EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Возможно ли использование социальной сети в педагогических целях, может ли обнаружить там что-то профессионально интересующее его учитель?
Демина Г.Ю., г. Волгоград
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образование Социальная сеть как педагогическое пространство
 

Социальная сеть как педагогическое пространство

Демина Галина Юрьевна, сотрудник-стажер кафедры информатики ЦДО "Эйдос", методист гимназии №6, г. Волгоград

«В нынешнем столетии лучшие учителя будут именно дистанционные, умеющие взаимодействовать со всем миром с помощью электронных телекоммуникаций».
А.В. Хуторской

Что такое дистанционное образование сегодня?

Согласимся с мнением А.В. Хуторского: «...сегодня понятие "дистанционное образование", насыщено другим смыслом - это использование новейших телекоммуникационных технологий - интернета, сетей и так далее. И, в принципе, под дистанционным обучением можно понимать обучение, при котором удаленные друг друга субъекты обучения, то есть ученики и преподаватели, они осуществляют образовательный процесс с помощью этих средств телекоммуникаций.» [3]

Обучение должно происходить там, где ученики проводят больше всего времени. В сегодняшних условиях – "он-лайн". А если учесть, что социальные сети пользуются большой популярностью среди учащихся, логично использовать их в качестве площадки для учебной работы.

Что же такое социальная сеть, какие принципы лежат в ее основе, какие преимущества и возможности для педагогов она несет?

Социальная сеть — интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом.

Социальная сеть (далее – СС) – это структура узлов социальных объектов (людей или организаций), между которыми устанавливаются социальные связи, взаимоотношения. Широкое распространение СС получили благодаря соответствующим Интернет-сервисам, поддерживающим различные форматы межпользовательской коммуникации, которые появились в последние годы. В контексте Интернета СС представляет собой веб-ресурс, на котором пользователю после регистрации предоставляется возможность заполнить свою анкету, на основании которой впоследствии будут устанавливаться межпользовательские связи.

Принципы социальной сети

  1. Идентификация — возможность указать информацию о себе. Например, участники указывают школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.
  2. Присутствие на сайте — возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками.
  3. Отношения — возможность описать отношения между двумя пользователями. Например, участники могут быть обозначены как друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.
  4. Общение — возможность общаться с другими участниками сети. Например, отправлять им личные сообщения, комментировать материалы, которые они размещают внутри социальной сети.
  5. Группы — возможность сформировать внутри социальность сети сообщества по интересам.
  6. Репутация — возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети.
  7. Обмен — возможность поделиться с другими участниками значимыми для них материалами, например, фотографиями, документами, ссылками, презентациями и т. д.

Возможно ли использование социальной сети в педагогических целях, может ли обнаружить там что-то профессионально интересующее его учитель? Имеет ли смысл педагогу регистрироваться в социальной сети или это исключительно приватное пространство личного общения, игра, забава?

Вышеперечисленные принципы позволяют преподавателю создать уникальную учебную среду. Для организации работы есть возможность использовать любую, уже действующую, социальную сеть (например, Facebook, ВКонтакте) или построить свою. А преимущества использования именно социальной сети в качестве учебной площадки следующие:

  • привычная среда для учащихся;
  • в социальной сети человек выступает под своим именем-фамилией;
  • технология позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент;
  • возможность совместной работы;
  • наличие форума, "стены", чата;
  • каждый ученик - участник может создать свой блог, как электронную тетрадь;
  • активность участников прослеживается через ленту друзей;
  • удобно использовать для проведения проекта.

Конечно же, существует и ряд проблем, связанных с использованием социальной сети при обучении. Например, зачастую, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и информационно-коммуникационных и телекоммуникационных компетенций преподавателя. И, конечно же, очень важно, чтобы преподаватель интуитивно чувствовал аудиторию и целесообразно подбирал под нее учебную площадку и инструменты.

В качестве примера СС рассмотрим сервис "ВКонтакте" (http://vkontakte.ru). Интерфейс ВКонтакте один из самых дружелюбных по отношению к пользователю (все его функции удобны и легко осваиваются, есть простые и понятные инструкции).

В чем феномен социальной сети "ВКонтакте" с педагогической точки зрения?

Самым главным фактором является то, что в этой социальной сети зарегистрировано огромное количество школьников (класса с 7-8, часто и учащиеся более младшего возраста). И перед педагогами открывается широкое поле для анализа и работы: ученик сам представляет себя, свою личность, увлечения, жизнь. В традиционных форматах коммуникации «учитель-ученик» мы в основном можем довольствоваться лишь внешней, формальной информацией (статистика, записи в классном журнале и т.п.) об ученике. Спровоцировать подростка на рассказ о себе непросто. А здесь мы видим постоянный, изменчивый по времени диалог ученика с миром, который он учится вести в самых разных областях.

Очевидно, что для поиска контактов с учеником, для понимания его внутреннего мира, интересов информация, предоставляемая им в социальной сети, – интереснейший материал для мониторинга. Давайте посмотрим, какая информация может быть использована для анализа и дальнейшего контакта между учителем и учеником?

Формальные данные:

  • •  пол
  • •  семейное положение
  • •  день рождения
  • •  родной город
  • •  политические взгляды
  • •  религиозные взгляды
  • •  моб. телефон
  • •  дом. телефон
  • •  ICQ
  • •  веб-сайт.

Сервисы "ВКонтакте", которые могут помочь учителю при анализе этого блока профиля:

  • Функция «Календарь», через которую друзья могут видеть дни рождения друг друга и поздравлять с праздником.
  • Указание родного города, учебного заведения, через которые возможно создание групп и консолидация целевых аудиторий.
  • Наличие или отсутствие средств связи на странице (домашний или мобильный телефоны, ICQ – средство быстрой связи в Интернете, с помощью которого можно передавать сообщения, вести диалог в реальном времени).
  • Аватар - выбираемый пользователем визуальный образ (фотография, рисунок или предмет). Аватар может дать существенную психологическую информацию.
  • Новости – еще одна функция ВК, благодаря которой можно ежедневно получать сообщение о том, что происходит на страницах у тех, с кем ты находишься «в контакте» (размещены новые фотографии, добавлены новые друзья или новые группы, написаны новые заметки, назначены новые встречи и пр.)
  • Блок «Личная информация» может заполняться владельцем как полностью, так и частично. Причем здесь предметом анализа может выступать не только содержание анкеты, но и перечень пунктов: незаполненные пункты, видимо, не представляют интереса / значимости для человека.
    Перечень пунктов этого блока:
    • Деятельность.
    • Интересы.
    • Любимая музыка.
    • Любимые фильмы.
    • Любимые телешоу.
    • Любимые книги.
    • Любимые игры.
    • Любимые цитаты.
    • О себе.

Еще один значимый сервис "ВКонтакте"– «Группы». Это один из основных инструментов, позволяющий устанавливать горизонтальные межпользовательские связи: находить друзей, единомышленников, общаться по определенной тематике. Перечень групп, участником которых является человек (для подростков в основном характерно одновременное участие в десятках групп), также становится своеобразным портретом личности. Педагог может использовать сервис «Группы» для проведения различных мероприятий внутри этого сообщества. Например, сопровождение и проведение предметной олимпиады, помощь в освоении предмета и т.д.

Очевидно, что подростковая активность в социальных сетях – мощный инструмент, который при определенном взгляде и умении позволяет нам видеть и понимать, чем живут наши ученики, дают возможность заглянуть в их мир, привлечь к различным мероприятиям. Навыками мониторинга социальной сети должны обязательно обладать классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог и школьный психолог.

Социальные сети, особенно такие, как "ВКонтакте", сегодня могут стать средством анализа некоторых отсроченных результатов работы учителя, школы, любой образовательной площадки. Например, мы можем получить информацию о получении образования и профессиональном становлении выпускников из отдельных разделов «Личной информации», отсюда же – данные о системе ценностей, о культурном контексте, в котором существуют выпускники. О мире их интересов, увлечений и ценностей расскажут фотоальбомы, из них же можно иногда почерпнуть информацию о профессиональной деятельности. Косвенным показателем отношения к школе становится готовность выпускников устанавливать контакт, общаться со своими учителями – бывшими или настоящими.

Очень часто в процессе обсуждения феномена популярности социальных сетей говорится, что, "ВКонтакте" – специфическая молодежная среда, в которой ученики общаются и выстраивают свой мир, и взрослым не к чему проникать в это пространство. На самом деле называть ВК однозначно подростковой средой не совсем верно. Там присутствуют совершенно различные по возрасту пользователи, и если молодежь составляет большинство, это не позволяет называть систему в чистом виде подростковой средой. В ВК присутствуют люди разного возраста, разных профессий и статусов. И педагоги, интуитивно чувствуя возможности и преимущества социальных сетей, составляют в них огромное множество.

Членство в социальной сети стало еще одной альтернативой электронной почте или мобильному телефону: «друг» в социальной сети – это возможность оперативной связи с человеком, наряду с электронной почтой и мобильным телефоном. Отсутствие у человека аккаунта в СС сегодня уже рассматривается как коммуникационное неудобство, трудность связи.

Такая значительная распространенность социальных сетей создает виртуальную копию реальности, в которой есть и положительные, и отрицательные стороны повседневности. Группы любителей исторических достопримечательностей европейских городов соседствуют с группами, откровенно криминальными, велопутешественники существуют параллельно с любителями эротики. Почитатели творчества Иосифа Бродского «живут» в одном пространстве с любителями Донцовой. Если мы, педагоги, понимаем это, то у нас пропадает ощущение искусственно созданной электронной среды.

Можно услышать вопросы: «Не кажется ли вам, что дети, с раннего возраста приковывающиеся к интернету, в один прекрасный момент могут получить от хакера зомбирующую информацию, команду. Учит ли информационной безопасности сегодня школа?» Если и учит, то недостаточно. Сегодня известны случаи, когда в школах для детей выход на сайты социальных сетей закрыт. Но дома-то этот выход есть – и может, нам имеет смысл не презрительно отстраняться от этого «детского» пространства, а обживать и облагораживать его вместе с нашими учениками? И не проиграем ли мы, отворачиваясь от этой реалии, нынешних подростков, позволив другим системам выиграть эту «борьбу за ученика»?

Какие специфические педагогические задачи могут быть реализованы средствами социальных сетей?

  1. Участие учащихся в различных проектах в разных предметных областях, на различных уровнях - от региональных до всероссийских.
  2. Расширение круга общения учащихся, воспитание толерантности, развитие критического мышления, выработка предметных компетенций.
  3. Повышение информационной компетентности как школьников, так и педагогов.
  4. Возможность найти единомышленников, соавторов совместной сетевой работы, вступить в профессиональные сообщества и сообщества по интересам.

На сегодняшний день количество сетевых сообществ, объединяющих представителей педагогической общественности, достаточно велико.

Примером сетевого продуктивного общения может служить I-я Всероссийская (открытая) эвристическая сетевая олимпиада Центра дистанционного образования «Эйдос», которая проходила с 18 по 23 марта 2011 года. Участниками были школьники 1-11 классов, студенты, а также взрослые - пользователи социальных сетей Facebook, ВКонтакте, МойМир@Mail.ru. Цель олимпиады: использовать образовательные возможности социальных сетей для творческой самореализации участников олимпиады, создать условия для развития их коммуникативных компетентностей, повышение мотивации к предмету. В перспективе - создание образовательного сетевого сообщества.

Главный лозунг олимпиады: «ДОБАВЬ "В ДРУЗЬЯ" ТВОРЧЕСТВО!» очень понравился моим ученикам - участникам олимпиады, учащимся МОУ гимназия № 6 Волгограда.

Это необычное событие привлекло внимание учеников и учителей, во-первых, тем, что проходило в любимой коммуникационной среде, где все знакомо и привычно; во-вторых, тем, что задания были из разных областей знаний, в каждой из которых надо было проявить фантазию, смекалку и общую эрудицию. Среди учителей были и такие, кто получил первый успешный опыт активного общения на равных и с компьютером, и со своими учениками только благодаря этой олимпиаде. Думаю, что их авторитет в ученической среде значительно вырос.

Для родителей это была хорошая возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в обсуждении проблем, которые интересны их детям.

Слово участникам:

Евгений Дрючков, 9 класс:

- Почему вы решили участвовать в этой олимпиаде?
- Здесь несколько причин: интерес, познание чего-то нового, и в некотором роде развитие творческих способностей, логики.

- Что вы ожидали, что получилось?
- Ожидал интересной и занимательной работы. И так оно и вышло!

Наташа Серова, 11 класс:

- Что вы ожидали ,что получилось?
- Необычных заданий , требующих максимум оригинальности (фантазии). Ожидания оправдались.

- Ваши пожелания.
- Чтоб такие увлекательные олимпиады только процветали. А участникам пожелаю: удачи и успехов!

Для меня I -я Всероссийская сетевая олимпиада стала очень ярким событием, которого мы очень ждали с учениками.

Свои силы попробовали 10 учеников 8 – 11 класса. С каждым участником мы стали друзьями в социальной сети. Я узнала много нового и интересного о ребятах, посетив виртуальные миры олимпиадников. Среди них нашлись неплохие фотографы с оригинальным взглядом на наш динамичный мир. Значит, следующая олимпиада по цифровой фотографии будет еще более интересной, благодаря новым участникам. Поразила серьезность и глубина интересов других. Нам было интересно общаться после окончания олимпиады, обсуждать различные мнения по выполненным заданиям. Надеюсь, что разгоревшийся интерес общения не угаснет и будет полезен и учителям-предметникам и ученикам.

Итак, первый шаг сделан, но это только очень хорошее начало. Впереди нас ждет I -я Всероссийская twitter-олимпиада и много других увлекательных мероприятий в социальных сетях. Главное, сделать правильный выбор и активно использовать сетевые ресурсы, а именно социальные сети для создания сети единомышленников - учащихся, преподавателей, родителей для возможности быстрой коммуникации, которая бы способствовала развитию взаимовыгодного общения.

 

Литература

  1. Патаракин, Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. - М., 2009 - 176 стр.
  2. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. – М. : Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.
  3. Хуторской, А.В. Дистанционное образование школьников и современные интернет-технологии. Интервью на «Радио Свобода», 2005 - http://www.khutorskoy.ru/be/2005/1116/index.htm

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Демина Г.Ю. Социальная сеть как педагогическое пространство. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - 25 марта.
http://www.eidos.ru/journal/2011/0325-04.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта