EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Первоначальная гипотеза о том, что решающим фактором высокого места в рейтинге является неоднократное участие, не подтвердилась.
Озеркова И.А., сотрудник ЦДО «Эйдос»
Интернет-журнал «Эйдос»Эвристическое обучение Факторы успешного участия в дистанционных эвристических олимпиадах
 

Факторы успешного участия в дистанционных эвристических олимпиадах

Озеркова Ирина Александровна, сотрудник кафедры русского языка ЦДО «Эйдос»

Как сотрудник кафедры русского языка и литературы, я имею большой опыт проектирования эвристических заданий и проверки выполнения их участниками дистанционных олимпиад. Поэтому хорошо знаю, какие именно педагогические принципы и методики закладываются в эти задания. Для меня, как проверяющего, крайне важно знать, что из предлагаемого является наиболее эффективным и помогает получить наиболее качественный ученический продукт.

Но у меня есть прекрасная возможность посмотреть на олимпиады «с другой стороны», со стороны многолетнего локального координатора. Хочу познакомить читателей с выводами, полученными мной на основании мониторинга участия подмосковного образовательного учреждения в ДЭО.

Наша гимназия уже не первый год участвует в дистанционных эвристических олимпиадах ЦДО «Эйдос». Так, традиционно пользуются симпатией учителей и учеников олимпиады по математике и немецкому языку. Однако только в 2007-2008 году количество участников оказалось достаточно большим, чтобы провести мониторинг и выявить не только количественные, но и качественные характеристики этого участия. Мониторинг последующих лет мои выводы подтвердил.

По моим данным, примерно четверть учащихся в течение учебного года участвует более, чем в одной олимпиаде. Ещё от четверти до трети участников – это те, кто участвует в одной и той же олимпиаде ежегодно.

От каких факторов может зависеть место в рейтинге того или иного учащегося?

При оценке места, полученного каждым участником в официальном рейтинге, я проводила нормализацию данных, то есть пересчет рейтинга с фактического на тот, который мог бы быть при 100 участниках олимпиады в рассматриваемой возрастной группе. Я не выделяла отдельно каждый вид предметных олимпиад, так как, во-первых, было слишком мало данных для этого и, во-вторых, эвристические олимпиады предусматривают проверку не столько знаний, умений и навыков по тому или иному предмету, сколько общего уровня компетентности учащихся.

Первоначальная гипотеза о том, что решающим фактором высокого места в рейтинге является неоднократное участие, не подтвердилась. Статистические данные свидетельствуют о том, что ряд участников добивается высоких результатов уже с первой попытки, тогда как неоднократный участник может не только не улучшить, но даже и ухудшить свою позицию в рейтинге. Однако следует отметить, что, как правило, неподтверждение результатов имеет место в том случае, когда участник участвует только в олимпиадах по одному предмету. Участие в олимпиадах по нескольким предметам, а особенно группам предметов может значительно изменить картину. Отсюда можно сделать вывод, что при участии в разных олимпиадах школьник имеет возможность выстраивать межпредметные связи и более эффективно формировать ключевые компетенции. Не все, правда, пользуются такой возможностью, о причинах чего будет сказано ниже.

Статистические данные подтверждают гипотезу о том, что высокая успеваемость учащегося также не является основным фактором получения высоких результатов на олимпиаде. Зафиксирован случай, когда последнее место по образовательному учреждению в своей возрастной категории (и с очень невысоким рейтингом) заняла учащаяся, которая заняла призовое место на городской олимпиаде по этому же предмету и вообще «идущая на медаль». Чаще же всего отличники имеют средние результаты в рейтинге. Статистика также утверждает, что троечники вполне могут занимать места выше, чем хорошисты и даже отличники. Наверху рейтинга чаще всего оказываются хорошисты с большим количеством четвёрок или учащиеся, имеющие несколько троек. На основании этого можно сделать вывод, что хорошие знания и широкий кругозор, конечно, помогают при выполнении заданий, но не являются достаточными для победы.

Не являясьь школьным психологом, я не настолько хорошо знаю всех участников олимпиад, чтобы утверждать, что высокие места в рейтинге занимают наиболее одарённые учащиеся (а как, кстати, выявляется эта одарённость, если не в ученических продуктах?). Я могу наблюдать только степень активности участников ДЭО в других мероприятиях, а не полученные ими в этих мероприятиях продукты, так что прямой связи рейтинга дистанционных олимпиад с результатами участия в других олимпиадах и конкурсах нет. Существуют успешные участники ДЭО, которые сознательно игнорируют участие в более традиционных мероприятиях (в том числе и дистанционных).

Что же в действительности является решающим фактором получения высоких результатов на олимпиаде? Таким фактором является уровень рефлексивности учащегося, его умение ставить себе задачи, анализировать свою деятельность и делать из этого выводы. Практически все участники, занявшие в рейтинге высокие места, отличаются высоким уровнем рефлексивности. Это же качество способствует удержанию и развитию успеха. Напротив, участники с низким уровнем рефлексивности, даже если они имеют хорошую успеваемость и участвуют не впервые, практически не улучшают свое место в рейтинге, а могут даже и ухудшить, так как соперники тоже стараются выступить как можно успешнее. Интересно, что поскольку рефлексия является необязательным заданием, многие участники поначалу бывают склонны её не выполнять вообще или выполнять формально. Часто такая позиция поддерживается и учителями-предметниками, и переубедить их могут только результаты мониторинга, которые наглядно показывают зависимость результата от уровня рефлексивности.

Как определить этот уровень? Учащийся обладает низким уровнем, если демонстративно отказывается вообще выполнять рефлексию, или выбирает вариант «классический» (реже «лабиринт») и даёт односложные ответы, фактически вместо рефлексии представляя отчёт о работе. Учащийся обладает средним уровнем, если он выбирает рефлексию типа «трактат» или один из других, «предметных», вариантов, даёт развёрнутые ответы, выражающие личную позицию и анализ собственной деятельности (а не деятельности других, например, организаторов на местах). Учащийся обладает высоким уровнем, если он выбирает свою индивидуальную форму рефлексии, использует это задание как инструмент собственной самореализации, выполняет сопоставительный анализ деятельности не только во время олимпиады, но также до неё, составляет планы по дальнейшему саморазвитию.

Таким образом, при подготовке учащихся к дистанционным эвристическим олимпиадам самое большое внимание следует уделить развитию рефлексивных навыков, затем формированию общепредметных и ключевых компетенций, внутренней мотивации (невозможной без индивидуального целеполагания) и только затем уже расширению кругозора учащихся и ознакомлению с заданиями прошлых лет.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Озеркова И.А. Факторы успешного участия в дистанционных эвристических олимпиадах. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 10 декабря.
http://www.eidos.ru/journal/2010/1210-09.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Эвристическое обучение" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта