EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Мое представление о тех ученицах, которые участвовали в этих олимпиадах, сильно изменилось. Я увидел в них другую Вселенную»
Фролов М.В., Православная женская гимназия, г. Иркутск
Эвристические олимпиадыАстрономия2003Говорят учителя
 
*

АСТРОНОМИЯ ("Тайны Вселенной")

Результаты II-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по астрономии

20 февраля 2003 года

Говорят учителя

Паламарчук Елена Львовна, учитель информатики, Лицей №1, г. Нефтекамск:

Превзойдены все ожидания!!! Ну, «что за прелесть – эти сказки…» (воскикнул АС Пушкин) и мы. Совершенно неожиданные вопросы и такие же, совершенно неожиданные, ответы.

Каково же было удивление, потом восхищение и, в конце концов, творческий взлет фантазии на небывалые космические орбиты. Кто-то философствовал о мире и бытие, кто-то просто сочинял фантастический рассказ. Но все творили от души. Забыли о времени, о том, что сидят всего лишь в кабинете информатики. Нет, каждый находился в своей, им придуманной ВСЕЛЕННОЙ и открывал для себя только ему доступные ТАЙНЫ, тайны своей ДУШИ.

Прекрасно, что именно на таких олимпиадах раскрываются таланты, которых мы, порой, не замечаем на обычных уроках. Пусть в жизни ребят будут такие творческие олимпиады, на которых можно выдумывать, фантазировать, изобретать необычные конструкции, и просто высказывать свои собственные мысли, которые, может быть, противоречат классическому учению. Да здравствуют ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ!!!

---
Мартынова Ирина Николаевна, лицей №2, г.Пермь:

Уважаемые организаторы, здравствуйте! Не прошло и месяца, как мы опять с вами (мысленно) встречаемся, сначала мы оцениваем вас (оригинальность, новизну заданий), а потом ждём вашего приговора. Надо сказать, что эвристические олимпиады стали неприемлемым условием нашей лицейской жизни, каждый третий четверг этого года мы планируем заранее, предвкушая радость от творческой активности наших ребят, блеска их глаз, споров по поводу «какое задание интереснее».

На этот раз команда участников оказалась чисто мужской, видимо, тайны Вселенной больше волнуют юношей. А может, наши девушки так заняты учёбой, что им не до звёзд? Жаль, если это так. К сожалению, про себя не могу сказать, что я много знаю о Вселенной, но звёзды притягивают своей таинственностью, загадочностью, заставляют задуматься о бесконечности нашего бытия…Мысли о звёздах уводят в сторону, отвлекают от дела, а я должна описать этот чудесный, творческий, и в то же время суматошный четверг.

Очень интересно наблюдать за реакцией ребят на задания олимпиады. Новички – в недоумении (хотя мы объяснили, что значит эвристическая олимпиада, желающим показали работы прошлых олимпиад), несколько растеряны, задумчивы. Но не все! Коля Касаткин – яркий оптимист и всё воспринимает с готовностью – сразу заходил по кабинету с выражением бурного восторга от заданий. Участники прошлых олимпиад отреагировали по-разному: Виктор Пермяков – спокойно, сразу определился со стилем изложения и начал работать, Виталий Колесов поворчал немного, что можно было бы придумать задания пооригинальнее, долго собирался с мыслями, бродил по лицею, всем демонстрируя свою визитку, сфотографировался на выпускной альбом, и, наконец, принялся за работу. Вообще, юноши работают не так спокойно, как девушки (например, в ДЭО по английскому языку), они всё время что-то обсуждают, спорят, доказывают друг другу своё видение проблемы.

Я часто задумываюсь над вопросом: что мотивирует наших ребят участвовать в эвристических олимпиадах? Почему кто-то за 1-2 месяца записывается в команду? Почему в дни олимпиады они не торопятся домой, как это бывает после уроков? По-видимому, детям не хватает творчества в обычной жизни, наше образование слишком за-алгоритмизированно, обыденно, а здесь ребята могут реализовать свои способности, проверить, «на что я способен», доказать свою индивидуальность.

Уважаемые организаторы! Ваша «эвристичность» заразна! Мы, информатики Лицея №2, под вашим влиянием начали перестраивать методику занятий по информационным технологиям в гуманитарных классах, стараясь сделать уроки более интересными и запоминающимися. Спасибо вам!

---
Рындина Раиса Борисовна, мама, г. Москва:

Эта олимпиада третья, в которой участвует моя дочь. Наблюдая за работой над олимпиадными заданиями моей дочери, могу отметить прогресс не только в овладении некоторыми навыками работы на компьютере, но и в готовности решать различные нестандартные задачи, в более смелом выдвижении различных идей и их развитии. При подготовке к олимпиаде ребенку предлагалось решить различные задачи, в т.ч. и техническую задачу: придумать, как может ракета за короткое время долететь до любой другой планеты. Что удивительно, 6-летний ребенок, не знающий ни основ физики, ни механики, ни других технических дисциплин, фактически рассказал основные принципы работы электрогенератора, только своими словами, своими терминами, и некоторых других полезных в космосе устройств. Воистину поверишь ученым, которые считают, что каждое новое поколение людей на генном уровне владеет опытом и знаниями, накопленными человечеством.

---
Пучкова Анна Александровна, г. Москва:

Готовиться к олимпиаде начали заранее, за две недели. Читали энциклопедии, с помощью интерактивной карты изучали «Волшебную астрономию», путешествовали по Вселенной. В первую очередь Алина выполнила 4 задание, так как очень любит рисовать в графическом редакторе. Наибольшие затруднения вызвало 1 задание, пришлось для выполнения использовать фотографии и рисунки Земли. Олимпиада получилась обучающая! Это уже третья дистанционная олимпиада, в которой мы принимаем участие. С каждым разом все интереснее! Спасибо!

---
Богомолова Лариса Юрьевна, преподаватель, Интернет-клуб ЦДОД, г.Стрежевой:

Атмосфера олимпиады была доброжелательной и творческой. Ребята нашего клуба уже не ”новички” и знают, что им предстоит выполнять интересные и оригинальные задания. А те, кто принимал участие впервые – не растерялись, но немного удивились необычности заданий. Возникли трудности при отправке самих работ (пришлось сжимать работы до нужных размеров).

---
Карпова Валентина Андреевна, руководитель Интернет-клуба ЦДОД, г.Стрежевой:

Из пятерых наших ребят, участвующих в этой олимпиаде, четверо уже имели опыт участия в дистанционных олимпиадах (и даже имели награды), а один был новенький. Я немножко волновалась за него – правильно ли он понял, что его ждёт, не будет ли он ошарашен или разочарован заданиями?.. Нет, опасения были напрасными: Антон «влился» в процесс буквально с первых минут, и никаких проблем, судя по всему, не имел. За исключением объёма готовой работы, но это у нас больной вопрос, и у новеньких, и у опытных участников: сначала они не переживают за объёмы создаваемых графических файлов – их интересует лишь творческий аспект, а потом, когда работа не укладывается в ограничения, думают, как бы и что бы посильнее сжать, да где что урезать. На этом этапе пришлось давать некоторые советы. Другой помощи не потребовалось. Чаепитие, как всегда, было важным и весьма приятным моментом олимпиады. Правда, зародилось подозрение, что наши успехи на олимпиадах обратно пропорциональны количеству съеденных пирожков и бутербродов.

---
Миронова Татьяна Рудольфовна, мама и учитель информатики г. Новоуральск:

Как всегда, мы проводим рефлексию на следующий день олимпиады. Про эту олимпиаду мы долго размышляли: «Принимать участие или нет? Ведь это не математика или информатика, этот что-то такое непонятное». Когда пришли первые файлы с названием «Astro» мы подумали, что интересно первоклассник может знать об астрономии? Но когда наш сын начал отвечать на вопросы, мы удивились, что для него они не составили большого труда. Ему они все были понятны. Оказалось, что он очень много знает о космосе: из фильмов «Звездные войны», из компьютерных игр, и др. Ему даже пригодились знания из Воскресной школы.

Когда мы принимали участие в олимпиаде по информатике, Максим рисовал рисунок, а потом пришлось его сканировать. А к этой олимпиаде, вернее к заданию «нарисовать», мы готовились давно. Максим освоил редактор «Арт-студия» и рисовал уже в нем. Причем он подошел со всей ответственностью к этому – очень старался, иногда переживал, что «мышкой труднее рисовать».

Олимпиады для младших школьников и большое количество участников именно младшей группы заставляет задуматься уже о необходимости и готовности учеников 1-2-х классов к такому же полноценному Интернет-обучению, как и для старшего поколения. Давайте создадим Виртуальную школу, где в отличие от обычной школы, будут предметы, развивающие мышление, память, фантазию. Ведь ограниченная нагрузка на ученика школьной программы не дает возможности педагогам помимо выдачи знаний, специально посвящать уроки развитию интеллекта. Хорошо бы это курс был на четверть, рассчитан на совместные занятия родителей (педагогов) и детей. Ведь были же когда-то даже компьютерные программы по ТРИЗу для детей. Подобную школу можно сделать дистанционно-виртуальной. Всем желающим (оплатившим), в начале года рассылаются диски, книги и др., а все остальное общение – через электронную почту. Родители – через форумы на «Эйдосе». Провести опрос, предложить наиболее интересные проблемы, например «Уроки фантазии» или «История родного края» и др. Давайте вместе развивать и обучать наших детей.

---
Соловьева Марина Михайловна, педагог СЮТ г.Воткинска:

Год назад я познакомилась с необычным мальчиком, который резко выделялся среди окружающих - поражали его знания. Он мог часами эмоционально рассказывать о космосе, да так, что заслушаешься. Казалось - он там живет. Но вот со сверстниками в школе ему не повезло - «выскочек» и « всезнаек» не любят.

Один мой знакомый, зная про «моего» мальчика, привез летом из Москвы листы положением эвристической олимпиады «Тайны Вселенной». Я обрадовалась очень - это был шанс помочь Коле самоутвердиться. Ждали. Заявку отправили, как нам тогда казалось, своевременно по E-mail адресу. И не знали, что адрес и многое в положении уже изменилось, так как мы, к нашему сожалению, не имеем в пользовании компьютер. Очень вас благодарю за разрешение участвовать дополнительно.

Но и сейчас с отправкой работы мы столкнулись с большими техническими трудностями: нужен компьютер, специальная техника, интернет, специалисты. К, сожалению, на Станции юных техников в век прогресса нет ни одного компьютера! Пришлось нам побегать. С волнением и азартом отправляли работу в полночь. Технически кое- что не успели. Но я и Коля, все- таки рады, что справились с трудностями

---
Ведмедь Татьяна Валентиновна, преподаватель основ компьютерной грамотности, Школа – Центр ТР и ГО, г. Алдан, РС (Якутия):

Эта олимпиада была для меня несколько необычной. Дело в том, что мой сын- первоклассник очень хотел поучаствовать в олимпиаде. И мне пришлось выступать и в роли координатора и в роли мамы. Накануне, пока я готовила поурочные планы, сын с папой рассматривал энциклопедии и читал о звездах, Земле, галактиках. Волнения в день олимпиады он, наверное, не очень чувствовал, а вот я переволновалась сильно. Рядом с ним сидела его классный координатор Вера Александровна и записывала все его мысли, поскольку он еще не может записать грамотно все, о чем думает. Когда ребята 1-2 классов работы сдали, и я начала их набирать, то меня поразили их фантазия, умение рассуждать, видеть в обычном совсем даже необычное. Мой сын удивил меня тем, что запомнил достаточно много из того, что ему объяснял папа. А еще меня всегда удивляют рисунки детей - сколько фантазии, сколько идей! Надеюсь, что первый эвристический опыт моего сына будет не совсем комом. А старшим ребятам желаю победы!

---
Фролова Ольга Николаевна, учитель информатики, Православная женская гимназия, г. Иркутск:

Мы участвуем в эвристической олимпиаде всего второй раз. Очень интересно наблюдать за работой детей. На уроках у учителя нет свободного времени для наблюдения за работой детей. Да и творчества маловато на обычных уроках. А на таких олимпиадах очень интересно наблюдать, как у детей разгораются глаза, как они старательно набирают текст на компьютерах, какие рисунки создают. В классе витает дух творчества и фантазии. Очень высокая заинтересованность.

Для детей проблемно написать рефлексию. Они не умеют анализировать прошедшие события. Да и негде особенно учиться. Как хорошо, что мы решили попробовать свои силы в Ваших олимпиадах. Как здорово, что Вы даете возможность пробудить творчество и фантазию, проявить возможности детей. Предметные олимпиады (традиционные) рассчитаны на подготовленных детей, а здесь просторы необозримы. Полет мысли и фантазии любого ребенка! Улетные олимпиады! Спасибо за возможность посмотреть на детей с другой стороны. Успехов Вам.

---
Фролов Максим Валерьевич, локальный координатор, Православная женская гимназия, г. Иркутск:

"Олимпийский огонь на вершине Эвриста"

И был день первый, и пришло Письмо. "Ага!"

И был день, наверное, десятый, и было Письмо прочитано. Мной прочитано. И понято. И гласило оно: «Расписание дистанционных эвристических олимпиад в 2002-2003 учебном году». "Ого!"

И понеслись мысли в моей голове. И вырвались они наружу через рот. И превратились в звуки. И грянуло: "Олимпиаде в гимназии – быть!" Потом звуки превратились обратно в мысли, разделились и атаковали учениц, у которых отсутствовало защитное поле, и которые были открыты всему новому и интересному. И произнесли дружно гимназистки: "Олимпиаде в гимназии – быть!" А чему быть, того не миновать.

И был день, я даже уже и не знаю какой. И были собраны с детей бумажки. Не бумажки, а так… цифры, буквы на них были. И отдали мы их женщине, которая пряталась за стеклом, в банке. Именовалась она гордо – Кассир. Мы отдали все свои бумажки, а взамен получили одну. Тоже с буквами и тоже с цифрами. А название ей – квитанция.

Через несколько дней мы впервые зажгли олимпийский огонь в нашей гимназии. И горел он в сердцах участниц и в их глазах. И распространялся он, овладевая новыми сердцами, освещая самые далекие их уголки, раскрывая ранее неизвестные таланты участников олимпиад.

Эвристическая олимпиада по английскому языку была первой эвристической олимпиадой, в которой наша гимназия приняла участие. Она дала достаточно мощный позитивный заряд. Не все получилось так, как планировали, но мы извлекли полезные уроки. Ко второй олимпиаде готовились более основательно. Во-первых, участницы той олимпиады повесили в гимназии красочную газету, в которой поделились своими впечатлениями. Во-вторых, нам самим уже стало понятно, что представляет собой эвристическая олимпиада, и мы смогли понятнее объяснить ученицам, с чем им предстоит столкнуться. В результате, в этой олимпиаде зарегистрировалось больше человек. Правда, это повлекло за собой некоторые трудности, связанные с ограниченным количеством компьютеров.

Из неудач можно отметить то, что не удается донести до участниц значимость рефлексии. В прошлый раз мы раздали приблизительные вопросы, на которые необходимо ответить. Обратно получили пронумерованный список односложных ответов. В этот раз мы решили вопросы не выдавать, а просто объяснили, что такое рефлексия и для чего она нужна. Кажется, это немного помогло. Еще одна неудача настигла нас утром, когда олимпиада уже должна была начаться, а мы минут 30 не могли распечатать задания. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Для того, чтобы чем-то занять участниц, им было предложено ответить на вопросы: "Чего вы ждете от олимпиады?", "Как вы себе ее представляете?", … Это была небольшая творческая гимнастика, которая помогла "включить" воображение. Некоторые участницы потом написали о своих ожиданиях в рефлексии. Я думаю, это был положительный опыт. Буду использовать его и в дальнейшем.

Очень благодарен организаторам эвристических олимпиад. Мое представление о тех ученицах, которые участвовали в этих олимпиадах, сильно изменилось. Я увидел в них другую Вселенную. Огромное спасибо.

---

Рефлексия учеников >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос"- http://www.eidos.ru/shop/


Все олимпиады >>

  вверх
вверх