EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Каковы секреты эффективного участия в олимпиадах, и - что, более важно(!) – эффективной организации системной творческой деятельности ученика по предмету?
Завьялова О.А., г.Шуя, Ивановская обл.
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образование Участие младших школьников в серии предметных дистанционных эвристических олимпиад: секреты успеха
 

Участие младших школьников в серии предметных дистанционных эвристических олимпиад: секреты успеха

Завьялова Ольга Алексеевна, зав.кафедрой математики ЦДО «Эйдос»

То, что дистанционные эвристические олимпиады ЦДО «Эйдос» содержат в себе большой потенциал для формирования, ключевых и предметных компетентностей у школьников, уже не вызывает сомнений [1, 2, 3]. Общая тенденция, тем не менее, нуждается в выявлении особенностей фактов успешного участия в серии олимпиад.

В 2010-2011 учебном году Центр «Эйдос» предложил возможность экономичной регистрации сразу в серии предметных дистанционных эвристических олимпиад. В семи олимпиадах предметного цикла «Математика» был зарегистрирован, в том числе, ученик 2 класса Касьянов Иван. В шести из 7 олимпиад по математике этот мальчик занял первые места в своей возрастной группе. Каковы же секреты эффективного участия в олимпиадах, и - что, более важно(!) – эффективной организации системной творческой деятельности ученика по предмету? Выявлению особенностей деятельности учителя начальной школы, родителей школьника, являющихся его локальным координатором и самого ученика и посвящена данная статья.

Материалом для анализа являются рефлексивные записи участников процесса. Подробное и отвественное отношение к фиксации важных моментов, согласно предложенным для рефлексии вопросам на протяжении всего года, сделало возможным отследить процесс в динамике.

Итак, начнем с ученика. Кроме собственно заданий олимпиады каждому ученику предлагается сформулировать цели своего участия в олимпиаде, а также блок рефлексивных вопросов по завершении работы над заданиями.

Анализ блока «Целеполагание», позволяет выделить следующие особенности личности и деятельности ребенка, приводящие, на наш взгляд, к успеху. Осознанно приводим большие фрагменты рефлексии в качестве иллюстраций.

1) У ребенка сформированы установки личностного роста:

  • Для меня олимпиада – это действительно состязание. Состязание с другими ребятами, но, прежде всего – с самим собой.

2) Ученик ясно представляет цели своего участия в олимпиаде. Причем, эти цели претерпевают изменения в процессе работы, становятся более многогранными, классифицируются и ранжируются учеником:

  • Конечно, хочется занять место повыше, но если моя работа будет нравиться мне самому, моим родителям, моей учительнице – то для меня это будет победой!
  • Для чего я участвую в олимпиаде? Потому, что это очень интересно! Во время выполнения олимпиадных заданий всегда узнаешь что-нибудь новенькое.
  • Уже в третий раз задаю себе вопрос: «Для чего я участвую в олимпиаде?» И сегодня я уже вполне осознанно, как «опытный боец», могу сформулировать пять главных причин моего участия в олимпиаде.
    1. Олимпиада «Эйдос» - это суперинтересно! Отвечая на вопросы олимпиады, я всегда узнаю что-нибудь новенькое, интересное.
    2. Олимпиада «Эйдос» - это всегда хорошее настроение! Нет, бывают минуты, когда ответ не получается, не придумывается ничего, тогда настроение портится. Но потом, когда решение появляется – настроение всегда отличное!
    3. Олимпиада «Эйдос» - это возможность получить новые знания и по-другому посмотреть на привычные вещи.
    4. Олимпиада «Эйдос» - это возможность еще раз проверить себя: а справлюсь ли я со всеми заданиями?
    5. Олимпиада «Эйдос» - это ступенька в моем развитии, в моем движении вверх по лестнице знаний.

3) Преобладает позитивный эмоциональный настрой, приподнятое настроение, волнение и ожидание радости от творчества:

  • Честно, я немного волнуюсь: вдруг не смогу справиться с заданиями или времени не хватит.
  • Мне нравится придумывать ответы на ваши задания – это не простое решение сложных задач. Это больше похоже на «изобретательство», когда кажется, что ответ где-то рядышком, что вот оно, правильное решение. Но – нет! Несмотря на кажущуюся легкость вопросов, приходится поломать голову, зато, когда соберешь все идеи, сформулируешь ответ – становится легко и радостно, потому что смог найти нелегкое решение. Победил в сражении с заданием! Это состояние трудно описать, его нужно почувствовать. А для этого нужно участвовать. Поэтому я с радостью и небольшим волнением снова выбираю олимпиаду «Эйдос» по математике!

4) Наличие подготовки к олимпиаде, в том числе, по материалам олимпиад:

  • Когда я готовился к этой олимпиаде, то читал задания предыдущих олимпиад. Такие они необычные. Не совсем они математические, а больше творческие. Но очень интересные и даже веселые.
  • Ура! Я снова участвую в олимпиаде «Эйдос» по математике! Очень интересные задачи. А главное, непредсказуемые задачи, к ним сложно заранее подготовиться, как например, я готовился недавно к городским олимпиадам по русскому языку, и конечно математике. И возможно, без навыков полученных «Эйдос», мне не удалось бы занять первые места в этих предметах.

5) Составление учеником плана на день, определение времени для выполнения заданий:

  • Завтра опять олимпиада! Я, наверное, уже соскучился по эйдосовским «заковыристым» задачкам! Вообще у меня завтра будет очень тяжелый и насыщенный день. Утром я поеду играть в шахматы: я участвую во Всероссийском детско-юношеском турнире по шахматам, который проходит сейчас в нашем городе. Завтра у меня трудная партия, серьезный соперник. Потом домой – и за олимпиаду! А потом еще нужно будет разобрать партию и подготовиться к следующему турнирному дню. А вечером будет вкусный ужин и именинный торт. Завтра мой папа - именинник! Вот какие огромные планы у меня на завтрашний день! Хватит ли у меня сил для осуществления этого плана? Надеюсь, что да!

6) Связь с событиями в жизни семьи, класса, установление значимости события в ряду других:

  • Интересное совпадение с предыдущей олимпиадой по «Эйдос»: поздно вечером 12 апреля я поеду на Всероссийский детско-юношеский турнир по шахматам, который будет проходить в городе Лоо Краснодарского края. 12 апреля родился папин папа, мой дедушка Ваня, ему исполнится 79 лет! Предстоящие события придают мне сил и уверенности в том, что я обязательно разберусь со всеми поставленными задачами. Думаю, я справлюсь!

Анализ блока «Рефлексия» позволяет выявить следующие особенности деятельности ребенка после выполнения эвристических заданий.

1) Наличие личностных оргдеятельностных открытий:

  • Не нужно бояться трудностей, если что-то не получается, нужно немного отвлечься, погулять, а потом вернуться к задаче.

2) Эмоциональная оценка предложенных заданий и проделанной работы:

  • Это была самая классная олимпиада из всех, в которых я участвовал! Честное слово! Наверное, потому, что тема у нее такая замечательная: «Игры». Я очень люблю играть. Самая любимая игра – шахматы. Это ведь тоже игра, хотя и совсем не детская! Мне кажется, что играть любят все: и дети, и взрослые! Все задания олимпиады – супер!

3) Подробное описание хода выполнения заданий, фиксирование последовательности действий:

  • Первым я сделал задание «Мировая пара». Пар я придумал видимо-невидимо! Это было очень смешно! Над самыми - самыми, правда, пришлось подумать. И еще я придумал интересную игру с парами, которые можно выстроить в цепочку. Мы в нее играем, очень весело! Это задание оказалось несложным для меня.
  • Потом я начал выполнять задание «Тринадцать чудес». Я не верю в то, что 13 – несчастливое число и попытался убедить в этом всех суеверных людей (хотя в трамвае я считаю, счастливый билет мне попался или нет). Я вспомнил все, что знал про это число, чтобы придумать его 13 удивительных свойств. Я считал, сколько съел пельменей, я пересчитал, сколько у меня зубов и сколько еще должно вырасти. Я измерил всего себя линейкой, чтобы узнать, есть ли у меня что-нибудь длиной 13 сантиметров . Я искал это число везде: в календаре, в часах, на клавиатуре. Исследования продолжались долго, но и это задание сдалось! Я нашел 13 удивительных свойств числа 13! Пожалуй, это задание было самым сложным для меня.
  • А после этого я начал рисовать «Парадный портрет». Правда, сначала я долго думал, какое же число самое главное? Но когда принял решение, то и портрет получился соответствующий этому числу – парадный!
  • Оставалось уже совсем немного времени и еще целое невыполненное задание. Утром, когда я его прочитал, оно мне показалось сложным, поэтому я его пропустил, не стал делать с самого начала. А вечером, «натренировавшись» на других заданиях, я быстро придумал ответ. А вопросы о числах тоже быстро придумались, потому что мне действительно это интересно.
  • Вот так я и выполнил все задания олимпиады.

4) Философские выводы:

  • Свой сегодняшний мир идей я бы изобразил в виде конусообразной спирали. Она внизу узенькая совсем и расширяется кверху. Я еще пока нахожусь в нижней части спирали и потихоньку иду наверх. Что там наверху, мне пока не видно, но так интересно узнать. А «Эйдос» помогает мне идти по моему спиральному миру быстрее и уверенней.

5) Планирование дальнейшей деятельности, формулирование намерений:

  • Моим одноклассникам я обязательно расскажу про эту олимпиаду. Задания 2 и 3 можно решить в продленке, а 1 и 4 можно организовать как конкурсы на празднике нашего класса! Будет смешно и весело всем. Пусть мои друзья узнают, как здорово принимать участие в олимпиаде, и какая интересная наука – МАТЕМАТИКА!
  • Себе, учителям, составителям эвристических заданий и всем участникам-олимпийцам я хочу пожелать новых идей, ярких и неожиданных. А еще знаний, чтобы все свои идеи воплощать в жизнь!

6) Установление личностных «отношений» с наукой / предметом:

  • Математика – это весело! Математика – это здорово!
  • Может, математике будет важно, что я полюбил ее еще больше.
 

Эвристические олимпиады

Центр "Эйдос" приглашает учащихся и педагогов на Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады МАТЕМАТИКА, " Алгебра" и другие.

Анализ рефлексий учителя начальных классов позволил выявить моменты организации успешной деятельности ученика. Учитель взял на себя следующие функции по сопровождению ребенка:

1) Помощь в выборе олимпиад, совместно с ребенком и родителями, выстраивание индивидуальной образовательной траектории.

  • Почему мы решили участвовать? Мне как учителю хотелось поддержать интерес к математике у Ивана. Да к тому – же, мальчик сам выбрал учебный предмет – математику.
  • С мамой Вани мы решили попробовать систематизировать участие в олимпиаде по математике, поэтому был выбран тариф «Предметный». Это даст нам возможность отслеживать развитие творческих способностей мальчика.

2) Помощь в подготовке к олимпиаде, подбор материалов для подготовки.

  • Для подготовке к олимпиаде мы воспользовались Сборником научных трудов под редакцией А. В. Хуторского «Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады». И так как мальчику нравится математика, то Ваня с мамой читали дома фрагменты заданий и работ участников Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по этому предмету. Ване темы заданий понравились, и именно тогда был окончательно выбран предмет для участия в олимпиаде.
  • Ваня прочитал не только ответы на задания по математике, но и захватил другие предметы. Читал запоем.

3) Качественная оценка выполнения заданий учеником, его личностных и предметных приращений.

  • С моей точки зрения, Ваня наиболее удачно проявил себя в задании «Мировая пара». Именно в этой работе проявилась безудержная фантазия, а где - то и чувство юмора у мальчика. Задание вызвало множество эмоций, размышлений. И именно из ответов Вани видны темы и увлечения, интересные для него. А также то, что ребёнок любит всё систематизировать. Так родилась идея с игрой в слова.
  • С моей точки зрения, Ваня наиболее удачно проявил себя в задании «Математический торт». Идеи были одна лучше другой. Именно здесь Ваня приложил свои знания, полученные на уроках математики, удачно вписался геометрический материал, недавно пройденные темы «Таблица умножения», «Площадь», накануне сделанная развёртка прямоугольного параллелепипеда. Меня порадовало желание ребёнка помочь детям, которые имеют проблемы в учёбе, его позитивный настрой на то, что каждый ученик может исправить свои ошибки и получить более высокие оценки. И Ваня даёт готовый совет и рекомендацию к действию, пускай пока что только на бумаге. Очень удачно было расположение геометрических фигур на торте.

4) Анализ методических возможностей заданий для использования в классе, где учится ребенок.

  • Задания были как раз для мальчишек, они ведь любят всякие тайны. Особенно Ваню захватило задание « Пример моего имени». Он долго думал над тем, какие же слова зашифровать, и сам процесс захватил мальчика. И он даже захотел продолжить эту игру. Я думаю, что моим ученикам будет, чем заняться на переменках!
  • Интересным оказалось задание «Отрежь отрезок». В учебной программе мы часто пользуемся этим определением, но после выполнения задания стало очевидно, насколько интереснее стал выглядеть отрезок! Мальчик начал выполнение задания с определения отрезка, пытался размышлять, сравнивать , находил общие свойства, подыскивал нужные предметы.

Роль родителей прослеживалась не только в рефлексивных ответах мамы, являющейся локальным координатором, но и в рефлексиях ребенка. Многогранность функций родителей, часто ограничивающаяся функцией спонсора, впечатляет. Можно выделить несколько существенных моментов в позиции родителей.

1) Создание среды для выполнения задания (компьютер, необходимые предметы для выполнения задания). Вот как пишет об этом ребенок:

  • 10-00. Задание, вроде бы и простое, а времени ушло – два часа! Пока пили чай, вспоминали, где же у нас леговские кубики. Я в них уже давно не играю, у меня более сложные конструкторы: полицейский участок, автомобили, самолет. Выяснили, что мы их давным-давно отдали. Как быть? Папа предложил рисовать. Мне показалось это сложным и долгим. Я вспомнил, что в садике, в который я ходил до школы, был такой конструктор. Я быстро стал считать, сколько и каких кубиков мне нужно, а папа позвонил в садик.
  • 11-00. Папа ушел за конструктором. А я стал думать, где мне взять собаку, чтобы выполнить первое задание…
  • 11-30. Решил подумать над третьим заданием. Придумать ничего не могу, кроме денег, которые мы в маршрутке и в магазине платим. Но это то же, что и автобус, который уже был. И я начал переживать, что не справлюсь с заданиями: для первого собаки нет, по третьему никаких мыслей нет, по четвертому – тоже пока ничего. Пришел папа, принес конструктор и привет из садика.

2) Эмоциональная поддержка, искренняя заинтересованность работой ребенка:

  • Сегодня, прочитав мой ответ за первое задание, папа спросил: «А почему для тебя дружба синего цвета?» А я не знаю почему. Синяя, и все тут. И только потом вспомнил песенку «С голубого ручейка». Вот почему!
  • 20-00. Все задания сделаны! Ура!!! Быстро делаю домашние задания. Пришел с работы папа. Прочитал мое творение. Ему понравилось. Очень. Мне тоже очень нравится. И маме.
  • А когда мы вернулись с праздника домой, то вместе с папой и с мамой еще раз прочитали и обсудили всю работу, всем понравилось.
  • Вечером, когда мы пили чай, я спросил у папы (у него вчера был День рождения), какой подарок ему понравился больше всего. Папа сказал, что у него два самых лучших подарка, это моя победа в сегодняшнем туре (в шахматном турнире) и мое участие в олимпиаде «Эйдос»!

3) Техническое сопровождение, оформление и отправка работы.

  • Оформление работы вызвало в первый раз определенные сложности:
  • Четвертая сложность связана оформлением, очень жесткие требования буквально к каждой букве. Я старалась соблюсти все требования, надеюсь, что получилось.

Однако, уже при участии во второй олимпиаде мама отмечает, что справилась с оформлением очень быстро и даже отметила это приращение в рефлексии:

  • Получается, что, решив первоначально организационные вопросы, вопросы оформления, мы больше с ними не сталкиваемся. Теперь для нас олимпиада – это стопроцентное творчество.

4) Наблюдение за ребенком, его эмоциональной реакцией, способами деятельности.

  • Очень интересные и необычные вопросы! Здесь ребенку необходимо раскрыть весь свой творческий потенциал, и порой я сама удивляюсь, какие интересные мысли появляются в его голове!
  • Я заметила, что вчера Ваня сразу «включился» в олимпиаду, а в прошлый раз требовалось некоторое время, чтобы настроиться.
  • Наблюдая, как мой ребенок выполняет задания, я заметила, что вчера решения ему давались значительно легче, нежели раньше. Особенно тяжелой была для него самая первая олимпиада! Не думаю, что вопросы стали легче.
  • Участвуя в ваших олимпиадах, мой сын научился мыслить творчески, находить на неординарные вопросы неординарные ответы. Эта олимпиада на самом деле была очень интересной, Ваня выполнял задания быстро и даже весело.
  • Особенно интересно наблюдать, как мой сын по-новому находит решения этих заданий. Участвуя в ваших олимпиадах, мы понимаем, насколько важно научиться мыслить творчески. Очередная олимпиада была также интересна, как и все предыдущие. Ваня выполнял задания на много быстрее и был более собранным.

5) Обсуждение результатов работы в семье, совместное планирование образовательной траектории.

  • Мы «заразились» всей семьей вашими олимпиадами. А сегодня я поняла, что это «заболевание» всерьез и надолго. Обсуждали мы сегодня с мужем загруженность нашего сына. На «носу» два сложных турнира по шахматам, подготовка к предметным городским олимпиадам и т.д. и т.п. И сказала я такую фразу: «Наверное, мы сделаем перерыв в эйдосовских олимпиадах. Вот эту доделаем и отдохнем». И тут из-за спины возмущенный голос сына: «Никаких перерывов! Я ХОЧУ участвовать!»

 

Таким образом, нами выделены особенности олимпиадной деятельности трех субъектов, находящихся со стороны участника дистанционной олимпиады в младшей возрастной категории. Основным элементом можно выделить высокую степень заинтересованности каждого субъекта в результате, который выражается формулой: «получение ребенком удовольствия от качественной, личностно значимой, интересной творческой деятельности».  

 

Литература

  1. Жандармова И. В. Эвристические олимпиады как развивающая среда для становления личности школьника.  // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 5 июля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  2. Скрипкина Ю.В. Дистанционные эвристические олимпиады – инновационный педагогический феномен.  // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 15 января.
    http://www.eidos.ru/journal/2009/0115-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru
  3. Озеркова И.А. Факторы успешного участия в дистанционных эвристических олимпиадах. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 10 декабря.
    http://www.eidos.ru/journal/2010/1210-09.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru .

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Завьялова О.А. Участие младших школьников в серии предметных дистанционных эвристических олимпиад: секреты успеха. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №11. - 30 ноября.
http://www.eidos.ru/journal/2011/1130-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта