EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Реализация компетентностного подхода отражает социальный заказ общества на подготовку конкурентноспособной личности.
Куракова Г.В., г.Ростов-на-Дону
Интернет-журнал «Эйдос» Научные исследования Теоретический анализ дефиниции «ключевые учебные компетенции»
 

Теоретический анализ дефиниции «ключевые учебные компетенции»

Куракова Галина Владимировна, соискатель кафедры педагогики социальной психологии ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», декан факультета экономики и управления, зав. кафедрой общественных наук ГОУ СПО « Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики», г. Ростов-на-Дону

Новая парадигма отечественного образования в условиях реформирования всех сфер жизнедеятельности человека выдвигает в числе приоритетов формирование целостной личности обучающегося как системообразующего фактора образовательного процесса с определенным набором субъективных свойств, определяющих ее независимость, самостоятельность, способность к саморегуляции, дальнейшему саморазвитию, позволяющих в совокупности успешно адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, быть конкурентноспособной. Компетентностный подход получает в образовании все больший статус благодаря его закреплению в качестве нормативного конструкта в ряде официальных документов (Национальной доктрине образования, Концепции модернизации Российского образования до 2010 г., Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., проектах образовательных стандартов нового поколения и др.), в которых указывается необходимость учета глобальных тенденций в достижении качества образования в направлении формирования у обучающихся ключевых компетенций.

Изучение основных этапов становления компетентностного подхода к образованию (Н.   Хомский, G . Hamel  , С. K . Prahalad , T . F . Gilbert , Дж.   Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Mr . Walo Hutmacher, проект TUNING , А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, В.И. Байденко и др.) показало, что концепция компетентностного подхода еще только формируется: существует проблема единого определения содержания терминов «компетенция» и «компетентность», нет единой классификации ключевых компетенций, входящих в модели выпускников школы, среднего профессионального заведения, а также бакалавра, специалиста.

 

Курсы для педагогов

Центр "Эйдос" приглашает педагогов и методистов школ на оргдеятельностный дистанционный курс "Методика развития общеучебных компетентностей учащихся" (код 21212).

Осуществленный нами анализ научной литературы, посвященной проблеме компетентностного подхода, позволил заключить, что понятия «компетентность» и «компетенция», введенные в отечественный педагогический лексикон в 90-е гг. ХХ века до настоящего времени толкуются неоднозначно. Так, некоторые отечественные исследователи (В.А. Болотов, В.В. Сериков и др.) применяют только термин «компетенция», отождествляя его с «компетентностью»; другие (Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской) употребляют оба термина, считая их синонимами; ряд ученых (И.А. Зимняя, Ю.В. Фролов, В.Д. Шадриков) разделяют эти понятия. Существует и проблема отбора универсальных, ключевых компетенций, являющимися базовыми на той или иной ступени образования. Тем не менее, все исслед ователи едины в том, что « компетенция » - это интегрированное сочетание знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств; единство теоретического знания и практической деятельности, универсальный язык описания результатов образования на мировом уровне в настоящее время. Э.Ф. Зеер (2004) отмечает, что «компетентность выступает в качестве результата когнитивного научения, в то время как компетенция – это процесс и результат деятельностного обучения: компетентность в действии» [2, с. 29].

Следует отметить, что термин «компетентность» является относительно новым для отечественного образования, однако в последние десятилетия он весьма активно применяется в международной практике. Между тем, компетентостноориентированное образование начало зарождаться в 1970-х годах в Америке, когда Н. Хомский в 1965 г. (Массачусетский университет) ввел в научный оборот понятие «компетенция» применительно к теории языка. Как отметил Н. Хомский, «мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим – слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Только в идеализированном случае… употребление является непосредственным отражением компетенции» [1]. В действительности же оно не может непосредственно отражать компетенцию. Несколько позже Дж. Равен в работе «Компетентность в современном обществе» (1984) дает понятие компетентности. Компетентность «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга… некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие – к эмоциональной… эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» . При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» – суть «мотивированных способностей». В целом, в понимании ученого компетентности выступают в роли способности человека в определенной области, представляя совокупность узкоспециальных знаний, навыков, способов мышления, готовности отвечать за собственные действия [1].

Обращаясь к более детальному толкованию рассматриваемого нами термина, следует отметить, что в переводе с латинского языка «компетенция» означает круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг полномочий, прав [2, с. 288]. Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (определения QCA). По мнению Г. Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. При этом под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т. д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта [4].

Феномен компетентности в настоящее время является предметом активного изучения научной школы А.В. Хуторского. В понимании А.В. Хуторского компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере » [5; 6] .

 

В электронном магазине можно приобрести издание:

"Компетенции в образовании: опыт проектирования". Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского.

В книгу включены статьи 57 авторов – учёных, вузовских педагогов, учителей-экспериментаторов, которые описывают опыт проектирования и реализации компетентностного подхода (код 610310).

В традиционном образовании используется понятие общеучебных, интеллектуальных и практических умений. Между тем, эти умения связаны преимущественно с приобретением знаний: много знаем и мало что умеем. Однако, по нашему мнению, такой подход не в полной мере учитывает запросы сегодняшнего времени, обусловленные преимущественно возможностью «вписаться» в современные рыночные отношения. Таким образом, от традиционных понятий «знания, умения, навыки» « компетенцию » отличает интегрированный характер; соотнесенность с ценностно-смысловыми характеристиками личности; практико-ориентированная направленность. Составляющими элементами понятия «компетенция» являются: знания (набор фактов, требуемых для выполнения работы; интеллектуальный контекст, в котором работает человек); навыки (владение конкретными средствами и методами выполнения определенной задачи); способность (врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу, приблизительный синоним одаренности); стереотипы поведения (видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи, проявление ценностей, этики, убеждений и реакции на окружающий мир); усилия (сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов) [1; 2; 5; 6].

Таким образом, общим для всех приведенных выше определений является понимание компетенции как способности личности справляться с самыми различными задачами, как совокупности знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы; общая способность и готовность личности использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности, реализовывать их в переменчивых условиях современной рыночной экономики. Другими словами, компетенция – это «знание в действии».

На сегодняшний день поиски путей определения целей и содержания образования ведутся в направлении формирования ключевых компетенций [78], что является предметом широких разноплановых дискуссий в научных кругах. К настоящему времени уже сложились теоретические основы компетентностного подхода ( В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Э.Ф. Зеер, A . M .Павлова, В.В.Сериков, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторской и др. ) , который предполагает четкую ориентацию на будущее, проявляющуюся в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. В рамках компетентностного подхода, как правило, определяются следующие виды компетенций: ключевые, базовые и функциональные. Под базовыми компетенциями понимаются компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места. Ключевые компетенции носят наиболее общий характер, универсальны и применимы в разных производственных и жизненных ситуациях. Термин «ключевые компетенции», указывает на то, что они являются ключом, основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. В тоже время владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в т.ч. и личной жизни. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, т.е. справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств. Согласно А.А. Карманову, ключевые компетенции – это целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций [6]:

Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения – улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

А.В. Хуторской утверждает, что ключевые компетенции относятся к общему метапредметному содержанию образования, конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. К ключевым компетенциям ученый относит [6]:

Ценностно-смысловые компетенции.

Общекультурные компетенции.

Учебно-познавательные компетенции.

Информационные компетенции.

Коммуникативные компетенции.

Социально-трудовые компетенции.

Компетенции личностного самосовершенствования.

Итак , под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они надпредметны. Цель развития ключевых компетенций: подготовка к выходу на рынок труда компетентного и конкурентоспособного специалиста, имеющего активную, ответственную жизненную позицию. Под «ключевыми учебными компетенциями обучающихся» мы понимаем способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и вырабатывать алгоритм действий по его реализации в условиях неопределенности, являющиеся основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных составляющих; выступают в роли количественного и качественного эквивалентов оценки результатов образования с ориентацией на современные требования к качеству подготовки выпускника. Ключевые учебные компетенции являются фундаментальными, универсальными, междисциплинарными. Мы разделяем точку зрения А.В. Хуторского, согласно которой перечень ключевых учебных компетенций нуждается в детализации в соответствии с возрастными ступенями обучения, блоками учебных предметов, дисциплинами, типом учебного заведения, образовательными стандартами и пр. Ориентируясь на разработки ученых по реализации компетентностного подхода в образовательных учреждениях (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Э.Ф. Зеер, A .В. Хуторской, И.Ф. Горохова, О.В. Темняткина и др.), с учетом специфики проводимого исследования нами разработан паспорт ключевых учебных компетенций обучающихся (табл. 1).

Таблица 1.

Паспорт ключевых учебных компетенций обучающихся

Компонентный состав ключевых учебных компетенций

 

Показатели

Мировоззренческие (общекультурные) компетенции

 

•  понимание ценностных смыслов общечеловеческой культуры, науки, производства, религии;

•  осознание своей роли и умение ориентироваться в окружающем пространстве, выбирать ценностно-смысловые ориентиры для поступков и решений;

•  опыт освоения общественных явлений и традиций в жизни человека);

•  этническая идентификация; умение адаптироваться в поликультурном обществе, уважать интересы представителей других народов, религий.

 

Социально-личностные компетенции

•  политическая и гражданская активность (патриотизм; знание государственной символики; умение анализировать современную политическую ситуацию; знание и соблюдение прав и обязанностей обучающегося, гражданина; свобода мнения, ответственность за собственные решения и поступки; выполнение гражданского долга; построение своего образа жизни с ориентацией на законы и общественные нормы; размышление о своем будущем, будущем страны);

•  медицинские и санитарные знания и навыки (знание и соблюдение норм здорового образа жизни, правил личной гигиены; умение оказать первую медицинскую помощь; половая и сексуальная грамотность; бережное отношение к окружающей среде; навыки безопасной жизнедеятельности);

•  знание и владение бытовыми навыками (знание основ семейного быта, традиций; навыки бытовых ремонтных работ, ухода за домом, приготовления пищи; рациональное использование свободного времени);

•  социальное взаимодействие (социальная мобильность, умение избежать и преодолеть конфликты, сотрудничество).

 

Гностические (общеучебные и познавательные) компетенции

 

•  организация продуктивной учебно-познавательной деятельности (приобретение знаний из различных источников информации, в т.ч. дополнительных; грамотная формулировка образовательных запросов; структурирование и приращение полученных знаний; применение инноваций для поиска информации и умение представлять результаты своих исследований с использованием компьютерных технологий; умение контролировать познавательный процесс);

•  умение аналитически мыслить (анализировать, давать самооценку учебной и познавательной деятельности, выявлять пробелы в знаниях, умениях и навыках);

•  готовность и способность к самообразованию;

•  функциональная грамотность (демонстрация навыков измерительных процедур; умение отличать реальное знание от мифологического; применение вероятностных и статистических методов познания).

 

Информационно-коммуникативные компетенции

 

•  осознание своего места в инфосреде; поиск, отбор, систематизация, анализ, обработка информации, оценка ее полезности и целенаправленное применение в перспективе для решения поставленных учебных задач; представление информации в различных формах (рисунки, графики, таблицы, диаграммы и пр.) и на различных носителях (бумага, электронный вариант);

•  владение современными информационными технологиями (стандартного программного обеспечения, техническими устройствами (телевизор, магнитофон, компьютер, принтер, фотоаппарат, телефон и пр.), Интернет, электронной почтой, аудио-и видеозаписью и пр.);

•  владение навыками устной и письменной речи, навыками работы с документами (заявление, объяснительная, анкета, опросный лист, тест, письмо и пр.); умение задать вопрос, представление и отстаивание собственной точки зрения в диалоге и полилоге).

- умение презентовать себя и свой коллектив, продуктивно взаимодействовать в команде; владение социальными ролями в коллективе.

Профессионально-трудовые компетенции

 

•  знание экономико-правовых основ и умение анализировать социально-экономическую ситуацию, положение рынка труда;

•  владение этикой гражданско-трудовых взаимоотношений;

•  профессиональное самоопределение (осознание своей роли в профессиональном пространстве; оценка своих профессиональных способностей и задатков; выбор будущей профессии; построение собственной профессиональной карьеры);

•  готовность к реализации трудовых прав и обязанностей (навыки рациональной самоорганизации рабочего времени, поиск работы, освоение экономических ролей (представителя, потребителя, производителя)).

 

Компетенции самосовершенствования

•  освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, личной рефлексии;

•  планирование и организация своей деятельности; самоопределение; непрерывное самопознание;

•  развитие личностных качеств (гуманности, отзывчи­вости, эмпатии, организованности; ответственности; откровенности; уверенности в себе, самокритичности, корпоративности; рефлексии, эмоциональной устойчивости, креативного мышления, адаптивности и др.);

•  в ключенность в общественную работу (различные виды внеучебной деятельности: кружки, секции, молодежные объединения, КТД и т.д.) .

Данный паспорт включает компонентный состав ключевых учебных компетенций, который составлен нами применительно к учащимся колледжа и формируется у них в процессе преподавания гуманитарных дисциплин (1-2 курсы). Выше обозначенные к лючевые учебные компетенции выполняют следующие функции в обучении: выступают частью содержания различных учебных предметов (образовательных областей) в качестве метапредметных элементов содержания образования; позволяют практически применять теоретические знания для решения конкретных задач; содействуют комплексному приложению полученных знаний, умений и навыков; интегративно характеризуют качество образования (подготовку обучающихся) и выступают в роли средства проведения комплексного образовательного контроля. В целом, ключевые учебные компетенции обучающихся предполагают четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности, позволит выпускнику колледжа осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации.

Следует отметить тот факт, что в Европе и США учебные компетенции понимаются как результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом. Именно они позволяют достигать обучающемуся личностно значимых для него целей. В этом русле, как нам представляется, и следует развивать концепцию ключевых учебных компетенций как новый, обусловленный рыночными отношениями тип целеполагания в образовательных системах. Главное отличие этого типа целеполагания от традиционного, академического, состоит в том, что компетентностная модель подготовки специалиста ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса. Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются к ситуациям применимости в мире труда. Поэтому компетенции, и прежде всего ключевые, охватывают способность, готовность к познанию и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения той или иной деятельности.

В условиях работы над стандартом среднего профессионального образования нового поколения и учитывая, что определяющими задачами и направлениями развития системы образования являются принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми; овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности, можно предложить включить ключевые учебные компетенции в образовательный стандарт, заменив ими требования к уровню подготовки выпускников.

Таким образом, в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху может стать мотивация к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование «компетентности к обновлению компетенций», позволяющих каждому выстраивать собственную образовательную и даже жизненную траекторию. Компетентностно-ориентированная траектория образовательного процесса современного учебного заведения выстраивается в соответствии с требованиями, в числе которых ориентация на личность обучающегося, его интересы, способности; учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; сочетание интересов государства, общества и личности. Реализация компетентностного подхода отражает социальный заказ общества на подготовку конкурентноспособной личности, обладающей свободой действий в быстро меняющихся общественно-экономических условиях.

 

Литература:

  1. Горохова И.Ф. Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru. – Загл. с экрана.
  2. Зеер Э.Ф., A .  M . Павлова, Э.Э. Сыманюк. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. – М., 2005.
  3. Зимняя И.А.  Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2002. – № 5. – С. 34-42.
  4. Селевко Г.К.  Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 225 с.
  5. Хуторской А.В.  Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58 – 64.
  6. Хуторской А.В.  Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. – Загл. с экрана.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Куракова Г.В. Теоретический анализ дефиниции «ключевые учебные компетенции». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №8.
http://eidos.ru/journal/2011/0831-03.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2019
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта