EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
В настоящее время в нашей стране ярко проявляет себя кризис родительства.
Грицай Л.А., к.п.н., г.Рязань
Интернет-журнал «Эйдос» Научные исследования Отцовство и материнство как составляющие феномена родительства
 

Отцовство и материнство как составляющие феномена родительства: социально-психологический аспект

Грицай Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, ассистент кафедры социальной психологии и социальной работы ГОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань

В последние годы в отечественной психолого-социологической литературе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи.

Не для кого не секрет, что в современной России семья переживает острый кризис, проявляющейся, в первую очередь, в сфере детско-родительских отношений. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства.

Как отмечает Н.В. Богачева, "самоутверждение и автономность как наиболее важные принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи. При этом супружество становится основной линией внутрисемейных отношений, тогда как родительство – второстепенной" [5, с. 3].

Серьезно затронули эти изменения и Россию и, в конечном итоге, привели к малодетности наших семей. Так, согласно исследованиям отечественных социологов, малодетность сегодня становится жизненной нормой: половина российских семей воспитывает только одного ребенка, и многие родители не стремятся к рождению последующих детей, ссылаясь на недостаточность своих средств и времени и сил [7].

Безусловно, подобные негативные явления требуют поиска способов преодоления сложившейся ситуации. В связи с этим актуальность приобретает проблема изучения отцовства и материнства как составляющих феномена родительства, их состояния в современном мире, а также моделирования на этой основе будущего, ожидающего российскую семью в начинающимся XXI столетии.

Исходя из этого, мы определили задачи данного исследования:

  • На основе анализа научных источников определить степень разработанности понятия " отцовство " и " материнство " в отечественной социально-психологической литературе.
  • Выявить и обосновать основные характеристики феноменов отцовства и материнства как составляющих родительства в современном обществе и предположить перспективы развития российского родительства в новом веке.

Теоретико-методологической основой исследования послужили философские положения о социальной обусловленности формирования и развития личности, ее поведения, социально-психологический подход к анализу отцовства и материнства.

В ходе работе были использованы теоретические методы общенаучного исследования: сравнительно-исторический анализ научных источников и литературы по данному вопросу, изучение и анализ социально-культурного опыта, метод анализа и синтеза, а также моделирования социально-психологических явлений.

Следует отметить, что понятие "родительство" является областью исследования целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, права, демографии, культурологии, этики, религиоведения и др. Это, безусловно, подчеркивает значимость данного феномена в жизни как каждого отдельного человека, так и всего человечества.

Родительство представляет собой сложное образование, включающее отцовство и материнство, но, как подчеркивают исследователи в данной области (Э.Р. Алексеева, Т.А. Гурко, М.О. Ермихина, И.С. Кон, Р.В. Овчарова, В.А. Рамих), не сводится к их простой совокупности : родительство находится на более высоком надличностном уровне определения, тогда как отцовство и материнство, в первую очередь, являются качественными характеристиками отдельной человеческой личности.

Как отмечает Р.В. Овчарова, "родительство — многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: как сложное комплексное субъективно-личностное образование и как надындивидуальное целое, которое, как правило, является совокупным, то есть включает двух человек — отца и мать" [24, с. 41].

Таким образом, отцовство и материнство могут изучаться отдельно друг от друга как понятия, относящиеся к личной сфере конкретного человека, или как целостные социально-психологические явления, или же как базовые составляющие феномена родительства.

В современной психологической и социологической науке достаточно широко распространилось изучение материнства (Э. Бадинтер, Л.А. Дубисская, М. Мид, Р.В. Овчарова, Т.В. Рябова, Н.Л. Пушкарева, Т.В. Скрицкая, С.Г. Фатыхова, Г.Г. Филиппова, Е.В. Шамарина и др.) и отцовства ( Т.Б. Беляева, Ю.В. Евсенкова, Е.В. Кричевская, И. Кон, И.В. Рыбалко и др.) как отдельных явлений. Причем по сложившемуся мнению (Е.В. Кричевская, Р.В. Овчарова) [17; 24], проблемы материнства по сравнению с отцовством изучены более подробно.

 

Курсы для педагогов

Центр "Эйдос" приглашает педагогов и методистов школ на оргдеятельностный дистанционный курс "Методы обучения мальчиков и девочек: как учитывать гендерные особенности школьников" (код 21701).

Однако в последние годы набирает силу тенденция целостного подхода к изучению отцовства и материнства в рамках психологии и социологии родительства. Это работы Н.В. Богачевой, О.В. Глезденевой, А.В. Гумницкой, С.Ю. Девятых, М.О. Ермихиной, Н.П. Мальтинниковой, Е.А. Нестерова, Р.В. Овчаровой, Е.Г. Смирновой и др. [5; 8; 9; 12; 14; 20; 23; 24; 29].

При этом отцовство и материнство как составляющие родительства с точки зрения данных исследователей понимаются как феномены, имеющие индивидуальную, гендерную и социальную обусловленность.

На гендерные стереотипы поведения матери и отца в семье указывает в своих работах И. С. Кон, отмечая, что соотношение материнства и отцовства нельзя понять вне связи с поло­вым диморфизмом [18, с. 31]. Об этих же различных проявлениях отцовского и материнского отношения к ребенку пишут А.И. Антонов, С.И. Голод, Е.П. Ильин.

Основываясь на двух компонентах гендерной специфики родительского поведения: эмоциональном и поведенческом [9, с. 7], рассмотрим основных характеристики материнского и отцовского отношения к ребенку.

Согласно Э. Фромму, главное значение материнской любви заключается в ее безусловном характере, который проявляется в том, что мать всегда любит своего ребенка, каким бы он не был: здоровым или больным, успешным или безуспешным, красивым или некрасивым и т.п. Любовь же отца носит обусловленный характер: она может быть заслужена или временно утеряна — в этом проявляется такие качества отцовской любви, как разумность и рациональность. При этом отцовская любовь зависит от социальных причин (культурные особенности, социальные нормы и др.) [31].

Таким образом, в поведенческом проявлении материнство воплощает собой абсолютное принятие ребенка, тогда как отцовство являет определенный уровень требований к нему. Абстрактно мы можем обозначить материнство как эмоциональную близость, понимание, заботу, а отцовство как воплощение совести, долга и закона, что соответствует внутреннему семейному миру ребенка и внешнему социальному окружению.

Индивидуальную и социальную обусловленность родительства рассматривает в своих работах Р.В. Овчарова, в частности, отмечающая, что отцовство и материнство в различной степени детерминированы психологическими (индивидуальные особенности личности, ценности, взгляды и т.п.) и социальными (социокультурное развитие общества, социальное и жизненное пространство личности родителя, опыт родительской любви, приобретаемый человеком в процессе взаимодействия с собственными родителями) причинами [24, с. 213].

Именно на эту социальную обусловленность материнства и отцовства указывают и другие исследователи. Так, к примеру, Т.В. Скрицкая отмечает, что " общественные ценности и нормы оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения" [27] . Известный психолог В.С. Мухина также рассматривает материнство в качестве культурного феномена, "смысл и значение которого может меняться вместе с культурой" [32, с. 4]. Е.В. Шамарина утверждает, что отношение к материнству в истории человечества изменялось в зависимости от представлений о нем к данной конкретной культуре [33, c. 8].

Еще более сильную социоцентристскую позицию в отношении проблемы материнства занимает Э. Бадинтер, считая, что чувства и поведение матери чрезвычайно изменчивы в зависимости от влияния культуры и амбиций женщины. В зависимости оттого ценится ли материнская любовь к ребенку или обесценивается в ту или иную эпоху, женщина становится любящей или "холодной" матерью [1].

Как отмечает И.С. Кон, отцовство по сравнению с материнством является еще более социально обусловленным феноменом, поэтому специфический стиль отцовства зависит от множества социокультурных условий и существенно варьируется от культуры к культуре [18, с. 31].

Таким образом, отцовство и материнство как составляющие феномена родительства представляют собой различные способы реализации индивидуальных, гендерных и социальных родительских ролей: особенностей взаимодействия с ребенком, его воспитания и последствий этого воспитания.

Проблема современного состояния отцовства и материнства волнует ученых не меньше общих вопросов изучения родительства. Как отмечает С.Ю. Девятых, реализуя себя в контексте социальных отношений, материнство и отцовство изменяется вместе с изменением общества. Причем – добавляет ученый – трансформируются как социальные, так и гендерные и индивидуальные стереотипы матери и отца [11, c . 7].

Современные психологи, социологи и педагоги с тревогой пишут об ослаблении в последние годы родительского внимания к детям, которое называют "дефицитом родительской любви" (И.Н. Мошкова) [21] .

Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем психолого-педагогической культуры многих родителей, их неумением, а подчас и нежеланием серьезно и вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей.

Изучая данные явления, уместно говорить не только о кризисе семьи, но и о кризисе родительства , ярко проявляющим себя в современном мире, который, по нашему мнению, является кризисом традиционного отцовства и материнства.

Как пишет Р.В. Овчарова, ссылаясь на научные позиции И.С. Кона и В.А. Рамих, в настоящее время происходит переориентация жизненных ролей мужчины и женщины, изменяются социокультурные сте­реотипы маскулинности и феминности, которые задаются сменой культурной парадигмы в современных условиях. Современная си­туация в области такова, что переплетаются традицион­ные черты женственности и мужественности. Ослабевает былая поляризация половых ролей и связанных с ними социокультурных стереотипов [24, с. 217].

Данный процесс сопровождается, по мнению Н.А. Зелевской, снижением социальной значимости материнства и отцовства [15].

Таким образом, существенно изменяются привычные роли матери и отца в семье. Женщина в настоящее время активно реализует себя в сфере профессиональной деятельности, вынужденно уделяя меньшее внимание семье и детям, тем самым, присваивая себя традиционно мужские качества: волевые черты характера, твердость, стремление к лидерству, карьерному росту. Зачастую этот властный стиль женского поведения переносится в семейные отношения, что приводит к доминированию в семье авторитета не мужа, а жены.

Как отмечает Т.А. Гурко, сочетание профессиональных, супружеских и родительских ролей для современной женщины становится настоящей проблемой [10, с. 32]. С ее позицией соглашается А.Р. Михеева, подчеркивающая негативное влияние на становление современного отцовства широкой занятости женщин в сфере труда, так как подобное равноправие мужа и жены "в осуществлении роли «кормильца» и «добытчика» снизило роль мужчины в семье, привело к ослаблению функции социального отцовства, ослаблению чувства ответственности за воспитание, социализацию своих потомков" [22, с. 62].

В.Н. Дружинин полагает, что проблема отцовства наиболее остро проявляет себя в современном обществе, так как государство, декларируя равноправие обоих родителей по отношению к ребенку, в реальности отчуждает отца от семьи [13, с. 50]. Ученый связывает подобное положение дел с наследием советской эпохи, замечая, что отношения в семье при тоталитарном обществе были психобиологическими, а не социально-психологическими: роль отца как главного агента социализации сводилась на нет, при этом повышалось значение природной психобиологической связи между ребенком и матерью [13, с. 51].

На эти же истоки кризиса современного отцовства указывает Р.А. Лопин, отмечая, что в советской России произошло "исключение мужского начала из семейного быта и замена его полным вмешательством государства в дела семьи; государство стало третьим углом в семейном треугольнике, отчуждая женщину от мужчины–мужа– отца; в результате мужчина был оттеснен из семейной жизни и утратил свою функцию " [19, с. 275].

Подтверждают подобные научные положения результаты исследований родительских установок современных молодых людей.

По мнению авторов исследования «Семья и дети в жизненных установках россиян», семейные ориентации 36% молодых людей до 30 лет не сопровождаются установкой на рождение детей [6, с. 61–73] . По данным опросов, проведенных Институтом демографических исследований, среди основных жизненных целей молодых респондентов от 14 до 30 лет цель деторождения следует после таких ценностей-целей как хорошая семья, здоровье, хорошие друзья, жизненный успех. При этом в гендерном аспекте ориентация всей массы молодых людей на ценность детей (26,1 % и 26,4 % у юношей и девушек) почти одинакова [25] .

Однако существуют и другие исследования, согласно которым кризисные явления в большей степени затрагивают отцовство, чем материнство. Так, например, Н.А. Демчук указывает, только 50% современных матерей и 23,6% современных отцов отвечают требованиям эффективного родительства [12, с. 3]. Эту же особенность более низкой психологической готовности современных юношей к родительству по сравнению с девушками замечает и Е.В. Кричевская, делая вывод о том, что "существующие различия в представлении об отцовской роли современных юношей и девушек может помешать юношам в будущем реализовать конструктивную модель отцовского поведения в своей семье" [17, с. 8].

Более подробно, гендерный аспект современного родительства изучается в работах К.Н. Белогай, свидетельствующей о том, что женщины-респонденты считают, что в содержание их материнской роли входит: любовь, забота, ласка и тепло, а уже после — воспитание, знания, навыки, образование и т.п. Что касается мужчин, то здесь вариантов получается гораздо больше. Отцы считают, что должны давать своим детям любовь, знания, нравственное воспитание, умение выжить, защиту (редкий ответ), дорогу в будущее, крепкий характер, деньги и уважение к себе [2]. Как полагает исследователь, подобная " разноголосица " свидетельствует о том, что рамки отцовской роли в современном социуме очерчены слабее, чем материнской.

Результаты данного исследования еще раз подтверждают положение, согласно которому гендерные роли матери и отца в современном социуме сближаются.

Помимо этого, согласно заключению С.Ю. Девятых, ценностно-нормативную трансформацию современного родительства обуславливают такие социальные факторы, как: общая либерализация и демократизация общественной жизни, трансформация семьи от социального института с жестко заданными нормами бытования до малой психологической группы, изменения распределения власти в семье, изменения детско-родительских отношений и социально-экономические условия жизни [11, c . 19].

При этом, изучая особенности представлений об идеальном родительстве, социологии и психологи сходятся во мнении, что в нашей культуре социальной ценностью и значимостью, несомненно, обладает полная семья с несколькими детьми [24, с. 254]. И это несмотря на то обстоятельство, что реальным типом родительства становится неполная материнская семья [26, с. 135]. И все-таки в общественном сознании такие неполные послеразводные или изначально одинокие материнские семьи "воспринимаются как отклонение от нормы" [24, с. 254].

Последнее вселяет некоторую надежду на позитивное будущее российского родительства, несмотря на то, что, по мнению В.Н. Дружинина, реальная модель современной российской семьи выглядит достаточно мрачно: "ответственность за семью несет мать, она же доминирует в семье, и она же более близка с ребенком эмоционально. Мужчина «выброшен» за пределы семейных отношений. Для него существует единственный путь реализации себя как мужа и отца: бороться за мужские права, и эмансипацию, как боролись и борются за свои права с мужчинами феминистки" [13, c . 114].

Таким образом, мы видим, что кризисные явления в области российского родительства связаны, в первую очередь, с кризисом современного отцовства и материнства, который, на наш взгляд, обретает свое начало в кризисе личности, характерным для нашей эпохи.

Именно об этом кризисе как первопричине многих социальных неурядиц пишет В.М. Филиппов [30, с. 81]. Об этом же свидетельствует В.И. Слободчиков, считающий, что данный антропологический кризис является кризисом модели человека, выработанным в европейской культуре [28, с. 34], когда индивидуализм становится главной ценностью личности.

Ведь недаром автор концепции постиндустриальной цивилизации Д. Белл определяет современное общество как " общество производства информации и услуг " [3], в котором утрачиваются традиционные ценности любви, супружеской верности, рождения и воспитания детей, служения ближнему. На смену им приходят ценности личной автономии, профессиональной самореализации и гедонизма. " «Институализация индивидуализма» ведет к тому, что каждый член семьи ставит свои интересы на первое место", – отмечает социолог У. Бек [ 4 ].

Названные обстоятельства вызывают тревогу, так как нетрудно предположить, что ждет нашу страну в будущем, если данная модель автономного родителя-эгоиста станет приоритетными для большинства наших сограждан (что весьма вероятно, потому что социальные процессы способствуют этому) .

Скорее всего, тогда Россия будет постепенно растворяться в глобальном мире, теряя свою культуру и национальную самобытность. Здесь уместно вспомнить слова, принадлежащие перу известного русского философа И.А. Ильина, высоко ценившего семью и называвшего ее "школой любви и жертвенности", духовного единства всех членов. В единобрачном верном супружестве и родительстве, основанном на "умении любить крепко и долго" и глубоком нравственном достоинстве, философ видел основу для сохранения и процветания России. Более того, ученый писал о том, что через любовь к родителям ребенок познает "два священных первообраза: образ любящей чистой матери и образ сильного и благостного отца", а "через них душа учится прилепляться к Родине-матери и возноситься к Богу-Отцу". Таким образом, истинное родительство есть настоящее " хранилище национального духа, чести, жертвенности и справедливости"[16, с. 198].

К сожалению, сегодня мы чаще всего наблюдаем обратную картину: не объединения членов семьи друг с другом, а, напротив, разъединения их. Личные индивидуальные ценности ставятся во главу угла, что, безусловно, сказывается не только на духовно-нравственном состоянии общества, но и на детско-родительских взаимоотношениях в семьях. А в таком обществе, где людей уже ничего не объединяет, разобщенность достигнет предела. Можно предположить, что при таком развитии событий еще большую популярность приобретут так называемые "гражданские" и "гостевые" браки.

В результате нашего исследования были сделаны следующие выводы:

Во-первых, понятие «родительство» является фундаментальной категорией социально-психологического знания, раскрывающего сущность поведения человека в семье и обществе. В отечественной науке сформировался социльно-психологический подход понимания феномена «родительство», базирующейся на изучении материнства и отцовства как интегральных психологических образований личности, включающих в себя специфические социальные родительские роли и нормативные предписания культуры.

Во-вторых, будущее российского родительства представляется нам весьма сложным, так как традиционные модели утрачиваются, а им на смену приходят трансформированные индивидуалистические стратегии родительского поведения.

Более того, в настоящее время в нашей стране ярко проявляет себя кризис родительства , который характеризуется неготовностью многих взрослых россиян к выполнению материнских и отцовских обязанностей.

Причины данного кризиса можно увидеть в политических, экономических, социальных преобразованиях последних лет, однако, на наш взгляд, кризис родительства, в первую очередь, вызван низким значением ценности семьи с детьми по сравнению с ценностью личного самоутверждения в сознании наших современников.

Именно эта утрата ценности семейственности приводят к таким печальным явлениям современной действительности, как падение уровня физического и психического здоровья детей, понижение их интеллектуального потенциала и духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе, социальное сиротство и т. д.

В-третьих, единственный, на наш взгляд, выход из сложившейся ситуации заключается в обращении к сложившимся веками традиционным идеалам родительского поведения, которые являются наиболее продуктивными для сохранения человеческого потенциала России.

В-четвертых, возрождение ценностного отношения к родительству требует не только мер государственной поддержки, оказания семье с детьми широкого спектра психолого-терапевтической и медико-социальной помощи, координацию работы СМИ по повышению престижа родительства в современном обществе, создания возможностей для педагогической подготовки молодежи к родительству, включающих в себя деятельность в учебно-воспитательном пространстве школ, колледжей и вузов, но и значительного преображения всей системы духовно-нравственных ориентиров наших соотечественников.

 

Общечеловеческие олимпиады

Центр "Эйдос" приглашает учащихся и педагогов на Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады "Семья", "Любовь", "Счастье" и другие.

А такое преображения не произойдет, даже если государство и определенные социальные институты будут оказывать давление на общественное сознание, так как оно требует ответственного выбора каждым человеком определенной системы ценностей, при которой он добровольно был бы готов смирять себя ради блага своей семьи и окружающих людей.

Ведь по большому счету, само стремление к материнству и отцовству становится в современном обществе "по-двигом", движением к воплощению в жизни не собственных эгоистических потребностей, а движением к служению людям, воспитанию и заботе о детях. Именно в такой деятельности человек и обретает гармонию с миром и самим собой.

 

Список использованной литературы

  1. Бадинтер Э. Мужская сущность / пер. с англ. – М., 1995.
  2. Белогай К.Н. Культурные модели материнства и отцовства как факторы формирования родительского отношения: материалы Первой науч.-практич. Интернет-конференции «Психология и семья». URL : http://papaland.ru/library /explorers/psychology/69. html
  3. Белл Д. Грядущее индустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 1999.
  4. Beck U., Beck-Gernsheim E. Individualization institutionalized individualism and its social and political consequences. – London : Sage, 2002.
  5. Богачёва Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российской обществе: автореф. … канд. социол. наук. – Казань, 2005.
  6. Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социологические исследования (Социс). – 2006. – № 11. – С. 61–73.
  7. Всероссийская перепись населения 2002 года. URL : www.perepis2002.ru
  8. Глезднева О.В. Модели родительства и факторы их формирования в современной России: социологический анализ: автореф. … канд. социол. наук. – М., 2007.
  9. Гумницкая А.В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях: автореф. … канд психол. наук. – СПб., 2006
  10. Гурко Т.А. Трансформация института родительства в постсоветской России: автореф. … д-ра социол. наук. – М., 2008.
  11. Демчук Н.А. Формирование психологической готовности юношей к отцовству: автореф. … канд. психол. наук. – Казань, 2006.
  12. Девятых С.Ю. Особенности представлений о родителсьтве в юношенском возрасте (анализ гендерных различий) : автореф. … канд. психол. наук. – М., 2006.
  13. Дружинин В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. – М., 1995.
  14. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф. … канд. психол. наук. – Казань, 2004.
  15. Зелевская Н.А. Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX – первой половине XX веков: дис… канд. пед. наук. – Рязань, 2003.
  16. Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М., 1996.
  17. Кричевская Е.В. Историко-культурные представления о роли отца в российской семейной традиции: автореф. … канд. пед наук. – СПб, 2009.
  18. Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. – 1987. – № 6. – С. 31–38.
  19. Лопин Р.А. Кризис современной российской семьи как фактор отказа от традиционной системы нравственных ценностей // Семья – культура – образование в изменяющейся России. – Саратов, 2009.
  20. Мальтинникова Н.П. Этнопсихологические особенности формирования родительства в поликультурной среде (на примере казахской, татарской и русской семьи) : автореф. … канд. психол. наук. – Самара, 2005.
  21. Мошкова И.Н. Укрепление семьи – общецерковная задача // В начале пути: сб. материалов. – М., 2002. – С. 49–106.
  22. Михеева А.Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: учеб. пособие. – Новосибирск, 2001.
  23. Нестерова Е.А. Формирование эффективного родительства через развитие личной зрелости родителей младших школьников: : автореф. … канд. психол. наук. - Казань, 2005.
  24. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. – М., 2006.
  25. Ценностные и репродуктивные ориентации молодежи. URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=246
  26. Рамих В.А. Материнство как социокультурный феномен: дис … д-ра психол. наук . – Ростов-н/Д, 1997.
  27. Скрицкая Т.В. Материнство как социально обусловленный феномен. URL : hpsy.ru/public
  28. Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. – 2008. - № 9. –С. 30-35.
  29. Смирнова Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье: автореф. … канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2009.
  30. Филиппов В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы // Магистр. – 2000. – № 2. – С. 81.
  31. Фромм Э. Искусство любить. – СПб., 2001.
  32. Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины: автореф. ... канд. психол. наук. – М., 2003.
  33. Шамарина Е.В. Культурный смысл материнства в западноевропейской и отечественной философской мысли: автореф. … канд. философ. наук. – Барнаул, 2008.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Грицай Л.А. Отцовство и материнство как составляющие феномена родительства: социально-психологический аспект. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №8.
http://eidos.ru/journal/2011/0831-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2019
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта