EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Мероприятия ЦДО «Эйдос» создают условия для творческого саморазвития учащихся, которое подразумевает способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценку.
Рыскулова М.Н., г.Нижний Новгород
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образование Стратегия развития социальных компетенций учащихся на дистанционных мероприятиях ЦДО «Эйдос»
 

Стратегия развития социальных компетенций учащихся на дистанционных мероприятиях ЦДО «Эйдос»

Рыскулова Марина Николаевна, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», сотрудник ЦДО «Эйдос», г. Нижний Новгород

Процессы, происходящие сегодня в российской школе, сложны и противоречивы. Непрерывное реформирование, недостаток средств на модернизацию, сохраняющаяся правовая неопределённость по отдельным вопросам – факторы, которые осложняют позитивные изменения в российском образовании. Но в настоящее время уже является общепризнанным, что в традиционном образовании, основанном на преподавании фиксированных предметов и усвоении определенной суммы знаний, необходимо в соответствии с новыми образовательными стандартами обеспечить приоритет таких педагогических технологий, которые содействуют творческому саморазвитию, самосозиданию личности самой себя.

Труды исследователей в области основ творческого саморазвития учащихся в психологии и педагогике (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, И.С. Кон и др.) создают предпосылки для того, чтобы данное направление занимало прочные позиции, по крайней мере, в ориентирах прогрессивно мыслящих представителей педагогического сообщества.

Что касается практики реализации обучения, направленного на творческое саморазвитие учащихся, то достижения в этом направлении относятся, главным образом, к деятельности экспериментальных и авторских образовательных учреждений. Одним из таких учреждений является Центр дистанционного образования (ЦДО) «Эйдос», который осуществляет свою деятельность на основе концепции Научной школы А.В. Хуторского. Одна из особенностей деятельности ЦДО «Эйдос» состоит в том, что эта организация работает на самоокупаемости. В сфере образования это нелегко, но как отметил директор Центра докт. пед. наук, чл.-корр. РАО А.В. Хуторской «это необходимо, чтобы иметь возможность самостоятельно разрабатывать и реализовывать концепцию отечественного дистанционного обучения» [1].

Сегодня Центр находится на передовом крае дистанционной педагогики, сотрудники Центра ведут инновационную научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу в области дистанционного обучения школьников и профессионального развития педагогов, успешно проводят дистанционные курсы, конференции, олимпиады, конкурсы, проекты. Бесспорно, мероприятия ЦДО «Эйдос» создают условия для творческого саморазвития учащихся, которое подразумевает способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценку, критическое и аналитическое мышление. Большое внимание в дистанционной деятельности центра уделяется развитию у учащихся коммуникативных навыков и способностей. Однако, анализируя опыт работы в ЦДО «Эйдос», можно сделать вывод, что в этой области деятельности Центра задействованы не все возможные рычаги создания условий для творческого саморазвития обучаемых. Речь идёт о поиске на практике новых путей и средств в стратегии развития социальных компетенций учащихся.

На данном этапе подавляющее большинство мероприятий центра направлено на то, чтобы эвристические умения и навыки в решении поставленных эвристических учебных задач отрабатывались индивидуально каждым учащимся. Но уже сейчас Государственные образовательные стандарты основного общего образования регламентируют развитие ключевых компетенций школьников, позволяющих им успешно взаимодействовать в социальной среде.

Вывод напрашивается сам собой: сотрудничество (умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде) – вот что можно и должно развивать у представителей многотысячной армии школьников с помощью дистанционных мероприятий ЦДО «Эйдос». Рассмотрим эти мероприятия с точки зрения возможности реализации данного вывода.

Конкурсы и проекты. В ЦДО «Эйдос» накоплен богатый опыт проведения таких мероприятий, но здесь работа строится в основном на индивидуальном творчестве участников, а практика показывает, что будущее за коллективными проектами, которые ориентированы на коллективное творчество, на создание коллективного образовательного продукта. Мы считаем, что именно коллективные конкурсы и проекты возможно реализовать дистанционно на первом этапе освоения предложенных инноваций.

На сайте ЦДО «Эйдос» размещена реклама новых (на 2011- 2012 г .) перспективных проектов: «Конкурс "HI-TECH календарь класса" (информатика)», «Конкурс на лучшую газету ко Дню Учителя», «Мой край» (краеведение), «Конкурс на лучшую презентацию школы "My School is my Castle" (иностранный язык)», «Конкурс социальных проектов», «Конкурс "Летопись класса" (информатика)» [2]. Остановимся на некоторых из них.

Идея конкурса «HI-TECH календарь класса» – используя компьютерные технологии создать календарь класса, который включал бы интересные, незабываемые мероприятия для одноклассников. Цели конкурса – познать себя и своих одноклассников, сделать школьную жизнь разнообразной, интересной. Отлично! Необходимо реализовать потенциал такого проекта и в области развития социальных компетенций. Календарь класса должен стать результатом работы коллектива учащихся, а оценку созданной продукции (уже не индивидуальной, а коллективной) необходимо проводить по критериям развития у конкурсантов, в том числе, и социальных компетенций.

Конкурс «Лучшая газета ко Дню Учителя» предполагает создание праздничной газеты. Одна из заявленных целей – научиться организации индивидуальной (коллективной) деятельности над проектом. Давайте расставим приоритеты иначе: научиться организации коллективной (индивидуальной) деятельности над проектом.

Открытие пресс-центра с распределением полномочий для создания газеты для учителей и про учителей, которую может читать любой и которая постоянно обновляется и совершенствуется – замечательная идея! И в этом случае требуется доработка условий участия в проекте и критериев оценки коллективного продукта.

Конкурс «Мой край» (краеведение) призван объединить всех участников через любовь к родному краю. Ключевое слово – объединить! Создание буклета-презентации своего края может стать коллективной работой творческой группы из 3-5 человек.

Конкурс на лучшую презентацию школы «My School is my Castle» (иностранный язык) также можно обогатить коллективными презентациями. И тогда рассказы о самых лучших школах «зазвучат» по-новому.

Конкурс социальных проектов, конкурс «Летопись класса» (информатика), «Конкурс на лучший туристический маршрут» (география), «Исследовательская командная экспедиция юных географов» так же призваны создать условия для того, чтобы участники научились работать в коллективе, находить способы для изменения окружения вокруг себя, быть творцами своей жизни.

Как может быть организована коллективная работа группы (команды, бригады)?

Формулировка идеи, анализ общего замысла, подготовка проектной модели, обработка промежуточных результатов – все этапы творческой работы группы должны традиционно курироваться дистанционным педагогом, ведущим проект, и локальным координатором. Но члены команды преследуют общую цель, осуществление этой цели требует сотрудничества членов команды и координации их усилий. И роль локального координатора в этом случае претерпевает, как нам кажется, существенные изменения. Локальный координатор не только обеспечивает техническое сопровождение дистанционного мероприятия, главная его задача – координировать взаимодействие членов группы, создать условия для активного участия каждого в общей работе, что позволит повысить творческий потенциал группы в целом. Он должен помогать участникам творческого коллектива разрешать возникающие у них вопросы, поощрять наиболее содержательные творческие предложения, приводить полезные для данного случая аналоги, выявлять перспективные направления развития идеи. На стадии поиска принципиального замысла педагог-координатор должен содействовать выработке коллективного оригинального проектного решения, стараясь не нарушить движения творческой мысли каждого члена команды. Однако если попытки решения проектной задачи участниками самостоятельно слишком затягиваются, локальный координатор может наводить их на правильное решение с помощью подсказки, всячески поддерживая партнёрские доверительные отношения между членами творческого коллектива. Результат такого взаимодействия будет максимально эффективным. При этом у членов команды развиваются такие личностные качества, как терпимость к различным точкам зрения и другому поведению, ответственность за результаты совместной работы, формируются умения вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах и др.

В том же ключе коллективного творчества целесообразно доработать программы и условия участия школьников в предметных неделях и ученических конференциях . Ценность коллективной исследовательской работы заключается в том, что участники творческого коллектива в процессе совместной деятельности учатся в самом широком смысле этого слова. Выделяя разные точки зрения, учащиеся уже делают исследовательскую работу, в которой довлеет не авторитет, а бесспорные факты. В тоже время для каждого члена коллектива важно научиться строить свою личную работу, определить и повысить уровень своей самостоятельности. На стыке позиций «я» и «мы» формируются способности слушать и понимать партнёра, находить с ним «общий язык», умение работать в группе.

Эвристические олимпиады. Учащиеся школ, лицеев, гимназий уже традиционно соревнуются в творчестве, каждый участник создаёт индивидуальную творческую продукцию. А если разработать эвристические задания, непременным условием которых будет их выполнение группой учащихся из 3-4 человек? Эти задания должны быть также эвристичны (открыты, зажигательны, предметны и доступны), как и задания для обычных эвристических олимпиад Центра. Но творческая совместная работа коллектива – основа их выполнения. Это создаст дополнительные условия для развития у участников творческой активности и в то же время внимания и уважения к членам группы, а также коллективной ответственности за результаты.

Работа учащихся в группе (команде, бригаде) – не нововведение. Например, бригадный метод (в т.ч. бригадно-лабораторный метод), как одна из коллективных организационных форм учебных занятий, применялся ещё в СССР в общеобразовательных школах, в техникумах и вузах в 20-е годы ХХ века. В основу организации работы были положены бригады, создаваемые из учащихся во главе с бригадиром. Бригадно-лабораторный метод включал общую работу класса, коллективную работу бригады, индивидуальную работу каждого ученика. Однако при такой организации учёт индивидуального труда каждого ученика отсутствовал, в результате в бригадах работали в основном наиболее активные, сильные учащиеся. Всё это отрицательно сказывалось на знаниях учащихся, порождало безответственность. В постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 19 32 года практика бригадной работы была осуждена, но вместе с тем мы потеряли и положительные стороны подобной организации учебной работы советской школы (деятельность малых групп, курс на самостоятельность и пр.). В настоящее время в современной общеобразовательной школе рациональное сочетание индивидуальной, групповой и общеклассной форм организации учебно-воспитательного процесса вновь используется для активизации познавательной деятельности учащихся. Однако общие методики коллективных организационных форм учебных занятий в общеобразовательной и высшей школах пока не стали предметом планомерных психологических и дидактических исследований, что существенно затрудняет их эффективное использование.

Последовательная коллективная деятельность сотрудников Центра по созданию методического обеспечения предложенных инноваций возможна в рамках их научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы. Результаты такой деятельности позволят на практике организовать дистанционную работу по развитию социальных компетенций учащихся на основе востребованной и возрождённой в новых условиях командной (бригадной) формы учебного взаимодействия. Конечно, участие в разовых дистанционных мероприятиях ЦДО «Эйдос» не может дать быстрого результата, формирование и развитие компетенций – процесс длительный. Но именно такая форма дистанционной работы с удалёнными учащимися позволит ЦДО «Эйдос» выйти на новый, более ответственный, эффективный и результативный уровень взаимодействия со школьниками, создать педагогические условия для их творческого саморазвития и самосозидания.

 

Литература

  1. Хуторской А.В. Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению. - М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.
  2. Каталог конкурсов и проектов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eidos.ru/project/catalog/index.htm

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Рыскулова М.Н. Стратегия развития социальных компетенций учащихся на дистанционных мероприятиях ЦДО «Эйдос». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №11. - 30 ноября.
http://www.eidos.ru/journal/2011/1130-04.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта