EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
В девяностые годы мы утратили целостную систему вовлечения учащихся в совместную со сверстниками и взрослыми деятельность.
Наклейщикова М.В., г. С.-Петербург
Интернет-журнал «Эйдос» Научные исследования Социализация младшего школьника в советской и отечественной школе
 

Социализация младшего школьника в советской и отечественной школе

Наклейщикова Мария Владимировна, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, преподаватель Социального техникума СЗАГС, г. Санкт-Петербург

Современное общество требует от начальной школы воспитать маленького полноправного активного гражданина, способного развивать индивидуальность и отвечать вызовам окружающей среды. Однако, в девяностые годы, в процессе переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, мы утратили целостную систему вовлечения учащихся в совместную со сверстниками и взрослыми деятельность и существенно снизили значение других людей в жизни ребенка. Способна ли наша школа выполнить вышеупомянутый социальный заказ?

«Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» рассматривают в качестве источников нравственности воспитательные ресурсы: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа и человечество. Однако разрозненность источников социализации и отсутствие опыта практического использования социализирующего потенциала затрудняют приобщение маленьких жителей нашей страны к нормам и ценностям мира взрослых.

Начальная школа совпадает с важным периодом формирования личности ребенка. Младший школьник впервые оказывается в коллективе сверстников, которые не просто являются товарищами по играм, но конкурентами в новой для учащихся учебной деятельности. Младший школьный возраст благоприятен для успешной социализации в силу большой любознательности детей 6-9 лет; эмоциональность восприятия, подражательный характер и ориентация на авторитет взрослого в поведении и деятельности, высокое доверие учителю и стремление связывать приобретенный личный социальный опыт с изучаемым материалом. Затрудняют социализацию малышей повышенная утомляемость, неспособность выносить длительное однообразие в учебе, слабая моторика, необходимость инструктажа в учебной деятельности, небольшой жизненный опыт. Реальное содержание опыта детей младшего школьного возраста показывает неспособность ребенка вполне соответствовать предъявляемым взрослыми требованиям в школе и дома.

Сложившаяся социальная ситуация в школе - многонациональный состав учащихся, нерешенные проблемы трудных школьников с проявлением деструктивного поведения, повышенная конфликтность детей, вызванная различным социальным опытом, отсутствие поддержки со стороны семей учащихся – объясняет расхождение между прописанными целями современного обучения и воспитания и заставляет жалеть об утрате наследия советской воспитательной системы, прекрасно описанной в работах Н.А. Высотиной, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.Ф. Головановой и других исследователей.

Анализ периодики (журналы "Начальная школа", "Воспитание школьников", "Вопросы психологии", "Педагогика", "Психологический журнал", "Социологические исследования") за последние два десятилетия показал, что образовательные и воспитательные потребности самих учащихся учитываются редко. Качество предлагаемых учебных пособий не соответствует ожиданиям и потребностям современных учащихся начальной школы. Во внимание не принимаются различия в происхождении (полная или неполная семья, мигранты, приезжие или коренные жители, городские или сельские учащиеся), возможностях (дети с особыми потребностями), по полу и интересам.

 

Общечеловеческие олимпиады

Центр "Эйдос" приглашает учащихся, педагогов и родителей на Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады "Семья", "Дружба", "Мой ребенок" и другие.

Сегодняшние младшие школьники воспитываются в принципиально новых условиях формирования личности:

  • нынешние дети проживают в нечетко ограниченном информационном социальном пространстве, испытывая влияние Интернета, телевидения и компьютерных игр, которое нередко перекрывает воздействие учителей, родителей, воспитателей;
  • снятие многих табу в виртуальных информационных сферах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых: школьника не включают в процесс решения реальных проблем семьи, местного сообщества, государства, что искажает детскую социализацию;
  • ослабление связи между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми изолируют детство, способствуя примитивизации сознания детей, росту их агрессивности, жестокости и грубости, в действительности скрывающих страх, одиночество и неуверенность;
  • конфликт между присвоением ребенком знаний и ценностей в школе и вне ее меняет самосознание и миропонимание детей, формируя эклектичное мировоззрение и потребительское отношение к жизни.

Понимая перечисленные трудности, учителя начальной школы самостоятельно ищут пути реализации прописанных в новом стандарте образовательных целей. Организуя кружковую и клубную работу, проводя экскурсии и взаимодействуя с разными организациями, применяя альтернативные учебные программы и педагогические технологии на уроке, во внеурочной и внешкольной деятельности, в проектной и коллективной творческой деятельности, учителя обеспечивают социализацию учащихся, «блуждая наощупь». В итоге социализация детей получается разрозненной, игнорируется культурная, речевая, экономическая, политическая, семейная, половая социализация школьников впротивовес поведенческой. В сложившихся условиях целесообразно обратиться к наследию отечественной педагогики советского периода.

Организуемая в советский период внутриучебная деятельность широко использовала потенциал игр, просмотры кинофильмов о жизни граждан страны в союзных республиках с описанием быта города и села, ведение дневника достижений класса, организацию учебных соревнований, проведение общешкольных мероприятий, школьных линеек, утренников и вечеров, праздников и выступлений, систему ученического шефства и взаимного обучения (факультативы, кружки, клубы, секции по интересам), трудовое обучение и воспитание (бытовой, ручной, организаторский и общественно-полезный труд), дежурство и самоуправление в классе и школе, межшкольные учебные соревнования.

Внеучебная деятельность опиралась на проведение экскурсий на стройку, почту, предприятие, в магазин или музей с последующим обсуждением. Дети знакомились с началами социологической деятельности (проведение опросов, интервью, анкетирования детей и взрослых), действовали кружки и секции по предметам и досугу (спорт, творчество, общение), проводилось изложение сведений из газет и журналов, книг, теленовостей и радио, школьники активно участвовали в дежурстве, шефстве и рейдах бригад, занимались в пришкольном лагере, ходили в походы, осуществляли кураторство и патронаж детских и социальных учреждений района, города и области, ухаживали за пришкольным участком, встречались с интересными людьми и общественными деятелями, консультировали посетителей школьного музея, живого уголка, клубов и секций школы, придумывали и выполняли общественные поручения (дежурства, санитары, цветоводы, садоводы, редакторы, помощники и проверяющие мебель, учебу, тетради), проводили звездочки-соревнования во внеучебной деятельности. Также широко использовались теоретические методы : общеклассные и общешкольные тематические обсуждения и дискуссии, дебаты, беседы на злободневную тематику, решение проблемных задач, анализ жизненной ситуации, моделирование социальных ситуаций, теоретические проекты (история моего дома, улицы, города, семьи, фамилии, мир профессии), коллективные сочинения, вечера вопросов и ответов, недели и дни почемучек. Эти способы активизации творческой активности детей разных возрастов были эффективными в силу высокой организованности.

В каких видах совместной деятельности участвовали младшие школьники?

- коллективное составление текстов, схем, планов и таблиц, подготовка сообщений по группам, беседа по карточкам, моделирование, анализ, сравнение, обобщение и конкретизация учебных и жизненных ситуаций при изучении тем «Профессии», «Здоровье», «Режим дня» «Я – школьник» (методика Н.М. Верзилина, А.В. Дружковой, С.В. Щепрова, Г.Н. Аквилевой, З.А. Клепининой)

- коллективная творческая деятельность (КТД) – работа над проектами, выбор «Совета» из младших школьников, иногда совместно со старшими учащимися, родителями и учителями, групповое и коллективное оформление стенгазет, альбомов и стендов (методики И.П. Иванова, А.Н. Сухомлинского, И.П. Турро, Н.А. Менчинской)

- использование учебных кинофильмов, аудио- и видеозаписей, телепередач, мультфильмов с последующим обсуждением, применение малоформатных средств – фотографий, картин, коллективное иллюстрирование учебных текстов на основе межпредметных связей (методики Н.Г. Казанского, Т.С. Назаровой, Р.А. Петросовой, В.П. Голова, В.И. Сивоглазова)

- самостоятельное ознакомление учащихся с информацией из разных источников (кино-, фото-, видео-, аудиоисточников, телевидения), практические и творческие задания по группам (методика А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиан)

- театрализация учебного материала (узнай представителя профессии по его действиям и др.), ведение устного журнала (театрализованные выступления каждого учащегося по одному вопросу каждой темы), участие в сюжетно-ролевых играх («прием гостей», «за столом»), коллективное производство макетов и моделей, участие в общественно-полезном труде - уборке, помощи пожилым людям, своей семье, отстающим (методика Е.Т. Бровкиной, Т.А. Козловой, В.А. Герасимова)

- использование прикладного народного искусства (загадки, пословицы, поговорки, ребусы, стихи, песни, басни) с самостоятельным подбором учащимися картин, иллюстраций, музыки, костюмов, текстов для выступлений (методика И.П. Товпинец, Н.В. Борзовой, О.В. Крыловой)

- самоанализ младшими школьниками своего поведения в классе, в столовой, в парке, в библиотеке, на улице, экскурсии в магазин, на почту, в библиотеку, рефлексивные задания с последующим сопоставлением результатов учащимися, прием погружения в разные социальные сферы и субкультуры, дидактические игры; перекрестная оценка учащимися учебной и внеучебной работы друг друга; составление и обсуждение графика достижений класса/классов одной параллели (методика В.М. Пакуловой, В.И. Кузнецовой, Ш.А. Амонашвили)

- практическое знакомство с социальными явлениями окружающего мира, проведение учащимися опытов и экспериментов по группам, организация шефства над объектами социальной и природной действительности, участие в общественно-полезной деятельности (уборка класса и школы, помощь в декоративном оформлении класса, в изготовлении экспозиций мини-выставок, изготовление наглядных пособий, выпуск стенгазет, оформление информационных стендов и предметных уголков, совместный подбор литературы для классной библиотеки и школьного краеведческого уголка, организация выставок на социальную тематику, участие в общегородских акциях «Чистый двор», «Будь вежлив», «День пожилого человека», «День матери»), взаимодействие с другими людьми и социальными институтами, коллективное участие в гражданских инициативах и формах самоуправления, фронтальное и коллективное выполнение практических работ, коллективное ведение дневника наблюдений за социальными и природными объектами (методика А.А.Плешакова, Л.К. Чистовой)

- нетрадиционные внеклассные формы урока в учреждениях культуры и быта (диспут, дискуссия, конференция), учебные занятия с элементами игры, беседы, конструирования, составление рассказов и сказок по группам и всем классом, знакомство с работой представителей разных профессий, экскурсии на фабрики и предприятия, фермы, в этнографический музей, на художественные выставки, в театры, в библиотеки, коллективное фантазирование - «что будет, если…» при изучении тем «Человек среди людей», «Труд в жизни человека», «Эмоции», «Чувства», «Семья», «Режим дня», «Творчество», «Организм человека» и других (методика Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова)

- поиск дополнительной учебно-познавательной литературы и определений понятий в словарях по группам, внеклассное коллективное чтение детской художественной и научно-популярной литературы, газет, коллективное проведение опытов и самостоятельных работ по группам (с элементами соревнования), выбор и обсуждение учащимися самых интересных вопросов для изучения, стимулирование вопросов учащихся в беседе и на пресс-конференции, постановка проблем учащимися и их коллективные оценка и поиск решения, групповая исследовательская деятельность, составление рефератов и эссе по группам (методика Н.Г. Дайри)

- организация внеклассной учебно-воспитательной деятельности на основе интересов учащихся – деятельность кружков и клубов (кружок этики, «Хочу все знать» по темам профессии, досуг, здоровье, путешествия, правила поведения в обществе, школа вежливости), создание школьного музея (авиатора, космонавта), организация тематических выставок, проведение внеклассных мероприятий - дня пожилого человека, дня защиты прав детей, тематических утренников и вечеров, классных часов, игр КВН и «Что? Где? Когда?», подготовка тематических выступлений в клубах «Социолог», «Эрудит», «Почемучка», «Малышок», организация деятельности социологической лаборатории - работа с документами, проведение интервью в школе и вне ее, бесед о жизнедеятельности людей, тестов, опросов и анкетирования, социометрические приемы (социограмма, социоматрица), коллективные эксперименты – психологические, социологические, деловые игры в малых (классные сообщества) и больших (между классами) группах, контент-анализ содержания официальных сообщений по группам (методика В.М. Минаевой, Л.Н. Боголюбова, Н.И. Элиасберг).

Как обеспечить оптимальную социализацию детей? Необходимо учитывать потребности и возрастные особенности учащихся начальной школы. Младшие школьники нуждаются в успешном общении, которое пронизывает учебную деятельность в школе и взаимодействие вне ее, изоляция детских субкультур друг от друга и от взрослых способствует нарастанию конфликтности в школьной среде; неотъемлемой частью учебы должна оставаться игра, а сама учеба поначалу опираться на безотметочную систему; социализации способствует сохранение психогигиены детства (организация физкультурных пауз, совместных прогулок и досуга), проведение психологических тренингов и игр; младший школьный возраст нуждается в поддержке со стороны социального педагога и детского психолога и в сотрудничестве с родителями детей; проблему низкого речевого развития современных учащихся решает систематическое проведение речевых игр и тренингов, а для поддержания учебной мотивации малышей необходимо постоянно разъяснять и демонстрировать школьникам результаты их учебной и внеучебной деятельности.

Суждения и поступки учителя и родных младших школьников являются источниками нравственности, которые дети самостоятельно принимают через собственную деятельность, однако прививаемые ценности должны быть понимаемы (узнаваемы и знаемы) и принимаемы ребенком (применимы им хотя бы однажды в конкретной жизненной ситуации). Педагог может формулировать ценности в виде вопроса, обращенного к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни или к себе (Что есть милосердие? Что такое любовь? Как вы понимаете закон?). Для решения этих воспитательных задач школьники вместе с педагогами и родителями обращаются к содержанию учебных дисциплин, произведений искусства и кино, традиционных религий, периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь, фольклора, истории, традиций и современной жизни малой Родины, истории своей семьи, жизненного опыта родителей, общественно полезной и личностно значимой деятельности.

Воспитание современных учащихся начальной школы нельзя считать уделом работы учреждений дополнительного образования, игнорируя целостное проживание детства ребенком в школе, дома, в группе сверстников и в обществе. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включаться в посильное решение проблем школьного коллектива, семьи, села, города, микрорайона, участвовать в совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших учащихся.

Литература

  1. Белкина В.Н. Диалог ребенка со сверстником: общие проблемы детского сада и начальной школы // Начальная школа. 2003. №7. с. 9-17.
  2. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. 2001. №1. с.23-25.
  3. Виноградова Н.Ф. Примерные программы начального общего образования – путь реализации государственных образовательных стандартов второго поколения / Педагогические основы стандарта // Педагогика. 2009. №4. с. 41-46.
  4. Высотина Н.Е. Нравственное воспитание младших школьников. - М., Издательство АПН РСФСР, 1976 г.
  5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников / Научные сообщения // Педагогика. 2009. №5. с. 7-27.
  6. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989. с. 21-42.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Наклейщикова М.В. Социализация младшего школьника в советской и отечественной школе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №9.
http://eidos.ru/journal/2011/0930-08.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2019
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта