EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Как обеспечить «рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности»?
Завьялова О.А., г. Шуя
Интернет-журнал «Эйдос» Модернизация образования Дистанционные формы работы в начальной школе: пути реализации требований новых стандартов общего начального образования
 

Дистанционные формы работы в начальной школе: пути реализации требований новых стандартов общего начального образования

Завьялова Ольга Алексеевна, к.п.н., доцент кафедры информационных систем и технологий ФГБОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет", зав. кафедрой математики Центра дистанционного образования «Эйдос»

Новый ФГОС для начальной школы, опираясь на системно-деятельностный и личностно-ориентированные подходы, ставит во главу угла не знания, а умения учащихся находить информацию и использовать ее для решения личностно значимых задач. Одним из главных приоритетов называются воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. А что это за качества личности? Как их воспитать? За счет чего обеспечить «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося»? Как обеспечить «рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности»? Перед учителями встает необходимость освоения новых педагогических методов и средств.

Раннее освоение информационных технологий создает богатую почву для достижения не только предметных, но, прежде всего, личностных (готовность к саморазвитию) и метапредметных результатов (познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия), необходимых для молодого члена информационного общества.

Что может сделать учитель, желающий успеха своим ученикам? Какие инструменты может использовать для реализации не столько новых Стандартов, сколько требований быстро обновляющейся жизни?

Успешность ученика начальной школы выражается не только в отметках, но и в желании участвовать в конкурсах, олимпиадах, в желании проявить себя, в стремлении к новым победам…

Олимпиад для начальной школы немало. Однако, как правило, дистанционные олимпиады для младших классов носят тестовый характер и предполагают единственно верный вариант ответа. БОльший простор для творчества дают конкурсы, хотя и те часто ограничиваются лишь положением, скупо задающим темы работ. Но есть и другие олимпиады – знаменитые дистанционные эвристические олимпиады, проводимые Центром дистанционного образования «Эйдос» и Научной школой А.В. Хуторского.

В этих олимпиадах ценится именно инаковость, полет мысли, фантазия, непохожесть… Учителю начальной школы есть из чего выбрать, в любой олимпиаде (по математике, литературе, физике и т.д) есть возрастная категория начальной школы.

Эвристические олимпиадные задания – это задания открытые, не имеющие заранее заданного верного ответа. Чем привлекают они детей? Они необычно, «зажигательно» сформулированы, они обращаются к личному опыту ребенка, задают направление творческой деятельности на создание личностно значимого продукта. Они позволяют детям окунуться в мир СВОИХ идей, которые (иногда ВПЕРВЫЕ для ребенка!) ценятся намного больше, чем ЧУЖИЕ, транслируемые, заданные извне. Эта ситуация подчас становится открытием для ребенка: «Я чувствовал азарт. Мне понравилось. Сегодняшний день я бы представил символом свободы».

Типология эвристических заданий разработана д.п.н. А.В. Хуторским и постоянно совершенствуется в рамках исследований Научной школы человекосообразного образования.

Рассмотрим примеры трех типов эвристических заданий, предложенных в разное время участникам эвристических олимпиад по математике из возрастной категории 1-5 классы и критерии их оценки.

Задания когнитивного типа

ОТРЕЖЬ ОТРЕЗОК. Знаешь ли ты что такое отрезок? Бывает отрезок прямой, отрезок пути, или даже отрез ткани. Какие существенные признаки отрезка ты можешь назвать? Почему его так назвали? Приведи примеры других отрезков, которые встречались тебе в жизни. Поясни, почему ты считаешь, что это действительно отрезки.

Данное задание направлено на вдумчивую и личностную работу с одним из важнейших понятий геометрии. Результат задания диагностичен с точки зрения понимания ребенка сути понятия «отрезок».

Вот фрагмент работы ученика:

«Теперь осталось доказать, что все то, что я перечислил – это на самом деле отрезки. Для этого вспомним признаки отрезка. Итак:
- все перечисленные вещи от спагетти до шахматной партии имеют два конца? Да.
- все прямые? Да, только гибкие нужно подровнять.
- все непрерывные? Конечно.
- у всех только один размер? Почти, у некоторых, правда, есть и толщина и высота. Но эти размеры значительно меньше длины, поэтому ими можно пренебречь. Тогда и лыжи, и жареная картошка – отрезки!
- все можно измерить? Да.
Поэтому все перечисленные предметы являются отрезками.

Вот такая это простая и очень интересная геометрическая фигура – отрезок! Ее можно увидеть в любое время, в любом месте. Нужно только посмотреть вокруг по-математически!»

А вот что пишет учитель, являющийся локальным координатором ученика 2 класса: «В учебной программе мы часто пользуемся этим определением, но после выполнения задания стало очевидно, насколько интереснее стал выглядеть отрезок! Мальчик начал выполнение задания с определения отрезка, пытался размышлять, сравнивать, находил общие свойства, подыскивал нужные предметы. Получилось очень увлекательно!»

В качестве критериев оценивания данного задания учителем можно назвать следующие: количество и разнообразие приведенных примеров отрезков (говорящие о математической зоркости), выделение существенных признаков и соотнесение примеров с ними (понимание сути понятия), наличие версии о названии понятия (исследовательские задатки).

Задания креативного типа

Портрет знака. Как ты думаешь, какой математический знак самый главный? Почему? Каким ты представляешь его характер? Нарисуй его портрет.

Вот как выполнила это задание ученица 1 класса:

Я считаю самым главным знаком в математике – плюс(+). Так как этот знак всех сближает и объединяет, делает всех одним целым! Если бы такой знак был самым главным во всём Мире, я думаю. Что никогда бы не было войн и раздоров между людьми, никто бы не плакал и не печалился. Он как бы показывает. Что 1+1 – это дружба! Я думаю что характер у него самый замечательный, так он всегда бодр, приветлив, радостен, готов всех сдружить! Улыбка никогда не сходит с его лица. Я нарисовала его с большими и длинными руками, чтобы он смог всех обнять и объединить .

Задание имеет значительный воспитательный потенциал. Выявление «характера» знаков с одной стороны, развивает фантазию ребенка, позволяет наделить математические знаки человеческими качествами, с другой – позволяет глубже вникнуть в суть, смысл данного знака на личностном уровне. Задание позволяет задуматься о философии математики, затрагивая метапредметные фундаментальные объекты: ЗНАК, СИМВОЛ.

Критериями оценивания задания выступают – количество выявленных «черт» характера, наличие математического/философского обоснования «характера», отражение в портрете отмеченных «черт».

Задание оргдеятельностного типа

КОШКИ-МЫШКИ. 1 марта – Всемирный день кошек. Отметим этот день игрой «Кошки-мышки». Пусть каждая «мышка» имеет свой номер – число от 1 до 5. А «кошки» имеют знаки «+» и «-». Придумай подвижную математическую игру для своих одноклассников, в которой участвует команда мышек и команда кошек. В чем будет смысл игры? Какие будут правила этой игры? Что будут делать кошки, а что мышки? Когда игра заканчивается? Кто побеждает?

Задание направлено как на развитие регулятивных умений: придумывание правил, организация игры, а также на применение математических знаний в необычной ситуации – ситуации подвижной игры.

Пример выполнение задания учеником 2 класса:

Вот моя игра «Кошки-мышки». В нашем классе 24 ученика. Играет весь класс. В команде мышек 22 ученика, каждая «мышка» имеет свой номер – число от 1 до 5 («5» - четыре «мышки», «4» - четыре, «3» - четыре, «2» - четыре, «1» - шесть). Задача «мышек» убегать от «кошек», уворачиваться от них, не поддаваться. В команде кошек – два «кота» : кот Плюсик и кот Минусик. Каждый кот работает на себя. Задача «котов» поймать как можно больше «мышек» и посадить на свою скамейку. Звучит веселая музыка, игра началась. Игра заканчивается, когда поймана последняя мышка. Музыка замолкает. Начинается математический счет. Каждый кот складывает номера своих мышек, а мышки ему помогают. Побеждает тот кот, у которого больше получается баллов от сложения. Он получает приз. Потом выбирают других котов и игра повторяется.

Критериями оценивания задания выступают: наличие четких правил игры, описание условий победы, наличие разнообразных математических операций в игре, логичность из использования, наличие оригинального названия игры.

Таким образом, эвристические задания позволяют учителю увидеть личностный результат, индивидуальное приращение каждого ребенка. На наш взгляд, результат обучения не может быть отделен от ребенка, в этом смысле и метапредметные, и предметные результаты – личностны. В продукте, являющемся итогом выполнения эвристического задания эти результаты как правило, представлены в тесной взаимосвязи.

Подведем промежуточный итог.

Что дает олимпиада ребенку?

  • повод для постановки целей и планирования своей деятельности;
  • возможность проявить себя на всероссийском уровне;
  • запуск творческого процесса;
  • потребность в рефлексивном осмыслении своей деятельности и алгоритм такой работы.

Что дает олимпиада учителю?

  • возможность оценить компетентность ученика в различных предметных областях;
  • увидеть новые грани таланта своего ученика, его интересы и склонности;
  • глубже понять мотивы деятельности ребенка и его потребности;
  • провести диагностику сформированности компетентностей.

Что дает олимпиада родителю?

  • увидеть в своем ребенке творца;
  • услышать то, что ребенок чувствует, думает, о чем мечтает…;
  • лучше понять своего ребенка и удивиться его уникальности.

С чего начать включение эвристических заданий в образовательный процесс? На наш взгляд, здесь будет уместна следующая последовательность.

Во-первых, выбрать олимпиаду и получить опыт выполнения эвристических заданий. Далее, перейти к созданию банка эвристических заданий. Для этого можно воспользоваться сборниками, которые легко приобрести в электронном магазине. Ну и конечно, необходимо научиться составлять эвристические задания самим. Для этого разработаны и проводятся специальные курсы :

Построение урока на основе выполнения эвристического задания, востребует от учителя знания технологии его разработки и проведения. На таких уроках особое внимание уделяется этапам целеполагания и рефлексии. В центре урока – ситуация образовательной напряженности, порождающая разнообразные продукты деятельности детей в ходе урока. Освоить технологию проведения эвристического урока лучше всего на дистанционном курсе:

Кроме того, на эвристический урок можно просто ... прийти. В центр «Эйдос», который проводит подобные уроки в рамках образовательного туризма.

Итак, мы передаем в руки учителя многофункциональный инструмент – эвристические задания, эвристические олимпиады, эвристические уроки. Этот инструмент позволяет формировать и диагностировать сформированность всех видов компетентностей, и, что очень важно, дает толчок к творческому саморазвитию ребенка.

Эвристические задания могут лечь в основу не только урока, но и творческого проекта для всего класса, а также стать темой для исследовательской работы. Провести исследование, оформить его, защитить перед слушателями – все это универсальные учебные умения.

Современные исследования школьников, как правило, востребуют информационные компетентности в полном объеме – это и поиск информации (преимущественно в сети Интернет), это и оформление доклада, это и использование специальных программ для представления данных в наглядной форме. Много? Да. Но и это еще не предел! Можно защитить свою работу на Всероссийском уровне. Защитить дистанционно, на специальном форуме, отвечая на вопросы других участников конференции и членов жюри. Однако не только защитой ограничивается работа каждого участника, необходимо выступить и оппонентом. А это значит, нужно разобраться в чужой работе, составить вопросы.

Живо и непосредственно, в захватывающей деятельности, происходит формирование познавательных и коммуникативных компетентностей, расширение кругозора и знакомство с новыми людьми. Ученические конференции проводятся Центром «Эйдос» дважды в год – осенью и весной.

Вот как оценивают свое приращение самые юные участники конференций:

Каменщикова Ирина, 1 класс:
Я не думала, что это будет так захватывающе, «перелетать» за секунды из одного города в другой. Я научилась работать в форуме, искать в поисковых системах интернета информацию, правильно формулировать вопросы. Я узнала, чем интересуются и что исследуют дети в других городах.

Шаклеин Богдан, 1 класс:
Вначале для меня целью работы было выращивание красивых камней и определение факторов необходимых для их возникновения и роста. А получилось нечто грандиозное для меня, невероятный шквал информации. Оказывается, вокруг столько необычного и увлекающего. Мое состояние на протяжении всей конференции было как будто я на американских горках, восторг и радость открытий захлестнули меня с головой. Кроме эмоционального состояния, я получил новые мысли и идеи от ребят и педагогов по своей теме. А каверзные вопросы заставляли меня порой мучительно подбирать ответы. К тому же я расширил знания по интернету и получил навыки дискутирования. Мое представление о научной работе очень изменилось, точнее я вообще узнал, что это такое и как это все серьезно. Надеюсь, я снова буду участвовать в следующей конференции и открывать для себя все новые темы. До новых встреч, «Эйдос»!

Третьяков Кирилл, 3 класс:
Наиболее значимым достижением для меня стало то, что у меня получилось работать в форуме, общаться on-line с участниками и гостями. То, что я смог не только задавать оригинальные, интересные, на мой взгляд, вопросы (что оказывается так тяжело, приходилось не только напрягать мозги, но и читать дополнительно литературу), но и у меня получилось ответить на заданные мне вопросы (многие из которых довольно непростые). Неожиданными достижениями стало то, что мою работу положительно оценили ребята. Еще то, что, оказывается, никто никого не «заваливает» и даже помогают и доброжелательно относятся друг к другу (даже не смотря на разницу в возрасте и учитель или ученик).

Вернемся к задачам, которые ставит перед учителями новый образовательный стандарт и желание сделать учеников успешными. Обеспечение разнообразия организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности – одним из универсальных подходов к их решению может стать включение в образовательный процесс эвристических заданий, уроков, творческих исследовательских работ, участие в дистанционных формах работы – олимпиадах, конференциях, конкурсах.

Литература

  1. Завьялова О. А. Как учить детей быть успешными? Инструментарий творческого учителя // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 23 июля. http://www.eidos.ru/journal/2006/0723-5.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru .
  2. Скрипкина Ю.В. Дистанционные эвристические олимпиады – инновационный педагогический феномен. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 15 января.
    http://www.eidos.ru/journal/2009/0115-1.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru .
  3. Хуторской А.В. Структура эвристических способностей учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 21 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2005/0421.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru .
  4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Завьялова О.А. Дистанционные формы работы в начальной школе: пути реализации требований новых стандартов общего начального образования. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №2.
http://eidos.ru/journal/2012/0329-08.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта