EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«В этом, наверное, тоже соль такой олимпиады – она – ЖИВАЯ!»
Лагунова Т.В., специалист ООЦ «Экология» ПГПУ, г.Пермь
Эвристические олимпиадыБиология2004Говорят учителя
 
*

БИОЛОГИЯ

Результаты I-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по биологии

22 апреля 2004 года

Говорят учителя

Макарова Ариана Иннокентьевна, учитель биологии, школа "Эврика", г. Олекминск.

Когда я прочитала олимпиадные задания, я почувствовала удовольствие. У меня возникли мысли - подобные задания можно применить на уроках. Лучше всего у ребят получались задания с превращениями во что – либо, и лучше всего получились задания с экспериментами. В будущем мне бы хотелось, чтобы олимпиада по биологии продолжалась и стала неотъемлемой частью олимпиадного движения «Эйдос». Успехов Вам.

---
Яшухина Ольга Николаевна, локальный координатор олимпиады, учитель информатики и математики, МОУ Гимназия, город Новый Уренгой:

Здравствуйте! После небольшого перерыва мы опять с Вами! И как всегда желающих принять участие очень и очень много. По ответам на рефлексивные вопросы Вы можете судить, что ребятам очень нравится принимать участие в олимпиадах такого типа. Мы же этому только рады! Вот бы только результаты были бы хорошими!!!

---
Лебедева Ольга Альбертовна, локальный координатор, ЦНИРШ, г. Олёкминск

Когда я прочитала олимпиадные задания, я почувствовала то, что они будут интересны детям и с каким удовольствием они будут их выполнять, превращаясь в растения, животные, проводя опыты, выбирая объект для исследования и выдвигать свои "почему". У меня возникли мысли, что программные знания можно прекрасно формировать в творческой атмосфере через разработку интересных заданий развивающих различные способности ребенка и формирующих важные компетенции. Часть детей в процессе выполнения олимпиадных заданий испытывали легкость и интерес, другим было сложно.

Как учитель, для себя решила увеличить долю творческих заданий в уроке, т.к. это необходимо для создания атмосферы творческого развития и обеспечения среды для свободного развития ребенка, ох как порой этого не хватает в образовательном процессе. А простые знания мертвы, они мало значат сами по себе и введение творческих, эвристических и экспериментальных заданий позволит сделать эти знания личностно значимыми для ребенка, интересными.

Хочу, чтобы дети и дальше принимали участие эвристических олимпиадах. Желаю полета мысли и удачи.

---
Анпилова Маргарита Владимировна, учитель информатики, МОУ «Эстетическая гимназия N32», г. Новокузнецк.

К моему большому удивлению данная олимпиада прошла очень оперативно: учащиеся получили задания в 9.00, решения свои принесли на дискетах уже к 15.00. Предварительная проверка работ показала, что ошибок при оформлении ответов допущено немного. Это все говорит о том, что ребята научились эффективно распределять время, которое отводится на выполнение олимпиадных заданий, а также научились быстро находить нужную информацию и кратко излагать свои мысли.

---
Елькина Светлана Михайловна, зам. директора по учебно-воспитательной работе, МОУ СО школа N1, г. Шелехов

Данные олимпиадные задания способны выполнять все учащиеся школы или класса, т.к. они позволяют раскрыть индивидуальные особенности ребёнка, а главное выявить его увлечение и интерес. Отвечая на задания, ребята проявляют логическое мышление и свой жизненный опыт, что очень часто отличается от мышления взрослых.

Впервые прочитав задания, заметила усиление мыслительной деятельности и особенно на вопросы «почему?». А еще тесную связь с явлениями природы или приспособлениями к ним. Особенно удивило, как легко учащиеся вовлекаются в заданные вопросы, и с каким интересом они их выполняют, и в дальнейшем начинают пользоваться энциклопедическим материалом. Очень жаль, что не все ребята могут участвовать, т.к. материальное положение семей этого не позволяет. А многие, поучаствовав раз, с удовольствием приходили и на другие олимпиады.

---
Брекоткина Ирина Владимировна Учитель биологии СШ №30 города Йошкар-Ола

Я учитель с пятнадцатилетним стажем работы, преподаю биологию в 5-11 классах средней школы. Вот уже седьмой год мы с ребятами в школе занимаемся решением творческих задач на уроках биологии. Используем задачник С. Ю. Модестова и то, что найдем в интернете. Шестиклассники, только в самом начале пути познания природы и участие в подобном мероприятии увлечет их еще больше.

Сегодня мы впервые приняли участие в олимпиаде. При решении заданий олимпиады ученики увлеченно придумывали ответы, не всегда верные, но самостоятельно. Пытались друг у друга спросить ответ, обсудить коллективно и очень жалели, что условиями не предусмотрена групповая работа. Ребята испытывали трудности в формулировке своих ответов, отвечали односложно, использовали простые, порой поверхностные ответы. Я думаю, что нам еще много работы предстоит по развитию не только познавательной активности, но и умению излагать свои мысли. В своей работе ученики использовали свои знания, полученные из просмотра телепередач, из книг, а вот «рождать» свои идеи и предположения было сложно.

По окончании олимпиады школьники выразили желание участвовать и в следующем году, но с дополнительной подготовкой.

---
Баева Лилия Николаевна, учитель математики, школа №48, г.Курган.

Однажды, осенью, я лазила по Интернету и случайно вышла на сайт "Эйдос.ru". Детей заинтересовать было не сложно. Единомышленников в лице директора и заместителя директора по науке нашла сразу. Первой нашей олимпиадой была олимпиада по математике. Трудно было начинать, тем более что я испытала тогда сильнейший стресс. Думала, больше участвовать не будем… Но… подошла биология, и мы с ребятишками опять загорелись. Мой класс, 6 "Б", готов участвовать везде, а потом к нам примыкают и другие. Жаль, что не все учителя и дети проявляют интерес, и даже отказывают в помощи… Еще одна трудность – в школе нет Интернета. Но мы не унываем! И как я понимаю, участвовать дети хотят, значит, будем! Спасибо всем организаторам! Вы делаете очень нужное дело!

---
Сенич Надежда Александровна, учитель биологии, школа №9. г.Улан-Удэ

Когда я прочитала олимпиадные задания, я почувствовала легкое волнение за ребят. У меня возникли мысли, что некоторым ребятам будет трудно справиться с заданиями, но это мысль быстро покинула меня, когда я понаблюдала, как ребята с интересом начали работать. Большинство детей самостоятельно приступили не дожидаясь консультации. И тогда я была уверена, что учащиеся достойно справятся с заданиями эвристической олимпиады.

Большое внимание было обращено на задания с практическим опытом, детям очень нравиться: исследовать, делать заключения, т.е они себя чувствуют исследователями. На своих уроках я буду уделять особое внимание моделированию, конструированию, проведению научно исследовательских занятий.. Особенно рады дети 5 классов, к подготовке отнеслись ответственно, ушли с олимпиады с новым желанием участвовать в эвристических олимпиадах и не только по биологии. Большое спасибо организаторам олимпиады!

---
Кушнарева Анжелика Павловна, заместитель директора по учебной работе, учитель биологии, Музыкально-гуманитарный лицея им. Д. Аюшеева, г. Улан-Удэ

В этом учебном году – учащиеся Музыкально-гуманитарного лицея им. Д. Аюшеева – активные участники Всероссийских эвристических олимпиад. Мы приняли участие практически во всех предметных олимпиадах. И с каждым новым участием росло не только количество участников, но и интерес к выполнению олимпиадных заданий.

В олимпиаде по биологии принимали участие 42 лицеиста в составе трех олимпиадных команд. Ребята всегда с нетерпением ждут задания эвристических олимпиад, с большим интересом, увлеченностью и азартом работают над ними. Пожалуй, главное, что привлекает ребят – это характер выполняемых заданий. С наскока их не сделаешь, над ними нужно думать. Задания рассчитаны не на конкретные знания, они дают возможность свободно мыслить. Равные стартовые возможности получают все участники олимпиады. В олимпиаде по биологии все задания можно условно разделить на три группы.

Первая группа заданий рассчитана на вхождение в образ, проживание ситуаций, связанных с ним (РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ.) Эти задания понравились многим детям, т.к давали возможность посмотреть на мир другими глазами.

Второй тип заданий – это задания, базирующиеся на определенных биологических знаниях. (ТАЙНА УЛИТКИ, ПОДСНЕЖНИК и др.) При работе с ними, дети сначала выдвигали авторские версии, пытались дать им обоснование, доказать свои предположения. И вместе с тем, практически все участники испытывали необходимость узнать альтернативные точки зрения по изучаемой проблеме и соотнести их с собственной гипотезой. Они обращались к товарищам, учителям, одноклассникам. Искали в справочниках, энциклопедиях, словарях, Интернет. Это был момент ИСТИННОГО ПОИСКА – самый ценный момент олимпиады! Если ребенок не знает ответа на вопрос, то интереснее и неожиданнее его мысли их обоснование. Незнание в определенном смысле раскрепощает ребенка, не ставит его в жесткие рамки и отсюда, потребность МЫСЛИТЬ! Интересно было появление экспериментального задания. Хотя, на мой взгляд, его можно было сделать более разнообразными.

Если бы учителя в повседневной практике использовали задания такого типа, то им удалось бы совершить настоящий прорыв в развитии интеллекта и способностей ребенка. Думаю, что ваша олимпиада станет отправной точкой движения в "эвристическом" направлении, как для детей, так и для педагогов.

---
Захарова Татьяна Николаевна, учитель информатики Музыкально-гуманитарного лицея им. Д. Аюшеева г. Улан-Удэ и средней школы №9 г. Улан-Удэ

Олимпиада?! Естественное состояние наших детей. Они настолько привыкли к тому, что раз в месяц у них олимпиада, что мне кажется, они готовы ежесекундно, ежеминутно генерировать идеи. Это просто замечательно. В данной олимпиаде, у нас принимают участие дети, которые долго наблюдали со стороны за участием своих одноклассников в ваших олимпиадах. Я думаю, им просто захотелось доказать, что они тоже могут и самое главное хотят добиться своих вершин. Я рада тому, что круг участников дистанционных эвристических олимпиад расширяется и охватывает все больше и больше учеников. Олимпиада проходила в отлаженном режиме, по четко запланированному расписанию. Детей мобилизует жесткий график работ, ведь их много, а компьютеров всего 10. они знают. Еще раз спасибо за сотрудничество.

---
Липчанская Мария Анатольевна, старший преподаватель кафедры общей биологии Северо-Казахстанского государственного университета, г. Петропавловск, Казахстан

Всё прошло довольно гладко, и результатами я вполне довольна. Удалось создать рабочую обстановку, предоставить каждому ребёнку рабочее место, организовать помощь в решении технических вопросов, привлечь школьных учителей биологии к участию в проведении олимпиады.

Не удалось:
- уговорить учителей, присутствовавших на олимпиаде, написать рефлексию (точнее, написать её они согласились и, по-моему, даже начали, но в самый ответственный момент убежали в школу на уроки). Наверное, в следующий раз я буду распечатывать для учителей специальные бланки с примерными рефлексивными вопросами и местом для ответов. Возможно, это послужит стимулом для оформления своих впечатлений на бумаге;
- предостеречь некоторых детей от использования идей, возникших у них во время участия в предыдущих олимпиадах. Надо будет перед олимпиадой по сочинительству (в которой мы, скорее всего, будем участвовать, так как желающих довольно много) провести среди участников дополнительную разъяснительную работу на тему: "Что такое радость творчества?"
Отдельно хочется сказать о заданиях. С одной стороны они, как всегда, увлекательные, неожиданные и творческие (сужу по реакции на них детей). С другой стороны, мне не особенно понравилась выраженная пантеистическая направленность некоторых вопросов (не люблю я эти вещи; я сторонница традиционных религий и не сторонница "религизации" предметов, изучаемых в светских школах).

Ещё об одном аспекте заданий у меня до сих пор не сложилось окончательного мнения. Несколько вопросов (про кукушку, сорных кур, свёклу и др.) были построены на конкретном фактическом материале, т.е. ответить на них можно было, основательно покопавшись в справочной литературе. Многие дети попались на эту удочку, найдя правильные ответы в книжках и литературно оформив их. Вот я теперь сижу и думаю, хорошо, это или плохо. С одной стороны, в биологии без фактического материала не обойтись, а с другой – может быть, в заданиях на выдвижение гипотез стоит предлагать действительно открытые проблемы, по которым ничего, кроме гипотез, и сказать нельзя?

---
Лагунова Татьяна Владимировна, специалист ООЦ «Экология» ПГПУ, Пермь

И совсем неожиданным оказалось то, что я смогла получить от этой олимпиады как мама. Это оказалось очень интересным психологическим тренингом – набирать под диктовку работы своих собственных детей. Это очень весело, особенно потому, что, крепко держа себя за… хвост, что ли? :-) не даешь себе редактировать и исправлять, пишешь прямую речь. У-У-У, держать надо крепко. Особенно вначале. Зато потом – просто потрясающе – входишь в их мироощущение! И понимаешь, что слова должны быть – именно эти, и порядок их – тоже, а не мой, взрослый. Иной мир. И это великолепно.

Совершенно огорошил сын перечислением разных рыб, откуда он их помнит? Мы уже больше семи лет не держим рыб! От его образа мухи я просто открыла рот, и… закрыла. Покрепче.

РЕКОМЕНДУЮ ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ!!! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОДЕЛЫВАТЬ ТАКИЕ ОПЫТЫ ХОТЯ БЫ РАЗ В ГОДУ!!! ПОТОМУ ЧТО – ЭТО ВАЖНО - УМЕТЬ УДИВЛЯТЬСЯ СОБСТВЕННЫМ ДЕТЯМ. Не гордиться, не огорчаться, не воспитывать, а удивляться, как заново открываемой стране…

Дочь-первоклассница несколько раз смеялась, отвечая на вопросы, разглядывая свой палец (было такое задание). Так и хотелось вставить в текст ее хохотушки. В этом, наверное, тоже соль такой олимпиады – она – ЖИВАЯ!

---

Рефлексия учеников >>

---

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос"- http://www.eidos.ru/shop/


Все олимпиады >>

  вверх
вверх