EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Интернет–уроки помогают учащимся выйти за рамки стандартного учебного процесса.
Андрианова Г.А., ЦДО "Эйдос"
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образование Формирование компетентностей учащихся на интернет–уроках
 

Формирование компетентностей учащихся на интернет–уроках

Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, науч. сотр. лаборатории методологии и теории содержания образования ИОСО РАО

Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Интернет–уроки помогают учащимся выйти за рамки стандартного учебного процесса, использовать компьютерные технологии и средства для того, чтобы существенно увеличить свои образовательные возможности, приобрести новые умения, навыки и опыт деятельности в условиях распределенной дистантной деятельности, осуществить выбор и реализацию своей индивидуальной образовательной траектории в открытом интернет–пространстве.

Особенность учебной деятельности состоит в том, что «ее результатом является изменение самого учащегося» (Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. – М, 1999, с.478), учебная же деятельность в дистантном режиме служит развитию у школьника специфических компетентностей, необходимых ему для решения учебных задач с помощью средств телекоммуникаций и ресурсов сети Интернет. Следуя определению компетентности, данному А.В.Хуторским «Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере» выделим блоки компетентностей, необходимых для образовательной деятельности учащихся на интернет-уроках.

Учебная деятельность школьников на интернет–уроках может быть представлена моделью, состоящей из нескольких компонентов – видов деятельности, отражающих специфические цели и задачи дистанционного обучения:

познавательно–продуктивная деятельность – создание учащимися образовательного продукта в определенной предметной области с помощью компьютерных средств;

коммуникативная деятельность – содержательное взаимодействие субъектов интернет–урока;

методолого–содержательная деятельность – управление учащимся содержанием и методами своих занятий в режиме интернет-обучения;

психолого–воспитательная деятельность – развитие имеющихся и приобретение специфических для дистанционного обучения личностных качеств;

информационно-техническая деятельность – освоение необходимых умений и навыков работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет для полноценного участия в интернет-уроках.

Рассмотрим подробнее специфические компетентности, которые формируются у учащихся в указанных выше видах продуктивной учебной деятельности учащихся в дистанционном режиме. Умения и навыки, приобретаемые в результате получения опыта образовательной дистанционной деятельности, могут быть рекомендованы в качестве ориентиров для учащихся, осуществляющих свое обучение в дистантном режиме, а также для учителей, включающих интернет-формы обучения в традиционную в учебно–предметную деятельность.

Познавательно–продуктивная деятельность учащихся реализуется в системе творческих интернет-уроков, основной целью которых является приобретение и развитие учащимися умений создавать личный образовательный продукт с использованием средств телекоммуникаций. Перечислим компетентности, которые формируются у субъектов интернет-уроков в результате такого вида деятельности:

  • выделение учащимися познавательных целей и задач, на основе которых они будут осуществлять свою учебную дистанционную деятельность;
  • определение с помощью учителей–предметников базовых знаний, умений и навыков, которые учащиеся могут освоить в ходе интернет-уроков;
  • умение выработать собственный (авторский) взгляд на цели и задачи урока в интернет-режиме, на возможные направления поиска решения образовательных проблем;
  • умение учащегося генерировать новую, оригинальную идею, соотносить ее с имеющимися аналогами, представленными в сети интернет, воплотить ее в гипертексте и разнообразных мультимедийных формах;
  • выбор учащимся формы продукта своей учебной деятельности на интернет-уроке;
  • умение применять алгоритмические операции для организации продуктивной деятельности в дистантном режиме;
  • поиск специальной информации, ссылок на неё в сети Интернет для доказательств выдвинутых учащимися творческих идей;
  • умение использовать телекоммуникационные ресурсы для предоставления творческого продукта сетевому сообществу учащихся.

Приведем примеры рефлексивных суждений участников интернет-уроков, проведенных в ходе Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель 2009» под эгидой Центра дистанционного образования «Эйдос» (http://eidos.ru/dist_teacher). Гребенщикова Екатерина, ученица 11 класса, МОУ СОШ № 99, г.Челябинск: «Эти два дня, проведенные на форуме интернет-урока мне очень понравились, и думаю, что я их запомню. Я посчитала задания урока очень полезными для себя, потому что я приобрела больше знаний, которые пригодятся мне на уроках биологии, да и просто в жизненной практике. Я узнала множество интересных фактов о мутации, об ученых, о классификации мутаций. Мне так же понравилось общаться с участниками форума. Их мысли и высказывания действительно интересные, интересно было знакомиться с их точками зрения. Проведя эти два дня на форуме, я научилась высказывать свою точку зрения, систематизировать свои знания, работать дистанционно».

Школьники младшего возраста также проявляют интерес интернет-формам обучения: «Я учусь во 2 школе в 3-А классе. Хочу узнать, что такое дистанционный урок и научиться правильно работать в Интернете», - Гончаренко Валерия, МОУ ДСОШ №2 г. Добрянка Пермской обл.

Дистанционный педагог Яворская Е.Л. из г.Ижевска, сотрудник кафедры информатики ЦДО «Эйдос», проводившая интернет-урок на тему «Дизайнерская елка» для школьников 5 класса МОУ «СОШ №1» г.Калтан Кемеровской обл. описала свой опыт такими словами: «В ситуации дистанционного урока реакции отсрочены, то тишина, когда идет обдумывание задания и поиск решений, то шквал ответов. И тогда испытываешь небывалый восторг, что все у них, у удаленных учеников получилось, что твои мысли понятны и близки, не смотря на расстояния. И навсегда расстаешься с мнением о себе, как уникальном передатчике знаний и умений из рук в руки. Вдруг реально понимаешь, что мир информации огромен, безграничен, а твой учительский труд – прокладывание путей и предложение направлений для освоения его твоими учениками».

Коммуникативная деятельность на интернет-уроках отличается от соответствующей очной формы возможностью участия в ней учащихся с различными качественными характеристиками. Круг субъектов дистанционной коммуникативной деятельности практически не ограничен ни количеством, ни географическим пространством, ни часовыми поясами. Творческий образовательный продукт, создаваемый учащимися в ходе познавательно–продуктивной деятельности в дистантном режиме, вносится на обсуждение на веб-форум урока, или в электронную рассылку, или в чат–дискуссии, что существенно увеличивает образовательное пространство для участников дистанционных форм обучения, позволяет им представить свою продукцию для более широкого круга пользователей интернета, услышать вариативность мнений и суждений относительно созданных ими творческих продуктов, вступить в образовательную коммуникацию с участниками интернет-урока, обладающими разным набором компетенций по тему урока.

Основными формами организации телекоммуникационной деятельности школьников во время интернет-уроков сегодня являются: 1) асинхронные - электронный список рассылки, который приходит к каждому участнику урока на его электронный адрес; веб–форум, на котором собственно и может проходить урок в разный период времени как за традиционные 40-45 минут, так и в течение одного-двух дней; блог интернет-преподавателя; веб–доска объявлений; гостевая книга и аналогичные веб-формы для организации дистантной учебной деятельности; 2) синхронные: разнообразные он-лайн формы такие, как чат, видео, скайп, ICQ , которые позволяют проводить интернет-урок для учащихся из разных городов и школ в реальном времени. Для эффективного решения учебных коммуникативных задач учащемуся необходимо овладеть следующими основными компетентностями:

  • умение содержательно и целенаправленно выступать с суждениями, уметь грамотно задавать вопросы и получать на них ответы;
  • выстраивание содержательной системы взаимоотношений с различными субъектами интернет-урока – дистанционным и очным педагогами, локальным координатором, например, учителем информатики, который организует процесс, дистантными учащимися, специалистами Центра дистанционного обучения, учеными-экспертами;
  • участие в интернет-уроках в разных ролях: в качестве участника, ведущего, руководителя группы, эксперта по заявленной проблематике;
  • умение поддерживать оперативную обратную связь с учащимися из разных городов, как асинхронно (в отложенном режиме взаимодействия), так и в режиме он-лайн;
  • владение инициативой в организации коммуникаций на интернет-уроке;
  • умение адаптироваться к предъявляемым новым для него требованиям и нормам работы в телекоммуникационном пространстве;
  • владение телекоммуникационным этикетом, например, употребление специфических для сети Интернет символов общения – «смайликов» (знаки эмоций), шрифтов, цветов для передачи «живой» речи на экране компьютера.

«Это мой первый дистанционный урок. Не успевал за остальными. Мне очень приятно со всеми общаться, узнавать мысли других», - так описал возможности коммуникаций на интернет-уроках учащийся 11 «А» класса из МОУ «Лицей «Технический», г.Владивосток Байгачёв Дмитрий. Их учитель, выполняющий функцию локального координатора на данном уроке, Лёвушкина Е.В. сообщила, что учащиеся получили опыт общения, уважения и принятия чужой точки зрения, толерантности. Григорьев Иван, учащийся 10 «Б» класса, МОУ Судиславская СОШ, п. Судиславль, Костромской области особо подчеркивает роль учителя на интернет-уроке: «У меня все получалось на протяжении всего урока, ведь рядом всегда был мой дистанционный учитель…»

Рыскулова М.Н., эксперт-куратор интернет-уроков кафедры педагогики ЦДО «Эйдос» помогает дистанционному педагогу увеличить коммуникативную составляющую занятий: «Ваш урок самый результативный, посмотрите на статистику ответов. Не снижайте темпа, а по возможности наращивайте дистанционное взаимодействие с удалёнными участниками, вызывайте их на диалог. На форуме Вы можете общаться и с локальными координаторами, размещать общие рекомендации, запрашивать результаты».

Особую роль в организации учебной деятельности на интернет-уроках приобретает методолого–содержательная деятельность учащихся , которая практически не востребована в традиционной системе образования. В силу специфических особенностей дистанционного обучения – удаленности субъектов учебного процесса друг от друга, предполагается существенное увеличение составляющей самостоятельного управления учащимися своей познавательно–продуктивной деятельностью, поэтому так необходимо развитие у учащихся компетентностей организационно-деятельностного характера. К таким компетентностям мы относим:

  • осуществление учащимися личного целеполагания в соотношении с целями других субъектов интернет-урока;
  • конструирование индивидуальной системы знаний, умений и навыков при интеграции очного и дистанционного обучения;
  • умение выстраивать организационную структуру учебной деятельности, сочетая очные и дистанционные элементы учебного процесса, определение их соотношения в учебной деятельности учащегося, а также уровня их взаимодействия;
  • управление процессом организации своей учебной деятельности при наличии у учащегося двух педагогов – очного и дистантного;
  • перенос эффективных технологий очного обучения на интернет-уроки;
  • применение навыков самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности в дистантном режиме;
  • критический анализ и экспертная оценка работ учащихся из разных городов и стран;
  • рефлексия учащимися достигнутых учебных результатов, выделение проблем организации учебной деятельности и способов их решения.

Вот каким образом поставила образовательные цели на интернет-урок «Мутационная изменчивость» учащаяся Калмыкова Дарья, МОУ СОШ №99, г.Челябинск: «Я ставлю для себя такие цели урока: 1) Сформировать собственное отношение к проблеме мутации; 2) Научиться дискуссировать с оппонентами; 3) Научиться анализировать свой результат; 4) Получить новые знания о процессе мутации».

Психолого–воспитательная деятельность. При формировании у участников интернет-урока универсальных умений по созданию творческого продукта необходимо отвечать не только на вопрос – чему учить, но и что воспитывать. Создание учащимися специфических форм веб–текстов (например, в формате html) помогает им развивать критическое мышление, чувство владения новыми технологиями. Формируемое на интернет-уроке аналитическое отношение к представляемым другими учащимися образовательным продуктам помогает учащимся развивать в себе личные качества, способствующие установлению дружеских связей, проявлению авторской позиции, способности сопереживать, сочувствовать и т.д. Перечислим те личностные качества и умения, которые необходимо воспитывать у дистанционного учащегося для успешной личностной реализации:

  • целеустремленность, самодисциплина, упорство и настойчивость;
  • позитивное отношение к учебе в дистантном режиме;
  • умение преодолевать технические и телекоммуникационные проблемы, сопровождающие дистанционные формы обучения;
  • умение отделять качественную информацию в сети Интернет от низкопробной;
  • добросовестное отношение к своему образовательному продукту, работе своих однокурсников и дистанционного преподавателя;
  • уважение, надежность, ответственность, желание работать спокойно и вежливо в затрудненных обстоятельствах, стремление достичь первоклассных результатов, конструктивный отклик на критику;
  • бережное отношение к оборудованию и техническим системам, а также уважение к специалистам, занимающихся их поддержкой (постмастеры, системные администраторы).
  • умение быть самообразовывающейся личностью, способной реагировать на стремительные изменения в социальной и технической областях жизни.

«Это мой первый дистанционный урок. Не успевал за остальными. Мне очень приятно со всеми общаться, узнавать мысли других. Я стал более уверен в себе и в своих силах», - Байгачёв Дмитрий, учащийся 11 «А» класса МОУ «Лицей «Технический», г. Владивосток.

Локальный координатор интернет-урока Бородавко Е.Л. выражает благодарность дистанционному педагогу Яворской Е.Л. за возможность воспитательной работы с учащимися в ходе интернет-урока: «Уважаемая Екатерина Львовна! Вот и закончился ваш урок «Дизайнерская елка». Два дня интересной, плодотворной работы. Не все сразу получалось, но мы, участники из г. Калтан Кемеровской области, старались, работали с увлечением. В форуме вы можете увидеть наши продукты. Это, изготовленные ребятами елочки и рисунки новых дизайнерских идей. Хочется сказать слова благодарности не только дистанционному учителю, но и всем учредителям конкурса, модератору, куратору. Только в сплоченной, дружной команде можно достигнуть хороших результатов».

Информационно-техническая деятельность необходима для эффективной реализации учащимся своей образовательной траектории в открытом интернет-пространстве. Дистанционный учащийся должен приобретать и развивать специфические компетентности по использованию средств телекоммуникаций, информационных массивов, компьютерных программ и оборудования, которые влияют на качество исполнения и представления на интернет-уроке его образовательного продукта. Овладение специальными техническими умениями позволяет учащимся с разной степенью владения компьютерными навыками переходить от одного исполнительского и творческого уровня к следующему в различных формах дистанционного обучения. В данный блок компетентностей входят такие умения:

  • умение реализовывать идеи творческой работы простыми и сложными техническими средствами (графические пакеты, выполнение работы в html формате, использование Plug–in, видео, др.);
  • умение осуществлять выбор компьютерных технологий и средств для эффективного решения поставленных целей и задач своей учебной деятельности;
  • соблюдение технических требований к оформлению творческого продукта, его пересылке по электронной почте и размещению в сети Интернет;
  • применение различных компьютерных программ–утилит Spelling (правописание), Winzip (архиватор), кодировщики текста, электронная почта, IE или NC браузеры для выхода в сеть Интернет.

Вот как формируют свои технические проблемы участники интернет-уроков: «У меня была ещё проблема. В профиле у меня была фотография, а на форуме она не появлялась. А так хотелось увидеть себя на форуме!» - Глущенко Анна, 7 «А» класс МСОШ №30 г. Нижневартовск.

В заключении отметим, что в дистанционной учебной деятельности, в частности на интернет-уроках, происходит расширение числа субъектов обучения, изменение и перераспределение их функций, отличающихся от аналогичных функций в очном обучении, соответствующим образом изменяются и виды учебной деятельности, компетенции и компетентности учащихся для успешной самореализации. В связи с новыми особенностями учебной деятельности в дистантном режиме важно проводить комплексные научные исследования по разработке и реализации на практике образовательных технологий, методов и способов осуществления такой учебной деятельности, способов овладения специфических для интернет-обучения компетентностей, которые во многом отличаются от очных благодаря интеграции информационных и педагогических технологий.

Многие отечественные школы, учащиеся и педагоги, имеющие доступ в интернет, смогут в полной мере воспользоваться богатыми информационными и телекоммуникационными возможностями открытого образовательного пространства, если освоят педагогические технологии организации дистанционной учебной деятельности, приобретут специфические умения, навыки, способности, опыт деятельности в дистантном режиме. Разработка и внедрение в школьное обучение педагогических телекоммуникационных технологий и форм типа интернет-уроки может привести к получению качественно нового образования человека, позволяющего выйти за традиционные рамки обучения в стенах школы и выйти на новый уровень. Значительное расширение информационной образовательной среды, увеличение возможности коммуникаций школьников и педагогов с коллегами из других школ и стран, доступ к мировым информационным базам способны обеспечить возрастание мотивации учащихся к обучению, усиление их творческой составляющей в учебной деятельности, образовательной продуктивности как непременного условия эффективной жизни человека в современном открытом мире.

 

Литература

  1. Хуторской А.В. Типы дистанционного обучения в 12-летней школе // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. трудов. — М.: ИОСО РАО, 2000. – 400 с.
  2. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
  3. Андрианова Г.А. Компетенции субъектов системы распределенной образовательной деятельности: опыт проектирования и реализации. // Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 214-219.
  4. Андрианова Г.А. Проектирование и реализации на школьных уроках человекосообразного типа образования. Программа педагогического эксперимента на 2008-2010 гг. [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской, А.Д.Король, Г.А.Андрианова и др. – Режим доступа: http://khutorskoy.ru/science/program/index.htm

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Андрианова Г.А. Формирование компетентностей учащихся на интернет–уроках . // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №6. - 27 июня.
http://www.eidos.ru/journal/2011/0627-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта