EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Какое влияние оказывает коммуникативная составляющая учебной дистанционной деятельности на результат? Какие личные качества, способы коммуникативной деятельности этому способствуют?
Скрипкина Ю.В., г. Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследования Коммуникативный аспект творческой деятельности в дистанционном обучении
 

Коммуникативный аспект творческой деятельности в дистанционном обучении

Скрипкина Юлия Владимировна, зам. директора Центра дистанционного образования «Эйдос»

Педагоги и психологи, исследуя условия творческой самореализации учащихся, приходят к выводу о значимости для этого коммуникативных качества личности, коммуникативных способностей. Именно взаимодействие с субъектами образовательной среды считают условием самореализации, «лишь через отношения с другими индивидуальность формируется и свободно самореализуется» (В.А. Лекторский). Л.С. Выготский подчеркивал, что «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других».

С.Е. Анфисова, рассматривая творческое саморазвитие личности студентов [2], считает, что «сформированный коммуникативный компонент является предпосылкой и залогом успешной творческой деятельности будущего профессионала», а «в процессе формирования коммуникативных способностей происходит обогащение опыта творческой деятельности и творческого саморазвития, развиваются умения межличностного взаимодействия, формируется технология творчества». А.Д. Король [3] видит диалог в качестве методологического принципа, метода и способа проектирования и реализации такого образования, в котором организация продуктивной образовательной деятельности ученика, его творческое развитие являются основной целью. И именно в эвристическом обучении принцип продуктивности является одним из концептуальных.

Принципы дистанционной творческой деятельности были сформулированы А.В. Хуторским [4, с.442-456]. К ним относятся: продуктивная ориентация обучения; индивидуализация; открытость содержания образования и учебного процесса; приоритет деятельностного содержания перед информационным; интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий; принцип сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся; деятельностные критерии оценки.

Развивая данные позиции, Г.А.Андрианова в своем исследовании уточнила принципы дистанционной творческой деятельности учащихся [1, с.62-64], выделив отдельно принцип интеграции продуктивной, коммуникативной и организационной деятельности, а также указав в качестве одного из основных компонентов творческой деятельности коммуникативно-творческую. При этом, описывая содержание этого вида деятельность, Г.А. Андрианова ограничивается представлением «основных умений и навыков, необходимых дистанционному учащемуся, представляющему свой образовательный продукт в образовательно-информационном пространстве» [1, с.67]. С 2006 г . на базе Центра дистанционного образования «Эйдос» проходит исследование творческой деятельности учащихся – участников дистанционных эвристических олимпиад, конкурсов, курсов, конференций. В ходе эксперимента было установлено, что участники не только представляют свой результат, но, собственно, создают творческий продукт в процессе коммуникаций, а также было получено подтверждение влияния коммуникаций на результаты в творческой образовательной деятельности учащихся.

 

Ученические конференции

Центр "Эйдос" приглашает учащихся на Всероссийские дистанционные ученические конференции (осенние и весенние).

Нами были проанализированы рефлексивные отзывы учеников 1-11 классов, студентов – участников образовательных дистанционных мероприятий (курсов для школьников, проектов, олимпиад, ученических конференций), проведенных на базе Центра «Эйдос». Заметим, что организованные коммуникации между участниками являются элементом технологии дистанционных мероприятий Центра «Эйдос». В каждом мероприятии коммуникациям отводится особая роль:

- участники дистанционных учебных курсов некоторые задания выполняют на учебном веб-форуме, принимают участи во взаимооценке работ с помощью электронной почты;

- участники дистанционных ученических конференций представляют и защищают свои работы в учебном форуме и в чате, выступают оппонентами и рецензентами работ своих коллег на форуме;

- в ходе дистанционных проектов участники создают собственный продукт по заданной теме, обсуждают его на веб-форуме с ведущим и другими участниками на разных этапах создания, защищают свою разработку;

- в дистанционных эвристических олимпиадах участникам предлагаются коммуникативные задания разного типа: на организацию реальных коммуникаций и их анализ, задания на самопрезентацию, составление диалога, вопросно-ответную деятельность, задания типа «докажи и опровергни», задания, включающие совместную деятельность с другими участниками олимпиады на веб-форуме и т.д.

Мы задались вопросом: какое влияние оказывает коммуникативная составляющая учебной дистанционной деятельности на результат? Какие личные коммуникативные качества, навыки, способы коммуникативной деятельности этому способствуют? Участникам мероприятий предлагалось проанализировать достигнутый результат участия в образовательном мероприятии и определить, какие виды и способы деятельности в большей степени способствовали его достижению (или, напротив, мешали). Из 450 рефлексий участников в 78% случаев учащиеся отдельно выделяли коммуникативную составляющую своей деятельности, в 68% случаев (306 учащихся) сами зафиксировали конкретные ее проявления, оказавшие то или иное влияние на достижение цели, собственный результат.

После анализа и систематизации высказываний участников, удалось выделить следующие группы примеров позитивного влияния коммуникативного компонента дистанционных мероприятий на конечный образовательный продукт учащихся:

- психологическое влияние, создание благоприятной атмосферы для творчества («важно чувствовать, что «рядом» есть такие же участники курса, как и ты», «общение на форуме помогало, с его помощью я смог решить некоторые проблемы, которые возникли у меня в ходе выполнения заданий» )

- влияние на содержание и качество продукта («задание побудило меня выразить все мои самые интересные мысли, это произошло, потому что я старалась заинтересовать своей экскурсией. Чтобы "участник форума" его не просто прочитал, а именно остался заинтересованным этим предложением» ),

- совершенствование технологии творчества («я мысленно ставила себя на место этого человека, и мне всё удалось» ),

- влияние на становление собственных смыслов и на содержание и качество продукта («в чат-консультации чувствовал действительно серьезный подход к дискуссии. Чувствовал поддержку куратора, под руководством которого смог раскрыть дополнительные возможности моей работы»),

Заметим, что проявление тех или иных параметров влияния неоднородно и зависит, в том числе, и от типа дистанционного мероприятия. Например, участники дистанционных учебных курсов изначально нацелены на создание индивидуального продукта, а потребности самовыражения не всегда являются среди них доминирующих. Напротив, участники ученических проектов и конференций ставят целью самопрезентацию себя как личности и своей работы, заинтересованы в аудитории, которая сможет оценить их по достоинству. С другой стороны, каждый участник представляет уже готовую собственную работу, совместная деятельность строится вокруг их обсуждения. В этом принципиальное отличие конкурсов и конференций от дистанционных олимпиад, где образовательный продукт зачастую создается как раз в режиме on-line. Задания олимпиады могут быть составлены таким образом, что для лучшего выступления участнику необходимо проявить себя именно в групповой разработке, став одним из ее соавторов.

 

Курсы для педагогов

Центр "Эйдос" приглашает педагогов на оргдеятельностный дистанционный курс "Методика разработки эффективного урока в условиях реализации ФГОС " (код 61326).

Участники дистантных мероприятий в своих рефлексиях не только фиксируют успехи своей коммуникативной деятельности, но сами анализируют возникающие у них затруднения. Обобщив рефлексивные отзывы участников, можно выделить следующие группы коммуникативных затруднений в дистанционной образовательной деятельности:

- целевые, происходящие от неготовности к учебной деятельности в сети Интернет, связанные с трудностями выбора оптимальных телекоммуникативных средств для решения своих задач («Задание немного запутало меня и даже застало врасплох. В интернете я привыкла к беззаботному общению с друзьями, но никак не к обсуждению серьёзных тем» ),

- технические затруднения, связанные с технологиями работы в сети Интернет, (заметим, что из года в год число участников с затруднениями такого рода заметно уменьшается) («долго не мог зарегистрироваться на форуме, жаль, что из-за этого сам себе уменьшил время для общения с другими участниками»),

- психологические – стеснение, неуверенность в открытом Интернет-пространстве, неготовность к свободе суждений, критике и т.д.(« Я все же не смогла высказать все критические замечания некоторым участникам. Я очень боялась их обидеть»),

- проблемы самопозиционирования – представления себя в Интернет-пространстве, затруднения в выборе правильного стиля общения, поведения в виртуальном сообществе («я ждала, что по моей работе будет задано больше вопросов»),

- информационно-коммуникативные, зачастую присущие и очному процессу, – неумение вести диалог, полилог, задавать вопросы, рецензировать работу, сложности оценки релевантности информации и т.д. («Попробовала вести диалоги с ребятами, что для меня оказалось не очень просто»).

Отметим, что выявленные нами затруднения присущи учащимся разных классов, различных регионов, с разным уровнем владения ИКТ. Вопреки ожиданиям, даже те учащиеся, которые являются технически оспособленными, по их собственному признанию – активными пользователями сети Интернет, испытывают проблемы в дистанционном обучении, связанные с организацией коммуникаций. Таким образом, мы делаем вывод о том, что только технических и специальных знаний, которые получают учащиеся, например, на уроках информатики, не достаточно, чтобы быть успешным в образовательном Интернет-пространстве. Напротив, даже учащиеся начальной школы, у которых еще не выработаны навыки учебной дистанционной деятельности, при повторном участии в дистанционных мероприятиях в своей рефлексии отмечают значительные успехи. Мы считаем поэтому, что недостаточно создать специальную информационную среду, обеспечить представление продукта с помощью современных мультимедийных средств, алгоритмизировать деятельность дистантныхучащихся. На наш взгляд, учащимся необходимо создать условия для реальной коммуникативной деятельности, предложить им актуальные вопросы и задания, в которых будет не только решена некоторая предметная задача, но и достигнуты личные цели ребенка, высказано отношение к ним. Итак, идет речь не только о необходимости освоения определенных видов деятельность, обладании знаниями, навыками такой деятельность. Необходимо, чтобы знания, умения, навыки трансформировались в личное качество учащегося в его собственном опыте – сформировались в соответствующие компетентности.

 

Литература

  1. Андрианова Г.А. Организация творческой деятельности учащихся в дистанционном обучении. Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000.
  2. Анфисова С.Е. Творческое саморазвитие личности студентов : Учебное пособие. Тольятти, ТГУ, 2005.
  3. Король А.Д. Зачем и как организовывать коммуникации в учебном процессе? (вопросы реализации эвристического обучения на основе диалога). // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 21 октября. http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-2.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  4. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века").

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Скрипкина Ю.В.Коммуникативный аспект творческой деятельности в дистанционном обучении // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№5.
http://www.eidos.ru/journal/2012/0829-07.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования " >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта