EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Одним из актуальных практических вопросов гуманитарных технологий является проблема коммуникативных стратегий.
Хруненкова М.Л., г. Санкт-Петербург
Интернет-журнал «Эйдос» > Модернизация образованияРоль гуманитарных технологий в образовательном процессе технического вуза
 

Роль гуманитарных технологий в образовательном процессе технического вуза

Хруненкова Марина Леонидовна, старший преподаватель, Санкт-Петербургский Государственный Политехнический университет, Санкт-Петербург

В период глобальной информатизации и технократизации всех сфер человеческой деятельности особое значение для профессионального образования в XXI веке приобретает согласование технологического и гуманитарного подходов при организации образовательного процесса в техническом вузе. Инновационный опыт отечественных высших учебных заведений требует обновления программно-технологического обеспечения образовательного процесса на основе переосмысления всего арсенала применяемых технологий с опорой на современные возможности и культурный контекст, а также внедрение новых информационных и гуманитарных технологий в технических вузах.

Потребности общества ставят перед современным высшим профессиональным образованием задачу подготовить не просто высококвалифицированных специалистов, а специалистов духовно развитых, высоконравственных, готовых к совместной деятельности, сотрудничеству и деловому общению, умеющих работать в коллективе, в нестабильных, быстро меняющихся условиях. Согласимся с мнением М.А. Акоповой в том, что «в последние годы приходит понимание того, что высокообразованный человек - это не просто прекрасный специалист в своей области, но и человек свободно ориентирующийся в других сферах науки и культуры, свободно владеющий одним или несколькими иностранными языками, умеющий эффективно общаться с коллегами» [1]. Несмотря на очевидную при данном социальном заказе необходимость в ценностно-смысловом и технологическом обеспечении образовательного процесса в технических вузах, эта потребность остается нереализованной. Данное противоречие, при переходе на многоуровневую и кредитно-модульную систему обучения, приводит к неуклонному росту числа образовательных, коммуникативных, социальных проблем у обучаемых и выпускников вузов, включая проблемы делового, социального, межличностного общения и трудоустройства.

Таким образом, возникает необходимость активного применения технологий, построенных на принципах субъект-субъектной и субъект-объект-субъектной коммуникации, а также на принципах деятельности и общения. Для эффективного внедрения новых образовательных технологий в вузовскую практику требуется научный анализ их возможностей и потенциала; важно знать их качественное разнообразие, учитывать сферы применения и условия, повышающие эффективность их применения в педагогической практике. В этом свете важна разработка, дальнейшее совершенствование и применение гуманитарных технологий в техническом вузе.

Согласимся с мнением Н. В. Бордовской в том, что гуманитарные технологии - это средства организации социальной деятельности и социального взаимодействия человека с окружающим миром, позволяющего выразить свое личностное отношение к окружающему миру и самому регулировать характер своих отношений с миром.

Под гуманитарными технологиями в техническом вузе понимаются средства создания:

  • условий для организации научно-исследо­вательской и самостоятельной образовательной деятель­ности обучаемых, и подготовки к профессиональной деятельности;
  • условий, позволяющих субъектам вузовского образовательного процесса понять смысл всех видов своей деятельности в вузе, соотнести и определить образ своего желаемого будущего как специалиста, руко­водителя организации и члена коллектива, гражданина и члена поликультурного общества;
  • условий для актуализации, реализации и развития личностного потенциала у каждого субъекта вузовского образования как обучающегося, исследователя, будущего специалиста, гражданина, зрелой личности; понять свой интеллектуальный, творческий потенциал как возмож­ность для продолжения своего образования, самообразова­ния и саморазвития.

Таким образом, необходимо отметить, что гуманитарные технологии в техническом вузе представляют собой такие технологии:

  • средствами которых обеспечивается решение социально-культурных гуманных в отношении студентов задач: создание условий для понимания смысла образования в вузе и реализации творческого потенциала, комфорта в процессе обучения и общения, ощущения чувства личностного достоинства и уважения c о стороны всех вузовских работников и участников образовательного процесса, социальной помощи;
  • которые выступают средством подготовки студентов
    к выполнению социальных ролей и функции в современной профессиональной жизнедеятельности, профессиональной и личностной социализации, профессионально-личностного развития;
  • благодаря которым в вузе формируется гуманитарная образовательная среда в пространстве социально-культурных отношений уважения и ответственности, сотрудничества и сотворчества [2].

Одним из актуальных практических вопросов гуманитарных технологий является проблема коммуникативных стратегий. Это связано с тем, что в настоящее время межкультурная компетентность становится неотъемлемым критерием отбора при трудоустройстве, важнейшим условием успешной карьеры, и реализации профессиональных амбиций современного специалиста.

Анализ научной литературы по теории межкультурной коммуникации (В.П. Фурманова, В.В. Сафонова, Г.В. Елизарова, Ю.Б. Кузьменкова, О.А. Леонтович и др.) и методике обучения иностранному язы­ку в вузе (Т.Н. Астафурова, Н.В. Иличева, Л.Ф. Роптанова) свидетельствует о недостаточной теоретической разработке проблемы использования коммуникативных стратегий, в том числе речевых стратегий иноязычного речевого поведения в образовательном процессе в техническом вузе.

Вслед за Е.М. Верещагиным и В.Г. Костомаровым, необходимо определить содержание следующих понятий: коммуникативная стратегия и речеповеденческая тактика. Коммуникативная стратегия рассматривается как реализация вторичной языковой личностью генеральной коммуникативной интенции в рамках процесса межкультурного общения, посредством интенционального использования совокупности речевых действий, направленных на достижение многообразных целей и решение коммуникативных задач. Речеповеденческая тактика рассматривается как коммуникативное решение одной из задач в рамках избранной стратегической линии [6].

От выпускников российских вузов при трудоустройстве требуется, помимо наличия у них профессиональных качеств, глубокое понимание принципов речевого общения. Они должны в совершенстве владеть всеми видами речевой деятельности, уметь квалифицированно вести беседу как на родном, так и на иностранном языке, чувствовать себя уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения. В связи с этим обучение коммуникативным стратегиям и речеповеденческим тактикам ставит следующие задачи: овладение нормами литературного языка, умение строить речь с применением различных способов в зависимости от условий общения: выбирать языковые средства, фигуры речи, тактику общения, совершенствование навыков всех видов речевой деятельности.

Актуальность данного исследования обусловлена существующим противоречием между стремительно возрастающей потребностью общества в высококвалифицированных специалистах, способных к эффективному построению межкультурного общения и знающих его закономерности, и отсутствием рациональной методики обучения студентов технических вузов речеактовым выражениям речевых интенций в процессе иноязычного вербального коммуникативного поведения.

В настоящее время термин «речевая интенция» используется довольно часто, а явление интенциональности речевого поведения уже давно рассматривается в лингвистике, но не так давно в теории обучения. Обратимся к термину «речевая интенция». Он был заимствован из области философии и трактуется как «намерение говорящего совершить адресованное речевое действие практического характера, осуществляемое в речевом акте в координатах я – ты – здесь – сейчас ». Однако, единого понимания количества и свойств компонентов речевой интенции на данный момент не существует. Большинство исследователей (Формановская Н.И, Стернин И.А., Вайсбурд М.Л. и др.) в состав общей речевой интенции включают аттракцию (вербальную и невербальную), информативную интенцию, собственно коммуникативную интенцию, аллокутивную интенцию и персуазивную интенцию [3, 5, 7] . Информативная интенция – это намерение говорящего сообщить новый или уже известный факт. Собственно коммуникативная интенция – это интенция сообщить о намерении по отношению к факту. Аллокутивная интенция – это выбор говорящим оптимальных языковых средств для достижения поставленной цели. В то время как персуазивная интенция – это убеждение слушающего в искренности намерения говорящего по отношению к факту [4]. Именно аллокутивная интенция представляет наибольшую трудность для студентов в процессе делового общения на иностранном языке. Это связано с тем, что в словарных номинациях выявлено более 1000 речевых интенций, а речеактовых способов выражения интенций бессчетное количество [7]. Поэтому студенты затрудняются выбрать из достаточно обширного лексического запаса необходимые в конкретной ситуации общения средства выражения той или иной речевой интенции.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости разработки и применения методики обучения речеактовым выражениям речевых интенций в процессе иноязычного вербального коммуникативного поведения с целью повышения эффективности образовательного процесса в техническом вузе.

Литература:

  1. Акопова, М.А. Пути модернизации российского образования в XXI веке /М.А. Акопова //Вопросы методики преподавания в вузе. Вып.13:/ под ред.проф.,д-ра пед.наук М.А.Акоповой. – СПб.:Изд-во Политехн.ун-та, 2010. – С. 7 - 11.
  2. Бордовская, Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учебное пособие / Н. В. Бордовская. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 408 с.
  3. Вайсбурд, М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке /М. Л. Вайсбурд. – Обнинск: Титул. – 2006. – 128
  4. Полухина, И.В. Информативный компонент речевой интенции обещания и средства его выражения в английском языке // Региональный портал образовательного сообщества Оренбурга. – 200? – [Электронный ресурс] http://www.orenport.ru/docs/174/mat_conf/html/33.pdf, доступ свободный.
  5. Стернин, И. А. Практическая риторика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности " Русский яз. и лит." / И.А. Стернин. – 3-е изд., испр. - Москва : Академия, 2006. - 268,[1] с.
  6. Толмачева, Т.А. Методический потенциал использования коммуникативных стратегий иноязычного речевого поведения в процессе обучения иностранному языку в языковом вузе // Мир науки, культуры, образования №4 (11). - 2008. - С.95 - 98.
  7. Формановская, Н.И. Эмоции, чувства, интенции, экспрессия в языковом и речевом выражении. Сборник научных статей. под ред. И.А.Шаронова. М.:РГГУ, 2005. – С. 107

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Хруненкова М.Л. Роль гуманитарных технологий в образовательном процессе технического вуза. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 10 декабря.
http://www.eidos.ru/journal/2010/1210-03.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта