EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Процесс обучения можно продолжить за пределами урока, школы, если попробовать распределить свои усилия между уроком и внеурочной деятельностью.
Никулина О.Ю., г. Москва
Интернет-журнал «Эйдос» Дистанционное образование Интернет-ресурсы в обучении французскому языку в профильной школе
 

Интернет-ресурсы в обучении французскому языку в профильной школе

Никулина Ольга Юрьевна, кандидат филологических наук, учитель французского языка высшей категории, ГБОУ СОШ 1950 с углубленным изучением французского и английского языков г. Москва

В настоящее время в соответствии с распоряжением правительства РФ об одобрении «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» на старшей ступени общего образования создается система профильного обучения, ориентированная на специализированную подготовку учащихся. Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных вариантов обучения. Она включает в себя два типа учебных предметов: базовые общеобразовательные и профильные курсы повышенного уровня, включающие обязательные и элективные курсы.

К профильным общеобразовательным предметам относятся предметы повышенного уровня сложности, определяющие основное направление каждого конкретного профиля. Иностранный язык является обязательным предметом во всех профилях. Однако уровень его преподавания - базовый или углубленный (усложненный) - зависит от конкретного профиля, выбранного учащимися. Элективные языковые курсы являются обязательными для посещения в рамках определенного профиля. Это означает, что в каждой школе учащимся должно быть предложено несколько языковых элективных курсов, из которых они смогут выбрать по меньшей мере один для обязательного посещения. Элективные курсы входят в состав всех профилей на старшей ступени среднего образования и реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Основная направленность элективных курсов заключается в их внутрипрофильной специализации.

Статья является отражением вполне объяснимого интереса школы к образовательным возможностям сети Интернет. И в обучении иностранным языкам многие Интернет-ресурсы могут принести неоценимую помощь. Действительно, дистанционные формы работы подчас могут быть более эффективны, чем очные. Например, для развития навыков письменной речи общение между учителем и учеником с использованием сервисов сети – будет эффективнее, чем классические письменные упражнения. Потому что такое общение – это комплексное формирование коммуникативной компетентности.

В данной статье речь идет о проблемах использования интернет-ресурсов в практике обучения иностранному языку и интеграции очных и элементов дистанционных форм обучения.

Иначе говоря, процесс обучения можно продолжить за пределами урока, школы, если попробовать распределить свои усилия между уроком и внеурочной деятельностью. Такая модель интеграции очных и дистанционных форм обучения весьма перспективной для иностранного языка, учитывая специфику этого предмета. Учителю часто не хватает времени на уроке, чтобы сформировать необходимые навыки, чтобы обсудить интересные проблемы, заслушать результаты исследовательских работ учащихся при работе над проектом, просто подискутировать на интересные темы, проконсультировать отдельных учени­ков, нуждающихся в нашей помощи. Кроме того, все больше внимания методисты уделяют необходимости обучения письменным видам речевой деятельности: созданию вторичных текстов при работе с информацией (рефератов, аннотаций, конспектов, эссе). Это умения, которые необходимы каждому специалисту, работающему с иноязычной информацией. Это стало очевидно, особенно с внедрением Интернета в нашу жизнь. Учиться этому нужно уже в школе. На уроке невозможно уделить этим видам деятельности достаточно времени. Существует возможность перенести определенные виды работы на дистанционные формы во внеурочное время.

Если в школе или дома учащиеся имеют возможность доступа в Интернет, то возможно задавать задания для самостоятельной работы с интернет-ресурсами. В данном случае речь идет о возможности интеграции очных занятий и дистанционных, т.е. учебный процесс как бы разделенный во времени и пространстве. Для этого нужно четко определить, какие виды деятельности целесообразно использовать на уроке (для чего необходимо непосредственное общение учителя и учащихся, учащихся между собой) и виды деятельности, которые спокойно можно перенести на дистанционные формы.

 

Эвристические олимпиады

Центр "Эйдос" приглашает учащихся и педагогов на Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады Немецкий язык (страноведение), Французский язык, Английский язык (перевод) и другие.

Ознакомление с новым грамматическим, лексическим материалом целесообразно осуществлять на уроке под руководством учителя. Формирование ООД (ориентировочной основы действий) тоже требует при­сутствия и непосредственного руководства со стороны учителя, чтобы четко определиться, насколько адекватно понят новый материал. А вот формирование навыков, как грамматических, так и лексических, можно начать на уроке в малых группах сотрудничества. Если кому-то, на взгляд учителя,  этой практики недостаточно, можно использовать либо упражнения учебника , либо возможности Интернета, поскольку, в отличие от учебника, там есть множество грамматических справочников, упражнений с разъяснениями и обратной связью.

В 10-м классе речь идет о создании курса на базе традиционного учебника для 10-11 классов общеобразовательных школ («Французский язык для для 10-11 классов общеобразовательных школ», Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю.,Лисенко М.Р., “Просвещение», 2009), естественно, что нет необходимости повторять его текст в электронном виде.

В качестве примера приведу фрагменты профильного курса по французскому языку  для учащихся 10 класса школы  с углубленным изучением французского языка (он расположен по адресу http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=5295). Для данного курса использовалась оболочка «Moodle».

Например, по теме «Путешествия, каникулы, отдых» , предлагаемых в 10-м классе, происходит обучение всем видам речевой деятельности и аспектам языка.

В дистанционную форму возможно перенесение отдельных этапов следующих видов деятельности:

  • совершенствование лексико-произносительных навыков,
  • совершенствование грамматических навыков,
  • совершенствование умений письменной речи,
  • обучение различным видам чтения,
  • гибкая система консультаций учащихся со стороны преподавателя в процессе само­стоятельных видов деятельности учащихся, также в процессе работы над проектом, различными видами письменных творческих работ;
  • работа по индивидуальным планам на определенных этапах работы, по отдельным темам программы.

Материалы и задания для отработки и совершенствования лексико-произносительных навыков. Лексическая тема «Путешествия» и для работы над произносительными навыками используется видеоклип песни Дэзирель «Путешествия, путешествия…» (“Voyages , voyages …”) (на Ютюбе), отдельным файлом выложен текст песни.

Алгоритм работы с видео и аудиоматериалами:

  1. Предъявление и прослушивание звукового и видеофайла (на уроке) ;
  2. Фонетический, лексический и грамматический разбор текста песни (на уроке);
  3. Отработка произносительных навыков с использованием звукового и видеофайла (дистанционно);
  4. Выполнение творческих заданий – литературный перевод и его оформление (дистанционно) – выполненное задание выкладывается на форум;
  5. Ознакомление учащихся с предложенными литературными переводами, написание отзывов и комментариев. (дистанционно)
  6. Обсуждение в классе и выбор наиболее удачной творческой работы.
  7. В конце учебного года самые удачные работы учащихся собираются и оформляются в виде сборника творческих работ ( с таким сборником переводов можно познакомиться на сайте издательского дома «Первое сентября», на фестивале «Портфолио» по адресу:
    http://portfolio.1september.ru/work.php?id=560976) .

Непосредственно на сайте в learning (ЦИТУО) можно ознакомиться с литературным переводом стихотворения «Острова» автора Блэз Сандрар. Вот один из предложенных переводов:

Острова
Мне приснились острова,
На которые не вступала нога человека.
Диковинные буйные леса,
Покрытые листвою леопардовой расцветки,
Молчаливы, неподвижны,
Незабываемы и безмятежны.
Скитаюсь я в пути,
Мечтая их найти.
Гришина Анастасия 10 «А»

После представления всех переводов, выложенных на форум, было проведено голосование и определены победители конкурса переводчиков.

Материалы и задания для отработки и совершенствования грамматических навыков.

Алгоритм работы :

  1. повторное ознакомление с грамматическим явлением, выделение формальных признаков и проговаривание ( очная работа в классе);
  2. распознование изучаемого явления, его дифференциация от сходных форм и автоматизация навыка ( очно и дистанционно). Пробное тестирование по грамматике – есть возможность по ссылки перейти на интерактивный сайт (http://www.francaisfacile.com/exercices/exercice-francais-2/exercice-francais-4754.php), выполнить задание по теме и тут же проверить результат и увидеть свои ошибки. Например по теме «Согласование времен» можно выполнить упражнения на узнавание и дифференциацию , упражнения в субституции, в трансформации, вопросно-ответные.
  3. автоматизация навыка в процессе понимания звучащих (очно на уроке) или исполненных в графике речевых произведений (дистанционно – дома) - выполнение репродуктивных и переводных упражнений.

При выполнении задания по учебнику у учеников нет подкрепления, т.е. они не знают, правильно они выполняют задание или нет. На самом деле далеко не всем ученикам требуется тот объем трансформационных упражнений, которые задаются всем одинаково на дом. Если речь идет о формировании грамматических или лексических навыков, то разным учащимся требуется разный объем практики. Это зависит и от свойств памяти, и от языковых способностей, и от уровня обученности ученика .

Выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению материала учебника. Естественно, что  учащиеся готовятся к сдаче ЕГЭ по французскому языку (не зависимо от того, выберут они или нет этот экзамен в 11 классе). На сайте дана ссылка на сайт фипи.ру (fipi.ru) с демоверсиями заданий по ЕГЭ. Учащиеся скачивают эти задания (отдельными блоками) , выполняют их дома и совместно с учителем проверяют на уроках.

Материалы и задания для отработки и совершенствования умений письменной речи.

Алгоритм работы:

  1. разработка плана письменного высказывания в целом – членение на три основных части : вступительную, основную и заключительную (очно на уроке );
  2. по разработанному плану составление письменного высказывания, размещение его в блог для последующего обсуждения в классе (дистанционная форма).
  3. Обсуждение в очной форме, замечания и корректировка письменной работы.

Например: французская школьница написала письмо о своих летних каникулах– в прилагаемых файлах ученики написали ответ на письмо французской школьницы с соблюдением всех норм  оформления дружеского письма.

Другое задание: после знакомства с материалами о том, какие варианты проведения каникул существуют у французских школьников (путешествия автостопом, гостиницы для молодежного отдыха, кэмпинги, стажировки, подработка на реконструкции исторических памятников, добровольный уход за престарелыми) – учащиеся предложили свои варианты организации и проведения молодежного отдыха в России. Они были оформлены в виде презентаций и представлены на обсуждение (например, «Путешествие по Золотому кольцу» Гришина А., «Экстремальное путешествие от Москвы до Владивостока» Саблин С. 10 «А», «Отдых в Лесной Гавани» Липман В. 10 «А»).

Материалы и задания для отработки и совершенствования умений чтения. Не все  учебники предоставляют достаточное количество таких текстов, которые бы могли заинтересовать учащихся своей актуальностью, сиюминутной значимостью и предоставить достаточное количество практики. Кроме того, при работе над проектом всегда требуется дополнительная информация. Причем эту информацию необходимо быстро просмотреть и решить, нужна она или нет для решения рассматриваемой в данном проекте проблемы. Это просмотровое или поисковое чтение. Эти виды чтения становятся подчас приоритетными при работе с ресурсами Интернета. Работа с информацией предполагает, как говорилось выше, владение умением создавать вторичные тексты. Эта работа также требует достаточно времени, которого на уроке нет. При этом далеко не все учащиеся преуспевают в этом виде деятельности. Это касается также работы по созданию вторичных текстов, особенно эссе, что вызывает определенные трудности.

Работа со справочными и информационными материалами:

  1. естественно, что работая с литературным текстом и делая литературный перевод, ученики интересуются автором произведения и его биографией. Поэтому на сайте выложена ссылка на энциклопедический словарь «Ларусс он-лайн» (из известной и признанной серии французских словарей Ларусс) с краткой биографической справкой о французском писателе и поэте по имени Блэз Сандрар.
  2. Знакомясь с видеоклипом песни Дэзирель «Путешествия, путешествия…» ( на Ютюбе), ученики знакомятся с биографией исполнительницы (ссылка на сайт) и представляют исполнительницу на уроке.

Самостоятельная поисковая, аналитическая, исследовательская деятельность с ресурсами Интернета:

1) Проект и его защита на уроке по теме «Достопримечательности России», где каждый учащийся должен выбрать конкретную достопримечательность, подготовить презентацию, рассказать об этом на уроке и объяснить свой выбор («Дворец Царицыно» Липман В. 10 «А», «Усадьба Поленово» Гришина А. 10 «А», «Памятник Петру Великому в Москве» Козлов Н. 10 «А», «Улица Арбат» Саблин С. 10 «А»).

2) Проект и его защита на уроке по теме «Качество жизни». Учащиеся должны сделать 2 фотографии  «любимое и нелюбимое место Москвы» и прокомментировать их. Результатом проекта является стенгазета на французском языке в рамках месячника иностранных языков.

Решить задачи овладения иноязычной речевой деятельностью только с помощью компьютера, даже если иметь в виду интенсивное общение в Интернете с носителями языка, весьма затруднительно. Все-таки живое общение, окрашенное эмоциональностью, зрительностью отношений и авторитет учителя играет важную роль в развитии   умений не только речемыслительного плана, но и интеллектуального. С другой стороны, дистанционное обучение, основанное на широком использовании ресурсов и услуг Интернета, информационных технологий, самостоятельная деятельность учащихся с ресурсами Интернета может оказать неоценимую услугу в интенсификации учебного процесса, решении таких задач, которые не могут быть адекватно решены иным способом.

Такая модель профильного обучения дает возможность каждому старшекласснику добиться оптимальных условий  формирования необходимых знаний, умений  и навыков, ориентируясь на собственные возможности, время и усердие.

Литература

  1.   «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» http://ecsocman.hse.ru/data/584/700/1219/15.pdf
  2. Сафонова В.В., Сысоева П.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английского языка// Иностранные языки в школе.-2005.-№5 – С. 7-16.
  3. Теория и практика дистанционного обучения. Под редакцией Е.С. Полат.- М., ACADEMIA.-2004. – 415 C/
  4. Методическое письмо «О преподавании иностранного языка в условиях федерального государственного стандарта образования» Иностранные языки в школе.-2004.-№5- C .5-7.                                                                                              
  5. Образовательный стандарт основного общего образования по ИЯ // Методическая мозаика: Приложение к журналу Иностранные языки в школе.- 2004.-№ 4. – С. 5-8.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Никулина О.Ю. Интернет-ресурсы в обучении французскому языку в профильной школе. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №1.
http://eidos.ru/journal/2012/0129-08.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование " >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта