.Ленин

---

Качество ответов участников предметной недели в веб-форуме разное, но главное, что школьник стремится высказаться, ищет свои ответы на поставленные вопросы, осваивает дистанционные технологии общения, учится взаимодействовать со своими сверстниками и взрослыми людьми посредством печатного слова.

Особенно эффективно взаимодействие традиционных форм проведения внеклассных мероприятий с дистанционными. К примеру, конкурс школьных газет о русском языке нашел свое гармоничное продолжение в дистанционной предметной неделе по русскому языку 2010г., когда участникам недели было предложено выпустить индивидуально или группами по классам свою газету о русском языке и оформить в школе выставку из газет. Затем в назначенный день на веб-форуме нужно было представить свой содержательный материал для газеты о русском языке, предложить варианты оформления своей газеты, прорекламировать свои газеты и разместить фотоотчет о выполненной работе. Если газета выпускалась коллективно, то участники недели должны были предоставить рассказ о вкладе каждого участника группы в создание газеты.

В 2010г. в Дистанционной предметной неделе по русскому языку среди участников были ученики и учителя из Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Алапаевска. При выполнении этого задания в школе прошла настоящая выставка из более, чем 40 газет – индивидуальных и коллективных, на форуме были предложены различные материалы для наполнения газет, пропагандирующих русский язык, вот варианты газет, выполненных коллективно учениками вторых классов:

Газета 2 А класса

Газета 2 В класса

 

А вот описание газеты Ермаковой Маи, учащейся 8а класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», город Алапаевск:

"Моя газета называется «Твори», так как там расположены творческие задания. После заголовка идет высказывание Л.Н. Толстого «Русский язык это, прежде всего Пушкин – нерушимый причал языка. Это Лермонтов, Чехов, Горький».

Слева, под картинкой стихотворение о великом русском языке.

Дорожите родным, милым словом:
Многоликим большим языком!
Нашей жизни он – правооснова!
Всем народам планеты – знаком!
Берегите его от цветистых,
Иностранных и чуждых нам слов,
Чтоб поток - от наречий ручьистых
Не затмил Родника – Родников!
В нем черпайте живящую силу:
Русских говоров, песен, стихов…-
Все, что дорого сердцу, чтоб слилось
В языке – как основа основ!

Справа идет ряд творческих заданий «Великому языку посвящается».

1.«Переворот или Что случилось в стране Русский язык?». Есть на свете страна, называется Русский язык. Живут там все части речи. Однажды рано утром услышали, что кто-то горячо спорит. Это были прилагательные и глаголы. Они спорили о том, кому принадлежит причастие. Подумайте, к причастиям или глаголам имеют большую связь причастия. Обоснуйте ответ, представив несколько аргументов. Представьте себе, как выглядит деепричастие. Как животное? А может быть с помощью знаков препинания или что-то еще?

2. «Помогите двоечникам!» Все дети не любят учить правила и зубрить тексты по предметам. Но когда наступает время контрольной, наступает время плохих оценок. Самый правильный вариант – ШПАРГАЛКА! Но часто учителя замечают их и ставят двойки. Придумайте шпаргалки в виде небольших схем или рисунков на 2-3 правила русского языка, которые трудно запомнить. Самое главное – они должны занимать очень мало места. Придумайте так же где их можно написать, на листе бумаги или еще на чем-нибудь.

3. «Местоимляндия». Местоимляндия – государство, где живут одни местоимения. Вы идете по улицам. И видите все-все местоимения. Составьте небольшой рассказ и опишите, как выглядит государство. Какое местоимение главное в этом государстве и почему? Какие имеют больший почет в государстве, а какие меньшее? Расскажите о грязном и чистых местоимениях.

4. «Современные буки». Придумайте ноутбук, который включал в себя только преподавание Русского языка. С помощью него Вы можете узнать абсолютно все о русском языке. Как он будет выглядеть, и какие кнопки будут на клавиатуре. Нарисуйте и опишите его, а так же заполните таблицу.

Программа

Назначение программы

5. «Серый! К ноге!» В русском языке много имен и кличек людей и животных. Некоторые нелепые, а некоторые довольно смешные. В английском языке много слов, которые на первый взгляд имеют совсем иное значение. Придумайте пары слов, которые совпадали по звучанию на русском (клички или имена животных и людей) и английском (любые слова) языках. Например: Grey (серый) – Грей (кличка собаки). Звучание одинаковое, а значение в разных языках различно).

6. «Семь воскресений на неделе». Мы знаем семь дней недели, при чем каждая из них именуется в зависимости от того, какой она идет Понедельник – один (one), Вторник –два (two), Среда – три (three), Четверг – четыре (for), Пятница – пять (five), Суббота – Шесть (six), Воскресенье - ….и не задача. Почему воскресенье назвали например не Семисенье, ведь этот день недели идет седьмым, а не восьмым! Почему именно так назвали седьмой день недели и почему назвали в честь цифры восемь, а не девять? Приведите примеры и придумайте, как назвать дни недели по-другому. "

---

Дистанционные предметные недели по русскому языку имеют практическую значимость, так как способствуют овладению учащимися русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности, воспитывают уважение к родному языку, повышают интерес к языку как явлению культуры, к самому предмету и заставляют задуматься о роли учителя в преподавании русского языка в школе.

Показательны в этом отношении высказывания участников предметной недели 2010г. (учителей и учеников), которым было предложено в форме дистанционного диалога в письмах на тему «Чего я жду от урока русского языка» поделиться своими мыслями и сообща сформировать образ самого лучшего урока по русскому языку:

«Хочу, чтобы иногда уроки проводились в форме игры. Я думаю, что так будет лучше запоминаться материал». (Фрейдин Алексей)

«От урока русского языка я жду много знаний, участий во многих олимпиадах на отлично и правильных ответов на уроке. В будущем я могу стать учителем русского языка и буду преподавать лучше всех учителей». ( Маслов Максим)

«Что я жду от урока русского языка?» Странный вопрос. Редко, когда учитель задаёт его нам…Наверное, прежде всего я иду на урок с задумчивой улыбкой, надеясь, что учитель ответит мне взаимно, а не хмурой «физиономией». Я жду интересных и познавательных рассказов учителя о новой теме, так как хочу быть грамотным человеком… Я жду, что проверочные работы по русскому языку были не только в виде контрольных работ и тестов, но и в виде творческих проектов, где можно проявить свои творческие способности…» ( Панова Анастасия)

"К сожалению, у нас на уроках не часто используют нетрадиционные формы уроков, это и подтолкнуло меня написать письмо учителям!" ( Кожевина Анастасия)

"Приходя на урок русского языка, мне хотелось бы видеть учителя в хорошем настроении. Хорошее настроение - хороший урок, но прежде всего хочется разнообразия, чтобы урок проходил в виде викторины. Хотелось бы, чтобы на уроке давали возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции. На уроках работа творческого характера повышает интерес детей к учителю, развивает их наблюдательность, в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка. Поэтому на уроках русского языка должно быть больше творческих самостоятельных работ. Такие работы будут интересны и старшим классам и младшим!" ( Лукина Мария)

"Здравствуйте, моя учительница русского языка и литературы, Алла Васильевна!
Знаю, что Вы не обидитесь (вы добрая и очень справедливая), поэтому скажу откровенно: уроки нередко у нас однообразные. Учимся по одной-двум книгам. Не очень удобные стулья, а высидеть надо все 45 минут. Доска. Мел. Тряпка. Буднично. Обыкновенно. Картина привычная в классах.
Одно радует - учитель всегда на высоте. Вы возьмите и измените ситуацию, Алла Васильевна. Спросите как, да очень просто. Для этого понадобится компьютер-это такая незаменимая сейчас вещь в любом деле (мне ли Вам объяснять). Презентации мы Вам, оговорился, для себя сделаем, Вы только подскажите, какие. В книгах, словарях, энциклопедиях, в конце концов, в интернете отыщем материал. Оформим его красочно. Презентации получатся не хуже тех, которые Вы нам уже показывали. Доверяйте нам больше. Мы не подведем Вас." ( Александр Немов)

Ярко выраженное стремление к творческой самореализации при изучении русского языка, да и любого школьного предмета отражает позицию современного школьника, не желающего пассивно внимать словам учителя. Центром дистанционного образования «Эйдос» накоплен богатый опыт организации урочной и внеурочной деятельности, основанной на оргдеятельностной технологии и эвристическом обучении: это эвристические олимпиады, конкурсы, проекты, интернет-уроки, дистанционные курсы. Дистанционная предметная неделя – одна из новых перспективных форм организации внеклассной работы по предмету, так как предоставляет возможность через продуктивную деятельность с использованием телекоммуникаций закреплять знания, полученные на уроках, развивать ключевые и предметные компетентности учащихся, реализовывать творческий потенциал школьников и педагогов.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Шерстова Е.В. Дистанционная предметная неделя как форма организации внеклассной работы по русскому языку. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 октября.
http://www.eidos.ru/journal/2010/1030-05.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта