EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Под эвристической стратегией образования мы понимаем его направленность на конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и оценки.
Хуторской А.В., д.п.н., г.Москва
Интернет-журнал «Эйдос» Научные исследования Эвристическая стратегия дистанционного образования человека: опыт реализации
 

Эвристическая стратегия дистанционного образования человека: опыт реализации

Хуторской Андрей Викторович, д.п.н., чл.-корр. РАО, Институт образования человека, Россия
Андрианова Галина Александровна, к.п.н., Центр дистанционного образования «Эйдос», Россия
Скрипкина Юлия Владимировна, Центр дистанционного образования «Эйдос», Россия

[Материал представляет собой тезисы доклада на Международной конференции ЮНЕСКО “ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества”, 13-14 ноября 2012 г., Москва].

Дистанционное обучение, базирующееся на традиционных педагогических принципах, имеет существенные ограничения в плане самореализации учащихся. В учебных стандартах, программах и регламентах степень заданности ожидаемых образовательных результатов, как правило, достаточно велика. Внешне заданное содержание дистанционного образования преобладает над образовательными возможностями учеников, что затрудняет проявление их культурной и образовательной «инаковости». В результате самобытность и творческий потенциал учащихся не находят своего выражения. Для решения данной проблемы наша научная школа разработала эвристическую стратегию дистанционного образования, которая на протяжении 15 лет реализуется в Центре дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru).

Под эвристической стратегией образования мы понимаем его направленность на конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и оценки. Ценность эвристической стратегии в том, что она способна научить человека созидать и тем самым обеспечивать ему успех в жизни.

В основе разработанной нами эвристической стратегии лежат следующие принципы.

•  Принцип человекосообразности образования (в основе образования - потенциал, миссия и цели ученика, его индивидуальная образовательная траектория).

•  Принцип продуктивности образования (смысл образования – создание образовательных продуктов – внутренних и внешних по отношению к ученику).

•  Принцип метапредметных основ содержания образования (освоение фундаментальных образовательных объектов как метапредметных первосмыслов учебных предметов).

•  Принцип ситуативности обучения (открытые задания с непредсказуемыми результатами по отношению к общим для всех метапредметным объектам).

•  Принцип сопровождающего обучения (первичность образовательных результатов ученика и вторичность изучения культурных аналогов).

•  Принцип презентации образовательных продуктов и телекоммуникаций учащихся по отношению к ним (на основе интеграции педагогических и ИКТ-технологий).

•  Принцип образовательной рефлексии (соотношение миссии и целей ученика с его результатами).

В отношении дистанционного обучения сегодня существует два существенно различающихся подхода. Первый подход – традиционный , который подразумевает под дистанционным обучением обмен информацией между удалёнными друг от друга педагогом и учеником (группой учеников). Учащемуся приписывается роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Результаты его самостоятельной работы высылаются затем обратно педагогу, который оценивает качество и уровень усвоения материала. Под знаниями понимается транслируемая информация, а личный опыт учащихся и их деятельность по конструированию знаний почти не организуется. Оценивается в этом случае степень соответствия полученного учеником результата с заранее известным образцом, например, «правильным» ответом.

Наш подход – эвристический, принципиально отличается от предыдущего. Доминантой здесь выступает личная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебной деятельности учащегося. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Обучение происходит синхронно в реальном времени (ICQ, Skype, чат, видеоконференции и т.п.), или асинхронно (соцсети, телеконференции и списки рассылки на основе e-mail, веб-форумы). Результат, полученный учеником, может не совпадать с тем, который известен педагогу, но он будет отражать специфику личности и деятельности учащегося. Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования – основные черты дистанционного обучения данного типа, а его цель – творческое самовыражение удаленного ученика.

Основным критерием дистанционного обучения эвристического типа выступает создание учащимся субъективно или объективно нового для него продукта деятельности . Именно «по плодам» субъекта телекоммуникаций можно судить о степени выраженности его личностных качеств. Продуктивная деятельность участников образовательных коммуникаций определяет уровень развития их креативных качеств.

В ходе проводимых нами исследований поставлена цель: разработать и реализовать такую систему распределённой сетевой деятельности участников телекоммуникаций, которая позволяла бы максимально обеспечивать развитие их креативных качеств. Субъектами деятельности выбраны школьники, педагоги, ученые , а видами их деятельности стали, соответственно, – дистанционное обучение, дистанционное повышение квалификации и дистанционная научно-методическая работа.

Чтобы достичь поставленную цель, необходимо было определить виды продукции , потенциально или реально создаваемой человеком в процессе его участия в сетевых телекоммуникациях, виды деятельности , с помощью которых эта продукция создается, а также организационные формы такой деятельности.

Для разных субъектов телекоммуникаций мы разработали и реализовали на практике определённые виды их продукции и организационные формы дистанционной деятельности:

1. Школьники –> образовательная продукция –> дистанционная эвристическая олимпиада, дистанционный конкурс, дистанционный проект, дистанционный урок, дистанционная конференция с онлайн-защитой творческих работ.

2. Учителя школ, преподаватели вузов, методисты –> методическая продукция –> дистанционный оргдеятельностный курс, профессиональные конкурсы «Дистанционный учитель года», «Дистанционная школа года», «Современный урок», дистанционная стажировка, дистанционная педпрактика, Интернет-педсовет.

3. Ученые, соискатели, учителя-экспериментаторы –> научно-педагогическая продукция –> дистанционный методологический семинар, дистанционная научно-практическая конференция, очно-дистантные семинары и конференции, дистанционный Учёный совет.

Охарактеризуем некоторые результаты проекта.

1. Школьники. Наиболее эффективным и массовым воплощением эвристического типа образования для школьников оказались Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады (www.eidos.ru/olymp/). Эти олимпиады проводятся Центром дистанционного образования «Эйдос» с 1997 года. Сегодня они охватывают все школьные учебные предметы – основные, профильные, а также дополнительные сферы и увлечения. За 15 лет проведено более 500 эвристических олимпиад, в которых приняло участие около 230 тыс. учащихся России и других стран СНГ. Цель дистанционных эвристических олимпиад — выявление и развитие творческих способностей участников. В эвристических олимпиадах могут участвовать школьники с любым уровнем подготовки. От них требуется создание собственного результата — образовательного продукта.

Нами разработаны и проводятся следующие типы дистанционных эвристических олимпиад:

•  Предметные

•  Метапредметные

•  Профильные (исследования, задачи, сочинения, стихи, путешествия, игры)

•  Общечеловеческие («Знание», «Счастье», «Здоровье», «Свобода», «Юмор» и др.)

Задания в эвристических олимпиадах открытые, без заранее известных ответов. Такие задания ориентируют участников на выявление смысла окружающих явлений и самопознание. Задания распределяются по отдельным номинациям, таким, как: «Идея», «Образ», «Слово», «Закономерность», «Символ», «Эксперимент», «Конструкция» и др. Вся олимпиада состоит из 4-5 заданий для каждой возрастной группы. Для выполнения заданий требуется проявить индивидуальность, уникальность, самобытность. Жюри оценивает оригинальность, аргументированность, мировоззренческую глубину предлагаемых гипотез, проектов, моделей, сочинений. Пример олимпиадного задания по геометрии на тему «Закономерность»: «Вам известна периодическая таблица химических элементов. Составьте периодическую таблицу для геометрических элементов. Сформулируйте и запишите положенные вами в основу таблицы признаки периодичности».

Участники эвристических олимпиад испытывают очень яркие чувства в процессе творчества, в отзывах они рассказывают о влиянии олимпиад на свое развитие: «Я почувствовала себя Евклидом, создавая «Мой алгоритм». Я поняла, насколько разнообразен может быть ответ на одну и ту же задачу и сколько существует подходов к её решению». - Жукова Ирина, 9 класс, г. Иваново .

2. Педагоги. Эвристическая технология реализована на дистанционных курсах повышения квалификации педагогов, которые ориентируются на создание собственной учебно-методической продукции. Например, участники курса «Индивидуальная образовательная траектория» разрабатывают соответствующие индивидуальные программы, осваивая для этого необходимые научные основания и процедуры. Знания, технологии и приёмы по теме каждого курса осваиваются в процессе созидательной телекоммуникационной деятельности курсантов, их взаимодействия с дистанционным педагогом и коллегами по курсу. В настоящее время разработано и успешно проводится более 450 дистанционных оргдеятельностных курсов продуктивного типа (www.eidos.ru/courses/).

Эффективным средством развития креативности педагогов стал Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» (www.eidos.ru/dist_teacher/), который проводится нами с 1999 года. Для этой организационной формы характерна интерактивная разработческая деятельность конкурсантов. Представители различных регионов - школьные учителя, методисты, вузовские педагоги на протяжении двух месяцев не столько соревнуются, сколько создают собственную учебно-методическую продукцию: статьи, учебные веб-сайты, дистанционные уроки. Одновременно они применяют свои разработки в специально организуемой сетевой практике: проводят дистанционные занятия с удаленными учениками и локальными координаторами. По мнению участников конкурса, его технология позволяет раскрыть профессионально-личностный потенциал учителя: «Самое неожиданное в конкурсе «Дистанционный учитель года» - моменты самопознания! Я даже не ожидала, что во мне заложено столько внутренне-профессиональных резервов, столько «безумных» идей, которые рождались интенсивно в процессе конкурса и продолжают рождаться сейчас!» - Доманцевич Ольга Геннадьевна, зам. директора лицея №174, г. Зеленогорск.

3. Учёные. Основной полученный результат состоит в создании и успешном функционировании распределённой научной школы человекосообразного образования (www.khutorskoy.ru/science/), которая ведёт исследования, организует в школах педагогический эксперимент, осуществляет научное руководство деятельностью соискателей ученых степеней, организует работу экспериментальных школ, проводит дискуссии на форумах, издаёт Интернет-журнал, выпускает сборники научных трудов. В Институте образования человека действует Учёный совет, который проводит дистанционные заседания. На заседаниях обсуждается и генерируется научно-педагогическая продукция: проблемы, цели, гипотезы, результаты исследований. Для широкого круга пользователей работают форумы научной школы, в которой обсуждаются более 500 актуальных тем (www.khutorskoy.borda.ru).

В последние годы актуальным направлением нашей работы стало изучение эвристических возможностей социальных сетей . Особенность соцсетей – они всегда подразумевают создание пользователями творческого продукта, это может быть сообщение (пост), комментарий, отданный голос, решение «вступить в группу или нет», «добавить в друзья или нет» и т.д.

В марте 2011 года мы впервые провели эвристическую олимпиаду в трёх популярных социальных сетях. Цель олимпиады: использовать образовательные возможности социальных сетей для творческой самореализации участников олимпиады, создать условия для развития их коммуникативных компетентностей, повышение мотивации к предмету. Содержание олимпиады составили 5 заданий по разным предметам (математике, русскому языку, естествознанию, информатике, истории) для участников 3 возрастных групп. Задания были выложены в открытом доступе, любой участник сети мог присоединиться к их выполнению. Результаты выполнения задания участники олимпиады публиковали на странице своего аккаунта в текстовой или графической форме. Социальная сеть выступала не только как среда выполнения заданий и публикации результатов, но и как основа содержания задания. Были обеспечены продуктивные коммуникации между участниками олимпиады. В качестве продуктов деятельности выступали также вопросы, мнения, дискуссии, «цепочки», совместное творчество, опровержения, голосования, трансформации.

Участники высоко оценили идею проведения новой олимпиады: «Для моего участия в олимпиаде несколько причин: интерес, познание чего-то нового, и в некотором роде развитие творческих способностей, логики. Ожидал интересной и занимательной работы. И так оно и вышло! Больше всего удалось составить шифр, с помощью которого нужно было поприветствовать участников олимпиады». - Дрючков Евгений, 9 класс, гимназия №6, г. Волгоград.

Сетевая олимпиада выявила и ряд проблем. Например, не все школьники, изначально заинтересовавшиеся заданиями, были готовы выставить работу на своей странице на всеобщее обозрение. Нуждаются в исследованиях и такие вопросы: Какие типы заданий оптимально подходят для сетевой олимпиады? Как учесть в содержании заданий и способах их выполнения коммуникативные качества личности участника? Какова должна быть технология подготовки и проведения олимпиады?

Наша деятельность по реализации эвристической стратегии в различных видах и формах дистанционного образования продолжается. Современные педагогические, технологические и технические интернет-средства позволяют находить новые формы обучения, которые помогут людям реализовать себя как в виртуальной среде, так и в очной жизни.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Хуторской А.В., Андрианова Г.А., Скрипкина Ю.В. Эвристическая стратегия дистанционного образования человека: опыт реализации // Интернет-журнал "Эйдос".- 2013. - №2.
http://eidos.ru/journal/2013/0329-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта